Крылья мира. Пассажирские летающие лодки Macchi C.94 и Macchi C.100. Италия

17
Крылья мира. Пассажирские летающие лодки Macchi C.94 и Macchi C.100. Италия

Крылья мира. Пассажирские летающие лодки Macchi C.94 и Macchi C.100. Италия

Предисловие редакции журнала «Aeroplane Monthly»: Серия статей Джона Страуда о европейских авиалайнерах, созданных в годы между двумя мировыми войнами, продолжается рассказом об итальянских летающих лодках Macchi C.94 и Macchi C.100.

К середине 1930-х годов компания Aeronautica Macchi (Macchi) из Варезе, северо-запад от Милана, строила летающие лодки и поплавковые гидросамолеты уже в течение двух десятилетий. Многие из ее одно- и двухмоторных летающих лодок-бипланов эксплуатировались на грузопассажирских авиалиниях. Также следует сказать, что компания Macchi приобрела всемирную известность своими гоночными двухпоплавковыми гидросамолетами-монопланами, участвовавшими в шнейдеровских гонках.

Рекордный гидросамолёт, который в октябре 1933 года увеличил значение мирового рекорда скорости с 390 миль в час (628 км/ч) до 440 миль в час (708 км/ч), нес обозначение Macchi-Castoldi MC.72, и именно его создатель – инженер Марио Кастольди – разработал две коммерческие летающие лодки-моноплана Macchi C.94 и Macchi C.100.

Как полагает автор статьи, у итальянской авиакомпании Ala Littoria была потребность в более современной летающей лодке для адриатических маршрутов, и Марио Кастольди в ответ на спецификацию компании разработал гидросамолет C.94.

Это был свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом, двухмоторной силовой установкой, однокилевым хвостовыми оперением, который мог эксплуатироваться в варианте амфибии и в варианте чистой летающей лодки.

Крыло представляло собой двухлонжеронную деревянную конструкцию, разделенную на многочисленные водонепроницаемые отсеки. Изготовленное неразъемным, крыло имело толстый аэродинамический профиль и, обладая ярко выраженным углом поперечного V, сужалось по толщине и длине хорды от корневых частей до законцовок, которые крыла имели небольшое скругление. Закрылки располагались между корневыми частями крыла и элеронами. Элероны были зависающими и отклонялись вниз при взлете и посадке одновременно с выпуском закрылков. Крыло имело фанерную обшивку и вмещало внутри себя шесть топливных баков, каждый из которых имел емкость по 278 литров.

Корпус, также обладавший деревянным силовым набором и фанерной обшивкой, имел почти прямоугольное поперечное сечение с округлой верхней частью. Глиссирующее днище, имевшее V-образную форму с очень тупым центральным углом, было двухреданным, и его ширина была значительно больше ширины основной части корпуса. Однореданные стабилизирующие поплавки соединялись с нижней частью крыла с помощью стоек и тросов и располагались от корневых частей крыла на расстоянии примерно две трети их размаха.

Стабилизатор и рули направления имели эллиптическую при виде сверху форму; для обеспечения отклонений руля направления в руле высоты были сделаны вырезы. Киль был изготовлен как единое целое с корпусом лодки, а стабилизатор, прочность которого была усилена подкосами, устанавливался примерно на середине высоты киля. Руль направления получил роговую компенсацию и смещенную назад переднюю кромку. Позднее руль направления был модифицирован с увеличением площади таким образом, чтобы передние кромки киля и руля направления образовывали непрерывную линию. Фиксированные элементы хвостового оперения были деревянными, а рули высоты и направления имели металлический силовой набор и полотняную обшивку.

Двигатели с красивыми обтекаемыми гондолами были установлены над крылом на системе обтекаемых стальных стоек. Масляные баки находились в верхних частях моторных гондол. Прототип и первые пять серийных самолетов оснащались девятицилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения Wright Cyclone SGR-1820-F52, развивавшими мощность 770 л.с., а остальные, вероятно, семь экземпляров получили 800-сильные радиальные двигатели Alfa Romeo 126 RC.10. Двигатели были заключены в капоты НАКА и вращали трехлопастные металлические винты изменяемого шага.

В носовой части корпуса летающей лодки имелся отсек для хранения морского снаряжения, а непосредственно за ним находилась застекленная кабина экипажа с расположенными бок о бок сиденьями пилотов и двойным управлением. За кабиной пилотов располагалась рубка радиста, а непосредственно за ней находился пассажирский отсек с 12 посадочными местами. Шпангоуты с широкими центральными проемами разделили пассажирский салон на три секции, каждая из которых имела по два обращенных вперед сиденья с каждой стороны и с довольно широким центральным проходом. Рядом с каждым сиденьем было круглое занавешенное окно. Над каждым сиденьем располагался вентилятор, и по всей длине салона с каждой стороны тянулись сетчатые полки для легкого багажа. За пассажирским салоном находились уборная и багажное отделение. В задней части пассажирского салона на каждой стороне фюзеляжа находились небольшие круглые окна; такие же окна были в передней части салона. На левой стороне фюзеляжа данное окно размещалось на входной двери, которая в своей нижней части сужалась к очень узкому основанию. Дополнительный люк находился в верхней части корпуса позади крыла.

Мы привыкли к нерешенным проблемам в отслеживании истории довоенных самолетов, и C.94 нас не разочаровывает. Утверждается, что первая летающая лодка C.94 была изготовлена в 1935 году. В 1936 году за ней последовали еще шесть гидросамолетов и пять машин в 1938 году. Вариант летающей лодки-амфибии, получивший номер гражданской регистрации I-ARNO, был представлен в октябре 1935 года на первом миланском международном авиасалоне. Во всех ссылках на I-ARNO его серийный номер указан как 94002. Однако автор статьи никогда не был уверен в том, что это был за самолет: подлинный C.94, тщательно изготовленный макет или смесь того и другого. Считается, что летающая лодка C.94 впервые поднялась в воздух в 1935 году, хотя вполне возможно, что полеты она стала совершать только в 1936 году.

летающая лодка C.94 (I-ARNO) на первом международном авиасалоне; Милан, 12-28 октября 1935 года. Данный самолет мог быть макетом или частичным макетом

летающая лодка C.94 (I-ARNO) на первом международном авиасалоне; Милан, 12-28 октября 1935 года. Данный самолет мог быть макетом или частичным макетом

чистая летающая лодка C.94 (I-ARNO) все больше ставит под сомнение утверждения, что на выставке в Милане она была амфибией

чистая летающая лодка C.94 (I-ARNO) все больше ставит под сомнение утверждения, что на выставке в Милане она была амфибией

По всей видимости прототипом была летающая лодка с номером гражданской регистрации I-NEPI, серийным номером 94000 и двигателями Cyclone. Некоторое время гидросамолет был оборудован колесным шасси и мог действовать как амфибия. Сообщалось, что следующая летающая лодка C.94 (I-NILO, зав. номер 94001) оснащалась двигателями Alfa Romeo. Эта машина разбилась 18 августа 1938 года, и в катастрофе погибли летчик-испытатель Джузеппе Буреи (Giuseppe Burei) и еще 14 человек.

Другими оснащенными двигателями Cyclone летающими лодками C.94 были самолеты с номерами гражданской регистрации I-LIRI, I-TOCE, I-SILE и I-NARO и серийными номерами 94003-94006. Летающая лодка I-ARNO также оснащалась двигателями Cyclone.

Утверждается, что в конце июня 1936 года авиакомпании Ala Littoria уже принадлежала одна летающая лодка C.94 и выполняла полеты на адриатических линиях и что в течение 1937 года к ней присоединились еще семь C.94 с двигателями Cyclone. Это говорит о том, что по крайней мере в течение некоторого времени летающая лодка с гражданским номером I-NILO должна была оснащаться двигателями Cyclone.

Похоже, что все эти летающие лодки C.94 с двигателями Cyclone имели оригинальные укороченные рули направления.

летающая лодка C.94 (сер. номер 94003) с двигателями Cyclone и первоначальным вариантом руля направления

летающая лодка C.94 (сер. номер 94003) с двигателями Cyclone и первоначальным вариантом руля направления

Имеются сообщения, что у летающих лодок C.94 были некоторые недостатки, среди которых был выход из воды с недостаточной скоростью и что в конструкцию гидросамолета был внесен ряд изменений. Однако единственное изменение, которое было обнаружено автором статьи, заключалось в увеличении площади роговой компенсации руля направления. Судя по всему, последние шесть или семь летающих лодок C.94 были изготовлены с модифицированным рулем направления, а гидросамолеты с серийными номерами 94000-94002 были модернизированы.

последняя оснащённая двигателями Cyclone летающая лодка C.94 (I-NARO). Самолет получил модифицированный руль направления

последняя оснащённая двигателями Cyclone летающая лодка C.94 (I-NARO). Самолет получил модифицированный руль направления

Серия летающих лодок с двигателями Alfa Romeo была изготовлена в 1938 году, и построенные машины получили гражданские номера I-ENZA, I-ANIO, I-NETO, I-LATO и I-NEVA (сер. номера 94007-94011). В итоге получается 12 гидросамолетов. У автора статьи имеется письмо компании Macchi, в котором утверждается, что компания изготовила 12 машин: шесть с двигателями Cyclone и еще шесть с двигателями Alfa Romeo. Однако имеются доказательства, что была изготовлена тринадцатая летающая лодка (сер. номер 94012), которая была продана в Аргентину.

летающая лодка C.94 (I-LATO) с двигателями Alfa Romeo

летающая лодка C.94 (I-LATO) с двигателями Alfa Romeo

летающая лодка C.94 (I-NETO) с двигателями Alfa Romeo

летающая лодка C.94 (I-NETO) с двигателями Alfa Romeo

 по информации компании летающая лодка C.94 (I-NEVA) была последней, получившей двигатели Alfa Romeo

по информации компании летающая лодка C.94 (I-NEVA) была последней, получившей двигатели Alfa Romeo

В 1937 году гидросамолет с гражданским номером I-NEPI был в варианте амфибии, и авиакомпания Ala Littoria эксплуатировала машину именно в такой конфигурации. В списке летающих лодок C.94, переданном автору статьи компанией Macchi, гидросамолет с гражданским номером I-NEPI был единственным, который было отмечен как амфибия. Вследствие этого представляется сомнительным, что представленная на миланской выставке летающая лодка с номером I-ARNO была амфибией. В варианте амфибии основные стоки шасси крепились к бортам корпуса выше ватерлинии и опускались вниз для выполнения посадки и рулежки по взлетной полосе. Колеса убирались поворотом вперед и вверх, частично скрываясь в передней кромке крыла. В убранном положении большая часть колес оставалась открытой, но под нижней частью крыла были установлены небольшие обтекатели. В убранном положении ни один из элементов стойки шасси не убирался полностью в элементы конструкции самолета. В крайней задней части корпуса лодки имелось управляемое хвостовое колесо; нижняя часть руля направления была срезана с целью обеспечить пространство при уборке хвостовой стойки шасси.

гидросамолет C.94 (I-NEPI, сер. номер 94000) с двигателями Cyclone, амфибийным шасси и модифицированным рулем направления

гидросамолет C.94 (I-NEPI, сер. номер 94000) с двигателями Cyclone, амфибийным шасси и модифицированным рулем направления

Было написано, что амфибия C.94 имела несколько меньшие размеры, чем чистая летающая лодка, но это не так. Масса пустой амфибии была на 850 кг больше, чем у летающей лодки с двигателями Cyclone, ее полезная нагрузка была на 150 кг меньше, а полная масса на 700 кг больше. Все это приводило к снижению летных характеристик.

Гидросамолет C.94 (I-NEPI) установил ряд международных рекордов среди амфибий. 15 апреля 1937 года с нагрузкой 1000 кг он достиг высоты 6432 метров, 6 мая на дистанции 2000 километров C.94 разогнался до скорости 248,967 км/ч и, наконец, 9 мая 1937 года он с нагрузками 500 кг и 1000 кг и дистанции протяженностью 1000 километров установил рекорд скорости 257,138 км/ч.

Насколько можно установить, летающие лодки C.94 были заказаны для выполнения полетов на авиалиниях Рим – Фальконара – Триест и Триест – Венеция – Генуя – Марсель. Сообщалось, что до начала Второй Мировой войны выполняли полеты на авиалинии Рим – Кальяри – Пальма. К этому времени у авиакомпании Ala Littoria оставались восемь летающих лодок C.94: одни из них разбилась, а остальные три были проданы в Южную Америку.

Сообщается, что три проданные в Южную Америку летающие лодки покинули Триест 15 декабря 1938 года и прибыл в Буэнос-Айрес 2 января 1939 года. Самолеты были приобретены компанией Corporation Sud-americana de Servicios Aereos, которая в 1938 году была образована с помощью итальянского правительства. В марте 1939 года было открыто сообщение между гаванями Буэнос-Айреса и Монтевидео, а 15 мая того же года C.94 начали выполнять полеты на недолго просуществовавшей линии Буэнос-Айрес – Росарио. 26 марта 1941 года «макки» начали летать по маршруту Буэнос-Айрес – Асунсьон, Парагвая, с промежуточными посадками в Санта-Фе, Барранкерасе и Формозе. Однако после начала войны все авиаперевозки были прекращены.

Тремя проданными летающими лодками, проданными авиакомпанией Ala Littoria в Аргентину, были I-ANIO, I-LATO и I-NEVA. Первая летающая лодка (I-ANIO) получила собственное имя «Rio de la Plata» и номер гражданской регистрации LV-LAB, который позднее был сменен на LV-AAD. Вторая летающая лодка (I-LATO) сначала получила номер LV-NAB, а затем LV-AAF. Автору статьи аргентинский гражданский номер третьей летающей лодки (I-NEVA) отследить не удалось. Но похоже в Аргентине была четвертая летающая лодка C.94 (зав. номер 94012), получившая собственное имя «Rio Parana» номер гражданской регистрации LV-MAB. Позднее машина была перерегистрирована как LV-AAE и, как известно, разбилась. В марте 1947 года летающая лодка C.94 (LV-AAD) была зарегистрирована компанией Sociedad Mixta Aviacion Litoral.

летающая лодка C.94 Rio Parana (LV-MAB; сер. номер 94012), компании Corporation Sud-americana de Servicios Aereos. Похоже эта машина довела общее количество изготовленных летающих лодок до 13

летающая лодка C.94 Rio Parana (LV-MAB; сер. номер 94012), компании Corporation Sud-americana de Servicios Aereos. Похоже эта машина довела общее количество изготовленных летающих лодок до 13

аргентинская летающая лодка C.94 в полете над рекой Ла-Плата

аргентинская летающая лодка C.94 в полете над рекой Ла-Плата

Через некоторое время после вступления Италии в войну летающие лодки были включены в состав отряда связных самолетов (Nucleo Comunicazioni) авиакомпании Ala Littoria и получили следующие номера военного регистра: MM.60452 (I-TOCE), MM.60453 (I-NARO), MM.60454 (I-NEPI), MM.60455 (I-ARNO), MM.60456 (I-LIRI), 60457 (I-SILE), MM.60458 (I-NETO) и MM.60459 (I-ENZA). Автор статьи не нашел информации, что на эти машины был нанесен камуфляж, но на киле каждого из этих гидросамолетов был изображен итальянский флаг, на консоли крыла и стабилизатора были нанесены продольные зеленые, белые и красные полосы, а на бортах корпуса ниже крыла – вертикальные зеленые, белые и красные полосы. В носовых частях корпусов летающие лодки сохранили гражданские номера и вымпелы авиакомпании Ala Littoria.

оснащенная двигателями Alfa Romeo летающая лодка C.94 (I-ENZA) в окраске военного времени. Картина Кита Вудкока (Keith Woodcock)

оснащенная двигателями Alfa Romeo летающая лодка C.94 (I-ENZA) в окраске военного времени. Картина Кита Вудкока (Keith Woodcock)

В ноябре 1940 года летающая лодка C.94 (I-NETO) была использована для доставки членов итальянской комиссии по перемирию из Рима на Корсику, используя в качестве отправной точки расположенное неподалеку от Рима озеро Браччиано. Считается, что во время войны летающие лодки C.94 выполняли полеты между Римом и Полленсой с промежуточной посадкой в Кальяри и Римом и Барселоной c промежуточной посадкой в Альгеро (в обоих случаях промежуточная посадка была на острове Сардиния).

После выходи Италии из войны и заключения в 1943 году перемирия с союзниками летающие лодки C.94 (зав. номера 94002-94007 и 94009) были захвачены немцами и получили германские военные номера с AD-QN по AD-QT. Однако, вероятно, немцы недолго эксплуатировали изношенные машины.

В 1937 году компания Macchi изготовила летающую лодку-разведчик-бомбардировщик C.99, конструкция которой включала в себя некоторые особенности конструкции C.94. Однако эта летающая лодка была крупнее C.94, имела двухкилевое хвостовое оперение и оснащалась двумя 836-сильными рядными двигателями жидкостного охлаждения Isotta-Fraschini Asso XI RC.15, установленными над крылом на системе стоек. Оборонительное вооружение летающей лодки C.99 размещалось в передней и задней стрелковых позиций. Данная лодка осталась в прототипе и не пошла в серийное производство.

Используя опыт создания летающих лодок C.94 и C.99, компания Macchi для авиакомпании Ala Littoria разработала трехмоторную летающую лодку C.100. Были изготовлены три экземпляра, получивших номера гражданской регистрации I-PLIO, I-PACE и I-PLUS и серийные номера 4157-4159. Первая машина совершила свой первый полет 7 января 1939 года и получила свой сертификат летной годности 16 мая того же года. Второй и третий экземпляры были изготовлены в течение 1940 года.

Летающая лодка C.100 имела схожую с C.94 конструкцию, но отличалась большим сужением крыла, более крупным корпусом с приподнятым фонарем кабины, а также двухкилевым хвостовым оперением. Силовая установка состояла из трех 800-сильным девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Alfa Romeo 126 RC.10, установленных бок о бок на стальных стойках над крылом и заключенных в капоты НАКА. Двигатели приводили в движение трехлопастные металлические винты регулируемого шага. Центральный двигатель был немного смещен назад. Возможно, это было сделано для увеличения зазора между винтом и задней частью кабины пилотов.

Стабилизатор и рули высоты имели эллиптическую при виде сверху форму, но вырезы для обеспечения отклонений рулей направления в руле высоты были крупнее, чем на C.94. Подкосный стабилизатор был установлен на основании киля, изготовленном с корпусом как единое целое, и сами кили были прикреплены к стабилизатору и дополнительно усилены подкосами.

В носовой оконечности C.100 располагались радиорубка и кабина с установленными бок о бок сиденьями для двух пилотов. На нижнем уровне находился пассажирский салон, рассчитанный на размещение 26 человек. Сиденья располагались в восемь рядов по три в ряд с одиночными сиденьями по правому борту и парами по левому борту; сзади находились два сиденья по одному с каждой стороны, что было сделано для обеспечения доступа к двери, расположенной в задней переборке. Пассажирский салон был разделен на три части вспомогательными шпангоутами. В потолке салона были размещены светильники и вентиляторы. В дополнение к ним над сиденьями и расположенными по бортам багажными полками были установлены индивидуальные вентиляторы. Рядом с каждым сиденьем или парой сидений было занавешенное круглое окно. Дверь в кормовой переборке и дополнительные небольшие окошки в корпусе позволяют предположить, что в кормовой части самолета за пассажирским салоном находились уборные. В левому борту корпуса имелась передняя дверь с окном, а в носовой оконечности над радиорубкой находился люк, перед которым была установлена радиопеленгаторная рамочная антенна.

снимок пассажирского салона летающей лодки C.100 (взгляд на корму)

снимок пассажирского салона летающей лодки C.100 (взгляд на корму)

Сообщалось, что в 1939 и 1940 годах летающие лодки C.100 выполняли полеты на линии Рим – Кальяри –Барселона – Лиссабон. Как и C.94, C.100 были частью отряда связных самолетов авиакомпании Ala Littoria, получив номера военного регистра MM.60418-60420 (военные номера присваивались в порядке убывания серийных номеров).

первая летающая лодка C.100. Почти наверняка снимок был сделан в Генуе

первая летающая лодка C.100. Почти наверняка снимок был сделан в Генуе

Эти летающие лодки использовались в качестве военно-транспортных самолетов, летая между Римом и Ливией. 30 июля 1941 года после взлета в Лидо, Рим, потерпела крушение летающая лодка C.100 (I-PACE), а 6 февраля 1942 года в Кальяри была уничтожена пожаром летающая лодка C.100 (I-PLUS). Автор статьи не знает судьбу летающей лодки C.100 (I-PLIO), но, вероятно, она находилась в эксплуатации до 1943 года. В это время она была окрашена аналогично летающим лодкам C.94 за исключением того, что продольные зеленые, белые и красные полосы были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла, а не на стабилизатор; итальянский флаг был нанесен на внешние поверхности обоих килей.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

C.94 Cyclone C.94 Alfa Romeo C.94 Amphibian C.100
Размеры:
размах крыла 22,93 м 22,93 м 22,93 м 24,34 м
длина 16,17 м 16,17 м 16,17 м 17,34 м
площадь крыла 76 м² 76 м² 76 м² 100 м²
Масса:
пустого 5150 кг 5150 кг 6000 кг 8550
с полной нагрузкой 7550 кг 8200 кг 8250 кг 13100
Летные характеристики:
максимальная скорость 290 км/ч 292 км/ч 282 км/ч 310 км/ч
крейсерская скорость 250 км/ч 246 км/ч 240 км/ч 263 км/ч
практический потолок 5250 м 6000 м 5800 м 6100 м
дальность полета 1380 км 1490 км н/д 1400 км

длины разбега и пробега летающей лодки C.94 составляли 230-240 метров

источник: John Stroud «Wings of peace» «Aeroplane Monthly», May 1989, pages 304-308

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account