Крылатые автомобили. Беседа с конструкторами автомобилей
Интересная винтажная статья (судя по стилистике и предлагаемым идеям скорее всего Юрия Ароновича Долматовского), которая, думаю, заинтересует коллег.
Вот вам «портрет» нового автомобиля. Сегодня на нем мы еще не сможем поехать, но завтра такие машины будут курсировать по всем дорогам.
Внешне рассматриваемый автомобиль мало чем отличается от своих сородичей, но в нем много того, чего техника вчерашнего дня не знала или знала, но не могла применить. Сейчас даже трудно представить, что прапрадедом этой машины с совершенными формами, уверенно стоящей на маленьких, широко поставленных колесах, был угловатый «тонконогий» экипаж, примостившийся на высоких колесах.
Представьте себе, сколько неудобств он доставлял пассажирам и водителю. Вместо гладкого бетонного покрытия были булыжные, очень неровные мостовые. Шум работающего двигателя сливался с грохотом и стуком колес. На каждом выступе автомобиль дико трясся и подпрыгивал. И при этом до смешного малая скорость – 20–25 км/час.
Вскоре конструкторы добились значительных сдвигов. Скорость легковых пассажирских автомобилей возросла до 120–150 км/час, кузов понизился и вытянулся, колеса уменьшились. Двигатель и остальные агрегаты хотя и стали размещаться более компактно, но все еще продолжали занимать до 50% объема всей машины. Дороги, правда, далеко еще не все, покрылись гладким асфальтом. Автомобильный транспорт значительно улучшился, но, несмотря на это, непрерывно шла борьба за лучшую компоновку, уменьшение оборудования и за принципиально новый двигатель. На смену поршневому двигателю пришел газотурбинный. С его постановкой автомобиль освободился от очень громоздких агрегатов, которые вы сейчас сможете увидеть только в музеях – от сцепления, коробки перемены передач, гидротрансформатора и очень мешающего удобной компоновке и довольно тяжелого карданного вала. Этот быстроходный, небольшой и довольно экономичный по тому времени двигатель продержался на автомобиле довольно долго. Но и он был, в конце концов, заменен значительно более экономичным и предельно маленьким электрическим двигателем.
Сейчас понятие о скоростях и расстояниях изменились. Изменились требования к внешнему облику и устройству. У современного автомобиля идеально гладкая поверхность, нет ни дверных ручек, ни буферных устройств, ни углубленных окон, какие имелись на автомобилях прошлых лет. В общем, нет ничего лишнего, что выступало бы над обтекаемым корпусом этой каплевидной машины из легкого металла и пластмассы. Внутри тоже нет ничего постороннего, мешающего пассажирам. Удобные откидные кресла, выдвижной стол, пульт автоматического управления, нет отовсюду выпирающих рычагов, выступов от механизмов, рулевого круга. Замена листового металла пластмассой, упрочненной армированным стекловолокном, значительно снизила общий вес автомобиля, что, в свою очередь, сказалось на повышении скорости и сокращении расхода энергии.
Вспомните, раньше, для того чтобы открыть дверцы или окна, необходимо было повернуть соответствующие рукоятки. Сейчас мы нажимаем кнопку, утопленную заподлицо с поверхностью корпуса, – и дверцы сдвигаются, открывая доступ в просторное помещение кузова. Сиденья в кузове можно поставить под каким угодно углом к направлению движения. Ничего этого не было в старых моделях. Пассажиры и водители были узниками машины. Водитель все время внимательно и неотрывно должен был следить за дорогой. Руки его были в постоянном напряжении, то сжимая руль, то передвигая различные рычаги, регулируя скорость, производя остановки, торможение, разгон. Пассажиры сидели строго в направлении движения, и перед их окнами мелькала дорога.
Когда скорость нашего автомобиля становится чересчур высокой и стремительное мелькание мимо летящих предметов начинает утомлять пассажиров, мы, повернув небольшой выключатель, моментально превращаем окна нашей машины в непрозрачные. Но свет продолжает проникать в кузов, и в нем так же светло, как и прежде. Исчезла лишь видимость пробегающих предметов. Объясняется все очень просто: окна сделаны из поляризованной пластмассы.
Роль человека, управляющего автомобилем, может выполнять «автоматический водитель» – радиолокационная установка, которая непрерывно находится в контакте с дорожными знаками шоссе. Фотоэлементы следят за сигналами светофоров. Причем и дорожные знаки, и светофор, и само шоссе рассчитаны на движение именно таких машин. Механизмы, находящиеся на шоссе, управляют движением автомобиля. При возникновении какого-либо препятствия срабатывают фотоэлементы, и он останавливается. Исчезнет препятствие, и опять автоматически возобновляется движение автомобиля с прежней скоростью. В этом особенность авто-, точнее электромобиля.
С приходом электрического двигателя пришлось изменить и облик дороги. Под шоссе проложен электрический кабель, по которому проходят токи высокой частоты. Энергию электромагнитного поля, которое создается вокруг этого кабеля, улавливает специальное антенное устройство, расположенное под полом машины. Кабель под шоссе – это, по существу, антенна передатчика, а двигатель машины – радиоприемник. Принятая этим приемником энергия высокочастотного поля превращается в ток, который и вращает моторы, находящиеся непосредственно в колесах автомобиля. Так как «радиомотор» наших автомобилей смонтирован на полупроводниках, то он занимает очень мало места. Вес его также незначителен.
Несколько лет назад назрела необходимость в создании другого вида транспорта, так как скорость автомобиля практически дошла до своего предела. Для наземных средств передвижения практически целесообразная скорость составляет всего лишь 200–250 км/час. Объясняется это очень просто. Сопротивление, которое приходится преодолевать автомобилю, складывается из двух основных сопротивлений – сопротивления качению колес и сопротивления воздуха. Сопротивление качению при скоростях, примерно несколько больших 200 км/час, возрастает настолько, что ездить по дорогам становится уже невыгодным. Рациональнее летать по воздуху: затраты мощности и энергии значительно меньше, скорости выше, удобств больше. Поэтому конструкторы начали разрабатывать принципиально новую конструкцию автомобиля – летающую. Были созданы автомобили-вертолеты. Но они не смогли вытеснить дорожных автомобилей, так как их пришлось усложнить конструктивно и удорожить. Причем пострадали и ходовые качества автомобиля, и летные качества вертолета. Такой летающий «гибрид» оказался хуже автомобиля на земле и хуже самолета в воздухе. Летающие автомобили-вертолеты сейчас еще существуют наряду с дорожными автомобилями. Они очень удобны для туристских и служебных поездок, а также путешествий по стране, туда, где нет бетонных дорог с электрическим питанием. Дорожные же автомобили продолжают служить главным образом только для недалеких поездок.
Итак, летающие автомобили старых конструкций – автомобили-вертолеты – себя не оправдали, и они в скором времени, безусловно, совсем вытеснятся более современными электровихревыми автомобилями. Ведь поток воздуха можно отбрасывать и тем самым создавать подъемную силу не только лопастями воздушного винта. Есть более современный и действенный способ создания тяги и подъемной силы. Разработка таких автомобилей сейчас ведется. Интенсивный воздушный поток можно создать с помощью статических зарядов электричества. Для этого на новых летающих автомобилях будет установлена система, ускоряющая воздушный поток, состоящая из комплекса атомной батареи, конденсаторов и ионизатора-ускорителя воздушного потока. Это автомобили, на которых будут летать в любом направлении со скоростями самолетов. Они смогут «висеть» неподвижно в воздухе и взлетать с места, как вертолеты.
источник: Рис. В. АРЯМОВА «КРЫЛАТЫЕ АВТОМОБИЛИ. БЕСЕДА С КОНСТРУКТОРАМИ АВТОМОБИЛЕЙ» «Техника-молодежи» 09/1957