2

Не смотря на отсутствие на вооружении французской авиации крупнокалиберных пулеметов в предвоенные годы, в плане разработок и опытов французская оборонная промышленность далеко продвинулась в этом вопросе, и лишь неудачное стечение обстоятельств не позволило принять на вооружение достаточно прогрессивные виды этого весьма полезного оружия.

Эксперименты с крупнокалиберными пулеметами начались во Франции еще в конце 1-й Мировой войны. Именно французам пришла в голову мысль для борьбы с немецкими дирижаблями увеличить калибр британского пулемета Виккерс. Крупнокалиберный Виккерс образца 1918 года представлял собой комбинацию смасштабированной британской конструкции и старого французского патрона Гра (Grass) 11х59R – разработки еще 60-х годов 19 века, правда, переработанного фирмой Desvignes под бездымный порох. Под тот же 11-мм патрон Гра в начале 20-х был переработан французский пулемет Гочкисс, впрочем, так и оставшись опытным образцом.

11-мм Виккерсы ограниченно применялись странами Антанты по прямому назначению в последние месяцы войны, после чего отправилось на склады, где пролежав до начала 30-х, так и не нашли дальнейшего применения. Причина была очевидна – это оружие, в той или иной степени являлось импровизацией военного времени под устаревший боеприпас.

 В то же время, армия требовала подлинно тяжелых пулеметов как для противотанкового, так и противовоздушного применения, и пехотных, и авиационных.
Поэтому неудивительно, что крупнокалиберные патроны калибра от 9 до 13.5 мм во Франции начали разрабатываться практически сразу после окончания 1-й Мировой войны.

Одной из первых попыток создания современного крупонокалиберного патрона была разработка Патронной фабрики Валанса, датированная 30 июня 1921 года. Проект представлял собой 11-мм патрон с классической остроконечной пулей и гильзой длиной 78 мм. Одновременно, на рубеже 1922-23 годов фирма Дарн заявила о готовом проекте 11-мм пулемета под этот патрон. Впрочем, о версии 11-мм Дарна практически нет информации. Неизвестно даже, существовал ли он в металле.

В 1929 году с 11-мм патроном экспериментировал государственный арсенал Шательро, разрабатывая крупнокалиберную версию своего «крепостного» пулемета МАС Mle.1931, который, впрочем, был отвергнут, как и параллельная разработка пехотного 11-мм пулемета Сент-Этьен (MAS), информация о которых также очень скудна.

Крупнокалиберные авиапулеметы Франции

Экспериментальный патрон MAS 11x78B

Компания Гочкисс начиная с 1923 года начала работу над альтернативным проектом крупнокалиберного пулемета используя наработки бельгийской компании Национальная Фабрика в Эрстале, еще в 1918 году разработавшей мощный 13.2-мм патрон. Забегая вперед, именно проект Гочкисса в конце концов увенчался успехом, будучи реализованным в крупнокалиберном пулемете модели 1930 года. Очень мощное оружие, но находившее спрос больше в экспортных продажах, нежели во французской армии.

По мнению французского военного министерства, тяжелый пулемет, масса которого вместе со станком и запасом патронов вплотную приближалась к двум центнерам, мало подходила в качестве пехотного вооружения. В этой связи подконтрольная Военному ведомству Государственная фабрика «Оружейный завод Сент – Этьен» (La Manufacture d'armes de Saint-Étienne — MAS ) в 1930 году представила разработанный своего рода «промежуточный» патрон 9х66 мм. Пуля этого патрона при массе около 20 грамм по дульной энергии практически втрое превосходила штатный винтовочный патрон, что позволяло рассчитывать при умеренной массе оружия, удержав его в рамках пехотного, получить существенный прирост в мощности. А соответственно, использовать его как полноценный тяжелый пулемет для борьбы с авиацией и легкой бронетехникой того времени.

Идея такого пулемета показалась перспективной. Компания Гочкисс под этот патрон смасштабировала свою газоотводную классику. 9-мм «Hotchkiss» Mle.1935, предполагавшийся в качестве пехотного, зенитного и танкового пулемета, весил около 30 кг, темп стрельбы достигал 500 выстр/мин.

Параллельно на фирме Шательро шла работа над авиационной версией 9-мм пулемета МАС Mle.1935, представлявшего собой также смасштабированную версию 7.5-мм авиационного пулемета МАС Mle.1934, со своим коронным барабанным магазином. Впрочем, уже на момент проектирования министерство авиации Франции (Ministère de l'Air), на тот момент представлявшее собой независимую от армии структуру, посчитало, что в качестве авиационного вооружения 9-мм калибр не представляет интереса, решив сосредоточится на более мощных системах.

Арсеналу Шательро, уже имеющему в своем активе наработки в плане состоявшего на вооружении 7.5-мм авиационного пулемета МАС Mle.1934, 9-мм авиационного МАС Mle.1935 и 11-мм «крепостного» пулемета модели 1929 года, не составило труда совместить их в новой авиационной версии 11-мм пулемета, известной как МАС Mle.1938.

Пулемет был для своего класса очень легким (тело оружия весило всего 15 кг), при этом темп стрельбы его достигал 750-800 выстр/мин, который мог быть доведен до 1000 выстр/мин. Что при использовании 26-граммовой пули, покидавшей ствол со скоростью 800 м/с, позволяло получить весьма впечатляющий залп. Надо сказать, что к моменту создания предполагались к производству зажигательно-трассирующие, бронебойные пули, а также разрывные, что делало это оружие весьма перспективным.

Картину портил лишь громоздкий 250-зарядный вращающийся барабан, расположенный вертикально справа от приемника. Эта классическая «фишка» пулеметов Шательро даже в 7.5-мм версии создавала изрядные проблемы при установке пулеметов в крыле истребителей, а в оборонительных турелях существенно ухудшало весовой балланс оружия. Впрочем, если бы судьба благоволила к этой разработке, можно было надеяться, что 11-мм МАС был бы переработан под ленту по аналогии с 7.5-мм МАС 1934 Mle39.

Крупнокалиберные авиапулеметы ФранцииОпытный авиационный 11-мм пулемет МАС Mle.1938

 

Что касается 9-мм пулемета, то арсенал Шательро предпринял попытку создания новой, «сухопутной» версии своего оружия. Правда, модель МАС Mle.1937 уже не являлась смасштабированной копией предыдущих проектов. Пулемет был разработан практически с нуля. Несмотря на схожий принцип газоотводной автоматики, классический для французской оружейной школы, конструкция 9-мм пехотного пулемета существенно отличалась. Он имел длинные газовые пути. Газоотводная трубка шла практически на всю длину ствола, а газовый поршень располагался непосредственно под ствольной коробкой.

Питание пулемета осуществлялось из примыкаемых сверху коробчатых магазинов.

Крупнокалиберные авиапулеметы Франции

Опытный 9-мм пулемет "пехотный" МАС Mle.1937

Доводка 9 и 11-мм пулеметов Шательро шла неспешными темпами. Отчасти этому способствовал изрядный бардак во французской оборонной промышленности конца 30-х годов. «Хотелки» военных постоянно менялись, четкой стратегии развития не было. К тому же, корпорация Гочкисс в 1938 году заявила о создании на базе своего тяжелого 13.2-мм пулемета авиационной версии с ленточной подачей патронов и увеличенным темпом стрельбы.

По всей видимости, в недрах военного ведомства Франции, в конце концов, возобладало очевидное решение сосредоточиться на доводке именно оружия Гочкисс, авиаверсия которого все же являлась модификацией уже освоенного промышленностью оружия, а не плодить разнотипья оружия и боеприпасов. Ввиду этого к началу войны работы над 9- и 11-мм пулеметами были свернуты. Увы, но и 13.2-мм Гочкисс также не успел к боевым действиям.

В итоге, оставшиеся без крупнокалиберных авиапулеметов французы в 1940 году вынуждены были закупить в Бельгии партию крупнокалиберных Браунингов FN.39 под свой 13.2-мм патрон. Однако и они не успели на войну.

 

Есть правда сведения, что уже после начала боев 2-й Мировой один из двухмоторных штурмовиков Бреге Br.693 получил в качестве эксперимента пару 13.2-мм пулеметов –то ли Гочкиссов, то ли Брауинингов — вместо пушек Испано.Крупнокалиберные авиапулеметы Франции

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account