1

Как бы в продолжении темы поднятой в статье — Альтернативное развитие крейсеров проекта 68 или немирный атом. Предлагаю вам ещё один альтернативный взгляд на наши крейсера Проекта 68.

Материал, как и предыдущий, взят так же с ФАИ. Автор коллега Швамбран.

Крейсера Проекта 68 ещё одна альтернатива

История этого корабля началась в 1947 году, когда в СССР просочились сведения о том, что в США начата разработка атомной субмарины — будущего "Наутилуса". Информация вызвала интерес у Сталина, и при случае вождь осведомился у свежеиспечённого главкома ВМС адмирала Юмашева, возможно ли строительство подводной лодки с атомным реактором и у нас? Юмашев отвечал уклончиво, в том смысле, что постройки и эксплуатация таких судов, будет сопряжена с огромными трудностями, поскольку никакого опыта — хотя бы приблизительного, флот не имеет. Тем более, на подводных лодках, на которых и обычные силовые установки частенько грешать всяческими неожиданными "сюрпризами".

— Ну, а если мы построим надводный корабль — в порядке эксперимента? — прищурился товарищ Сталин.
Против надводного корабля И. С. Юмашев не возражал, и уже летом 1947 г. вышло постановление Совмина о проектировании корабля с атомной силовой установкой.
За основу, не мудрствуя лукаво, разработкики взяли крейсер 68-бис, техпроект которого был утверждён месяцем ранее. Корабль обещал быть надёжным и вполне современным, а главное — большим, что, как нельзя кстати, подходило для экспериментальной ЭУ (ведь никто не мог заранее сказать, какого она выйдет размера). С самого начала было ясно, что рассчитывать на большую мощность (хотя бы, равную остальным "Свердловым" — 122000 л.с.) рассчитывать нельзя — атомные реакторы, число которых сначала равнялось двум, а потом выросло до четырёх, "тянули" только на 70000 л.с. Это позволяло надеяться примерно на 30 узлов, однако Сталин, со свойственной ему категоричностью, требовал 35 узлов — столько же. сколько должны были развивать тяжёлые крейсера типа "Сталинград". Выход из безвыходного положения помогли найти авиационщики, занятые разработкой турбовинтовых двигателей (которые впоследствии были установлены на стратегическом бомбардировщике Ту-95) — четыре газовые турбины форсированного хода (по 15000 л.с.) позволили довести полную мощность до требуемого значения.
Что касается назначения корабля, то, также по требованию вождя, атомные крейсера должны были сопровождать корабли типа "Сталинград", защищая их от подводных лодок вероятного противника. Поэтому выбор вооружения определился сам собой — вместо трёхорудийных 152-мм установок МК-5-бис, атомный корабль получил спаренные 130-мм БЛ-110 (такие же, как на "Сталинградах"), ставшие на лёгком крейсере главным калибром. Атомные реакторы (аналогичные тем, что позже появятся на первых советских АПЛ проекта 627) располагались попарно в четырёх смежных отсеках, далее в корму располагались два турбинных отделения. Ещё дальше находились отсеки газовых турбин (по 2 штуки в отсеке).Силуэт корабля стал однотрубным — выхлопные каналы газовых турбин вывели в кормовую трубу.
Корабль, получивший название "Щербаков" (в честь советского партийного деятеля А. С. Щербакова) был заложен в июне 1951 г. на стапеле ленинградского судостроительного завода № 194 и 31 августа 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 17 марта 1954 года, уже после смерти своего "духовного отца". Это печальное событие едва не поставило крест на дальнейшей судьбе корабля, но, в отличие от менее щастливых собратьев, Хрущёв. после долгих колебаний раздумал его резать — видимо, причиной тому послужила необычная силовая установка, а Никита Сергеевич, как известно, любил всё необычное. В духе времени, предполагалось убрать с корабля артиллерию, вооружив его крылатыми ПКР и ракетными комплексами ПВО, однако ни один из предлагавшихся к установке комплексов ещё не был доведён, и в итоге, весной 1958 года корабль вошёл в строй по первоначальному, уже порядком устаревшему, проекту.

Изображение

Лёгкий крейсер "Щербаков":
Размерения — 209,96 х 21,98 х 7,26 м;
Водоизмещение — 13230 / 16340 тонн;
Мощность ЭУ — 70000 (яд.) + 60000 (газотур.);
Скорость полного хода — 37 уз. (крейсерская — 30 уз.);
Бронирование — аналогично крейсерам 68-бис;
Вооружение — 6 х 2 х 130-мм, 6 х 4 х 45-мм, 6 х 4 х 25-мм; 2 х 5 х 533-мм ТА
Автономность — 60 сут.

Источник — ФАИ

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account