Крейсера-канонёрки. Экономфлот адм. Чихачёва.
Летом 1887г., в состав китайского флота, вошли крейсеры 3-его класса типа «Джиюань» английской постройки и типа «Лайюань», германской постройки. При небольшой разнице в водоизмещении, первые были бронепалубными, вторые броненосными и менее быстроходными.
В тоже время, в России, рассматривались проекты броненосных канлодок, почти вдвое меньшего водоизмещения и следовательно стоимости. Естественно, русский проект уступал в вооружении, примерно вдвое, а относительно небольшое водоизмещение, не позволяло развить бронирование и увеличить скорость. Получалось, что китайские корабли имели значительное преимущество в огневой мощи, защите и скорости над будущими русскими канонёрками.
При просчёте относительной стоимости, получалось , что китайские крейсера английской постройки, всё же выгоднее, чем проект русской КЛ. А учитывая, ограниченность числа стапелей и эллингов для постройки КЛ, преимущество постройки более крупных кораблей ещё увеличивалось. Кроме того, скоростные англо-китайские корабли можно было использовать для крейсерских операций на ограниченных театрах, таких как Балтийское, Жёлтое и Японское моря.
В конце 1887г, русское Морское министерство начало переговоры с фирмой Армстронг, по поводу заключения контракта на постройку головного корабля и передачи проектной документации для тиражирования в России английского проекта.
Согласно русским требованиям, проект для Китая был переработан : у крейсера появился узкий бронепояс высотой 1,83м ; котлы были увеличены (для поддержания без форсажа скорости 18 узлов); уменьшенная по толщине бронепалуба (25,4мм вместо 76,2-102мм), было поднята выше на 203мм ; обе АУ ГК были двухорудийные, но имели меньший калибр, — 8 дюймов, вместо 8,3″; две шестидюймовки отсутствовали, а мелкая артиллерия состояла из 8-ми 47мм пушек на главной палубе и 4-х 37мм пушек на марсах. ТА калибра 14″ было три, один носовой и два бортовых поворотных.
Армстронг согласился построить крейсер по согласованному проекту за два года, со сдачей корабля в 1890 году, по цене 150 тыс. ф.ст.(около 1млн.руб. по тогдашнему курсу) и передать русским проектную документацию.
Полная стоимость крейсера-канонёрки английской постройки составила около 1,5 млн. руб с вооружением и б/з. Семь кораблей русской постройки обошлись в среднем в 2,45 млн. руб ( корпус с бронёй — 0,85 млн.р., МКУ — 1 млн.р., вооружение — 0,45 млн.р., электроминное вооружение и б/к — 0,15 млн.р.)
Все корабли строились в малом каменном эллинге Нового адмиралтейства, начиная с 1890г. Стапельный период составлял 1,5-2 года, достройка на плаву 1-1,5 года, в зависимости от наличия финансовых средств.
К лету 1902 года, 3 крейсера-канлодки второй серии и один первой серии, — находились в Порт-артуре, два КР-КЛ первой серии во Владивостоке, один оставался на Балтике в ремонте и один достраивался.
Вторая серия крейсеров, отличалась от первой вооружением и типом применённых котлов: в носу и корме стояло по одному 9″/40 орудию, вдоль бортов на главной палубе находилось шесть 87мм/43клб орудий, а на переднем марсе два 11,4мм пулемёта Максима; котлы, числом 12, Бельвилля (по типу КР «Светлана»), обеспечивали скорость 18,5-19 узлов. Начиная с четвёртого, крейсера могли нести до 200 мин, выгружаемых устройством Степанова.
9″/40 пушка представляла собой, уменьшенный по мощности и облегчённый вариант 9″/50 береговой пушки, использующий один полузаряд весом 32,5 кг, придававший 127 кг снаряду н/с в 750м/с.
Береговая 9″/50 пушка, весом 27т, стреляла 188,4 кг снарядом с н/с 850 м/с.
Морская патронная 87/43-мм пушка была переработкой 75/50-мм орудия инженера Кане под русский калибр 86,87мм. Начальная скорость 6,9 кг снаряда, — 700 м/с.
Все восемь крейсеров стоили около 19 млн. руб. Для справки, — в РеИ шесть КЛ от «Грозящего» до «Гиляка» и три БрБО типа «Адм. Ушаков» стоили также около 19млн. руб.
Размерения : 83,2м (КВЛ) х 11,6м х 4,57м. Мощность машин без форсажа, — 6100-6500 инд.л.с., скорость 18 узлов.
Вес корпуса, — 1000т, бронепалуба, — 128т, верт. броня, — 195т, вооружение и б/з, — 168т, уголь, — 200т, снабжение и прочее, — 136т, МКУ, — 578т ; итого, — 2405 англ.т.