2

Как-то вот случайно получился подобный перепил. Как часто у меня бывает, одно наложилось на другое — прикинул, что Невскому надо еще до 1888 года проявить себя эдаким альтернатив­щиком, "Кореец" так и напрашивается на перепил в колониальный крейсер, а я давно хотел сделать что-то такое эдакое. В общем, смотрите сами, что получилось.

Общая история проекта — из канонерок в крейсера

Крейсера II ранга типа "Кореец" (ФАН)

"Кореец" на Дальнем Востоке

Вопрос о постройке мореходных канонерских лодок для нужд Дальнего Востока поднимался в МТК еще в 1880 году. Согласно взглядам того времени, там требовалось держать флотилию береговой обороны из миноносцев и канонерских лодок, которые должна была поддерживать Тихоокеанская эскадра, состоящая из различных кораблей заграничного плавания из состава Балтийского флота. Предполагалось построить целую серию кораблей, "растянув" для экономии их постройку на 5-10 лет. Выработка техзадания и бюрократическая волокита, связанная с ней, заняла 4 (!) года — корабли требовались "не срочно". Прототип проектировался по техзаданию МТК и при участии шведского судостроительного завода "Бергзунд Меканиска", для чего его директор Г. Фрестадиус прибыл в Санкт-Петербург. Все должно было пойти простой, прямой дорогой, и к 1888-1889 годам на Дальний Восток отправились бы первые мореходные канонер­ские лодки России, но… Вмешался помощник начальника ГМШ капитан I ранга Невский. По всей видимости, он заручился поддержкой Фрестадиуса, заинтересованного в расширении заказа, а также некоторых видных чинов ГМШ и МТК, выдвинув проект постройки не просто мореходных канонерских лодок, а больших канонерских лодок водоизмещением в 2500 тонн.

Присутствие России на Дальнем Востоке требует наличия не только кораблей береговой обороны, но и достаточно крупных представительских единиц для показа флага в Корее, Китае, Японии и прочих странах. Для такой единицы достаточно иметь хорошую мореходность и сильное вооружение, которое может пригодиться для демонстрации. Главным же преимуществом подобных кораблей должно стать то, что они будут постоянно находиться в регионе, не покидая его для возвращения на Балтику в отличие от кораблей Тихоокеанской эскадры.

Капитан I ранга К.Р. Невский

Его поддержали, а Г. Фрестадиус убедил членов комиссии МТК в том, что построить увеличенный в два раза корабль его верфь сможет в те же сроки, что и первоначальный проект (который, кстати, он все же продал России, и по нему была построена серия черноморских канонерок). К "Бергзунд Меканиска" присоединились и датчане из "Бурмейстер ог Вайн", согласившиеся строить по шведскому проекту второй корабль. Несмотря на явное нежелание тратить больше денег, флотские чины согласились. Вероятно, в этом поучаствовал и великий князь Константин Нико­лаевич, поддерживавший хорошо знакомого ему Невского.

Крейсера II ранга типа "Кореец" (ФАН)

"Кореец" в заморской окраске, 1895 год

В результате "большой" вариант канонерской лодки вышел довольно интересным. При низком борте и относительно большой длине новая канонерка получила короткий полубак, повышающий ее мореходные качества. Вооружение первоначально предполагалось в виде 2 203-мм, 1 152-мм и 6 107-мм орудий, но затем было решено заменить 107-мм пушки на 152-мм, а потом и кормовая пушка стала 203-мм, в результате чего корабль приобрел довольно мощное вооружение. Шести­дюймовые орудия не имели щитов. Торпедный аппарат, предусмотренный начальным проектом, решили снять, так как "на стационерной службе он не понадобится". Противоминная артиллерия согласно устоявшейся традиции состояла не из одноствольных 57/50-мм пушек Гочкиса, а из револьверных 47-мм орудий в количестве 8 штук. Имелась и бронезащита — в виде плоской бронепалубы толщиной 25 мм, служащей скорее противоосколочной защитой. Канонерка обладала весьма умеренной скоростью — 17 узлов, которую в ходе проектирования уменьшили до 16,5. По расчетам запаса угля должно было хватить на 4000 миль экономического 10-узлового хода. В качестве эксперимента канонерки оснастили самозатаскивающимися якорями Мартина, что на практике оказалось крайне удачным решением — значительно сократилось время уборки якоря и упростился сам процесс, пускай и ценой некоторой потери силы зацепления (в сравнении с обычными якорями). Применение якоря Мартина на "Корейце" в будущем станет основой для перевода всего флота на якоря этого типа. Автором многих решений в конструкции "Корейца" стал сам Невский, детально прорабатывавший со шведскими инженерами конструкцию кораблей, для чего ему пришлось даже отправиться в Стокгольм. Там же он участвовал на закладке первого корабля, а затем и второго в Копенгагене, став крестным отцом целой серии кораблей как в прямом, так и в переносном смысле.

"Кореец" и "Манджур" оказались весьма востребованными на Дальнем Востоке. Какое-то время они еще именовались канонерскими лодками, но после введения новой классификации кораблей эти несколько большие канонерки были переведены в разряд крейсеров II ранга. В 1899 году старые 203/35-мм и 152/35-мм орудия были модернизированы — стрельба переведена на бездымный порох и усовершенствованы замки орудий, благодаря чему скорострельность возросла до 1 и 4-5 выстрелов в минуту соответственно. Это было хуже, чем у современных скорострелок, но позволило повысить боеспособность кораблей без кардинальных изменений. Оба крейсера служили в качестве стационеров всю свою службу, участвовали в событиях Боксерского восстания, занятия Россией Порт-Артура и, само собой, Русско-Японской войны. Им одним из первых довелось принять удар противника на себя. В результате сражения у Чемульпо "Манджур" и "Кореец" были тяжело повреждены и вернулись в порт, где были взорваны командами. Их гибель стала ценой за спасение крейсера I ранга "Варяг", который смог уйти в Порт-Артур. В дальнейшем их названия унаследуют другие крейсера II ранга Российского Императорского флота.

«Кореец», «Бергзунд Меканиска», Стокгольм – 19.06.1886/07.08.1887/1888

«Манджур», «Бурмейстер ог Вайн», Копенгаген – 28.06.1886/22.11.1887/1888

Что делать, когда нечего делать

Крейсера II ранга типа "Кореец" (ФАН)

Статьи нагрузок

Перепил "Корейца" в колониальный крейсер — это скорее эдакая шутка (впрочем, насколько удачная, еще предстоит узнать). Так как я не нашел детальных статей нагрузки по нему (лишь в общих чертах, и то — одной из первых версий проекта, водоизмещением заметно больше реаль­ного), то табличку составлять пришлось самому.

1) Увеличиваем размеры крейсера — длина +16 м, ширина +2 м, осадка +1 м, водоизмещение в таком случае будет равняться примерно 2550 тоннам;

2) Вес корпусных конструкция определялся каким-то макаром (не спрашивайте, каким), и составил 37,4 процента — или же 953,8 тонн;

3) Тройка 203/35-мм орудий обойдется примерно в +159,9 тонн;

4) Шесть 152/35-мм орудий потребуют + 88,8 тонн веса;

5) Вес револьверных пушек с приблудами обойдется примерно в 16 тонн;

6) Вес ЭУ повышен (не помню, повышал ли удельную мощность, но вроде как нет), теперь ее мощность составляет 4200 л.с. — что даст скорость хода в 16,5 узлов.

7) Закидываем +152,7 тонн в снабжение;

8) Создаем запас водоизмещения в 30 тонн;

9) Добавляем к запасам угля +250 тонн;

Вроде как все.

1-я правка

Или не все. Пожалуй, стоит задуматься над тем, чтобы довести таки "Корейца" до характеристик "Эсмеральды", построенной чуть ранее. Водоизмещение поднимаем на 400 тонн, из которых 150 идет на корпус, а 133 — на ЭУ, а 100 — на запас угля Не нашел, сколько весила ЭУ "Эсмеральды", но выдавала она примерно 6000 л.с., что разгоняло ее до 18-18,25 узлов. Наша ЭУ будет выдавать столько же, правда, число котлов увеличится на 2 штуки. Осадка увеличится на 0,7 м. Заодно чутка подправлю рангоут (упустил я пару важных элементов) и экономичность (она таки будет еще ниже, чем я расчитывал по экономичности "Корейца"). Также добавлю один штевневый 381-мм торпедный аппарат (+17 тонн). Старые боковики и таблица статей нагрузок заменены на новые.

Тактико-технические характеристики крейсеров III ранга типа "Кореец"

Крейсера II ранга типа "Кореец" (ФАН)

"Кореец" в 1904 году

Водоизмещение:         2950 тонн

Размерения:                   82,3х12,7х5,2м

Механизмы:                    2 вала, 2 ПМ ГТР, 10 цилиндрических котлов, 6000 л.с. = 18 узлов

Запас топлива:                470/600 тонн угля

Дальность:                        2200 миль (10 узлов)

Броня:                                 палуба 25 мм, щиты орудий 25 мм

Вооружение:                   3 203/35-мм, 6 152/35-мм, 8 47-мм револьверных орудий, 1 381-мм торпедный аппарат

Экипаж:                              15/222 человека

От автора

1) Без понятия, считать ли такого "Корейца" каноничным в ФАНе, или нет. История его создания явно притянута за уши, характеристики довольно спорные. Хотя, конечно, в бою у Чемульпо было бы полезно иметь в кильватере у альт-"Варяга" вот такого "Корейца". Тем более, что туда же я хочу в будущем и "Манджура" пригнать. Вот это я понимаю бой должен выйти!

2) Пока обдумывал дела на счет эсминцев после 1906 года, попал в неловкое положение — если увеличивать численный состав (а это. похоже, необходимо), то понадобится много новых названий. А для того, чтобы определить их, надо будет очень много работать. Впрочем, надо определить и численность эсминцев, построенных в промежуток между 1906 и 1921 годами. В реальности это были бы примерно 69 кораблей. Думаю, стоит увеличить это число до 130-150 штук. Заметно меньше, чем в Великобритании и Германии, да и меньше, чем настроили в США "гладкопалубников", но вполне достаточно для выполнения своих целей.

3) Пока думал на счет эсминцев, попытался прикинуть то, насколько правдоподобной смотрелась бы спаренная 102/60-мм установка в 1917 году. Пришел к выводу, что стоит потерпеть, и установить уже универсальные 102/60-мм спаренные установки при модернизации в конце 20-х.

Подписаться
Уведомить о
guest

91 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account