Крейсер «Улисс», который нужен всем
От худших крейсеров не спеша перейдем, ммм… к, скажем так, нужным крейсерам. Есть лучшие крейсера. На них равняются, их копируют или пытаются сделать такое же, но по-своему. Есть неудачные крейсера, выпущенные всего лишь в одном экземпляре. На них водят юных корабельных инженеров, показывая, как делать не надо. А есть корабли-труженики. Они не блещут ни скоростью, не потрясают воображение броней, у них самая обыкновенная артиллерия и они не двигают кораблестроение, как науку, вперед. Но именно они тащат на себе весь груз морской войны.
В 1898 г. в МТК поступил странный проект. Собственно говоря, ничего особенно странного в нем не было. Обычный гладкопалубный крейсер II ранга. Скорее проект так и пропал бы без вести в бюрократических завалах, если бы не одна необычная особенность. Необычной была его подача. Как правило, в описании указывали водоизмещение крейсера в тоннах и длину в футах. В нашем случае, в проекте водоизмещение отсутствовало вовсе, а длина была указана в метрической системе. Заголовок так и гласил – «100-метровый крейсер II ранга». Адмиралтейские чиновники показывали этот проект как курьез, напирая на то, как не надо оформлять проекты. Однако в МТК нашлись грамотные люди, которые не только посмеялись над забавным курьезом, но и внимательно присмотрелись к проекту. И оказалось, что крейсер вполне удачный. Под проектом стояла подпись М.В. Донец. Этот хитроумный 28-летний корабельный инженер специально «неправильно» оформил заявку, чтобы на неё обратили внимание. Задумка вполне удалась и вскоре он был вызван в МТК. Главное, на что напирал Мефодий Валерианович Донец, это на дешевизну проекта. Он ни много ни мало обещал построить крейсер за цену, лишь немногим превышающую цену канонерской лодки. Всего-то, жалких 800 тыс. руб. Это и подкупило членов МТК. Впрочем, чтобы молодой, но амбициозный инженер не расслаблялся, ему был придан опытный кораблестроитель Н.Т. Герасимов, некогда участвующий в строительстве полуброненосного крейсера (фрегата) «Владимир Мономах».
Круг задач для строящегося крейсера был весьма обширен: он мог служить по прямому назначению, вести «свободную охоту», быть легким разведчиком при эскадре, противодействовать безбронным крейсерам II ранга и миноносцам противника, служить стационером в ключевых точках Мирового океана, демонстрируя российский флаг, сопровождать военные транспорты и конвои, поддерживать огнем высадку десантов.
Но не все шло гладко. Адмиралтейство желало либо крейсер с меньшим водоизмещением, и соответственно более дешевый, с такой же артиллерией (6х1х120-мм орудий). Либо крейсер с таким же водоизмещением, но с большим количеством артиллерии (8х1х120-мм орудий). Донец из всех сил пытался доказать невозможность подобного. Адмиралы хотели скорость нового крейсера не менее 25 узлов, и за те же деньги. Донец тихо сходил с ума от желаний адмиралов. В конце концов, он решил даже отказаться от проекта. Но на продолжении настаивал Н.Т. Герасимов. В процессе работы проект был радикально пересмотрен. Крейсер лишился части кормы и получил длинный, в 2/3 корпуса, бак. Требования по скорости снизили до 22,5 узлов. Но на артиллерии, состоявшей из 8 орудий, адмиралы стояли насмерть. Причем их требования были расписаны весьма четко –
«не менее трех орудий, способных стрелять по носу и корме, и не менее 5 орудий в бортовом залпе».
Это обеспечивала только установка 8-ми орудий – одно в носу, одно в корме и 6 орудий по бортам. Но восемь орудий, это увеличение веса, что для сравнительно небольшого корабля критично. И вот задерганному, по его же словам, «до нервического состояния» Донцу, видимо совсем уж от отчаяния, пришла в голову блестящая мысль. Он предложил расположить 4 орудия в диаметральной плоскости, а 2 побортно. Это как раз и обеспечивало необходимое условие о 5-орудийном залпе. Донец боялся, что и это не устроит адмиралтейство, однако к его радости проект прошел на ура. После этого дело сдвинулось с мертвой точки. Последний бой Донец выдержал по поводу парусного вооружения, от которого он уже собирался отказаться. Адмиралы все-таки победили, мотивируя это тем, что
«крейсерство дело сложное, вдруг придется уклониться от торговых путей, угля будет взять неоткуда, как-нибудь до порта дойдут, не куковать же в море».
Первый корабль вошел в строй в 1901 году. Несмотря на все заявления Донца, корабль обошелся казне в 1 322 тыс. руб. Почти на 500 тыс. дороже. Впрочем, к чести Донца стоит заметить, что первоначальный проект его был проще, да и в последующем серию удалось удешевить, доведя её до 1 185 тыс. за корабль. Одно из условий адмиралтейства так и не было выполнено. Как не старались, но скорость крейсеров так и не удалось довести до проектных 22,5 узлов. Максимальная скорость крейсеров колебалась от 21,2 до 21,8 узлов.
Когда императору доложили о хитрой задумке М.В. Донца, о «неправильном оформлении проекта», он посмеялся и предложил назвать новый крейсер «Одиссей». Так с легкой руки императора флот пополнила «древнегреческая» серия.
Дозорный бронепалубный крейсер II ранга «Одиссей»
Водоизмещение: 2290/2550 тонн. Размерения (ДхШхО): 97,2х11,4х4,8 м. СУ: 2 ПМ, 8 ПК, 8500 л.с. Макс. скор. – 20,8 узла. Дальность – 3000 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 25 мм (на скосах – 35 мм), щиты орудий – 20 мм, рубка – 50 мм. Вооружение: 6х1х120-мм/45, 4 пулемета, 2х1х381-мм подводных ТА. Запас топлива – 400 тонн. Парусное вооружение – 3445 м2.
До 1904 года было построено 7 крейсеров. Два в Санкт-Петербурге (Одиссей и Персей), один в Риге (Орфей), один в Гельсингфорсе (Ахиллес), два в Николаеве (Икар и Аякс) и один в Севастополе (Орион). Крейсера оказались весьма удачными и их выделили в отдельный подкласс дозорных крейсеров. Четыре из них отправились на русско-японскую войну – «Персей», «Орион», «Икар» и «Аякс».
Больше всех не повезло «Икару»: он взорвался на минной банке 31 марта (13 апреля) 1904 года. Впрочем, команде «Икара» повезло. Погибло 4 матроса и около полутора десятка было ранено и обожжено, остальная команда благополучно спаслась. Самым продуктивным стал «Аякс». За 6 месяцев крейсирования он потопил 16 японских пароходов, в том числе 8-тыс. «Рёсе-мару», с грузом боеприпасов для японской армии, захватил 4 английских, и 2 американских пароходов. Самым боевым оказался «Персей», за время войны он уничтожил два японских миноносца, торпедировал и добил вспомогательный крейсер-брандер «Коре-мару» (4 тыс. тонн, 4х152-мм орудия), уничтожил канонерскую лодку «Осима». А во время II боя в Желтом море, спас команду с тонущего броненосца «Севастополь» и его командира, капитана I ранга Н.О. Эссена.
После войны в серию пошли еще шесть крейсеров. Один получил имя погибшего «Икара». Остальные стали – «Ясоном», «Тесеем», «Гектором», «Геркулесом», «Гелиосом».
Уважаемые коллеги, следующие мои материалы будут посвящены русским авианосцам начала 20 века, по материалам уважаемого коллега Wasa. Корабли готовы, материал собран, осталось написать статью, и надеюсь, материал скоро увидит свет.
С уважением Андрей Толстой