3

От худших крейсеров не спеша перейдем, ммм… к, скажем так, нужным крейсерам. Есть лучшие крейсера. На них равняются, их копируют или пытаются сделать такое же, но по-своему. Есть неудачные крейсера, выпущенные всего лишь в одном экземпляре. На них водят юных корабельных инженеров, показывая, как делать не надо. А есть корабли-труженики. Они не блещут ни скоростью, не потрясают воображение броней, у них самая обыкновенная артиллерия и они не двигают кораблестроение, как науку, вперед. Но именно они тащат на себе весь груз морской войны.

В 1898 г. в МТК поступил странный проект. Собственно говоря, ничего особенно странного в нем не было. Обычный гладкопалубный крейсер II ранга. Скорее проект так и пропал бы без вести в бюрократических завалах, если бы не одна необычная особенность. Необычной была его подача. Как правило, в описании указывали водоизмещение крейсера в тоннах и длину в футах. В нашем случае, в проекте водоизмещение отсутствовало вовсе, а длина была указана в метрической системе. Заголовок так и гласил – «100-метровый крейсер II ранга». Адмиралтейские чиновники показывали этот проект как курьез, напирая на то, как не надо оформлять проекты. Однако в МТК нашлись грамотные люди, которые не только посмеялись над забавным курьезом, но и внимательно присмотрелись к проекту. И оказалось, что крейсер вполне удачный. Под проектом стояла подпись М.В. Донец. Этот хитроумный 28-летний корабельный инженер специально «неправильно» оформил заявку, чтобы на неё обратили внимание. Задумка вполне удалась и вскоре он был вызван в МТК. Главное, на что напирал Мефодий Валерианович Донец, это на дешевизну проекта. Он ни много ни мало обещал построить крейсер за цену, лишь немногим превышающую цену канонерской лодки. Всего-то, жалких 800 тыс. руб. Это и подкупило членов МТК. Впрочем, чтобы молодой, но амбициозный инженер не расслаблялся, ему был придан опытный кораблестроитель Н.Т. Герасимов, некогда участвующий в строительстве полуброненосного крейсера (фрегата) «Владимир Мономах».

Круг задач для строящегося крейсера был весьма обширен: он мог служить по прямому назначению, вести «свободную охоту», быть легким разведчиком при эскадре, противодействовать безбронным крейсерам II ранга и миноносцам противника, служить стационером в ключевых точках Мирового океана, демонстрируя российский флаг, сопровождать военные транспорты и конвои, поддерживать огнем высадку десантов.

Но не все шло гладко. Адмиралтейство желало либо крейсер с меньшим водоизмещением, и соответственно более дешевый, с такой же артиллерией (6х1х120-мм орудий). Либо крейсер с таким же водоизмещением, но с большим количеством артиллерии (8х1х120-мм орудий). Донец из всех сил пытался доказать невозможность подобного. Адмиралы хотели скорость нового крейсера не менее 25 узлов, и за те же деньги. Донец тихо сходил с ума от желаний адмиралов. В конце концов, он решил даже отказаться от проекта. Но на продолжении настаивал Н.Т. Герасимов. В процессе работы проект был радикально пересмотрен. Крейсер лишился части кормы и получил длинный, в 2/3 корпуса, бак. Требования по скорости снизили до 22,5 узлов. Но на артиллерии, состоявшей из 8 орудий, адмиралы стояли насмерть. Причем их требования были расписаны весьма четко –

«не менее трех орудий, способных стрелять по носу и корме, и не менее 5 орудий в бортовом залпе».

Это обеспечивала только установка 8-ми орудий – одно в носу, одно в корме и 6 орудий по бортам. Но восемь орудий, это увеличение веса, что для сравнительно небольшого корабля критично. И вот задерганному, по его же словам, «до нервического состояния» Донцу, видимо совсем уж от отчаяния, пришла в голову блестящая мысль. Он предложил расположить 4 орудия в диаметральной плоскости, а 2 побортно. Это как раз и обеспечивало необходимое условие о 5-орудийном залпе. Донец боялся, что и это не устроит адмиралтейство, однако к его радости проект прошел на ура. После этого дело сдвинулось с мертвой точки. Последний бой Донец выдержал по поводу парусного вооружения, от которого он уже собирался отказаться. Адмиралы все-таки победили, мотивируя это тем, что

«крейсерство дело сложное, вдруг придется уклониться от торговых путей, угля будет взять неоткуда, как-нибудь до порта дойдут, не куковать же в море».

Первый корабль вошел в строй в 1901 году. Несмотря на все заявления Донца, корабль обошелся казне в 1 322 тыс. руб. Почти на 500 тыс. дороже. Впрочем, к чести Донца стоит заметить, что первоначальный проект его был проще, да и в последующем серию удалось удешевить, доведя её до 1 185 тыс. за корабль. Одно из условий адмиралтейства так и не было выполнено. Как не старались, но скорость крейсеров так и не удалось довести до проектных 22,5 узлов. Максимальная скорость крейсеров колебалась от 21,2 до 21,8 узлов.

Когда императору доложили о хитрой задумке М.В. Донца, о «неправильном оформлении проекта», он посмеялся и предложил назвать новый крейсер «Одиссей». Так с легкой руки императора флот пополнила «древнегреческая» серия.

Крейсер "Улисс", который нужен всем

Дозорный бронепалубный крейсер II ранга «Одиссей»

Водоизмещение: 2290/2550 тонн. Размерения (ДхШхО): 97,2х11,4х4,8 м. СУ: 2 ПМ, 8 ПК, 8500 л.с. Макс. скор. – 20,8 узла. Дальность – 3000 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 25 мм (на скосах – 35 мм),  щиты орудий – 20 мм, рубка – 50 мм. Вооружение: 6х1х120-мм/45, 4 пулемета, 2х1х381-мм подводных ТА. Запас топлива – 400 тонн. Парусное вооружение – 3445 м2.

До 1904 года было построено 7 крейсеров. Два в Санкт-Петербурге (Одиссей и Персей), один в Риге (Орфей), один в Гельсингфорсе (Ахиллес), два в Николаеве (Икар и Аякс) и один в Севастополе (Орион). Крейсера оказались весьма удачными и их выделили в отдельный подкласс дозорных крейсеров. Четыре из них отправились на русско-японскую войну – «Персей», «Орион», «Икар» и «Аякс».

Больше всех не повезло «Икару»: он взорвался на минной банке 31 марта (13 апреля) 1904 года. Впрочем, команде «Икара» повезло. Погибло 4 матроса и около полутора десятка было ранено и обожжено, остальная команда благополучно спаслась. Самым продуктивным стал «Аякс». За 6 месяцев крейсирования он потопил 16 японских пароходов, в том числе 8-тыс. «Рёсе-мару», с грузом боеприпасов для японской армии, захватил 4 английских, и 2 американских пароходов. Самым боевым оказался «Персей», за время войны он уничтожил два японских миноносца, торпедировал и добил вспомогательный крейсер-брандер «Коре-мару» (4 тыс. тонн, 4х152-мм орудия), уничтожил канонерскую лодку «Осима». А во время II боя в Желтом море, спас команду с тонущего броненосца «Севастополь» и его командира, капитана I ранга Н.О. Эссена.

После войны в серию пошли еще шесть крейсеров. Один получил имя погибшего «Икара». Остальные стали – «Ясоном», «Тесеем», «Гектором», «Геркулесом», «Гелиосом».

Уважаемые коллеги, следующие мои материалы будут посвящены русским авианосцам начала 20 века, по материалам уважаемого коллега Wasa. Корабли готовы, материал собран, осталось написать статью, и надеюсь, материал скоро увидит свет.

С уважением Андрей Толстой

Подписаться
Уведомить о
guest

46 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account