Крейсер «Красный Кавказ»: 2 и 2, и еще раз 2.
Проект данного материала разрабатывался к "Необычной испанской партии", так и под влиянием термитных снарядов (ОЧК Березин). В некотором роде, а черт его знает что в некотором роде.
* * *
Уже в ходе боевых действий на Балтике в 1914-1917 годах выявилась необходимость в дальнобойной артиллерии для использования на минно-артиллерийских позициях. Балтийский флот, заметно уступавший немецкому в крупных кораблях, нуждался в орудии, которое могло бы эффективно обстреливать вражеские тральщики и прикрывающие их лёгкие крейсера и эсминцы, но в то же время, находилось бы вне досягаемости огня вражеских линкоров.
Идея дальнобойного орудия получила развитие в 20-х годах, руководители Штаба РККА (в частности М.Н. Тухачевский и В.К. Триандафиллов), полагали, что развитие Морских сил РККА должно быть ограничено лёгкими силами, действующими на минно-артиллерийских позициях под прикрытием дальнобойных орудий не слишком крупных калибров.
Конечно можно было бы придумать и другую доктрину, в которой советский флот громил бы флот империалистов…. Но все упиралось во флот — который был не многочисленным и уступал флотам империалистов.
В 1925 году главным конструктором завода «Большевик» К. К. Чернявским был выдвинут проект 180-мм пушки с рекордными характеристиками. Предполагалось создание орудия с длиной ствола 60 калибров. При начальной скорости 100-кг снаряда 1000 м/с и давлении пороховых газов в стволе порядка 4000 кг/см, дальность стрельбы должна была достигнуть не менее 200 кабельтов (37 км).
Но реальность была иной, как в том анекдоте: "Говорят что Ротшильд хотел заработать 100 миллионов и дожить до 100 лет. Ротшильд заработал 300 миллионов и умер в 90. Мечты не всегда сбываются". То же самое произошло и с орудиями.
При начальной скорости в 920 м/с, максимальная дальность стрельбы достигла почти 222 кабельтов (41 км).
Вроде бы все удалось, орудия можно было запускать в серию, но тут произошло два связанных события.
Первое вернулась экспедиция с Севера, и привезла технологию уникальных сплавов. Точнее не саму технологию, а сам сплав. Но раз уже есть сплав, то можно и технологию как-нибудь разузнать. Сплав обладал прекрасными свойствами: крепкий и легкий.
Второе, был разработан особый спец снаряд с огромнейшими возможностями. Можно атомный, но на самом деле нечто среднее между объемно-детонирующим и термическим (смесь фосфора, клея, смолы).
В общем все свелось к тому, что стала возможна разработка новых орудий которые могли стрелять дальше. Очень дальше.
Конструктора не стали ломать голову и что-то придумывать, а просто взяли готовое орудие, и увеличили длину ствола в 2 раза. Конечно в жизни оно вышло как-то длиннее — создание нового орудия, расчеты, эксперименты, бессонные ночи, награждения не причастных.
Новое орудие (изготовленное из очень редких металлов) поражало.
Длина ствола — 120 калибров (21 метр) сделали орудие самым длинным из серийных образцов.
Начальная скорость и дальность стрельбы была таковой, что военным стало все равно до высокой стоимости процесса.
Когда разогнанный до скорости более 1000 м/сек снаряд врезается в слабо бронированный корабль, первые 2 палубы рвутся как бумага – и боевая часть срабатывает уже в глубине межпалубных пространств.
А теперь представьте что случится с кораблем когда в него попадет снаряд разогнанный до скорости минимум 1500 м/с! Первые же испытания показали колоссальную пробивную силу орудий. Достаточно сказать, что 4 снаряда попав в цель (имитировался вражеский крейсер) пробили корабль насквозь и взорвались где-то в дали. Зато полученные повреждения позволяли отказаться вообще от взрывчатки: выломанные броневые плиты, разрушенные механизмы — и все это от силы удара. Да что там крейсер — снаряд такой пушки должен был пробивать броню империалистических линкоров, как имеющихся так и перспективных.
В общем крейсер "Красный Кавказ" мог стрелять с большой эффективностью снарядами вообще без взрывчатки. Не останавливаясь на достигнутом, конструктора приступили к созданию 180-мм орудия с длинной ствола более 200 калибров. Как показывали расчеты, такие орудия позволяли вообще отказаться от взрывчатки.
Имея крейсер с фантастической дальностью стрельбы, армия (твердо знавшая что флот будет действовать в интересах сухопутной армии) наконец получала не сколько "орудие береговой поддержки", а "орудие поддержки с моря".
Между тем, установленные не на полигоне, а на корпусе крейсера, сверхорудия вызвали две проблемы.
Нарушилась остойчивость крейсера
Обнаружилась слабость самого ствола. Точнее башни.
Проблема остойчивости была решена установкой булей. А потом и отказом от торпедных аппаратов.
Длинный стол (хотя и крепкий, но все же тяжелый) нарушал баланс башни. Данная проблема решена сухопутным способом — сначала специальными сошками, потом спецканатами.
Следует добавить, что первоначально "Красный Кавказ" должен был нести 4 180(120) орудия. Но тут встали проблемы. Такие длинноствольные орудия поворачивались медленно, т.е. в ближнем бою крейсер не мог постоять за себя. И уникального металла было мало, что бы его было тратить на 4 орудия.
В общем был принят вариант с разнокалиберными орудиями.
Две башни (нижние) с длиной ствола в 52-калибра, предназначались для стрельбы на близкие расстояние (оборона крейсера). Имея 2 сверхорудия, моряки решили что еще два орудия могут стрелять не так далеко.
Две башни (верхние) с длинной ствола в 120-калибров предназначались для стрельбы на дальние расстояния (стрельба по берегу).
А далее крейсер принял участие в отражение империалистической агрессии. Коварные империалисты послали эскадру в которой было два линкора, и крейсер "Красный Кавказ" имеющий уникальные орудия вышел на перехват.
…. в это время к обоим империалистическим линкорам уже летел привет от куда более мощного класса кораблей. Обе жертвы даже не подозревали о страшной опасности. Да они имели сведенья о советском крейсере, но большое расстояние защищало их от возможного обстрела.
Но это были снаряды выпущенные из необычной пушки. Сверхкалиберное орудие разогнало снаряд так, что он прошел сквозь противоосколочную палубу, лишь немного снизив скорость, пробив броневые плиты, разорвался, подчиняясь чувствительному детонатору. Детонатор имел специальную штырь-антенну, иначе снаряд мог пронзить корабль насквозь, не заметив. Империалистический линкор вздрогнул, переваривая эту попавшую внутрь 100-килограммовую закуску, а когда более 100 килограмм бронебойного снаряда рванули в погребе… линкор просто разлетелся на куски. Тысячетонные башни главного калибра некоторое время парили над волнами в состоянии невесомости, плохо видимые в тучах воды и пара.
Второму кораблю тоже не помогла защита, а броня тем более. Снаряд имевший таймер, взорвался прямо над линкором. Это была страшная смесь из клея, фосфора и еще некоторых веществ для повышения температуры горения. Страшное пламя охватило дредноут, буквально приклеиваясь к нему, в некоторых случаях прожигая железо. Никто из экипажа находящийся на верху не выжил. Сам дредноут еще в течение часа держался на воде, и в огне его надстройки и орудия таяли, теряя форму, словно пластилин на батарее центрального отопления….
На деле, т.е. на прошедших учениях, выяснилось, что не только на максимально дальней дистанции, но и даже на дистанциях так сказать средних (35-45 километров), попасть из сверхдальнобойного орудия было крайне проблематично. Термические боеприпасы и спецснаряды не много решали проблему точности (как известно невысокая точность компенсируется мощностью), но только на не много. Точнее точность была такая, что 10 залпов термическими боеприпасами давших огромное облако огненной смерти, так и не смогли накрыть ни один корабль-мишень изображающий вражеские корабли.
Если при стрельбе по берегу, стрельба по площадям допускалась, то моряки были не в восторге от такой крайне низкой точности.
Ничего осталась дистанция средняя. На такой дистанциях удалось добиться приемлемой точности — 2-3%.
На следующей серии советский крейсеров, отказались от орудий стреляющих на большую дистанцию. Крейсера типа "Киров" получили 180-мм орудия с длиной ствола в 52 калибра.
Стоит рассмотреть вариант "Красного Кавказа" с иным расположением башен.
Данный проект был очередной попыткой приспособить крейсер к морскому бою. Предполагалась следующая тактика. Крейсер должен был кого-то настигать…. но теоретики, поразмыслив, что вражеские эсминцы от нашего корабля и так убегут, а другие корабли империалистов убегать не будут, теорию изменили.
Крейсер должен был от кого-то убегать… в смысле проводить тактическое отступление. В этом случае, вражеский корабль (или корабли) преследуя наш крейсер будут практически за кормой или на минимальных углах. А тут два наших сверхорудия послали бы снаряды с огромнейшей скоростью практически в продольный силуэт. И далее следует разрушительно действие наших снарядов. Попав в носовую часть, советские снаряды даже не взорвавшись могли бы пробить вражеский крейсер практически на всю длину, и вылететь уже из кормовой части. Конечно стоило поработать над взрывателем, потому что взрыв внутри вражеского корабля все эффективнее чем простое пробитие.
Но первые же опыты показали проблему с сами орудиями. Кроме самой дорогостоящей переделки самих башен. Вырывающиеся газы и пламя после выстрела сверхорудий причиняли страшный вред надстройкам, палубе и даже зенитным установкам.
(П.С. Идея пришла буквально перед отправкой в печать).
На этом эксперименты и издевательство на крейсерах прекратили. Но конструктора над проектом сверхорудий и снаряда летящего с огромнейшей скоростью не прекратили.
Новый снаряд стал больше похож на стрелу, и заметно потяжелел. Зато кинетическая сила удара увеличилась так, что можно было одним снарядом уничтожать вражеские города.
А само новое орудие (точнее три орудия в одной башне) предполагалось поставить на проектируемый линкор.