Архивный материал 2017 года.
440 лет назад, 26 ноября 1577 года первые два монаха Ордена Иисуса пришли на территорию тогдашней испанской колонии Парагвай и основали там первую иезуитскую обитель Сантьяго дель Эстеро. Постепенно туда стекались другие орденские братья, которым удалось полностью подчинить своими проповедями местное индейское население и безраздельно властвовать над ним более 150 лет.
Правление иезуитов в Парагвае оставило глубокий след не только в психологии его народа, лишь недавно вышедшего из первобытно-общинного строя, но и во внешнем облике страны. До сих пор потрясюще выглядят грандиозные краснокирпичные руины иезуитских монастырей-редукций, в которых на положении церковных рабов и в полной изоляции от внешнего мира жили, работали, молились и умирали многие поколения индейцев-гуарани. Можно себе представить, какое впечатление производили эти сооружения на самих индейцев, ранее не строивших ничего, кроме примитивных хижин из веток и листьев.
Монахи, закабалившие аборигенов, научили их делать кирпич, строительный раствор, возводить величественные здания, плавить медь и отливать колокола, рисовать фрески и вырезать сложные барельефы. Однако в середине XVIII века «империя» иезуитов рухнула под нажимом испанских и португальских колониальных властей, не желавших более мириться с существованием на своих территориях фактически независимого псевдогосударства, не подчинявшегося королевским указам и не платившего налогов.
Иезуиты пытались защищаться, сформировав из индейцев армию и отправив ее в бой против испано-португальских колониальных войск. Однако всё закончилось в первом же сражении у поселка Каибате, произошедшем в 1756 году. В этом бою, сразу же превратившемся в побоище, гуарани, не имевшие военной подготовки, боевого опыта, грамотных командиров и огнестрельного оружия, были разгромлены, потеряв 1511 человек убитыми и около 200 — пленными. Потери испанцев и португальцев составляли всего девять человек убитыми и 30 — ранеными.
Следствием этого разгрома стало закрытие редукций и поголовная депортация иезуитов, а освобожденные индейцы, предоставленные самим себе, быстро деградировали, вернувшись в прежнее примитивное состояние. Они вскоре забыли архитектурно-строительные и художественные навыки, ставшие ненужными в крестьянской жизни. Опустевшие монастыри, которым не нашлось другого применения, начали ветшать и разрушаться.
Более 200 лет до них никому не было дела, однако уже во второй половине ХХ века парагвайские власти смекнули, что это весьма полезные объекты для привлечения иностранных туристов. Остатки монастырей и храмов расчистили от растительности и мусора, к ним подвели дороги и сейчас они сохраняются в виде живописных развалин как местные достопримечательности.
Индейцы гуарани. Миссионеры научили их молиться по католическому обряду, свято чтить власть и носить одежду, без которой «дети лесов» ранее прекрасно обходились. Взамен аборигены своим трудом обеспечивали мудрым и красноречивым монахам сытую и беззаботную жизнь.
Двое странствующих монахов, отправленные проповедовать в Южную Америку и положившие начало иезуитской «империи».
Схема типичной иезуитской редукции. Всего в Парагвае было построено около 40 подобных поселений.
Руины редукции Сан Мигель де Мисьонес стоят на территории, которая после Великой Парагвайской войны отошла к Бразилии. Когда-то в этом монастыре подвизалось два-три десятка монахов из Испании, Италии и Португалии, а их кормили и обслуживали более четырех тысяч крещеных индейцев.
Развалины редукций Тринидад и Хесус де Таварангуэ.
Экскурсанты у остатков храмовых ворот в редукции Сан Игнасио.
Образцы барельефов из обожженной глины.
Еще одни ворота с богатой резьбой и мощеная керамическими плитами дорога, проложенная почти 400 лет назад.
Единственная хорошо сохранившаяся до наших дней иезуитская редукция Южной Америки находится на территории нынешней Боливии.
Портреты некоторых парагвайских иезуитов, которым полтора века удавалось силой убеждения держать в абсолютной покорности местное наеление, несмотря на то, что их было очень мало — всего от 200 до 400 человек на несколько сот тысяч индейцев. По понятной причине иезуиты не размножались, кроме того, они не принимали в свои ряды аборигенов, поэтому восполнение «естественной убыли» правящей элиты происходило только за счет прибытия новых миссионеров из Европы.
Воины индейского ополчения, набранного иезуитами для защиты своих владений и португальские колониальные драгуны.