Королевство Дания — весомая морская держава (продолжение).

0

Продолжение очень приличной АИ. В этой части великолепно описано Гельголандское сражение. Сразу сообщаю — что я провёл некоторую вычитку текста, так что у кого с этим были проблемы теперь не будет. Само описание битвы просто блестящее, всем рекомендую почитать (или это во мне моё флотофильство говорит).

Гельголандское сражение


Предыдущий пост по теме.

 

ЭСКАДРА В АДРИАТИКУ ПРОТИВ АВСТРИЙСКОГО ТОРГОВОГО ФЛОТА……..
——————————————————————————————————————————————
…….19 числа по идее адмирал Дагелрупа(да и не только — Кристиан-Адам, оправившись, вместе с многими офицерами Адмиралтейства обсуждали планы более активных военно-морских действий, не будучи довольными пассивной блокадой ближайших прусских портов) в Адриатическое море была направлена эскадра датских кораблей под командованием командора Касперсена. В неё входили фрегат "Дагмара",фрегат "Фиония"(или "Фьюн" — как кому удобней — бывший "Геймдал"),учебные корабли"Альфиго" и "Модио"…Первые были военными винтовыми фрегатами Королевского Военно-Морского Флота, а последние два были учебными кораблями Королевского Училища Торгового флота и были построены по заказу "Королевской Почтово-Коммерческой Судоходной Компании", принадлежавшей королевской фамилии. Эти корабли имели как два вместительных трюма, так и два просторных помещения, днем используемые как классы и обеденные залы для курсантов, а ночью — как спальные кубрики. На время войны эти корабли могли быть переоборудованы во вспомогательные крейсера, для чего на их палубах размещалось 3 нарезных 120 мм орудия, а по борам располагались (на баке и шкафуте) 6 малокалиберных орудий. В этом рейсе оба трюма этих судов были нагружены углем и припасами, а в кубриках размещались десантные партии из курсантов училища для призовых партий на захваченные корабли…
Отдельной главой упоминались австрийские корабли. Их было приказано пропустить, не вступая с ними в бой и держаться указанной миссии, а именно
"…Перехват австрийских торговых судов и высадка на них призовых партий с последующей доставкой в датские порты. Беречь груз судов — особенно новых и оснащенных паровыми машинами доброго качества. Не вступать в стычки с тяжелыми силами австрийского флота, а уклоняться от них. Но где можно и соотношение сил позволяет атаковать легкие силы врага, обстреливать порты, беспокоить побережья и пресекать торговлю…"
Флотилии было приказано двигаться, не привлекая к себе внимания, для чего они выписали широкую циркуляцию вглубь Атлантики, не идя через оживленный Бискайский залив. При виде встречных кораблей датчане поднимали флаги английские или французские(смотря кто шел навстречу).Гибралтар миновали ночью 28.Утро 29 апреля перегружался уголь, существовали опасения, что до Адриатики его не хватит, а заход в порты для бункеровки мог демаскировать флотилию, скрытность которой в изобилующем морскими трассами Средиземноморье обеспечить было еще сложнее…
1 мая корабли миновали Сицилию, и не успев сменить курс на север в сторону Адриатики и австрийских берегов, как им навстречу попался австрийский парусник "Гектор".Судно было остановлено, на него был высажен призовой экипаж, а австрийские моряки были переправлены на борт "Дагмар"…
Дальше австрийцы посыпались как из рога изобилия. За один только следующий день было захвачено 2 парохода и 2 парусника. Так же был остановлен австрийский пассажирский колесный пароход "Барреста", но его отпустили(корабль был небольшой, дальних переходов не выдержал бы, а на его борту находилось более 100 пассажиров, в основном итальянцы).Но вскоре весть облетела всю Адриатику — на следующий день, правда удалось перехватить два больших грузопассажирских парохода "Австрийского Ллойда", два парусника и пароход из Александрии, но 4 число было уныло пустынным на австрийские флаги, а итальянские корабли датчане останавливать не решались. За неделю было остановлено и взято в качестве приза 3 австрийских парусника(один из них потопили за ветхостью, а еще один был отпущен, на него высадили экипажи призов),один пароход и следовавший из Марселя австрийский пассажирский корабль"Конга". Два раза австрийский флот выходил им навстречу, но датчане от этих встреч уклонялись со всей поспешностью.
Неудачными оказались попытки обстрела Рагузы и Полы…В первый раз австрийские батареи не смогли ответить потому, что они просто пока не были смонтированы, а во второй раз датчанам пришлось уходить потому, что на горизонте со стороны  севера, от направления Триеста показались многочисленные дымы. По причине численного перевеса Касперсен не атаковал, а уклонялся от стычек, дефилируя то близ Венеции, то раз перед Триестом, но опасаясь быть отрезанным и запертым в мешок, уже к 16 числу он сместился на траверз Дураццо.
Даже не зная точно, стоит ли ему(есть ли смысл) оставаться в Адриатике далее(австрийцы распуганы, товары перевозятся итальянцами),Касперсен посетил 17 Бриндизи…Там он узнал о победе датских кораблей над австрийской флотилией 9-10 мая.
Связавшись по телеграфу с штабом и послав запрос, Касперсен получил приказание возвращаться…
Тому было несколько причин
1) Вред австрийской торговле был уже нанесен, и не только материальный…
2) Англичане намекнули, что не против одного-двух стационеров под датским флагом во всем бассейне Средиземноморья, но против сразу 4 в одной маленькой Адриатике(короче, не устроило их присутствие 4 датских крейсеров в том, что они считали английским прудом).
3) Победа при Гельголанде и успешная крейсерская операция в Адриатике привела австрийцев и пруссов в такую ярость и они так громко кричали о нарушении перемирия, что в Амстердаме Бау фон Багею с трудом удалось парировать тем, что австрийцы под Эсбьергом сами его уже нарушали, будучи прекрасно осведомлены о прекращении огня, а австрийская эскадра заходила по пути в Лиссабон и Брест, где дожидалась подкрепления, и не знать о перемирии, просто не могла.
Поэтому еще неизвестно кто и что нарушил первый, но австро-прусские дипломаты потребовали немедленного прекращения от датчан боевых действий на море и незамедлительного снятия блокады прусских портов. В противном случае боевые действия будут немедленно возобновлены.
————————————
ГЕЛЬГОЛАНДСКИЙ БОЙ 9-10 мая. СООТНОШЕНИЕ СИЛ.

Датский флот близ Гельголанда состоял из крейсеров "Нильс Юэль", "Сьёланд" и "Юланд". От них недавно забрали "Амулет",который вместе с "Сердоликом" находился на данный момент в Эресунде, развивая бурную деятельность вдоль шведских берегов и показывая всем своим видом, что датчане прекрасно знают о сговоре шведов с немецкими союзниками, вместе с ними там были мониторы "Дан" и Фингернен"(еще один,"Врейд", будет отослан к Фредерисии уже к середине мая),а также стая вспомогательных крейсеров и корветов, канонерских лодок, а также броненосцы "Хёрлиге" и "Данекрон",которые сменяя друг друга, уходили в гавань Копенгагена для внутренних доработок, так как были спущены на воду в спешке…
У Гельголанда находились помимо "Н.Юэля", "Сьёланда" и "Юланда",были вспомогательные крейсера "Орхус" и "Оденсе" и "Онде кат",а также монитор "Один и пароход "Ева"(ну хоть кто-то не на букву "О").О приближении австрийцев датчанам было прекрасно известно.

 

ГЕЛЬГОЛАНДСКИЙ БОЙ 9-10 мая 1864 года.
————————————————————————————————————-
О приближении австрийской "эскадры" датчане знали в малейших подробностях. Поэтому, когда эскадра противника готовилась наконец-то снятся с якоря в Нанте, не дождавшись подкреплений и направилась в сторону Северного моря, командующий датской эскадрой адмирал Свенсен не ломал долго голову, отчего это они решили пойти таким малым составом, и так было ясно, что австрийцы готовятся не к бою, а к демонстрационному прорыву датской блокады. Эде Свенсен решил эту демонстрацию испортить по-возможности так, чтобы(с его слов) "…австрийцы после нашей встречи были годны только на растопку прусских печурок"…Короче, весьма оптимистично настроил себя, да и заодно команды. Следующим его действием было заимствование в Норбю старого брига и барки(после того, как датчане оставили Эсбьерг, они увели весь флот в Норбю, на острова, не оставив австрийцам даже гнилой шлюпки),которое он использовал для артиллерийских стрельб канониров своей эскадры7 мая. Датские морские артиллеристы оказались на высоте.
Встав севернее Восточно-Фризских островов, на траверзе Ордернея, они перегородили дорогу австрийцам.
Утром 9 мая на горизонте появились дымы. Датская эскадра получила приказ поднять давление в котлах и идти за флагманом "Нильсом Юэлем"(42 орудия) на встречу противнику. Словно разряд электричества пробежал по всем матросам и офицерам эскадры, когда на флагмане, убедившись в том, что им на встречу движутся австрийцы, взметнулся флажный сигнал"Противник прямо по курсу".
Командующий вместо фон Убера австрийской мини-эскадрой адмирал Тегетгофф не скрывал своих опасений по поводу исхода этого весьма сомнительного предприятия. Ему, разумеется, было бы гораздо приятнее возглавлять эти крейсера в качестве разведывательного отряда, имея за спиной австрийские броненосцы, но…И поэтому Тегетгофф решил не искушать судьбу и прорваться в Вильгельмсхафен или Куксхафен по-возможности мимо датских кораблей, не вступать в бой с противником и выбрать одно направление — на прусские порты, и прорвавшись, оставить победу газетчикам, пусть они сами создадут триумф. А уж потом можно будет и тревожить датчан.
Но выдвижение на запад эскадры Свенсена перечеркнул прекрасный план Тегетгоффа. Однако, когда он увидел состав датской эскадры, у него все же затеплилась надежда. Превосходство датчан было несомненным-"Нильс Юэль"-42 орудия,"Юланд"-40( с него сняли 4 пушки для вооружения канонерки),"Сьеланд"-42(у него тоже отняли 2 орудия).Итого:124 орудия, против которых австрийцы могли выставить лишь 81 орудие(50 на Шварценберге" и 31 на "Радецком").Но с должным умением можно было бы противостоять и этому, но…Но если бы датчане были бы где-нибудь восточней и посевернее…Короче, гораздо ближе к Гельголланду, чем на самом деле…
Вообще-то этот бой следовало бы назвать Ордернейским, так как ввиду этого острова и прогремели первые залпы…
09.50 Австрийцы с расстояния более 4.000 метров дали первый залп. Недолет
В 10.00 "Нильс Юэль" дал первый залп из носового орудия разрывными снарядами Пексана. Недолет.
В 10.05 датский флагман повернул на левый борт(на юг),намереваясь "Пересечь Т",то есть пройти перпендикулярно флагману австрийцев и поставить его под огонь всей эскадры. Тегетгофф отвернул в противоположную сторону(на север) и эскадры разошлись на контркурсах.
10.40 эскадра датчан вышла на параллельный курс с австрийцами и начала их преследовать.
11.10 в "Нильса Юэля" попали первые снаряды. Расстояние до австрийцев сократилось.
11.25 у имевшего уже несколько попаданий "Радецкого" снарядом сбивает бизань мачту
11.48 сильный взрыв на корме "Радецкого".Начинается пожар, который, правда, был вскоре потушен.
12.12 В "Радецкого" попадают первые снаряды с "Юланда"…Теперь австрийский фрегат обстреливается уже с двух датских судов
12.25 Тегетгофф, понимая, что датчане прочно вклинились между ним и прусским берегом, решил повернуть на северо-восток, а после, внезапным поворотом, рассечь датскую эскадру. Но датчане повернули в сторону его отряда, и Тегетгофф опять отвернул, на этот раз на север ,в сторону Гельголланда, так как действие датчан поставило успех его маневра под сомнение, датчане сами могли рассечь его эскадру, и отделив "Радетский",просто "запинать" его, предоставив "Шварценбергу" возможность уйти.
12.45 На "Радецком" снова начинается пожар.
12.57 Пожар на "Нильсе Юэле".Экипаж тушит его
12.43 От нескольких попаданий пексановских бомб на баке "Шварценберга так же начинается пожар.
12.51 В "Радецкий" попадают снаряды с "Сьёланда".Первые же бомбы убивают рулевых. Ранен командир корабля Еремие. К вечеру он скончается от ран.
12.55 разрыв снарядов на корме "Шварценберга".Начинается пожар. Экипаж не может справится с огнем на баке. Пламя перекидывается на фок мачту и загораются паруса и рангоут.
13.10 Тегетгофф отворачивает на север, намереваясь укрыться в английских водах. Это единственное спасение на данный момент
На востоке слышны выстрелы, там датский корвет "Геймдал" сцепился с несколькими прусскими канонерками. Канонерка  "Прусский орёл" получила повреждения и маленький прусский отряд ушел восвояси. Отвлечь датчан от австрийской жертвы, в которую они уже впустили когти, не удалось.
13.30 австрийские снаряды вызывают пожар на батарейной палубе "Нильса Юэля"
13.45 австрийские корабли входят в английские территориальные воды вокруг Гельголланда, когда-то датского острова, после наполеоновских войн отнятого у датчан Англией.
Навстречу кораблям спешит фрегат "Аврора" и железный корвет "Гарпи",которые были высланы к берегам острова. Англичане не имеют ничего против того, чтобы наблюдать за чужой потасовкой, но в своих водах они не намерены это терпеть и направляются между эскадрами противников
13.52 Датский снаряд сбивает трубу у "Шварценберга"…Тяга в его котлах падает, и он лишается пары драгоценных узлов в скорости ,которые еще могли ему дать шанс на спасение
13.55 Англичане дают предупредительный выстрел в направлении датчан. Ядро ложится по курсу "Нильса Юэля".Датчане прекращают огонь.
Первый день боя закончился. Разделенные фрегатом "Аврора" датчане наблюдали за австрийцами, как те тушили пожар. Повреждения у них были серьезные."Шварценберг" имел 54 попадания, из них 2-ниже ватерлинии, 22 убитых и 27 раненых."Радецкий" — 97 попаданий ,из них 2 ниже ватерлинии, 47 членов экипажа были убиты, 87 ранены.Фрегат представлял из себя ужасное зрелище, обрывки рангоута, проломы, обугленные палубы, разорванный такелаж, палубы завалены обломками рангоута и разбитых шлюпок.
"Нильс Юэль" в бою пострадал меньше всего-47 попаданий,25 убитых и 60 раненых."Юланд"-31(7 убитых и 20 раненых),"Сьёланд"-5(2 легко раненых).
В 17.45 на борт "Нильса Юэля" поднялся командир "Авроры" Херленд. Он имел разговор с адмиралом Свенсеном и капитаном фрегата Готлибом. По его словам он уже побывал на "Шварценберге",и заверил, что его положение тяжело, а на "Радецкий" подыматься вообще жутко(что поделаешь, датские канониры не зря хлеб ели и тратили порох на учениях, к тому же австрийский фрегат долгое время был один на один с двумя датским).Он предупредил, что на Гельголанд пришла телеграмма — независимо от потерь и исхода соединения противоборствующих флотов должны покинуть английские воды на рассвете, а точнее — до 9 часов утра. Австрийцы уже уведомлены. Свенсен предложил англичанину взять на себя обязанность парламентера, и осведомился, что может быть командир Херленд не откажется предложить австрийцам сдачу во избежание кровопролития. Херленд согласился, правда, уверив Свенсена, что уж он бы на месте австрийского адмирала сопротивлялся бы до последнего. Свенсен написал со всем возможным тактом письмо Тегетгоффу, а Херленд подписался под письмом, предложив борт английской "Авроры" в качестве нейтральной территории, а сам принял предложение Свенсена к ужину.
В 21.20 пришел ответ Тегетгоффа. Австрийцы отказывались от сдачи и намеревались сражаться до конца.

————
10 мая. ФИНАЛ БОЯ…
Датчане ночью спустили несколько своих неповрежденных шлюпок и отослали их к австрийским кораблям. Ночь была безлунная и ветреная, поэтому Свенсен опасался, как бы в темноте австрийцы не улизнули.
Утро принесло некоторое изменение, к датчанам присоединился корвет "Геймдал" с 16 орудиями на борту. Положение австрийцев настолько ухудшилось, что дальше могло только улучшаться, но не было за счет чего. С "Радецкого" на борт "Шварценберга" передали более полусотни тяжелораненых, так как Тегетгофф имел все основания считать, что "Шварценберг" сможет оторваться от датчан. Команда также смогла за ночь поставить нечто вроде временной трубы, но о результатах их трудов можно было сказать только на утро, когда "Шварценберг" будет стараться развить полную скорость…
в 08.30 английский фрегат "Аврора" поднял флажный сигнал "Покинуть территориальные воды".Датчане наблюдал за тем, как австрийцы выбирают якоря
08.50 австрийские фрегаты подняли якоря
09.00 датский адмирал Свенсен приказал приспустить на минуту датские флаги перед австрийскими фрегатами — знак траура, словно отдавая честь покойникам.
09.28 Австрийцы, покинув воды Гельголланда, открыли огонь, датчане открыли ответный. Английский фрегат "Аврора" двигался мористее, наблюдая за боем."Гарпи" остался близ острова.
09.45 противники разделились окончательно на два отряда-"Нильс Юэль" и "Юланд" против утратившего часть скорости, но более боеспособного "Шварценберга", а "Сьёланд" и "Геймдал"-против волею судьбы превосходящего, но сильно истрепанного "Радецкого".Отдать должное австрийцам, они сопротивлялись храбро. Но безнадежно.
10.30 "Шварценберг" горит. Датские снаряды опять вызвали пожар на баке, который австрийцы расчистили после вчерашнего боя.
10.50 "Нильс Юэль " вынужден выйти из боя. Австрийский снаряд сбил ему бушприт и опасаясь намотать снасти на винт, фрегат останавливает машину
11.05 Горящий "Радецкий" получает серьезные повреждения, датский снаряд взрывается в машинном отделении и повреждает машину, австрийский корабль теряет ход…
11.20 "Юланд" продолжает преследование "Шварценберга".Свенсен приказывает командиру "Сьеланда" Кальперу присоединится к нему, а "Нильс Юэль" присоединяется к "Геймдалу", добивающему "Радецкого".
11.50 На "Радецком" выведены из строя большая часть орудий, наблюдается сильный дифферент на корму и крен на левый борт. Сильный пожар на корме. Из-за крена орудия левого борта не могу стрелять, они слишком наклонены к воде, а орудия правого борта — слишком задраны. "Радецкий" превратился в беспомощную мишень, в которую датские канониры всаживают снаряд за снарядом. Свенсен предлагает сдачу. Австрийцы отказываются.
12.43 "Радецкий" начинает крениться и оседать на корму. Он тонет. С "Нильса Юэля" и "Геймдала" начинают спускать шлюпки.
12.50 задрав нос,"Радецкий" уходит на дно. Датские шлюпки подбирают с воды только 36 человек его экипажа из 300.
Тем временем "Юланд" продолжает преследование "Шварценберга".Тегетгофф упорно продвигается к прусским берегам, меняя курс, но ему все реже удается выходить из-под датского меткого огня-"Юланд" на пару узлов быстрее его. Когда к нему присоединяется "Сьеланд", Тегетгофф понимает, что бой проигран окончательно. Сам он ранен.Его корабль лишился всех мачт и трубы, палубы завалены обломками и окровавленными телами, а с носа корабля длинным шлейфом несет в сторону такого желанного, но уже недосягаемого прусского берега дым пожара, который австрийские моряки не в силах уже погасить.
12.45 В тот момент, когда "Радецкий" тонул, пробившая борт бомба разорвалась в машинном отделении "Шварценберга".Осколками снаряда и кусками угля были посечены кочегары и механики, поврежден двигатель. Фрегат лишился хода
13.17.Несмотря на раны, австрийская машинная команда исправила повреждения. Фрегат опять обрел ход, но к его преследователю присоединяется "Сьеланд" и его снаряды разбивают корму "Шварценберга",чудом не сбив руль управления.
13.35 Сильный пожар на батарейной палубе. На горизонте виден прусский берег. Тегетгофф хочет попытаться дотянуть до него. Навстречу ему вышли несколько прусских канонерок, но их вооружение просто смехотворно. Не желая отпускать врага, датские канониры, обливаясь потом на задымленных пороховым чадом орудийных палубах, всаживают в австрийцев один снаряд за другим.
13.50 Пожар на "Шварценберге" уже дошел до грот-мачты. Ветер переменился, и теперь дым от огня гонит не с бака в море, а с бака на корму ,вдоль всего судна. Машинная команда оставляет двигательное отделение — в нем нельзя уже находится из-за задымленности и жара. Тегетгофф отдает приказ оставить судно, и получает вторе ранение от осколка снаряда."Флаг не спускать"…Это последнее, что он говорит. Австрийские моряки прыгают за борт пылающего фрегата, шлюпки его разбиты и несчастные хватаются за обломки."Шварценберг",двигатели которого никто не остановил, продолжает идти 9-узловым ходом, полыхая как костер. Датские моряки, видя эту катастрофу, стопорят двигатели -"Юланд" спускает шлюпку, а "Сьеланд"-две, остальные на них разбиты снарядами в бою. Датские моряки на шлюпках плывут в кильватере "Шварценберга",поднимая на борт раненых и обожженных австрийцев. Капитан "Юланда" Хольм призывает флажным сигналом на помощь прусские канонерки, гарантируя им безопасность, и те бесстрашно бросаются на перерез "Шварценбергу",чтобы спасти его экипаж. Одна из датских шлюпок, переполненная спасенными, опрокидывается, прусская канонерка спасает находившихся в ней. После она подойдет к "Сьеланду" и передаст датчан на его борт, а австрийцев увезет с собой. Датские моряки в знак уважения провожали её салютацией флагом. С воды пруссы поднимают адмирала Тегетгоффа, его почти час удерживал на плаву один из матросов. Всего поднято 118 человек. Число погибших превышает 400(на борту находились также раненные с "Радецкого").
15.45. В виду порта Куксхафен (в сторону которого по-инерции он продолжал движение, охваченный пламенем от носа до кормы)на "Шварценберге" взрываются пороховые погреба.

Продолжение.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account