Корабли неудачи. Лидеры эскадренных миноносцев типа «Майе Брезе». Франция

21

Первая мировая война породила новый класс торпедных кораблей-лидеры эскадренных миноносцев, по замыслу создателей и штаб флотилии эсминцев и лидер, ведущий эту флотилию в атаку, и прикрывающий и усиливающий и закрепляющий. Реинкарнация концепции минного крейсера для 21-го века. Первопроходцами стали, как водится англичане, конкурировать попробовали немцы, да война кончилась. «Большие эсминцы» Кайзерлихмарине достались странам -победителям. На адмиралов Франции и Италии творения сумрачного тевтонского гения произвели неизгладимое впечатление.

"Майе Брезе"

«Майе Брезе»

Содержание:

История создания

В период Интербеллума именно эти две страны стали лидерами развитию (пардон) лидеров эсминцев. Собственные школы, десятки построенных кораблей, крупных, хорошо вооруженных и очень быстроходных, именно скоростью предпочитали прежде всего меряться две средиземноморские державы.

Во Франции корабли этого класса официально называли контр-миноносцами ( contre-torpilleurs) и, в соответствии с местной концепцией, не предназначались для лидирования своих эсминцев. Они в составе однородных соединений должны были уничтожать эсминцы и миноносцы противника. «Истребители истребителей (дестройеров)», если ориентироваться на британское название.

До войны французы успели построить шесть типов лидеров. По количеству (32 штуки) их во французском флоте было больше чем обычных эсминцев (26). Это при том, что перед первой мировой французы выделялись своими мелкими, 800-тонными эсминцами среди основных морских держав. Из одной крайности в другую, со всей южной страстью.

Строились корабли крупными сериями, обычно по 6 единиц. Последней серией 2400-тонных лидеров, третьей и последней серией четырехтрубников (группа «Е»), пятой, предпоследней, серией французских лидеров, стали лидеры эсминцев типа «Вокелен». Это было дальнейшее развитие предыдущих проектов типа «Эгль» и «Гепард».

Всего построено шесть единиц по программам 1927-1928 (3 корабля) и 1929 годов (3 корабля): «Вокелен» ( Vauquelin), «Тартю» ( Tartu), «Керсен» (Kersaint), «Майе Брезе» ( Maillé Brézé), «Кассар» (Cassard), «Шевалье Поль» ( Chevalier Paul). Все шесть кораблей строились частными верфями.

«Вокелен» был назван в честь Жана Воклена (1728—1772), французского морского офицера, отличившегося в Семилетней войне.

«Шевалье Поль» получил имя от Жан-Поль де Сомёр (1598 — 20 декабря 1667), которого часто называли Шевалье Поль, французского адмирала, участвовавшего в нескольких средиземноморских кампаниях.

«Керсэн» назван в честь Ги Франсуа Коэтнемпрен де Керсена (1703-1759), французского морского офицера, отличившегося в Семилетней войне.

«Кассар»- в честь Жака Кассара (30 сентября 1679 — 1740) — французского морского офицера и капера.

«Майе Брезе»— в честь французского адмирала Жана Армана де Майе, герцога Фронсака, маркиза Брезе (18 октября 1619 — 14 июня 1646).

«Тартю» в честь Жана-Франсуа Тартю ( 11 октября 1751 — 24 октября 1793), офицера французского флота и героя Французской революции.

Дальнейшим развитием класса во французском флоте стали лидеры типа «Ле Фантаск».

При строительстве этой серии впервые во французском флоте активно использовалась сварка. Силовая установка «Вокеленов» состояла из четырех тонкотрубных вертикальных котлов “Пеноё” и двух турбозубчатых агрегатов (“Рато” на «Кассар» и «Керсен», “Парсонс” – на остальных) мощностью 64000 л.с. Система управления огнем включала в себя один 5-метровый дальномер на носовом мостике, 4-метровый дальномер на кормовом шельтердеке (оба в закрытых башенках), два 1-метровых зенитных дальномера.

Во время ходовых испытаний 7 апреля 1933 года турбины Parsons на «Вокелен» выдали 79 846 л.с., обеспечив скорость 39,7 узла. Во время ходовых испытаний скала повредила обшивку корпуса на протяжении 40 метров.

29 марта 1931 года, спуск на воду лидера «Вокелен» в Дюнкерке.

«Вокелен» “Vauquelin” A C de France, Dunkerque. Заложен 13 марта 1930 года. Спущен на воду 29 марта 1931 года. Вступил в строй 3 ноября 1933 года. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года

«Тартю» “Тartu”. A C de la Loire, St-Nazaire. Заложен 14 сентября 1930 года. Спущен на воду 7 декабря 1931 года. Вступил в строй 31 декабря 1932 года. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года

«Керсэн»“Kersaint”.A C de la Loire, St-Nazaire. Заложен 19 сентября 1930 года. Спущен на воду 14 ноября 1931 года. Вступил в строй 31 декабря 1933 года. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года

«Майе Брезе» “Maille Вrеze”. A C de St-Nazaire-Penhoët. Заложен 9 октября 1930 года. Спущен на воду 9 ноября 1931 года. Вступил в строй 6 апреля 1933 года. 30 апреля 1940 года погиб в порту Гринок в результате самопроизвольного пуска и взрыва собственной торпеды

«Кассар» “Cassard” A C de Bretagne, Nantes. Заложен 12 ноября 1930 года. Спущен на воду 8 ноября 1931 года. Вступил в строй 10 сентября 1933 года. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года

«Шевалье Поль» “Chevalier Paul”.F C de la Méditerranée, La Seyne. Заложен 28 февраля 1931 года. Спущен на воду 21 марта 1932 года. Вступил в строй 20 июля 1934 года. 16 июня 1941 года потоплен британскими торпедоносцами «Суордфиш» близ Латакии

Водоизмещение стандартное — 2441 т, нормальное — 2660 т, полное — 3140 т. Длина 122,4/ 129,3 м. Ширина 11,84 м. Осадка 4,97 м.

Двигатели- Vauquelin: 2 комплекта паровых турбин с редуктором Zoelly, 4 котла Yarrow или Penhoët. Cassard: 2 комплекта паровых турбин с редуктором Rateau-Bretagne, 4 котла Yarrow или Penhoët. другие: 2 комплекта паровых турбин с редуктором Parsons, 4 котла Yarrow или Penhoët. 2 ТЗА Parsons или Rateau-Bretagne, 4 паровых котла Penhoët, 64 000 л. с. Скорость хода 36 узлов. 585 тонн нефти. Дальность плавания 3650 миль на 18 узлах, 2800(3000) миль на 14 узлах, 800 миль на 34 узлах. Экипаж 230 человек, 10 офицеров и 201 матрос в мирное время и 12 офицеров и 220-224 рядовых в военное время.

Вооружение 5 × 1 — 138-мм/40 М1927. Зенитная артиллерия 4 × 1 — 37-мм/50 М1925, 2 × 2 — 13,2-мм/76 пулемёта. Минно-торпедное вооружение 2 × 3 — 550-мм торпедных аппарата или 1 х 3 и 2 х 2. 40-50 мин. 2 желоба и 2 бомбомета на 36 глубинных бомб.

Модернизации

1940 год— «Шевалье Поль» : усилено зенитное вооружение, сняты 1 х 3 — 550 мм ТА, 2 х 1 — 37мм/50; добавлены 1 х 2 — 37мм/50 М1933, 2 х 1 — 13.2 мм/94. Для устранения помех при стрельбе грот-мачту демонтировали и заменили антенными стойками типа “перевернутый V” на четвертой трубе. Вокруг башенки дальномера на кормовой надстройке были смонтированы спаренные 37-мм M 1933 (в диаметральной плоскости) и два одноствольных М1925 (на крыльях мостика, примерно в метре от дальномера). Прежние 37-мм и трехтрубный торпедный аппарат сняли. На месте зенитных дальномеров у третьей трубы установили 13,2-мм пулеметы системы “Браунинг”.

Позже четыре других лидера (за исключением погибшего «Майе Брезе») прошли подобное переоборудование, но из-за поступивших с флота жалоб вместо торпедного аппарата с них снимали кормовой ЦАС. Планировалось вместо него поставить три спарки 37 мм , но не сложилось.

  • 1940- «Вокелен», «Тартю» : установлена ГАС типа 123
  • 1941- «Вокелен» : добавлены 1 х 2 — 37мм/50 М1933, 2 х 1 — 13.2 мм/94
  • 1941- «Кассар», «Тартю»: сняты 2 х 1 — 37мм/50; добавлены 1 х 2 — 37 мм/50 М1933, 2 х 1 — 13,2 мм/94
  • 1941- «Керсэн» : добавлены 1 х 2 — 37мм/50 М1933, 3 х 1 — 25 мм/60 М1938, 2 х 1 — 13,2 мм/94

«Кассар» и «Тартю» вооружили как «Шевалье Поль», а «Вокелен» получил одну спаренную установку в диаметральной плоскости и по одному 37-мм автомату М1925 на правом и левом двухтрубных торпедных аппаратах. «Керсэн» сохранил исходные 37-мм на главной палубе, а к июню 1941 года в кормовой части были установлены три 25-мм “Гочкис”. Также он получил “Браунинги” на кормовую надстройку, но затем их расположение там признали неудобным и перенесли на носовой шельтердек – как у остальных. Только «Керсэн» успел получить “асдик” к июню 1940 года, на «Вокелен» его установили после перемирия, в декабре 1940 года, на «Тартю»в августе 1941 года, а на «Кассар» в конце года. «Шевалье Поль» гидролокатора так и не получил. Вместе с установкой гидрофонов планировалось добавить еще два бомбомета, но этого так и не сделали. Еще одна модернизация была связана с установкой щитов на бортовые двухтрубные торпедные аппараты.

Основное вооружение лидеров состояло из пяти 138,6-миллиметровых (5,5 дюйма) орудий Modèle 1927 в одинарных щитовых установках, по два на нос и корму и пятого -за кормовой трубой. Зенитное вооружение включало четыре 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудия Modèle 1927 в одиночных установках, расположенных на миделе, а также двух спаренных установок для 13,2-миллиметровых (0,52 дюйма) зенитных пулеметов Hotchkiss Modèle 1929 на палубе полубака рядом с мостиком.

На корабли устанавливались две надводные сдвоенные установки 550-миллиметровых (21,7 дюйма) торпедных аппаратов , по одной паре на каждом борту между каждой парой труб, а также одна поворотная тройная установка в кормовой части.

На корме размещались два желоба для глубинных бомб ; на них размещалось в общей сложности шестнадцать 200-килограммовых глубинных бомб, еще восемь находились в запасе. Корабли могли быть оснащены рельсами для сброса 40-50 530-килограммовых (1170 фунтов) морских мин Breguet B4.

Бомбометы были сняты в 1936 году, количество глубинных бомб было увеличено. В начале 1939 года 13,2-миллиметровые пулеметы перенесли и установили перед мостиком. Четыре одиночные 37-миллиметровые установки на «Вокелен» в мае 1940 года были заменены парой спаренных установок.

Первые бои мировой войны заставили восстановить на лидерах бомбометы, причем уже более древней модели, чем первоначально. «Вокелен» получил обратно бомбометы в июне 1940 года. В декабре его оснастили также британской системой ASDIC Alpha 128.

На рубеже 1940 и 1941 годов у грот-мачты дополнительно установили зенитные пулеметы 13,2 мм Браунинга. 6 августа — 7 сентября 1941 года грот-мачта была заменена платформой для двух 37-мм спаренных артиллерийских установок и одиночного «Браунинга». Пулеметы Гочкиса были перенесены на новые платформы между трубами, а их прежние позиции заняли новые Браунинги.

Лидеры эсминцев типа «Вокелен» поступили на вооружение в начале 30-х годов. Они вошли в состав 5 и 6-го легких дивизионов ( Division légère (DL)), позднее переименованные в разведывательные дивизионы ( Division de contre-torpilleurs ). «Вокелен», «Керсен» и «Майе Брезе» попали в 6-й DL 2-й легкой эскадры ( 2 e Escadre légère ) в Бресте. Вскоре 6-й DL был перенумерован в 9-й и переведен в группу больших эсминцев ( Groupe de contre-torpilleurs (GCT) 1-й эскадры ( 1 e Escadre ) в Тулоне.

С 1 октября 1935 года все систершипы были приписаны к Средиземноморской эскадре, к 5-му и 9-му дивизионам. В мае – июне 1938 года Средиземноморская эскадра совершила круиз по Восточному Средиземноморью ; эскадра 1 июля 1939 года была переименована в Средиземноморский флот ( Flotte de la Méditerranée ).

5-й разведывательный дивизион «Вокелен»«Шевалье Поль» и «Тартю» были включены в отряд Z, который формировался в начале 1940 года для поддержки Финляндии во время Зимней войны против Советского Союза. Но в марте 1940 года финны выпросили мир.

10 мая 1940 года немцы начали наступление на Западном фронте, 22 июня Франция капитулировала. 25 июня все оставшиеся лидеры типа «Вокелен» (4 штуки) были собраны в Тулоне, за исключением «Керсен» в Мерс-эль-Кебире ( французский Алжир).

Служба кораблей

Шесть кораблей серии полностью разделили судьбу Третьей республики и французского флота. Войну не пережил ни один. Один («Майе Брезе») погиб еще до немецкого вторжения, один был потоплен англичанами, четыре оставшихся были затоплены в Тулоне своими экипажами. Потом ни один из них так и не был поднят.

«Майе Брезе»

Самым известным кораблем серии стал «Майе Брезе», из-за своей нелепой гибели.

«Майе Брезе» вошел в строй в апреле 1933 года. Во время гражданской войны в Испании он эвакуировал французских граждан из Испании, затем патрулировал побережье в рамках «политики невмешательства». В январе 1937 года его атаковал самолет националистов, но безуспешно. Перед мировой войной лидер нес службу в Средиземном море. В начале войны входил в состав 5-го дивизиона лидеров, командир- капитан 2 ранга Глотэн. Лидер конвоировал французские конвои в Африку и обратно. В середине октября 1939 года «Вокелен» и «Майе Брезе» сопровождали тяжелые крейсера Algérie и Dupleix в Дакар(Французская Западная Африка), а затем сопровождали конвой домой

В марте 1940 года лидер сопровождал тяжелый крейсер «Альжери» и линкор «Бретань», на которых французский золотой запас перевезли в канадский Галифакс. В апреле 1940 года «Майе Брезе» вошел в эскадру сопровождения конвоев между Норвегией и Шотландией.

«Майе Брезе» принимал активное участие в Норвежской кампании. 9 апреля 1940 г. в составе соединения адмирала Дерьена участвовал в воздушно-морском сражении в районе Бергена. Сопровождал войсковой конвой “FP-1B”. 19 апреля был атакован немецкой подводной лодкой “U46” но уклонился от выпущенных торпед и также безуспешно контратаковал противника.

30 апреля 1940 года на стоянке в Гриноке на реке Клайд (Шотландия) в 14-15 один из носовых торпедных аппаратов лидера самопроизвольно выпустил торпеду прямо на палубу. Торпеда при ударе в надстройку взорвалась и возник сильный пожар, потушить который не удалось. К 20-00 лидер затонул. Погибло 25 человек, 38 было ранено (у Л. Гарроса другие данные: 3 погибших, 17 пропавших без вести. 54 раненых).

«Майе Брезе» стал одним из немногих кораблей, погибших от собственной торпеды.

«Шевалье Поль»

«Шевалье Поль» к началу второй мировой войны входил в состав 5-го дивизиона лидеров (командир корабля – капитан 2 ранга Бонно). Отличился при обороне от немецких подводных лодок конвоя “KS-27” 15-20 ноября 1939 года. Принимал активное участие в Норвежской кампании. Сопровождал конвои “FP-1B” (11-19 апреля), “FP-2” и “FS-2” (24-28 апреля). 3-4 мая участвовал в неудачной набеговой операции против германского судоходства в Скагерраке. После перевода дивизиона на Средиземное море принимал участие в набеговой операции против Генуи.

После перемирия оставался в составе Флота Открытого моря ( Forces de haute mer, FHM). Участвовал в боевых действиях в Сирии и Леванте против англичан. 11 июня 1941 года лидер вышел из Тулона с грузом боеприпасов. Англичане перехватили радиопереговоры французов. 15 июня он был встречен западнее Кипра лидерами «Гепард» и «Вальми», но вечером обнаружен английской летающей лодкой “Сандерленд” 230-й эскадрильи. Утром 16 июня 1941 года в 25 милях от Латакии французские корабли были атакованы пятью или шестью торпедоносцами “Суордфиш” 815-й эскадрильи FAA с Кипра.

Торпеда с самолета суб-лейтенанта Вайза поразила котельное отделение «Шевалье Поль», корабль потерял ход и начал набирать воду. Остальным торпедоносцам не повезло, зенитным огнем «Гепард» и «Вальми» сбили один “Суордфиш” (именно того, меткого, потом подобрали его пилота и стрелка). «Шевалье Поль» тонул долго, затонул лишь в 03-00. «Гепард» и «Вальми» смогли спасти 240 человек на плотах и в шлюпках, через час гидросамолет “Луар-130” эскадрильи 19S подобрал еще 1 раненого моряка. Погибло 6 моряков и 9 ранено, по другим данным при взрыве погибло 10 человек.

«Вокелен»

«Вокелен» с 5 августа по 23 сентября 1934 года посетил Сен- Пьер и Микелон, Галифакс и Квебек в ознаменование 400-летия первого визита исследователя Жака Картье в Канаду.

«Вокелен» во время гражданской войны в Испании 1936–1939 годов был одним из кораблей, которые помогли обеспечить соблюдение соглашения о невмешательстве. В начале мировой войны входил в состав 5-го дивизиона лидеров, затем был передан 9-му дивизиону. Воевал на Средиземном море. В июне-июле 1941 года лидер участвовал в боевых действиях в Сирии против британских войск. 16 июня 1941 года, в день потопления «Шевалье Поль» у Латакии, он загрузился боеприпасами (800 снарядов калибра 138,6 мм) и вышел из Тулона, 21 июня прибыл в Бейрут, а 22 июня 1941 года его в порту атаковали три английских бомбардировщика Бристоль “Бленхейм” 11-й эскадрильи.

Лидер получил 6 прямых попаданий авиабомб, потерял 5 человек убитыми и 17 ранеными. Ответным зенитным огнем один из британских самолетов был серьезно поврежден.

29 июня «Вокелен», «Гепард» и «Вальми» покинули Бейрут и , загрузив 450 человек из батальона алжирской легкой пехоты ( Tirailleurs algériens ) и 90 тонн припасов, 5 июля попытались доставить подкрепление в Ливан, но были замечены британским разведывательным самолетом в пути и вернулись в Салоники 9 июля. 16 июля «Вокелен» вернулся в Тулон.

Его назначили флагманом 3-го дивизиона лидеров Флота Открытого моря. «Вокелен» был затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года при оккупации немцами территории Виши. Его обломки были разобраны в 1951 году.

«Тартю»

«Тартю» был флагманским кораблем 5-го дивизиона лидеров (капитан 1 ранга Шомель). Принимал активное участие в Норвежской кампании. 9 апреля 1940 года в составе соединения адмирала Дерьена участвовал в воздушно-морском сражении в районе Бергена. Сопровождал войсковые конвои “FP-1B” (11-19 апреля), “FP-2” и “FS-2” (24-28 апреля). 3-4 мая участвовал в неудачной набеговой операции против германского судоходства в Скагерраке.

После перевода дивизиона на Средиземное море принимал участие в набеговой операции против Генуи. После перемирия оставался в составе Флота Открытого моря. Был затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года при оккупации немцами территории Виши.

«Керсен»

«Керсен» действовал на Средиземном море в составе 9-го дивизиона лидеров, впоследствии придан 4-му дивизиону. Участвовал в бою с английским флотом в Мерс-эль-Кебире. Несмотря на аварийное состояние силовой установки (он шел лишь на одном валу), ушел в Тулон в составе эскорта линейного корабля «Страсбург». После перемирия оставался в составе Флота Открытого моря. 27 ноября 1942 года затоплен в Тулоне. Его обломки были разобраны в 1950 году. Обломки были разобраны на месте в 1950 году.

«Кассар»

«Кассар» на начало войны входил в состав 9-го дивизиона лидеров, но в мае 1940 года заменил погибший «Майе Брезе» в составе 5-го дивизиона. 13-14 июня 1940 года участвовал в набеговой операции против Генуи (под командованием капитана 2 ранга Депре). После заключения перемирия оставался в составе Флота Открытого моря. 27 ноября 1942 года затоплен в Тулоне.

Увы, судьба французского флота во второй мировой войне крайне незавидна. Третий флот мира так ни с кем и не воевал по-настоящему, но был большей частью уничтожен как союзниками (британцами) , так и противниками (немцами).

Ибо тот, кто между позором и войной выбирает позор, получит и позор и войну. (с)

Источник — https://dzen.ru/a/YZh4qoiGLRUWbtfL

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account