Условия плавания в омывающем острова море были не особенно благоприятны. Очертание берегов, недостаточное количество ориентиров, небольшие островки, окружавшие острова, и незначительные глубины не благоприятствовали плаванию. Особенно большая осмотрительность требовалась в ненастную погоду. При выполнении десантной операции исключительное значение приобретали трудные условия плавания в бассейне между островами Эзель, Моон и Даго, на Кассарском плесе и в Малом и Большом (Моон) Зундах.
Максимальная глубина Кассарского плеса немного больше 8 м. Благодаря небольшим глубинам вдоль юго-восточного берега о. Даго и в восточной части Моон-Зунда часть залива, пригодная для плавания миноносцев, весьма невелика. По форме эта площадь представляет собою треугольник. Ограничивающая его линия шестиметровых глубин проходит на юге непосредственно вдоль о. Эзель, на востоке — приблизительно по меридиану 23°, т. е. от входа в Малый Зунд и далее на юго-восточную оконечность о. Даго, а затем вдоль берега последнего; в направлении с северо-востока на юго-запад граница проходит южнее о. Кассар, т. е. вдали от берега. Пролив между островами Эзель и Даго, так называемый Соэлозунд, имеющий на своей западной стороне выход в открытое море, имеет весьма незначительную глубину. Благодаря изобилующему мелями узкому и изломанному фарватеру в нем могли плавать только миноносцы и вообще суда с мелкой осадкой. На востоке Кассарский плес отделен от Моон-Зунда банкой шириной до 5 морских миль.
Довольно глубокий фарватер проходит только вблизи северо-восточного берега о. Моон по направлению к Моон-Зунду, через так называемый чулок. Плавание в нем возможно, только по вехам или по створам, имеющимся на берегу. Но и те и другие, видимо, были сняты русскими.
В 4.00 12 октября 1917 года из пролива Соэлозунд с брандвахтенного броненосца «Цесаревич» поступила короткая радиограмма: «Веду бой. Прошу помощи».
Опоздав на час против плана, германская ударная группировка входила в пролив, рассредоточиваясь согласно диспозиции — 3-я эскадра линкоров «Кениг» (вице-адмирал Пауль Бенке), «Байерн», «Гроссер Курфюрст», «Кронпринц», «Маркграф» и 4-я эскадра линкоров «Кайзерин», «Принц-регент Луитпольд», «Кайзер». Флагман – линейный корабль «Мольтке» (вице-адмирал Эрхардт Шмидт). А также силы прикрытия и десантные суда.
Четыре «Кёнига» и три «Кайзера» нацелились на 152-мм батареи на мысах Ниннаст и Хансорт. «Байерн» (с восемью 38см. (15") орудиями) и лёгкий крейсер «Эмден» должны были действовать против батарей на мысах Тоффри и Памерорт защищающих непосредственно пролив Соэлозунд между Эзелем и Даго. Старый русский броненосец и дивизион миноносцев никто в виде серьёзной цели не рассматривал.
Адмирал Шмидт, учитывая отставание от графика, приказал кораблям следовать впереди тральщиков. Это не могло не сказаться — идущие в голове ордера линкоры «Байерн» и «Гроссер Курфюрст» почти одновременно подорвались на минах. Серьёзных повреждений не получили и остались на плаву, но временно утратили ход. Этим не преминули воспользоваться артиллеристы «Цесаревича», положив во втором залпе с дистанции 105 кабельтовых два 305-мм чемодана под корму «Курфюрсту», окончательно лишив его хода и возможности управляться. Однако ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным и сосредоточенный огонь трех немецких линкоров достаточно быстро превратил активно (насколько это было возможно) маневрирующий русский ББО в горящую от носа до кормы развалину медленно на 3 узлах ковыляющую под защиту береговых батарей о.Даго.
В 5.13 380-мм снаряд, пробив последовательно броневую палубу и барбет кормовой башни, разорвался рядом с заклинившим лифтом подачи 305-мм снарядов. Совместный взрыв привел к детонации зарядов погреба ГК и гибели «Цесаревича».
В 5.17 к месту боя подошли основные силы прикрытия морской позиции крепости «Императора Петра Великого» — корабли артиллерийской поддержки берегового района «Кремль», «Смоленск», «Андрей Первозванный», «Император Павел I» и ББО «Слава». Головным «Кремль» под флагом адмирала Бахирева. С дистанции 125 кабельтовых открыли огонь, сосредоточив его на бедном «Курфюрсте». Представлявшем прекрасную неподвижную мишень. Уже третий залп дал накрытие. В 5.53 «Гроссер Курфюрст» имел крен на правый (обращенный в сторону русских) борт крен в 15 град и дифферент на корму в 10 град и на дистанции боя в 120 кабельтовых перестал представлять интерес для русских комендоров. Далее бой вылился в двухчасовую артиллерийскую дуэль на минно-артиллерийской позиции в условиях заведомо невыгодных для германского флота. Свободно маневрирующие в мелком проливе русские корабли уверенно сохраняли дистанцию в 120-130 кабельтовых, постоянно держа своих визави под огнем главного калибра. В свою очередь маневр тяжелыми силами германского флота был затруднен не всегда приемлемыми глубинами, несколькими тысяч мин в минных банках по всей акватории между островами и 305-мм батареями о.Даго и о.Эзель. В 8.15 прямое попадание 305-мм снаряда вывело из строя носовую башню «Байерна» и тот, сбивая пристрелку русским кораблям, резко изменил курс и наскочил на очередную мину. Повреждения опять оказались не фатальными. А вот под пытавшимся прикрыть ЛК дымовой завесой миноносцем В-112 сработали сразу две мины. Из экипажа никто не спасся.
К этому времени при прорыве десантной группы к бухте Тага-Лахт от огня береговых 152-мм батарей было потеряно четыре тральщика, а транспорт «Корсика» выполз на минную банку и пошел ко дну вместе с экипажем и десантом. Возглавляющий всё это дело линейный крейсер «Мольтке» вел безуспешную дуэль с 10" (две двухорудийные башни) батареей прикрывающей вход в бухту, периодически отвлекаясь на противодействие ББО «Слава».
А из-за мыса Ниннаст с мелководья заливчика, скрываясь в тени берега и оставаясь незамеченной всеми участниками событий, навесным огнем работала тяжелая канонерская лодка «Не тронь меня». И не то чтобы очень удачно. Но всплески 305-мм снарядов встающие по левому борту «Мольтке» воспринимались как огонь «Славы», даже когда та откатывалась на дистанцию в 120 кабельтовых и при всём желании не могла достать тевтона.
В 8.33 «Гроссер Курфюрст» имел крен на правый борт в 25 град. , а корма уже ушла под воду. Миноносцы снимали команду. В 8.57 германский флот начал отход на NO от Моонзундской позиции морской крепости императора Петра Великого. Операция «Альбион» завершилась.
В начале XX столетия, когда преимущество морских сил Германии перед Балтийским флотом стало очевидным, Военное и Морское министерство Российской империи стали пересматривать планы ведения военных действий, исходя из предположения, что главной целью германского флота в случае войны будет Санкт-Петербург. Возникла необходимость создания сильной приморской оборонительной позиции, которая смогла бы компенсировать слабость флота. Так появилась Морская Крепость Императора Петра Великого (официальное название) представляющая собой уникальный укрепленный район, созданный на территории от Моонзундского архипеллага до Петрограда (для защиты последнего) в 1910 — 1917 годах. Для обеспечения его устойчивости и обороны минных позиций вне досягаемости огня береговых батарей потребовался корабль обладающий хорошей защитой и мощным вооружением, а главное способный действовать в акваториях с глубинами менее 8 метров.
Корабль огневой поддержки берегового района «Кремль».
Строительство начато : 3 июня 1909 года. Спущен на воду 17 октября 1910 года. Введен в эксплуатацию : 30 апреля 1912 года.
Водоизмещение — 18 050 тонн. Длина — 150,2 м, ширина — 29,6 м, осадка — 6,8 м.
(в перегруз при осадке 7,5 м – 20100 тонн).
Бронирование: пояс крупповской брони — 79…305 мм, башни главного калибра — 63,5…305 мм, барбеты ГК – 305 мм, башни среднего калибра — 50,8…177,8 мм, боевая рубка — 102…305 мм, нижняя броневая палуба — 39,6 мм, скосы — 38,1 мм, верхняя палуба — 31,7 мм
Двигатели: 2 турбины Парсонса, 14 котлов Ярроу.
Мощность: 25 000 л. с. (18,4 МВт)
Скорость хода — 20,5-21 узел. Дальность плавания (нормальная/перегоночная): 1200 / 2500 морских миль. Экипаж — 750 офицеров и матросов.
Вооружение.
ГК — 3х3 — 305/52-мм ОСЗ обр. 1907 года. Угол ВН составлял -5°…+30°, скорость ВН 3 град/с, скорость ГН 3 град/с. Максимальная дальность стрельбы при угле ВН +30° — 26715м.
СК — шесть двухорудийных башен 130/55-мм.