Продолжаю серию про корабельный состав Российского императорского флота и его организационную структуру. Это последняя публикация в таком формате, когда рассматриваются все подразделения в историческом аспекте одновременно.
Сейчас данные даны на 1 июля 1901года. В инфографике изображены только корабли, которые входили в состав постоянных подразделений. Все остальные в частности отряды учебных заведений, а так же императорские яхты, суда, причисленные к портам, находившиеся в отдельном плаванье или в него готовились уйти, и те, что были не включенные в компанию (достраивались, ремонтировались и т.д., так же миноноски за исключением Сибирской флотилии, где они входили в состав отряда вместе с миноносцами) даны текстом. Если заметите неточности, буду рад за подсказку. Корабли и суда в едином масштабе. Данный обзор интересен тем, что по сути это уже состав флота близкого к периода русско-японской войны. На превью «Дельфин» (буд. «Бесстрашный») в 1900 г.
Ранние посты по данной теме:
За 1883 год — Корабельный состав Российского Императорского флота на 1883 год.
За 1889 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1889 год
За 1895 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1895 год
БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
Силы флота на Балтике в начале прошлого века все больше превращались в один большой учебный класс, практически все, что отвечало современным требованиям, находилось на Тихом океане в составе соответствующей эскадры. Даже силы на Средиземном море выглядели вполне современными на фоне того что оставалось на Балтике, поэтому рассматривать будем данный флот именно в таком аспекте.
Самым многочисленным соединением в летнем плавании на Балтике стал Учебно-артиллерийский отряд. Он готовил артиллерийских офицеров и квартирмейстеров, а для Балтики и Сибирской флотилии — также комендоров и гальванеров. Объединял Артиллерийский офицерский класс, Артиллерийскую школу для нижних чинов и судовые команды. Этот отряд, по сути заменил практическую эскадру, которая сначала в1899 г. была переименована в Учебную эскадру Балтийского моря, а с компании 1901 вообще стала называться учебно-практическим отрядом, с частичным возложением на нее обязанностей по подготовке машинных команд для строящихся судов. Самым слабым учебным отрядом был учебно-минный.
Самыми сильными кораблями которые находились в компании на 1 июля были два броненосца береговой обороны типа «Адмирал Ушаков» (еще один ремонтировали после навигационной аварии) и броненосный крейсер «Память Азова», естественно все они входили в состав Учебно-артиллерийского отряда. Миноносцы и минные крейсера были более или менее равномерно «размазаны» по всем трем отрядам по 8-14 кораблей, правда, почему больше всех их было в учебно-практическом, а не в минном. В общем, силы на Балтике представляли из собой непонятную «солянку» из подразделений, для которых более чем серьезным противником мог стать даже объединённый шведско-норвежский флот (тогда это была фактически одна страна) если в Стокгольме в виде бреда решили бы вернуть, например Аландские острова. Правда в отдельном плаванье в пределах Балтийского и Северного моря, как правило, представительского характера или заканчивали испытания находились 2 эскадренных броненосца, 3 крейсера и под 10 миноносцев, впрочем, большинство из них практически сразу после доведения до полной готовности уходили на Дальний Восток.
Тихоокеанская эскадра выглядела более сбалансировано, надо сказать, что это был, пожалуй, последний год, когда мы превосходили японский флот по основным классам боевых кораблей. Так против 5 российских эскадренных броненосцев японцы могли выставить боеготовыми только 3 (включая китайский трофей «Chin Yen»), а против 6 наших броненосных крейсеров, так же 3 своих, но уже через год ситуация поменяется. Не совсем понятна история с минными силами. К 1901 году их начали усиленно развивать на Тихом океане, но какие то миноносцы включали в состав Сибирской флотилии, другие оставляли в составе Балтийского флота, как и канонерки «Отважный» и «Гремящий». С чем это связано не понятно, Квантунский экипаж который по современной терминологии назвали бы бригадой охраны водного района ВМБ «Порт-Артур» появился позднее. Базировалась эскадра как непосредственно в Порт-Артуре, так и во Владивостоке.
Ну и не много про Средиземноморскую эскадру, она, конечно, была не столь представительной как на Тихом океане, но свои функции по показу флага в регионе выполняла. В нее кроме уже привычных канонерок, теперь включали эскадренный броненосец (на Балканах было не спокойно) и минные суда. Кроме того эскадра так же обеспечивала поддержку кораблей которые следовали на Дальний Восток или возвращались от туда.
Таким образом, корабельный состав Балтийского флота на 1 июля 1901 был следующий.
Командующий вице-адмирал Макаров Степан Осипович, как главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта
Учебно — практический отряд: ББО «Адмирал Чичагов», «Не тронь меня», Кр II р. «Пластун», «Наездник», Мин. Кр. «Посадник», «Капитан Ильин», ММ «Кречет», «Коршун» (типа «Сокол»), ММ № 107 (типа «Измаил»), № 108, № 109 (типа «Або»), № 121, № 126, №122, № 131 (типа «Анакрия»), № 117 (типа «Борго»), № 128, № 135 (типа «Пернов»).
Учебно-артиллерийский отряд: ББО «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Грейг», «Адмирал Лазарев», «Кремль», «Первенец», БрКр «Память Азова», Мин. Кр. «Воевода», ММ № 105, № 106 (типа «Измаил»), №115, 116, (типа «Анакрия»), № 112, № 113 (типа «Биэрке»), № 124 (типа «Даго»). Кроме того в состав отряда входил БрКр «Минин» переоборудованный в учебно-артиллерийский корабль и как вспомогательное судно КЛ «Гроза».
Учебно-минный отряд: ББО «Чародейка», Кр II р. «Африка», ММ типа «Взрыв» (одноименного типа), № 125, № 132 (типа «Анакрия»), № 111 (типа «Биэрке»), № 118, № 123 (типа «Даго»), № 133, № 134 (типа «Пернов»), «Сокол» (одноименного типа). Кроме того причислены к отряду винт. шхуна «Славянка», УС «Двина» (для обучения команд миноносок) и «Европа», КЛ «Мина» — для проведения опытов, так же в зависимости от поставленных учебных задач могли причислятся 1-2 отряда миноносок.
Средиземноморская эскадра: ЭБ «Александр II», Мин. Кр. «Абрек», ММ № 119, № 120 (типа «Пернов»), КЛ «Храбрый», «Грозящий». Кроме того формально в состав Средиземноморской эскадры входила КЛ ЧФ «Кубанец» (служила стационером в Пирее).
Тихоокеанская эскадра Балтийского флота: ЭБ «Сисой Великий», «Наварин», «Полтава», «Петропавловск», «Севастополь», БрКр «Громобой», «Россия», «Рюрик», «Владимир Мономах», «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской», БпКр «Адмирал Корнилов», ММ «Кит», «Скат», «Дельфин», «Касатка» (типа «Кит»), Кр. II р. «Разбойник», «Забияка», КЛ «Отважный», «Гремящий».
В том числе в состав Балтийского флота входили:
Суда учебного отряда МКК: БрКр «Генерал-Адмирал», «Князь Пожарский», Кр II р. «Азия», ММ «Беркут» (типа «Сокол»), БрКр «Рында», учеб. суда «Верный», «Воин», «Вестник», «Моряк» и др.
Корабли и суда технический учебных заведений: УС «Стрелок», ММ № 114 (типа «Биэрке»), № 136, № 137, № 138 (типа «Пернов»), № 104 (типа «Сестрорецк») — отряд Морского инженерного училища, учебное судно водолазной школы «Опричник» и др.
Императорские и должностные яхты Гвардейского экипажа: «Штандарт», «Полярная звезда», «Марево», «Александрия», «Стрела», реч. п/х «Онега» как яхта штаба Гвардейского экипажа и др.
Суда не назначенные в компанию, испытаниях, ремонте или достраивались: ЭБ «Ретвизан» — достраивался в Филадельфии, БпКр «Богатырь» — достраивался в Штетине, БпКр «Диана» — готовилась к началу испытаний, «Аскольд» — на заводских испытания в Киле, ММ «Форель», «Стерлядь», «Осетр» (типа «Форель») – проходили достройку и испытания в Гавре, ММ № 101 (типа «Котлин») – на замене котлов, ББО «Генерал-адмирал Апраскин» — ремонт и испытания после посадки на мель, ЭБ «Петр Великий» — в ожидании модернизации с демонтированными башнями, ЭБ «Николай I» — проходил испытания после ремонта для перехода на Средиземное море, БпКр «Варяг» и «Светлана» — готовились к походу для сопровождения императорской яхты «Штандарт», БрКр «Герцог Эдинбургский», Кр II р. «Крейсер» — готовились к уходу в Атлантику с учениками школы строевых унтерофицеров и квартирмейстеров, Кр II р. «Джигит» — пришел из учебного плавания со строевыми унтер-офицерами в Атлантике, Мин. Тр. «Амур», «Енисей» — готовились к походу на Тихий океан.
Отряд судов Балтийского моря назначенных для испытаний: ЭБ «Пересвет», БпКр «Паллада», БпКр II р. «Новик», ММ № 129 (типа «Пернов»).
Корабли и суда в отдельном плаванье: ММ № 102 (тип «Выборг») – отправлен в отдельное плавание для опытов с нефтяным отоплением, № 110 (типа «Або») — в отдельное плавание для разных назначений, № 103, № 127, № 139, № 140, № 141, № 142 (типа «Пернов»), ММ «Ястреб» (типа «Сокол») в отдельном плаванье для обучения миноносных команд, практических занятий будущих инженер-механиков и для опытов с нефтяным отоплением, транспорт «Бакан» — в крейсерстве в Белом море.
Для охраны портов и рейдов использовались устаревшие боевые суда: ББО «Адмирал Спиридов» — охрана порта Александра III , КЛ «Ёрш» — для охраны Петергофского рейда, КЛ «Бурун» и «Буря» — Кронштадта и т.д., а так же отряды миноносок постройки конца 70-х — 80 годов XIX века.
Суда Балтийского флота на Белом море (Архангельская флотская рота): п/х «Пахтусов», «Лейтенант Овцын», «Лейтенант Скуратов», а также ряд вспомогательных судов и плавсредств.
Кроме того в составе сил на Балтийском море числились: транспорты «Самоед», «Секстан», «Компас», «Артельщик», «Красная горка», лед. «Ермак» и другие вспомогательные суда.
Корабельный состав Балтийского флота на 1 июля 1901 года
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ
Флот на Черном как и в предыдущие годы не имел по сути противника на данном военном театре, при том количество и качество броненосных сил было таково, что командование имело возможность выводить корабли в резерв. Но даже при таком раскладе находились деньги на строительство новых единиц, так за 6 лет ввели в строй сразу 2 броненосца «Три святителя» и непонятный для меня «Ростислав». Насчет последнего хотелось бы объяснить свою позицию – вооруженный артиллерией в 10 дюймов, тихоходный с малой осадкой я могу рассматривать как наверное одноклассника ББО типа «Адмирал Ушаков», а не например ЭБ «Потемкин-Таврический», но это только мое мнение.
Из нововведений, да их почти не было, создали полноценный учебный отряд. Усиленно развивали теорию по захвату проливов, наверное все. Их недостатков – не было крейсеров от слова совсем, хотя логика подсказывает, что в случае войны с османами вопрос перекрытия коммуникаций стоял бы, впрочем, уже в августе рассматриваемого года заложили два БпКр типа «Кагул», т.е. «Богатырь». Самый скучный флот в данном обзоре. Ну и корабельный состав:
Командующий вице-адмирал Сергей Петрович Тыртов как, главный командир Черноморского флота и портов.
Практическая эскадра:ЭБ «Чесма», «Синоп», «Георгий Победоносец», «Три святителя», «Ростислав», Мин. Тр. «Буг», «Дунай», Мин. Кр. «Казарский», «Гридень», ММ № 251 (типа «Батум»), № 254, № 255, № 257, № 258 (типа «Сухум»), № 267 (типа «Измаил»), № 266, № 263, № 265, № 261, № 264 (типа «Або»), ММ № 260, № 268(тип «Анакрия»), № 252 (типа «Биэрке»), № 256 (тип «Даго»), № 271, № 272, № 273 (типа «Пернов»).
Учебный отряд: КЛ «Донец», «Запорожец», Мин. Кр. «Капитан Сакен», ММ № 262 (типа «Або»), № 253 (типа «Биэрке»), № 270 (типа «Пернов»). Кроме того в состав отряда входили Кр. I р. «Память Меркурия» — как учебное судно для обучения строевых квартирмейстеров, учебные суда «Березань» — для обслуживания минной школы, «Днестр» — для обучения учеников машинной школы, «Прут» — для общей подготовки личного состава.
Кроме того в состав Черноморского флота входили:
Суда находившиеся в отдельном плаванье: ММ тип «Адлер» (№ 259) в опытах с нефтяным отоплением котлов, КЛ «Кубанец» — как стационер в Пирее, формально в составе Средиземноморской эскадры.
Суда не назначенные в компанию, испытаниях, ремонте или достраивались: ЭБ «Екатерина II» — ремонт с заменой котлов, КЛ «Терец», «Черноморец», «Уралец» — в ремонте и на испытаниях после ремонта. ЭБ «Двенадцать Апостолов» — в вооруженном резерве.
Вспомогательные суда в основном приписанные к различным портам: ББО «Новгород», «Вице-адмирал Попов», п/х «Эриклик», «Колхида», трансп. «Пендераклия», «Казбек», «Ингул», «Гонец», «Псезуапе», миноноски № 21, № 82 (типа «Ярроу») № 41 (типа «Селезень»), № 83, № 84, № 85 (типа «Щука»), № 86, № 87 (типа «Скумбрия») и др.
Корабельный состав Черноморского флота на 1 июля 1901 года
СИБИРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
Сибирская флотилия оставалась всего лишь придатком Тихоокеанской эскадры. Из новых кораблей в состав флотилии ввели только «Гиляк» который был типичным представителем судов которые создавались в угоду «политики канонерок» и 4 миноносца типа «Пернов», но при этом в 1900 умудрились потопить миноносец № 207(типа «Борго») в результате столкновения.
Кроме того в состав Сибирской флотилии (а точнее Сибирского флотского экипажа) причисли и другие корабли, например в книге «Миноносцы — «истребители» Российского флота» указывается что 19.05.1901 был перечислен из Гвардейского в Сибирский флотский экипаж эсминец британской постройки «Сом», который в дальнейшем стал «Боевым», туда же был зачислен китайский трофей «Таку» который у нас стал именоваться «Лейтенант Бураков». Почему только их, а не 4 «истребителя» типа «Кит» (или «Касатка» кому как) не совсем понятно, возможно я просто это не нашел, но в любом случае миноносцы-истребители позднее причислялись к Квантунскому экипажу. Но все перечисленные корабли, как и канонерки (кроме «Корейца» который ремонтировался во Владивостоке) с минными крейсерами которые были в составе флотилии ранее находились в Порт-Артуре или служили стационерами.
Что касается Владивостока то там оставался только отряд миноносцев и миноносок Сибирской флотилии (10 и 7 соответственно), а так же транспорты и вспомогательные суда. Правда и они могли «шастать» в Порт-Артур и по портам Кореи и Китая.
Командующий контр-адмирал Николай Александрович Гаупт — как командир Владивостокского порта (1.04.1901-1904)
КЛ «Сивуч» (стационер в Инкоу), «Бобр», «Гиляк» (стационеры в Таку), «Манджур», ММ «Сом» (одноименного типа), «Лейтенант Бураков», Мин. Кр. «Гайдамак» (в Порт-Артуре»), «Всадник» (стационер в Дальнем). Отряд миноносцев и миноносок Владивостокского порта: ММ № 205, № 206 (типа «Свеаборг»), № 201, № 202 (типа «Янчихэ»), № 203, № 204 (типа «Наргэн»), № 208, № 209, № 210, № 211 (типа «Пернов»), миноноски № 94 (типа «Подорожник»), № 93, № 92, № 91, № 97, № 95, № 98 (типа «Ярроу»).
Кроме того в состав Сибирской флотилии входили:
«Кореец» — заканчивал ремонт, транспорт «Алеут» — проходит ремонт.
транспорты: «Ермак», «Камчадал», «Тунгус», «Якут». вспомогательные суда: лед. «Надежный», порт. суда № 1, № 2, № 3 «Польза», «Находка», паровой катер № 96 (ех. миноноск. «Скорпион») и другие.
Корабельный состав Сибирской флотилии на 1 июля 1901 года
КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
Сначала следует указать на мою же ошибку, дело в том что в предыдущей части я не указал, что некоторое время флотилия входила в состав Черноморского флота (командующий Черноморским флотом занимал должность Главного командира флота и портов Чёрного и Каспийского морей). Как долго это длилось я не знаю, но вице-адмирал Николай Васильевич Копытов который, по сути был командующим Черноморским флотом с 1891 по 1898 годы имел именно эту должность. В общем, это поправил в предыдущем посте.
Что касается корабельного состава то, тут были подвижки. Например приказом шефа Пограничной стражи № 20 от 10 мая 1897 г. флотилии сдали прибывший с Балтики весной 1896 г. довольно крупный. хотя и легковооруженный таможенный крейсер «Часовой» (207/ 230.3 т. вооружение 1 87-мм (4-фунтовое) орудие), но чуть чем через полгода, 10 января 1898 г.. его исключили из списков флота. передав в Бакинскую бригаду Отдельного корпуса пограничной стражи.
В начале сентября 1899 г. с Балтики прибыла композитная двухвинтовая канонерская лодка «Туча». Ее в состав флотилии включили 9 сентября выведя в этот же день из состава по старости канонерку «Секира». В том же году на Сормовском заводе близ Нижнего Новгорода заказали соответствующий местным канонеркам по размерам вооруженный пароход «Астрабад», который к тому же имел вполне боевой вид. В середине июля 1900 г. прибывший в Баку из Астрахани и после мелких доделок начавший службу. Он сменил выведенную 4 июня из состава и 29 июля исключенную из списков КВФ канонерку «Пищаль». В качестве усиления с Балтики в сентябре прибыл небольшой пароход «Зоркий» (ранее таможенная шхуна «Зоркая»), и 28 сентября его сдали КВФ в Баку. «Астрабад», похоже понравился оперативностью постройки, и в 1900 г. тому же Сормовскому заводу заказали более крупный транспорт «Аракс» — только он вошел в строй в сентябре 1901 г. и у нас он не рассматривается.
Таким образом, на 1 июля 1901 года на Каспии была следующая ситуация:
Командующий контр-адмирал Владимир Романович Берг как директор маяков и лоции Каспийского моря и командира Бакинского порта. (17.11.1897 — 09.09.1902)
КЛ «Туча», ПС «Астрабад», вооруженные п/х «Баку», «Чикишляр», «Геок-Тепе», п/х «Зоркий», порт. судно «Апшерон» и др. вспомогательные суда.
Корабельный состав Каспийской флотилии на 1 июля 1901 года