КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА НА 1895 ГОД

24

Продолжаю серию про корабельный состав Российского императорского флота и его организационную структуру. Напоминаю лаг, который я себе установил, составляет 6 лет, то есть 5 лет изменений и результат, данные даны на 1 июля 1895 года. В инфографике изображены только корабли которые входили в состав постоянных подразделений, отряды учебных заведений, а так же императорские яхты, суда, причисленные к портам, находившиеся в отдельном плаванье или в него готовились уйти, и те что были не включенные в компанию (достраивались, ремонтировались и т.д., так же миноноски за исключением Сибирской флотилии где они входили в состав отряда вместе с миноносцами) даны текстом. Если заметите неточности, буду рад за подсказку. Корабли и суда в едином масштабе.

Общие данные за 1877 год, так же по флотам вот здесь — Корабельный состав Российского Императорского флота на начальный период русско-турецкой войны (на 1.07.1877)

За 1883 год — Корабельный состав Российского Императорского флота на 1883 год.

За 1889 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1889 год.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ

Организационно структура флота не поменялась, крупнейшими соединениями оставались Практическая и Тихоокеанская эскадры. Наконец-то Балтийский флот стал пополняться эскадренными броненосцами (такой класс, как и многие другие, появился по новой квалификации 1892 года), но на середину 1895 года непосредственно на Балтике их было только 3, включая многострадальный «Гангут» и находящегося в отдельном плаванье «Александр II». Еще 3 (включая броненосец береговой обороны) достраивались или проходили испытания, увеличивалось количество минных судов. К учебным отрядам уже официально добавился, пока еще не многочисленный отряд судов морского кадетского корпуса.

Интересна ситуация с мониторами типа «Ураган», несмотря на то что в отдельных источниках указывается, что они входили в состав Практической эскадры, начиная с 90-х они в основном указываются как корабли которые «долгое время совместно с кронштадтской крепостной артиллерией обеспечивали защиту подступов к С.-Петербургу», то есть были причислены к Кронштадту. Некоторые из них включались на один – два месяца в компанию, например, в августе-сентябре 1895 в состав практической эскадры входили «Латник» и «Тифон», а годом ранее из 3 мониторов был собран отряд броненосцев береговой обороны. Тоже самое и с миноносками, их отряды или отдельные корабли были в основном причислены к портам, но иногда, в зависимости от поставленных задач, зачисляли на непродолжительное время в Практическую эскадру или учебные отряды. Массовый вывод из боевого состава был осуществлен только в 1908.

На средиземном море как и в прошлом обзоре судов Балтийского флота на тот момент не было, лямку стационеров тянули черноморские канонерки, основное внимание было сосредоточено на Тихом океане. Япония в течении года умудрилась навалять Китаю в том числе и на море, при том что китайский флот (точнее Бэйянский) по меркам Азии был очень не плох и включал в себя в том числе два современных эскадренных броненосца немецкой постройки, чего не имела Япония. Достаточно сказать, что в свое время количество и качество китайских боевых кораблей во время двух визитов во Владивосток произвели глубокое впечатление на русское военно-морское командование. Начало войны заставило наращивать силы на Тихом океане и туда перебросили все свободные корабли в том числе и со Средиземного моря, это соединение получило название соединенные эскадры на Тихом океане под начальством вице-адмирала С. П. Тыртова. Вместе с кораблями Сибирской флотилии они имели один броненосец, 3 броненосных крейсера, пять бронепалубных и корветского типа, шесть канонерок и пять минных кораблей (2 минных крейсера и 3 миноносца). Как видим, по сути русские силы как и японские по сути была крейсерской эскадрой, а наличие броненосца повышало боевую ценность, правда китайцев это не спасло. Интересно, что вопреки распространенной практики когда корабли эскадры возвращались на Балтику (кроме судов Сибирской флотилии), канонерские лодки типа «Грозящий», отправили на Дальний Восток не имея планов на обратный переход, но и в состав флотилии их так же не включали, оставив в составе Балтийского флота.

Следует отметить, что русское командование всерьез рассматривало возможность войны с Японией в тот момент и на кораблях были проведены определенные мероприятия, например, впервые массово корабли флота получили маскировочную окраску, правда единого стандарта не было и корабли отличались оттенками серо-зеленного. Напряженность спала только к концу года, когда начали заменять корабли, но традиция держать наиболее сильные корабли Балтийского флота на Дальнем Востоке сохранилась.

Традиционно стоит вспомнить еще одну «заморскую» территорию, а именно русский Север в корабельном составе Архангельского порта кардинальных изменений не произошло, но вернули практику посылки судов для охраны промыслов, в 1895 этим занимался крейсер  «Джигит». Далее список судов Балтийского флота 1 июля 1895 года.

Командующий вице-адмирал Казнаков Николай Иванович (30.08.1893—06.12.1899), как главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта.

Практическая эскадра: ЭБ «Пётр Великий», «Гангут», ББО ««Адмирал Грейг», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Спиридов», «Адмирал Чичагов»,  Кр. II р. «Наездник», «Пластун», «Опричник», мин. Кр «Лейтенант Ильин», «Посадник», ММ № 105, № 106, № 107 (типа «Измаил»), № 109, № 110 (типа «Або»), № 115, № 125, № 126 (типа «Анакрия»), № 111, № 112, № 113, № 114 (типа «Биэркэ»), № 117 (типа «Борго»), № 104 (типа «Сестрорецк»). Кроме того к эскадре был причислены реч. п/х «Работник», «Ильмень».

Учебно-артиллерийский отряд: БрКр «Минин», ББО «Кремль», «Не тронь меня», «Первенец», «Чародейка», КЛ «Туча», «Гроза».

Учебно-минный отряд: броненосная канонерская лодка «Мина», Кр. II р. «Африка», ММ «Взрыв» (одноименного типа), № 108 (типа «Або»), № 124 (типа «Даго»). Кроме того в состав отряда входили транспорт «Европа» (как судно обеспечения) и винт. шхуна «Славянка» (для обучения команд миноносок), так же в зависимости от поставленных учебных задач могли причислятся 1-2 отряда миноносок.

Корабли и суда Балтийского флота в составе соединённых эскадр на Тихом океане: ЭБ «Николай I», БрКр «Владимир Мономах», «Память Азова», «Адмирал Нахимов», БпКр «Адмирал Корнилов», «Рында», Кр. II р. «Крейсер», «Забияка», «Разбойник», КЛ «Отважный», «Гремящий».

Кроме того в состав Балтийского флота входили:

Корабли и суда находящиеся, возвращающиеся, уходящие или готовящиеся в заграничное плавание: БрКр «Дмитрий Донской», «Рюрик» — готовились к уходу на Дальний Восток, КЛ «Грозящий» — готовилась к переходу на Средиземное море, императорские яхты «Царевна» и «Полярная звезда» — возвращались с Средиземного моря, ЭБ «Александр II» -возвращается из Киля на Балтику, БрКр «Генерал-Адмирал» — готовился в плаванье в Атлантике, Кр. II р. «Джигит» — крейсировал у Новой Земли, ММ № 101 (типа «Котлин»)- отчислен для нужд Морской учебной стрелковой команды, ММ № 102 (тип «Выборг») для опытов с нефтяным отоплением.

Императорские и должностные яхт находящиеся на Балтике: «Александрия», «Стрела», реч. п/х «Онега» как яхта штаба Гвардейского экипажа и др;

Отряд судов морского училища: учебное судно «Баян», ММ № 116 (типа «Анакрия»), № 118, № 123 (типа «Даго»),

Суда учебного отряда МКК: БрКр «Князь Пожарский», БпКр. «Рында», Кр. II р. «Азия».

Суда не назначенные в компанию, испытаниях, ремонте или достраивались: ЭБ «Сисой Великий», «Наварин», ББО «Адмирал Ушаков», ММ «Сокол» в достройке, БрКр «Герцог Эдинбургский», Мин. Кр. «Воевода», (в ремонте), № 103– в распоряжении Невского завода, № 119, № 120 (типа «Пернов») ММ № 121, № 122 (типа «Анакрия»), – на испытаниях, ББО «Смерч».

Суда Кронштадтского порта: ББО «Единорог», «Вещун», «Броненосец», «Латник», «Ураган», «Тифон», «Перун», «Стрелец», «Колдун», «Лава», импер. яхты «Стрельна», «Держава», пароходо-Фр «Смелый» (как блокшив), винт. шхуны «Красная Горка», реч. п/х «Петербург», «Ижора», блокшивы № 9, № 10, КЛ «Ёрш» и ряд вспомогательных судов и плавсредств.

Суда Ревельского и  Петербургского портов: винт. шхуны «Секстан», «Компас», «Артельщик», мор. п/х «Днепр», реч. п/х «Нева», «Невка» и ряд вспомогательных судов и плавсредств.

Суда Балтийского флота на Белом море (Архангельская флотская рота): п/х «Самоед (II)», винт. шхуна «Бакан», ряд вспомогательных судов и плавсредств.

Также в состав флота входили причисленные к портам и в состав различных отрядов миноноски типа «Ярроу» (53 ед), типа «Бомба» (10 ед.), типа «Ракета» (2 ед.), одиночные «Касатка», «Галка», «Селезень», «Сирена» и № 46.

КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА НА 1895 ГОД

Корабельный состав Балтийского флота на 1 июля 1895 года

 

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

Черноморский флот так же в качестве главной силы имел Практическую эскадру, при том в отличие от Балтийского флота она была укомплектована более сильными кораблями. Так в составе эскадры было аж 4 современных броненосца (пятый «Чесма» по разным причинам, в том числе и из-за экономии, не был включен в компанию) и пару десятков других боевых судов из них 18 минных крейсеров и миноносцев. Еще одной особеностью корабельного состава было наличие двух минных транспортов (еще одни был в составе Сибирской флотилии), их задачей было усилить оборону побережья. А в случае операции по захвату проливов завалить минами Босфор для предотвращения прохода флота противника, под которым подразумевали в первую очередь британский.

Кроме того корабли ЧФ продолжали выполнять обязанности стационеров в Средиземном море и в Османской империи, эту задачу по сменно выполнили канонерки типа «Донец». Так же следует отметить, что не смотря на то, что практика обущения как младшего, так и старшего комсостава на кораблях Балтийского флота сохранялась, отдельные специальности, в первую очередь связанные с минном делом начали готовить и непосредственно на флоте. Так в течении 5 лет были закуплены два коммерческих парохода которые использовали как учебные суда, еще один, который в годы первой мировой уже будучи минзагом «Прут» стал первой жертвой войны, готовили к покупке. Хотя как такового учебного отряда в в составе флота еще не было, уже существовали суда которые обеспечивали подготовку специалистов минной школы.

Если говорить про соотношение турецкого и черноморского флота, то уже к 1895 году тут вопрос стоял не про возможность победы над турками, а о самом выживании османского флота. В то время он имел номинально 14 броненосных кораблей, но любой из них в разы проигрывал русским броненосцам. Далее список судов Черноморского флота на 1 июля 1895 года.

Командующий вице-адмирал Николай Васильевич Копытов, как главный командир Черноморского флота и портов.

Практическая эскадра:ЭБ «Екатерина II», «Синоп», «Георгий Победоносец», «Двенадцать Апостолов», Мин. Тр. «Буг», «Дунай», КЛ «Запорожец», «Терец», Мин. Кр. «Капитан Сакен», «Казарский», ММ № 251 (типа «Батум»), № 254, № 255, № 257, № 258 (типа «Сухум»), № 267 (типа «Измаил»), № 266, № 265, № 261, № 262, № 264 (типа «Або»), № 259 (типа «Адлер»), № 260 (типа «Анакрия»), № 252, № 253 (типа «Биэркэ»), № 256 (типа «Даго»). Кроме того в состав эскадры входило учебное судно «Днестр».

Стационеры: КЛ «Черноморец» (Пирей), «Уралец» (Самсун).

Суда обеспечивающие минную школу Черноморского флота: УС «Березань», миноноск. № 88 (ех. «Сулин»),  Кроме того к минной школе могли причисляться миноноски.

Суда приписанные к Николаевскому порту: броненосные самоходные плавучие батареи «Новгород», «Вице-адмирал Попов», трансп. «Ингул», п/х «Тамань», миноноска № 90 (ех. «Кефаль») и др. вспомогательные суда и плавсредства.

Суда приписанные к Севастопольскому порту: пароход «Колхида», «Эриклик», трансп. «Псезуапе», миноноска № 89 (ех. «Карабин») и др. вспомогательные суда и плавсредства.

Суда приписанные к порту Керчи: трансп. «Казбек» и др. вспомогательные суда и плавсредства.

Суда приписанные к Одесскому порт: трансп. «Бомборы», п/х «Сулин», «Турок» и др. вспомогательные суда и плавсредства.

Суда и корабли находившиеся в достройке, ремонте, испытаниях или не вошедшие в компанию: ЭБ «Три Святителя», Мин. Кр. «Гридень», ММ № 268, № 269 (типа «Анакрия») — в достройке, ЭБ «Чесма» (не включен в компанию), КЛ «Кубанец» (вернулся с Средиземного моря), ММ № 263(типа «Або») – установка нефтяного отопления котла, Кр I р. «Память Меркурия» использовался  для испытаний новых образцов торпедного и минного оружия.

Также в состав флота входили причисленные к портам миноноски типа «Ярроу» (4 ед), типа «Щука» (3 ед.), типа «Скумбрия» (2 ед.).

КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА НА 1895 ГОД

Корабельный состав Черноморского флота на 1 июля 1895 года

 

СИБИРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

Флотилия как и ранее кроме своих обязанностей по охране промыслов и службы стационерами в иностранных портах была резервом Тихоокеанских эскадр Балтийского флота. 1895 не был исключением, мало того все более или менее боеспособные корабли вошли в состав соединённых эскадр вице-адмирала Тыртова. Они несли такую же серо-зеленую окраску, как и все корабли эскадры, но на инфографике я из-за патологической лени оставил внешний вид на начало года. За последние 5 лет корабельный состав увеличился, были перевезены из Санкт-Петербурга на пароходе «Кострома» еще две миноноски и пришли своим ходом два минных крейсера и пять миноносцев.

На Владивосток базировались только четыре миноносца и миноноски, они составляли минный отряд Владивостокского отряд, через год переформированный в отряд миноносцев и миноносок Владивостокского порта. Их задача была в охране минных заграждений у Владивостока, этим же занимались вооруженные транспорты флотилии. В целом флотилия по своей структуре отвечала возложенным на нее задачам. Далее список судов Сибирской флотилии на 1 июля 1895 года.

Командующий контр-адмирал Энгельм Федор Петрович, как командир Владивостокского порта. Корабли флотилии, причисленные к Соединенным эскадрам в Тихом океане: КЛ «Сивуч», «Бобр», «Кореец», «Манджур», Мин. Кр «Всадник», «Гайдамак» (тип «Казарский»), ММ «Борго» (типа «Борго»), «Ревель», «Свеаборг» (типа «Свеаборг»). Минный отряд Владивостокского порта: ММ « Янчихэ», «Сучена» (типа « Янчихэ»), «Уссури», «Сунгари» (типа «Нарген»), миноноски № 94 (типа «Подорожник»), № 93, № 92, № 91, № 97, № 95, № 98 (типа «Ярроу»), № 96 (типа «Скорпион»). Кроме того в состав СибФл. входили:

Отряд транспортов: трансп. «Камчадал», «Тунгус», «Якут», «Ермак», мин. трансп. «Алеут» (вместе с частью ММ нес сторожевую службу у минного заграждения у Владивостока).

А также ряд вспомогательных судов, в т.ч. несколько ботов, барказов и барж, а так же сданные в порт на хранение устаревшие суда.

КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА НА 1895 ГОД

Корабельный состав Сибирской флотилии на 1 июля 1895 года

КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

Справедливости ради надо отметить, что в то время флотилии формально как самостоятельной единицы не было, поскольку она входила в состав Черноморского флота, например командующий Черноморским флотом занимал должность Главного командира флота и портов Чёрного и Каспийского морей, при том он был на этой должности не первым, так же обозначена должность вице-адмирала Пещурова Алексея Алексеевича который командовал ЧФ с 11 января 1882 года по 3 августа 1890 года. Непосредственно управлением сил на Каспии в рассматриваемый период осуществлял контр-адмирал П.Ф. Саблин, как директор маяков и лоции Каспийского моря.

А в остальном все так же грустно, корабельный состав еще больше уменьшился, поскольку списали самую старую канонерку «Тюлень». Больше ничего сказать про нее не могу. Как долго это длилось я не знаю, но вице-адмирал Николай Васильевич Копытов который по сути был командующим Черноморским флотом с 1891 по 1898 годы имел именно эту должность. Далее корабельный состав Каспийской флотилии на 1 июля 1895 года.

Командующий контр-адмирал П.Ф. Саблин, как директор маяков и лоции Каспийского моря

КЛ «Пищаль», «Секира», порт. судно «Лоцман», п/х «Баку», «Чикишляр», «Геок-Тепе», «Красноводск» и ряд других вспомогательных судов и плавсредств.

КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА НА 1895 ГОД

Корабельный состав Каспийской флотилии на 1 июля 1895 года

 

Wasa
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account