Юрий Пашолок. Когда поздно — не лучше. Опытные тяжелые танки Heavy Tank T29. США
Еще одна интересная статья уважаемого Юрия Пашолока.
Поговорка «дорога ложка к обеду» как нельзя лучше подходит к целому ряду вполне удачных образцов бронетанковой техники, которые появились слишком поздно. Одним из них стал Heavy Tank T29, следующий после Heavy Tank M6 американский тяжёлый танк, выпущенный не в единственном экземпляре. Эта машина должна была стать ответом американского танкопрома на появление немецкого тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Собственный «Королевский тигр» американцы всё же получили, но случилось это спустя два года после окончания Второй мировой войны. К этому моменту Heavy Tank T29 выглядел явно устаревшим.
Содержание:
Pershing побольше
В 1944 году американская программа тяжёлых танков находилась в состоянии летаргического сна. Активно стартовавшая разработка Heavy Tank M6 довольно быстро оказалась в тупике. Дело в том, что первый американский серийный танк получился не совсем соответствующим требованиям американских военных. Точнее, требования к тяжёлому танку изменились, и M6 им уже не соответствовал. Было необходимо иметь машины с высокой тактической подвижностью, что 57-тонная машина не могла обеспечить. В результате к 1943 году Heavy Tank M6 и его варианты оказались попросту не нужны. Борьбу с тяжёлыми танками обеспечивали истребители GMC M10, а средние танки семейства M4 вполне справлялись с возложенными на них задачами. Бои в Италии также не выявили острой необходимости в тяжёлых танках.
Сигналом для срочного пробуждения американской программы разработки тяжёлых танков стало появление в Нормандии немецкого тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Первая такая машина была подбита 18 июля, а уже 31 июля General Electric предложила дизайн-проект по переделке тяжёлого танка M6 для установки на него более мощного орудия. Так начиналась разработка тяжёлого танка M6A2E1.
Поначалу казалось, что переделка Heavy Tank M6A2 будет наиболее быстрым решением. Вместе с тем уже к середине августа начальник технического отдела Департамента вооружений генерал-майор Гладеон Барнс стал высказывать сомнения насчёт правильности такого подхода. M6 и так обладал не лучшей подвижностью, а в варианте M6A2E1 масса возрастала до 77 т. Разумеется, при такой нагрузке подвижность ещё больше снижалась, поэтому появился альтернативный, хотя и более долгий способ получения нового танка. 14 августа Барнс впервые озвучил идею создания тяжёлых танков двух типов — T29 и T30, которые отличались бы друг от друга вооружением.
22 августа было решено закрыть программу Heavy Tank M6A2E1. Чуть позже решение изменили: для ускорения программы T29 запустили работу по переделке двух M6A2E1, чтобы испытывать на них башни нового тяжёлого танка. В связи с этим возник миф о M6A2E1 с башней от T29 — на самом деле башня M6A2E1 и есть изначальная башня T29. Благодаря испытаниям удалось существенно улучшить башню, поэтому на первых T29 она выглядит иначе.
На момент запуска программы Heavy Tank T29 лучшим танком американской армии был Medium Tank T26. Машина, являвшаяся вершиной эволюции программы по разработке среднего танка T26, летом 1944 года готовилась к серийному производству. Она существенно отличалась от других американских танков того периода, причём в лучшую сторону, имея более низкий корпус, торсионную подвеску и удачную ходовую часть. В ней почти ничего не осталось от боевых машин, ведших родословную ещё от Light Tank T2. Имея столь удачную платформу, в Tank-automotive Center решили не испытывать судьбу и взяли за основу уже отработанную схему. Это не означало, что новый танк будет полной копией T26, но общая концепция шасси T29 базировалась на среднем танке. Тогда же, летом 1944 года, T26 переквалифицировали в тяжёлый танк.
Тяжёлый танковый долгострой
Фактические работы по проектированию Heavy Tank T29 начались осенью 1944 года. 14 сентября Комитет по вооружениям санкционировал изготовление двух опытных образцов этого танка. Ещё два образца вооружались 155-мм орудиями T7 и получили обозначение Heavy Tank T30 (впервые о таком варианте танка упоминалось 14 августа 1944 года). Данная машина, как и более поздние варианты тяжёлого танка, достойна отдельного повествования.
Разработка новой боевой машины силами Tank-automotive Center шла довольно быстро. Первое время Комитет по вооружениям излучал по поводу неё немалый оптимизм. Причиной тому была сложная обстановка на Западном фронте. Максимум, чем располагали американские танки и самоходные установки — это 90-мм орудие M3, которое ставилось на Heavy Tank T26E3 и истребитель танков GMC M36. Эти машины успешно использовались против «Пантер», но для поражения «Королевского тигра» требовалось что-то более существенное. Как временная мера появился Heavy Tank T26E4, одна такая машина даже успела попасть на фронт, но толком не повоевала.
1 марта 1945 года Комитет по вооружениям санкционировал выпуск 1200 Heavy Tank T29, к тому моменту он всё ещё находился в виде бумажных наработок. В качестве изготовителя T29 выбрали компанию Pressed Steel Car Co., Inc из Нью-Джерси, являвшуюся одним из крупнейших смежников по выпуску бронетанковой техники. Можно с уверенностью говорить о том, что в случае продолжения войны там без особых проблем освоили бы выпуск новых танков. Вероятнее всего, серийные T29 военного выпуска имели бы такие же башни, как Heavy Tank M6A2E1, но история развития машины пошла иначе.
Первые признаки того, что развитие программы Heavy Tank T29 пошло по иному сценарию, появились 12 апреля 1945 года. Число выпускаемых машин сократили до 1152 штук, при этом заказывалось четыре дополнительных опытных T29. Из них один танк вооружался 120-мм системой T53, так началась история ещё одного собрата T29 — Heavy Tank T34. Это снижение выпуска стало лишь началом. 8–9 мая война в Европе завершилась, и средство борьбы с «Королевскими тиграми» потеряло актуальность. 15 августа 1945 года о капитуляции объявила и Япония, тем самым потребность в массовом тяжёлом танке отпала сама собой.
23 августа Комитет по вооружениям радикально изменил планы по выпуску T29. Из 1152 штук Pressed Steel Car Co., Inc выпускала всего две, причём одна машина строилась полностью, а вторая — частично. Дальнейшие работы по выпуску переносились в Детройтский арсенал, туда же передавались и все материалы по тяжёлому танку.
На практике решение Комитета по вооружениям означало не только почти полную отмену выпуска танков, но и резкое замедление самой программы T29. Неоднозначные выводы, сделанные по итогам испытаний Heavy Tank M6A2E1, заставили внести в башню массу изменений, а окончание войны существенно затормозило разработку машины. В этом американцы были не одиноки: точно так же затормозилась разработка советского ИС-4, да и в других странах проектирование принципиально новых танков существенно замедлилось. В результате работы по выпуску опытных образцов T29 затянулись на годы. 10 июля 1947 года Комитет по вооружениям сократил объём выпуска Heavy Tank T29 на Детройтском арсенале с 10 до 8 единиц, но на реальную картину это не повлияло — на тот момент ни одного танка данного типа в Детройте ещё не изготовили. Первыми с задачей справились на Pressed Steel Car Co., Inc.
Благодаря выбору Heavy Tank T26 как ориентира при постройке, создателям Heavy Tank T29 удалось сохранить боевую массу в пределах разумного. Она чуть превысила отметку в 64,2 т, то есть, по сравнению с Heavy Tank M6, выросла менее чем на 7 т. За счёт более низкого корпуса общая высота нового танка (по крыше башни) оказалась даже чуть ниже, чем у предшественника. И всё же это был настоящий гигант с поистине огромной башней, которая стала развитием конструкции, испытанной на Heavy Tank M6A2E1.
Два года не прошли зря, конструкция башни была существенно доработана. Подвижная бронировка орудийной маски стала куда более массивной, а её толщина выросла до 203–279 мм. Впечатляюще выглядела и общая защита башни: 178 мм в лобовой части, 127 мм по бортам и 102 мм с кормы. Место командира вместе с башенкой перенесли в кормовую нишу, а количество башенных люков выросло до трёх. Метаморфозы отчасти были связаны с тем, что на базе T29 предполагались и другие танки, имеющие более мощные орудийные системы. Также, в связи с грядущим усилением вооружения, количество башенных вентиляторов увеличилось до двух. В отличие от M6A2E1, орудие T5E1 поставили без дульного тормоза. Изменилось и пулемётное вооружение: вместо одного пулемёта Browning M1919A4 калибра 7,62 мм с орудием было спарено два пулемёта Browning M2HB калибра 12,7 мм.
При столь существенной защите лба башни защита корпуса выглядела как-то несерьёзно. У Heavy Tank T26 (к тому моменту T26E3 стандартизировали как Medium Tank M26) позаимствовали не только общую конструкцию корпуса, но и его защиту. 102 мм лобовой брони выглядели нормально для среднего танка, но не для почти 65-тонной боевой машины. Конечно, угол наклона верхнего лобового листа увеличили до 54 градусов (у T26 он составлял 46 градусов), но это вряд ли сильно помогло бы. У M26 позаимствовали и многие элементы ходовой части, переделав их соответствующим образом. Например, первоначально на танке использовали трак T80E1 шириной 580 мм — тот же, что и на M26. В связи с увеличением длины корпуса количество опорных катков выросло до восьми.
Больше всего отличий по шасси оказалось в кормовой части. Более тяжёлая машина потребовала и более мощного мотора — им стал Ford GAC, «родственник» мотора Ford GAF, ставившийся на M26. Число цилиндров выросло до 12, объём — до 27 л, а максимальная мощность — до 770 л.с. Таким образом, удельная мощность американского танка оказалась выше, чем у Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Первоначально танк оснащался электромеханической трансмиссией EX-120 разработки General Motors, но после первых испытаний её заменили на гидромеханическую трансмиссию CD-850-1 разработки Alisson.
Танк для опытов*
Пилотный образец T29, построенный Pressed Steel Car Co., Inc, предназначался скорее для отработки агрегатов до того, как Детройтский арсенал выпустит установочную партию. По этой причине данная машина почти не встречается в переписке. Те восемь танков, что строились в Детройте, имели более высокий приоритет, но с одной оговоркой — большой серии T29 в любом случае не предполагалось. Машины изготавливались как передвижные лаборатории, на которых обкатывались агрегаты для перспективных танков. Всего построили 8 единиц, они имели регистрационные номера в промежутке от 30162834 до 30162841.
Первые T29 установочной партии были готовы к осени 1947 года. Существенных отличий от пилотного образца они не имели, но мелких было немало. На танке всё ещё использовалась орудийная установка T123, но конструкция подвижной бронировки несколько изменилась. Для защиты от попадания снарядов с боков появились специальные приливы, что усложнило процесс демонтажа подвижной бронировки: теперь она крепилась несколько иначе. Небольшие изменения внесли и в другие элементы башни, прежде всего в её «обвес». Некоторые изменения внесли и в ходовую часть. Поскольку удельное давление на грунт выросло, траки переделали в T80E3, за счёт уширителей увеличив их до 711 мм.
Один из танков опытной серии (машина №7) в июне 1948 года был направлен в Форт-Нокс, где размещался Бронетанковый департамент. Там проходили войсковые испытания, причём позже в них участвовали M26 и T30. Продолжались они до 1949 года и носили скорее академический характер. Ввиду отсутствия перспектив по выпуску особого интереса они не представляли. Гораздо чаще опытные машины данного типа появлялись на Абердинском полигоне, где они проходили в том числе ресурсные испытания. Туда же в октябре 1947 года попал и первый образец T29, впрочем, оставался он там недолго.
Несмотря на то, что мотор Ford GAC обладал вполне достаточной для такого танка мощностью, шли поиски альтернативной силовой установки. Она должна была иметь более высокую мощность, чтобы повысить подвижность машины. Подходящим вариантом оказался авиационный мотор Allison V-1710, широко применявшийся во время Второй мировой войны на американских истребителях. На базе авиационного мотора создали танковую версию Allison V-1710-E32. Максимальную мощность снизили до 870 л.с., мотор работал в паре с трансмиссией CD-850-1.
Для испытаний на General Motors отправили первый образец T29, который пришлось переделывать. Дело в том, что Allison V-1710-E32 оказался длиннее Ford GAC, поэтому моторный отсек пришлось чуть удлинить. Танк, переделанный подобным образом, получил обозначение Heavy Tank T29E1 и прошёл программу испытаний, но дальнейшего хода использование Allison V-1710-E32 не получило. Как показала практика, требовался танковый двигатель специальной разработки.
Похожим образом развивалась судьба второго образца Heavy Tank T29, но уже по линии вооружения. Данная машина по результатам переделки получила обозначение Heavy Tank T29E2. Главным её отличием стала система T5E2, разработанная летом-осенью 1946 года. Основным отличием от T5E1 было наличие двухкамерного дульного тормоза, позволявшего уменьшить количество цилиндров отката с трёх до двух. В связи с изменением орудия пришлось переделывать орудийную установку, получившую обозначение T123E2. Также танк получил модифицированную башню, получившую обозначение T5, она отличалась наличием гидравлического привода механизмов поворота башни и наведения по горизонтали. Эту разработку Массачусетского технологического института испытали, но на другие танки переносить не стали.
Совсем иначе обстояло дело с орудием. Было принято решение о переделке опытных машин с номерами 3, 4, 5, 6 и 7 на систему T5E2. В связи с этим изменилась и орудийная установка, получившая обозначение T123E1. Переделка под новую систему шла неоднородно: например, танк №7 испытывался со старой системой, а T5E2 появилась позже.
Непосредственно на Абердинском полигоне интенсивно испытывались три Heavy Tank T29, с номерами 3, 4 и 6. Машины проходили доработку, поэтому на полигоне появлялись в разное время. Например, танк №3 прибыл на полигон 28 мая 1948 года, танк №4 получили 1 апреля, а танк №6 — 22 октября 1947 года. За время испытаний танк №3 преодолел 2686 км, танк №4 — 1400 км, а танк №6 — 3314 км. В ходе испытаний танк №4 получил улучшенный вариант трансмиссии — CD-850-2. Столь большой километраж объяснялся просто: танки проходили ресурсные испытания, во время которых обкатывались агрегаты, которые позже планировалось использовать на машинах новой конструкции.
Танк №3, прибывший в конце мая 1948 года, почти сразу подвергся первым переделкам. 16 июля машина вышла на испытания по езде на пересечённой местности и просёлку, а спустя 235 км пути пришлось проводить ремонт элементов трансмиссии. Впрочем, по-настоящему серьёзные поломки начались позже. 13 августа после 750 км пробега по просёлку обнаружился целый «букет» неисправностей мотора и трансмиссии, и испытания прервались на полтора месяца. 29 сентября машина вновь вышла на испытания, но ненадолго. 8 октября, пройдя всего 309 км, двигатель вышел из строя, а вместе с ним — и часть элементов трансмиссии. В результате мотор и трансмиссионный блок пришлось менять. Машина вновь надолго встала на ремонт, оставшиеся километры удалось преодолеть уже в 1949 году, при этом трансмиссионный блок неоднократно проходил ремонт.
С T29, имевшим серийный номер 4, ситуация развивалась ещё более драматично. В течение первых полутора месяцев по прибытии на Абердинский полигон машина находилась без движения, при этом конструкцию моторно-трансмиссионной группы дорабатывали. С 9 по 25 июня 1948 года шла обкатка танка, при этом отмечались различные неисправности CD-850-1. Впрочем, и после первых 328 км испытаний до уровня кондиции танка №3 было ещё далеко. За июль машина прошла всего 184 км, её продолжали преследовать различные технические неисправности.
Ещё меньшим оказался пробег с конца июля до начала октября — 80 км. В конце октября, спустя всего 592 км испытаний, был заменён двигатель. Новый двигатель проработал недолго: спустя 230 км пробега сломалась система охлаждения, мотор сначала демонтировали, а затем и вовсе заменили. До следующей поломки двигателя танк прошёл ещё 275 км. Наконец в конце января 1949 года, спустя 1170 км пробега, было принято решение установить трансмиссионный блок CD-850-2. Оставшиеся километры танк преодолел с новой трансмиссией.
Длительные испытания машины №6 начались раньше всех — 10 ноября 1947 года. Всего до конца февраля 1948 года она преодолела 752 км, после чего трансмиссия «посыпалась», возникли проблемы и с отдельными узлами двигателя. Снова на испытания танк вышел 17 марта, к концу апреля преодолел ещё 182 км, после чего начались проблемы с механизмом поворота и двигателем.
Неполадки преследовали танк всё лето 1948 года, похожие неприятности продолжались и осенью. В конце декабря после очередной крупной поломки двигатель заменили. Это произошло спустя 1707 км — расстояние немаленькое, если не учитывать, сколько раз его ремонтировали. Впрочем, и другой двигатель часто давал о себе знать. После таких «подвигов» в сочетании с не столь уж большой мощностью судьба мотора Ford GAC была предрешена. К тому же, на «соседнем» Heavy Tank T30 испытывался более мощный мотор Continental AV-1790-1. Не то, чтобы эта силовая установка была беспроблемной, но она вела себя как минимум не хуже, чем Ford GAC, при этом развивая бо́льшую мощность.
Помимо первой пилотной машины и первого образца из партии выпуска Детройтского арсенала, исходное вооружение сохранил последний, восьмой образец Heavy Tank T29. Эту машину решили использовать в качестве испытательного стенда для новых образцов танковой оптики. В результате образец, получивший обозначение Heavy Tank T29E3, имел наибольшие отличия от предшественников. Ввиду установки стереоскопического дальномера T31E1 на башне появились характерные «уши». Переделке подверглись и прицельные приспособления: был установлен телескопический прицел T93E2, также на танке испытывались панорамные прицелы T141, T144 и T145.
В отличие от танков с серийными номерами 3, 4 и 6, машина, оборудованная новыми оптическими приборами, в длительных тестах не участвовала. Испытания проходили в основном по линии оптики и дали не лучший результат (особенно это касалось работы дальномера). По окончании испытаний на Абердинском полигоне Heavy Tank T29E3 направили в Форт-Нокс, где тестирования продолжились. Своеобразная ссылка оказалась спасительной: именно в Форт-Ноксе сохранились те машины из семейства Heavy Tank T29, которые проходили испытания. Остальные танки данного типа отправились в металлолом. Сохранившиеся T29 и T29E3 стали экспонатами Музея Паттона, а ныне находятся в Форт-Беннинге, являясь частью Национального музея танков и кавалерии.
Тяжёлые танки семейства T29 оказались крайне неоднозначными. К моменту появления на свет они уже были устаревшими и с самого начала обладали недостаточно прочным лбом корпуса, который оказался уязвим для орудий не только крупного, но и среднего калибра. Кроме того, машина оказалась недостаточно подвижной, а испытания показали ненадёжность как силовой установки, так и трансмиссии. Помимо этого, 105-мм орудие T5E1/T5E2 оказалось неэффективным против тяжёлых танков нового типа, прежде всего ИС-3. Появление ИС-3 на параде в Берлине 7 сентября 1945 года сделало бессмысленным массовое производство Heavy Tank T29.
Решение Комитета по вооружениям выпустить ограниченную серию танков для опытов оказалось верным — именно как испытательный стенд T29 однозначно себя оправдал. Доработанная по итогам испытаний трансмиссия CD-850 с 1949 года ставилась на серийные танки M46 Patton, а позже перекочевала и на Heavy Tank M103 — единственный американский тяжёлый танк, выпускавшийся по-настоящему крупной серией.
Источники:
- NARA
- Firepower – A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988