9 декабря был Дкнь рождения Петра Алексеевича Кропоткина, человека идеи которого оказали не малое влияние на историю.
Петр Алексеевич Кропоткин родился 9 декабря, 27 ноября по старому стилю 1842 в Москве; умер 8 февраля 1921 в Дмитрове и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Географические исследования П.А.Кропоткина
Князь П.А. Кропоткин происходил из одного из самых древних русских родов, который вел свое начало от Рюриковичей, таким образом, превосходя в родословном отношении правящую царскую династию Романовых. Петр Кропоткин отучился в Первой московской гимназии, закончил Пажеский корпус (1862), но вместо того, чтобы продолжить военную карьеру, предпочел заняться географией и выбрал себе службу в Амурском конном казачьем войске, надеясь способствовать реформам в Сибири. Кропоткин принял участие в нескольких экспедициях, обследовавших область Северной Маньчжурии, неизвестные на тот момент северные склоны Восточного Саяна, районы центральной части Восточной Сибири, где при его участии были открыты Патомское и Витимское нагорья и несколько хребтов. Изучив материалы о течениях и перемещениях льдов в Баренцевом море и прилегающих частях Северного Ледовитого океана, Кропоткин предсказал наличие суши в океане севернее Новой Земли, но царское правительство отказалось финансировать морскую экспедицию, а через 2 года австрийские географы именно в этом месте открыли архипелаг и назвали его Землей Франца-Иосифа. Кропоткин подготовил несколько научных трудов, которые впоследствии принесли ему мировую известность. Русское географическое общество наградило его золотой медалью, а в 1870 избрало секретарем Отдела физической географии.
Начало революционной деятельности
Осознав косность бюрократической системы и невозможность кардинальных изменений в России, Кропоткин в 1867 вышел в отставку и отправился в Швейцарию, где вступил в I Интернационал. По возвращении в Россию он примкнул к революционному кружку "чайковцев", вел пропаганду среди рабочих и студентов. В этот период в работах "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" и "Программа революционной пропаганды" он в общих чертах сформулировал свою анархистскую теорию. В 1874 Кропоткина арестовали и в течение 2 лет он находился в Петропавловской крепости (Санкт-Петербург) 1. Через 2 года Кропоткина перевели в тюремный госпиталь, откуда он совершил дерзкий побег и эмигрировал.
Эмиграция
За 40 лет эмиграции Кропоткин написал свои основные исторические и политические труды: "Речи бунтовщика" (1885), "В русских и французских тюрьмах" (1887), "Хлеб и воля" (1892)2, "Современная наука и анархия" (1901), "Взаимная помощь, как фактор эволюции" (1902), "Записки революционера"(1902), "Великая французская революция. 1789 — 1793" (1909), "Современная наука и анархия" (1913). Первоначально он некоторое время жил в Швейцарии, где после смерти М.А. Бакунина стал наиболее авторитетным теоретиком анархизма, однако в 1881 по требованию русского правительства его выслали из страны. В 1883 за проповедь анархистских идей и принадлежность к уже не существовавшему I Интернационалу он был осужден во Франции на 5 лет, но под давлением общественного мнения амнистирован в 1886. После этого Кропоткин поселился в Англии.
Возвращение в Россию
В июне 1917 уже глубоким стариком Кропоткин вернулся в Россию, но, верный идеям анархизма, отказался войти в состав Временного правительства. Первое время он жил в Петрограде, с августа 1917 — в Москве, откуда весной 1918 перебрался с семьей в подмосковный Дмитров, где и умер 8 февраля 1921. В годы гражданской войны обращался к Ленину с призывом прекратить красный террор и захват заложников, как недостойные революционной партии. Ответа на эти призывы не последовало.
В честь П.А. Кропоткина впоследствии были названы: горный хребет на юге Патомского нагорья и там же поселок (к северо-востоку от Бодайбо); хребет в Восточном Саяне и гора в Олекминском Становике; гора в Антарктиде; железнодорожный узел Романовский хутор, ныне город Кропоткин Краснодарского края; одна из красивейших станций Московского метрополитена "Кропоткинская".
Идеи П.А.Кропоткина
В своих трудах Кропоткин, привлекая обширный исторический материал, разрабатывал идеи революции и государства. По его мнению, участники Великой французской революции смогли лишь овладеть теми способами борьбы, которые прежде против своих врагов использовало правительство, но, лишенные революционных идей, они оказались неспособны на порождение нового. Причина неудачи всех революций, по мнению Кропоткина, заключалось в угнетении личности, что на практике всегда выливалось в борьбу с инакомыслием, и не только с враждебными классами, но и с былыми единомышленниками. Вот почему самоистребление революционных лидеров характерно для любой развитой революции. Любая революция по своей природе деструктивна и регрессивна и как таковая она является антиисторическим явлением. В то же время она проявляет себя как духовная деспотия: революция рождается из насилия и порождает насилие. Государство же, в представлении Кропоткина, есть орган, механизм и генератор насилия, и как антагонист свободы личности должно быть уничтожено. Государство как "самое серьёзное препятствие для развития общества на началах равенства и свободы, так как представляет историческую форму, выработавшуюся и сложившуюся с целью помешать этому развитию. Люди, стоящие на такой точке зрения, стремятся поэтому, не преобразовать, а совершенно уничтожить государство". Отвержение государства — это онтологическое воплощение полного неприятия Кропоткиным принижения и угнетения индивидуальной величины – свободы личности. Идеалом Кропоткина было общество, где категорически бы исключалось насилие в любой форме, и где свободная личность как таковая могла обладать правом выбора 3.
Цитаты
Надежда, а вовсе не отчаяние … порождает успешные революции.
Без равенства нет справедливости, без справедливости нет нравственности.
Хорошо было бы, если бы все господа, строящие планы государственной дисциплины, прежде чем расписывать свои утопии, прошли бы школу действительной жизни. Тогда меньше было бы проектов постройки будущего общества по военно-пирамидальному образцу.
Люди лучше учреждений.
Государство, покровитель мироедства, заступник хищничества, защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда!
Анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига капитала и государства.
Сочинения Петра Алексеевича Кропоткина
Записки революционера
Хлеб и Воля
Этика
Налог — средство обогащать богатых
Справедливость и нравственность
Великая французская революция 1789-1793. (М., 1979)
Исследования о ледниковом периоде. т. 1-2. СПб., 1876
О П.А.Кропоткине
Нестор Махно. Русская революция на Украине (упоминается Кропоткин)
Российские социалисты и анархисты после Октября 1917 года (в хронике событий о последних годах Кропоткина)
Гузман Г. Князь П.А.Кропоткин – кузнец интеллектуальной славы России
Пирумова Н. М. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972
Источник:
http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=Кропоткин%2C_Петр_Алексеевич