Статья с канала «Колёса: настоящее вчера» на яндекс-дзене от 12 декабря 2023 года.
Легкого грузового транспорта в СССР было совсем немного. Тем не менее, многие конструкторы понимали важность такой техники, и даже заводы, не занимавшиеся грузовиками, старались создать легкий пикап. Один из них – КМЗ-3, производства Киевского мотоциклетного завода.
Наш герой не был первым в своем роде: еще в 1959 г. энтузиастами завода был создан легкий бескапотный грузовик КМЗ-1, впитавший в себя мотоциклетный мотор и многие агрегаты от небезызвестного Москвича-402. Однако всесильная партия не встретила автомобиль радушно, и создателям машины пришлось переделать свое детище.
Уже в 1960 г. была создана тройка опытных образцов нового КМЗ-3. Он получил традиционную капотную схему, а ходовую часть, тормоза и рулевое управление позаимствовали у запорожского ЗАЗ-965, о котором я писал здесь. Под капотом же стоял все тот же мотор от мотоцикла Днепр-К750, объемом 0,75 л и мощностью 26 л. с. Позади кабины разместился широкий деревянный кузов, вмещавший 600 кг груза.
Киевские машиностроители постарались создать и отдельную модификацию этого грузовика: изначально КМЗ-3 были бортовыми, но в 1961 г. появились фургоны с отдельным обозначением КМЗ-4, отличавшиеся по сути лишь цельнометаллическим кузовом:
У грузовика были все шансы стать востребованным: главный тогдашний моторный труженик СССР ГАЗ-51 не подходил для бытового обслуживания или перевозки пищевых продуктов и почты. И все же эксперимент с легким пикапом оказался неудачным: наверху не посчитали рентабельным налаживать выпуск подобной техники. Впоследствии киевский завод еще один раз попробовал создать легкий грузовой транспорт, после чего стал заниматься исключительно мотоциклами.
Ни один экземпляр автомобиля не дожил до наших дней, и оставил после себя лишь черно-белые снимки:
КМЗ-3 – уникальный грузовик, которому не повезло со временем: в СССР старались производить тяжелую технику, а легкую надолго упустили из виду и поняли это лишь в 80х гг. Но тогда уже были другие времена, техника должна была быть им под стать, и соединение агрегатов автомобиля и мотоцикла, как у киевского детища, уже не подходило под новые условия.
источник: https://dzen.ru/a/ZXgcZbYr4FSbdWh9