Классический мифический вариант, или «Асамы» как истинные предтечи линейных крейсеров.

18

Классический мифический вариант, или «Асамы» как истинные предтечи линейных крейсеров.

Пост опоздал лет так на 10, а то и 15, но лучше поздно чем никогда. Задумался над одним вариантом, который почему-то является мифическим, хотя альтернатива (криптоистория) буквально написана

***

Что известно о крейсерах типа «Асама»?

Свидетельство различных источников

Классический мифический вариант, или «Асамы» как истинные предтечи линейных крейсеров.

***

Изучая русские и японские судостроительные программы последних лет и анализируя состав обоих флотов, я пришел к выводу, что наиболее уязвимым моментом комплектации русского флота в противопоставлении японским морским силам являлось отсутствие дивизии сильных броненосных крейсеров, способных успешно бороться с шестью однотипными кораблями типа «Асама», заказанными Японией европейским заводам по дополнительной программе судостроения 1896 г.

Японские броненосные крейсера в 10000 тонн, с ходом 21 узел, с вооружением из 4 орудий калибра 203 миллиметра и 14 орудий калибра 152 миллиметра, при броневом поясе по ватерлинии толщиной 178 миллиметров и расположении 203-миллиметровых орудий в хорошо забронированных вращающихся башнях, являются прекрасным дополнением к основной программе из 6 сильных броненосцев.

Крейсера типа «Асама» при аналогичных с броненосцами мореходных качествах и одинаковом расположении главного артиллерийского вооружения приспособлены для совместных действий в боевой колонне главных сил вместе с броненосцами. Но, получив несколько более легкое бронирование и главную артиллерию меньшего калибра, они представляют подвижное крыло боевой колонны, способное наносить чувствительные удары противнику в его слабые места при меняющейся боевой обстановке.

Такая комбинация боевых кораблей обеспечивала японской колонне как мощь артиллерийского удара, так и маневренность на арене боя, с возможностью быстрого перенесения наступления в нужные точки, что создавало реальные тактические преимущества.

Так же непонятны мотивы, побудившие русское морское руководство при сооружении флота, противопоставленного Японии, отказаться от постройки броненосных крейсеров, которые в свое время были излюбленным и наиболее удачным типом русских боевых кораблей, вызвавших широкое подражание иностранных флотов.

В то время как японцы, комплектуя свой боевой флот, ввели в его состав прекрасную однородную эскадру из шести кораблей этого класса с весьма мощным вооружением и надежной защитой, русское Морское министерство с 1898 г. отказалось от постройки броненосных крейсеров и перешло к строительству значительного числа бронепалубных крейсеров среднего тоннажа, годных только для истребления коммерческих судов противника и вспомогательной службы при броненосцах. Состав же броненосных крейсеров был пополнен только одним крейсером «Баян» со слабой артиллерией, вдвое уступавшей вооружению своих японских противников типа «Асама». В результате русские броненосцы не получили поддержки в виде быстроходного отряда броненосных крейсеров, как японский флот, что явилось наиболее чувствительным дефектом организации русского флота.

Ясно, что правильное решение боевых задач флота японцами и разброд в руководящих тенденциях русского Азорского министерства не могли явиться результатом случайных причин. Русский флот в период последнего царствования превратился в арену личных интересов, влияний и интриг, а постройка новых кораблей на заграничных заводах сделалась источником наживы его высокопоставленных заправил («На «Орле» в Цусиме: Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904–1905 гг.»

 

***

С этой точки зрения броненосный крейсер «Асама» смотрится каким то антиподом. Не слишком мореходный и автономный, с сильным вооружением и полным бронированием, дающим возможность вести сражение в одном строю с эскадренными броненосцами, без риска пойти на дно от 12-дм снаряда.

Броненосный крейсер «Асама» не совсем крейсер, это охотник за крейсерами. Фактически «Асама» и подобные ему крейсера, были предтечей линейных крейсеров — быстроходного крыла флота в эскадренном сражении линкоров, появившихся только благодаря опыту русско-японской войны (Убийца Варяга. Японский броненосный крейсер «Асама»)

.

***

В общем, о броненосных крейсерах типа «Асама» сказано много лестного. Если коротко, то именно «Асамы» главные корабли японского флота, которые и вытянули всю русско-японскую войну. Список их успехов: потопление крейсера «Варяг», борьба с Владивостокским отрядом крейсеров и потопление «Рюрика», участие в Цусимском сражении (а именно потопление броненосца «Ослябя»). Причем, именно участие «Асам» в Цусимском сражении, принесло японцам победу (достаточно сравнить сражение в Желтом море – 2 БРК, и Цусимское сражение – 6 БРК), когда град японских снарядов (фугасный дождь) причинял множественные повреждения русским кораблям.

Ну и в том же духе….

***

Итак, «Асамы», это предтечи линейных крейсеров. А что такое линейный крейсер?

Лине́йный кре́йсер — класс артиллерийских кораблей, имеющих вооружение, близкое к линкорам, но обладающих большей скоростью хода при более лёгком бронировании. Появились в начале XX века как развитие броненосных крейсеров. Они должны были составлять авангард главных сил флота, а в бою играть роль его быстроходного крыла. Результаты морских сражений Первой мировой войны, а также Вашингтонское морское соглашение 1922 года прервали эволюцию линейных крейсеров.

Классический мифический вариант, или «Асамы» как истинные предтечи линейных крейсеров.

Но как проходило Цусимское сражение?

Головным действительно оказался «Микаса» под флагом адмирала Того. За ним следовали броненосцы «Сикисима», «Фудзи», «Асахи» и броненосные крейсеры «Кассуга» и «Ниссин».

Вслед за этими кораблями выступили еще шесть броненосных крейсеров: «Идзумо» под флагом адмирала Камимура, «Якумо», «Асама», «Адзума», «Токива» и «Ивате».

Другими словами, впереди броненосцы, за ними броненосные крейсера.

По логике (точнее в рамках мифа / криптоистории), броненосные крейсера типа «Асама», должны были действовать в духе линейных крейсеров. Другими словами, пользуясь скоростью хода охватывать голову русской колонны, т.е. быть впереди (оказаться впереди) броненосцев!

Классический мифический вариант, или «Асамы» как истинные предтечи линейных крейсеров.

Цусимское сражение в РИ

Таким образом, Цусимское сражение разворачивается именно следующим образом.

Классический мифический вариант, или «Асамы» как истинные предтечи линейных крейсеров.

Цусимское сражение в АИ

 

Или японцы действуют по методу сражения в Желтом море, т.е. пользуясь превосходством в скорости, догоняют русских, а потом крейсера Камимуры вырываются вперед, и делают палочку Т

Или, японцы, вместо «петли Того», делают поворот «все вдруг», и разворачиваются буквально на месте, в результате «Микаса» становится замыкающим, а «Ивате» головным.

При этом, японские крейсера, могут делать не линию Т, а изгиб, и поворачивать контркурсом к российской эскадре, и таким образом, русские корабли оказываются поставлены в «два огня» — слева броненосцы Того, справа крейсера Камимуры (да еще и по фронту японцы).

Классический мифический вариант, или «Асамы» как истинные предтечи линейных крейсеров.

.

Классический мифический вариант, или «Асамы» как истинные предтечи линейных крейсеров.

Ну а далее, если уж в рамках мифа, то пока броненосцы Того применяют бронебойные снаряды, крейсера Камимуры шмаляют фугасами. Впрочем, это не важно – японцы выигрывают Цусимское сражение, с тем же счетом.

 

По идее дальнейшее в рамках истории, японцы строят «Цукобо» и «Ибуки», англичане «Инвисиблы» и далее, далее. «Асамы» остаются на заслуженном месте «прообраза» линейных крейсеров.

Но мелькнула мысль, что в этой истории японцы уделят больше внимание скорости «Цукобо», а значит они будут или с 4 254-мм или с 2 305-мм орудиями (а «Сацумы» соответственно получат 305-мм артиллерию), но с повышенной скоростью.

Подписаться
Уведомить о
guest

93 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account