Китобой-гидроавианосец

1

Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.

В 1946 году с белфастской верфи Harland & Wolf Ltd была спущена большая и самая современная на тот момент китобойная база Balaena ("Гренландский кит"). Судно водоизмещением 15 715 тонн, длиной 164 метра, силовая установка — две паровые машины тройного расширения, имело экипаж в 444 человека. Уникальным эту китобазу делает авиационное вооружение из двух гидросамолетов, видимо это единственное построенное после войны гражданское судно способное применять гидросамолеты с борта.

Компанией United Whalers Ltd, которой принадлежала Balaena, было куплено три экс-корабельных разведчика Supermarine Walrus получивших гражданскую регистрацию и имена собственные: G-AHFL "Boojum", G-AHFM "Moby Dick" и G-AHFO "Snark" (Boojum и Snark, Буджум и Снарк — герои поэмы "Охоты на Снарка" Льюиса Кэрролла). Самолеты были немного модифицированы — появились розетки для питания электрообогревателей летных костюмов, бензиновая печка — тоже для обогрева экипажа, и подвесные топливные баки под крылом. Экипаж состоял из трех человек — пилота, штурмана и радиста.

Walrus'ы размещались в ангаре в кормовой части судна, на шлюпочной палубе. Для запуска самолета использовалась катапульта стоявшая ранее на HMS Pegasus, запуск мог осуществляться на оба борта, подъем приводнившегося гидроплана — краном.

Китобой-гидроавианосец

6 октября 1946 китобойная база Balaena оставила норвежский порт Тонсберг и отправилась в первый поход за китом в антарктические воды. Судно ходило под флагом Британии но весь экипаж был из норвежцев. В полярных водах "Балаена" обслуживала флот из 11 китобоев, на ее борту находились два Walrus'а, еще один был в резерве и базировался в Кейптауне. На летающие лодки в этом походе возлагалась роль поиска китов, индикатором их наличия служило отличие в окрасе воды из за присутствия рачков которыми киты питаются. Первый поход показал что никаких проблем с поиском жертв не возникает и помощи с воздуха не требуется, поэтому "Валрусы" занимались или поиском айсбергов или разведкой погоды или шпионажем за конкурирующими китобойными флотилиями.

Весной 1947 по возвращению в Тонсберг ангар был переоборудован под дополнительные помещения для экипажа, а все три Валруса переведены на берег. Один из них (G-AHFL) передан в местный авиаклуб и в 1948 получил норвежскую регистрацию, два других (G-AHFM и G-AHFO) тихо померли на суше (аэродром на острове Уайт) и были списаны в 1950 году.

К англонорвежцу имела шанс присоединится голландская китобойная база William Barendsz (до 1946 — Pan Gothia) постройки 1931 года и водоизмещением 10409 тонн, для него было закуплено два Walrus'а оснащенных РЛС. Однако у голландцев по каким то причинам ничего не получилось и "Моржи" на "Баренце" никогда не базировались.

1. G-AHFL "Boojum" на борту "Балаены"

Китобой-гидроавианосец

2. 

Китобой-гидроавианосец

3.

Китобой-гидроавианосец

4. Красивая картинка с Balaena после модификации. Вместо ангара — жилые помещения.

Китобой-гидроавианосец

5. А вот так китобаза выглядит в процессе работы. Грязь, кровь, кишки и вонь. Это Southern Harvester, судно того же года постройки и примерно того же водоизмещения что и Balaena.

Китобой-гидроавианосец

6. William Barendsz

Китобой-гидроавианосец

7. Заброшенные G-AHFM и G-AHFO 

Китобой-гидроавианосец

Источники: Flight, 1954; www.lardex.net; прочее.

источник: http://p-d-m.livejournal.com/389699.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account