Кировская весна. Советско-американские отношения.
Кировская весна. Советско-американские отношения.
Художественно-историческое произведение жанра альтернативная история
сейчас пишется
сборка тут https://alternathistory.ru/kirovskaya-vesna-taimlain
Кировская весна. Советско-американские отношения.
В начале двадцатых годов, не смотря на отсутствие дипломатических отношений между СССР и США, американские граждане и общественные организации, координируемые будущим 31 Президентом США Г. Гувером, оказали заметную материальную помощь голодающим Поволжья, где в период 1921-1923 года сложилась чрезвычайно тяжелая ситуация с продовольствием. Затем, в годы первой Пятилетки американские инженеры и предприниматели внесли существенный вклад в Индустриализацию страны, направив в СССР сотни американских технических специалистов, спроектировав тысячи промышленных объектов, поставив массу оборудования: так, в 1930 году закупки американского оборудования достигли 114 миллионов долларов, в пять раз превысив объем закупок царской России. Однако после 1930 года администрацией бывшего спасителя голодающих Поволжья президента США Г. Гувера по ряду причин были предприняты действенные меры как против ввоза в США всех иностранных товаров, так и отдельно против ввоза товаров именно из СССР. В торговых портах был установлен сбор с советских судов, который в 16 раз превышал обычный, а также была существенно повышена пошлина на антрацит и спички, составлявшие существенную часть советского экспорта. Кроме того, был, в связи с использованием арестантского труда, запрещен ввоз из северных районов СССР леса, золота, апатитов, асбеста и других товаров. В связи с падением доходов по экспорту СССР снизил импорт и перенес закупки из США в другие страны, в 1932 и 1933 годах внешнеторговые обороты между СССР и США резко упали.
В марте 1933 года на пост Президента США был избран Ф. Рузвельт, и в ноябре 1933 года между СССР и США были установлены дипломатические отношения, обещавшие отмену наиболее одиозных решений предыдущей администрации, направленных против советского экспорта. Наращивание экспорта в США позволило бы возобновить и советский импорт из США, почти свернутый в 1931-1933 годах, но Госдепартамент напомнил о нерешенности вопроса о долгах, сделанных правительством Керенского.
31 марта 1934 года председатель Амторга Пётр Алексеевич Богданов представил большой доклад, адресованный лично Кирову, и просил его принять. В документе, как это ни странно, говорилось не только о торговле, но и об использовании американской техники и организации культурной работы в США. Богданов предложил использовать торговлю не столько ради сиюминутной прибыли, сколько в качестве метода влияния на политику США в отношении СССР. Подход показался Кирову необычным, и уже в силу одного этого заслуживал самого пристального внимания.
Киров попросил приехать в Москву и Богданова и Полпреда СССР в США Александра Антоновича Трояновского для обсуждения перспектив советско-американских отношений на заседании Совета Труда и Обороны.
— Предлагаю заслушать Полпреда СССР в США товарища Трояновского о первых впечатлениях в США – открыл заседание СТО Киров
— Я прибыл в Нью-Йорк утром 7 января 1934 года – начал Трояновский, — в порту торжественно, с подчеркнутым вниманием, меня ждали представители госдепартамента с эскортом машин. На следующий же день в Вашингтоне состоялось вручение верительных грамот президенту Рузвельту. Мы обменялись речами, и затем, прощаясь, он просил меня в случае возникших трудностей обращаться к нему непосредственно по телефону. На мою просьбу прокомментировать такое разрешение посол США Буллит отметил, что «это не простая любезность, и такой вещи он никогда не предлагал еще ни одному послу». Таким образом, советское посольство в первые дни было принято американской стороной более чем доброжелательно – начал доклад Трояновский.
— А как себя ведет Свирский, не ревнует? – спросил нарком иностранных дел М.М. Литвинов
— Борис Евсеевич Сквирский с момента образования Дальневосточной республики стал там министром иностранных дел. В 1921 году в составе делегации ДВР был послан в Вашингтон на конференцию, а в ноябре 1922 года, когда ДВР перестала существовать, известил госдепартамент о ликвидации ДВР и остался в Америке неофициальным агентом НКИД для информации и связи. Я могу подтвердить, что за десятилетие он достаточно хорошо изучил особенности американской политической жизни, а также обзавелся в США многочисленными и полезными связями. Сквирский считает, что в Вашей, Максим Максимович, внешнеполитической победе, под каковой я имею в виду установление дипломатических отношений с США, наличествует и его скромный вклад. Полагаю, хотя напрямую Сквирский мне этого не говорил, что он вполне мог надеяться на получение должности Полпреда СССР. Тем не менее, меня он встретил весьма радушно, охотно делится своими опытом и результатом многолетних наблюдений, знакомит с нужными людьми, одним словом, Сквирский стал мне неоценимым помощником – ответил Литвинову Трояновский.
— Продолжайте, пожалуйста, Александр Антонович – попросил Трояновского Киров.
— Ключевым вопросом советско-американских отношений Госдепартамент США считает проблему долгов Керенского. Как Вы знаете, 15 ноября 1933 года, в день, предшествовавший признанию СССР, проблема о долгах, национализированном имуществе американских граждан, возмещения убытков, причиненных интервенцией США на Севере России, была обсуждена Президентом Рузвельтом и наркомом Литвиновым. Ввиду сложности в тот день она решена не была, но был подписан документ в форме «джентльменского соглашения», которое является основой для ведения наших переговоров на уровне послов. По договоренности советское правительство обязывалось уплатить долг Керенского в размере 75 миллионов долларов при условии предоставления займа. При подписании Рузвельт отметил, что конгресс может одобрить соглашение о долгах только в размере 150 миллионов долларов, а Литвинов сказал, что постарается убедить свое правительство в необходимости уплатить 100 миллионов долларов при сумме займа в 200 миллионов долларов сроком на 20 лет под 7 процентов годовых – продолжил Трояновский.
— Все это и так прекрасно помнят – раздраженно бросил Литвинов.
— Ну почему – возразил Молотов – думаю, товарищ Трояновский правильно делает, что докладывает нам последовательно, кратко напоминая предысторию вопроса.
.. Киров понимающе усмехнулся. Разумеется, тот факт, что Литвинов не дожал Рузвельта в ноябре 1933 года и не подписал юридически значимого соглашения об урегулирования претензий вместо идиотского «джентльменского соглашения», был совершенно очевидной ошибкой лично Литвинова, и грозил со временем превратиться в огромную гирю на неокрепших ногах советско-американских отношений.
— Итак, 10 февраля мы с Буллитом встретились и начали переговоры. Американский посол заявил, что сумма долга, подлежавшего уплате, должна составлять не менее 150 миллионов долларов, учитывая девальвацию доллара с ноября на 60%. Только эту сумму президент может провести через конгресс как минимальную. При обсуждении вопроса о нормальном и дополнительном проценте с оплаты долга Буллит заявил, что он составит около 15%. Далее Буллит добавил, что речь идет не о займе, а о кредите на поставку американских товаров, причем не любых, а согласованных уполномоченным правительством органом. О позиции Буллита я немедленно телеграфировал в Москву – доложил Трояновский.
— В переговорах с Рузвельтом речь шла о займе, а не о кредитах. Если невозможен денежный заем, которым мы могли бы распоряжаться без всяких ограничений по своему усмотрению, то вся основа намеченного с Рузвельтом соглашения исчезает – прокомментировал Литвинов.
— По указанию НКИД я уведомил Хэлла, что мое правительство намерено строго придерживаться условий «джентльменского соглашения» и больше 75 миллионов долларов оно платить не намерено. К тому же речь всегда шла вовсе не о товарном кредите, а о займе. Более того, речь о процентах на тело долга в соглашении также не шла, так что мы имеем договоренность не о 15% годовых, а о 7% годовых. От высказывания замечаний к тексту отдельных пунктов предложения госдепартамента США я в соответствии с инструкцией Наркома Максима Максимовича Литвинова воздержался и заявил, что предложение нас совершенно не устраивает в целом. Моя позиция, однако, не встретила в Госдепартаменте никакого понимания. Со своей стороны, всегда четко выполняя инструкции НКИД, я с одной стороны согласен, что американская сторона ведет себя некорректно, тем самым де-факто не признавая нас равноправными участниками переговоров, но, с другой стороны, лично я переговоры считаю нужным продолжить и добиться приемлемого компромисса – высказался Трояновский.
— Каким же Вы его видите? – спросил Киров, прерывая тем самым начинающего закипать Литвинова.
— Полагаю, что вместо неприятия американской позиции в целом надо перейти к обсуждению отдельных пунктов, и, не смотря на их отход от «джентльменского соглашения», по некоторым позициям согласиться. К примеру, можно согласиться на предоставление вместо денежного займа именно кредита на покупку американских товаров через организованный в феврале для этой цели Госдепартаментом Экспортно-импортный банк. Далее, вместо позиции 75 миллионов долларов я бы предложил сформулировать цифру 100 миллионов долларов при сумме кредита в 200 миллионов долларов сроком на 20 лет. Ну а если американцы будут непреклонны относительно суммы долга в 150 миллионов долларов, то предлагаю пойти и на это, с ростом кредита до 300 миллионов долларов – предложил Трояновский.
— Я считаю, что отход от «джентльменского соглашения» неприемлем, и здесь нам следует занять твердую позицию. Мы в 1931 году перевели закупки с Америки на Европу, мы прожили раньше и в дальнейшем при необходимости проживем без их поставок. Кредиты в Европе выгоднее, европейским странам мы продаем свои товары дороже, покупаем их товары дешевле. Так что предлагаю сообщить, что шантажировать себя мы не позволим и от текста соглашений не отойдем – заявил Литвинов.
— Так, а в чем суть предложений товарища Богданова? — попросил перейти ко второму вопросу Киров.
— Товарищ Киров, товарищи, со своей стороны я на рассмотрение СТО выдвигаю 4 конкретных предложения:
1. Приступить к размещению нескольких крупных заказов в США, не ожидая окончания переговоров о долгах и претензиях. Общую сумму заказов довести до 100 миллионов долларов, включая хлопок, мясные продукты, медь и алюминий, электрооборудование и электромашины, станки. Для покрытия дефицита закупок использовать не займы правительства США, а долгосрочные кредиты от частных влиятельных банковских групп. В частности, одна из известных банковских фирм — «Леман Бразерс» — неоднократно предлагала стать финансовым агентом Советского Союза по размещению займа.
2. Экспорт в Америку предлагаю довести в 1934 году до 24 миллионов, а в последующие два года до 60 .. 70 миллионов долларов, согласившись на отрицательное сальдо торгового баланса.
3. Уделить большое внимание вопросам технической помощи и изучению технологии производства, для чего организовать отдел Наркомтяжпрома в США и группу специалистов из США при наркомате.
4. Назначить помощника полпреда по культуре, который занимался бы контактами с различными научными и культурными обществами в Америке, организовывал взаимный обмен выставками, лекторами, а в летнее время проводил специальные курсы для американских педагогов и профессоров в Советском Союзе. Важно издавать журнал, выпускать документальные кинокартины, показывавшие жизнь страны и ее развитие, и художественные фильмы с учетом требований американской публики. При умелой организации это не потребует от нас больших затрат средств, но даст огромные результаты.
— Таким образом, с одной стороны, путем распространения информации среди широких кругов общественности США о Советском Союзе и жизни его народа, а, с другой стороны, путем установления выгодного для влиятельных частных банковских групп торгового баланса, мы заложим основу политического влияния американского общества на Госдепартамент, и, тем самым, создадим базу для будущих переговоров в более доброжелательном ключе! – завершил свое выступление Богданов.
— Назначение атташе по культурным связям, по мнению НКИД, нежелательно, так как трудно заставлять наши культурные и научные общества соблюдать ими же самими принятые условия соглашения. Много неприятностей, — отметил Литвинов, — бывало с отправкой какого-нибудь артиста или группы актеров за границу на концерты из-за нераспорядительности, в результате имеют место срывы, за что приходится часто платить неустойки и штрафы. Полпредства вынуждены этим постоянно заниматься. Если наш балет с успехом может выступать в Америке, то оперой мы американцев, которые видят у себя лучшие европейские музыкальные и певческие силы, поразить не сможем. Насколько мне известно, в случаях приглашений отдельных артистов нашего балета возникали часто сомнения в их возвращении; в случае посылки всего балета значительная утечка неизбежна. И ради чего это все? Ради торговли? Да она нам просто не выгодна!
— Согласен – ответил Трояновский. – Да, и кредиты и товары в США дороже. Но этому есть простое объяснение: США – нация торговцев, там торговля определяет внешнюю политику, а не наоборот. Развивая торговлю с США, мы одновременно развиваем политические отношения, покупая тем самым не только собственно американские товары, но и политическое влияние. Напротив, перенося закупки, скажем, в Англию, мы получаем только английские товары совершенно без политического влияния. Ни политического, ни, тем более, военно-политического сотрудничества ни с какой Европейской страной у нас не выйдет. У Европы политика и торговля – материи раздельные, а не слитые, как в США.
— Да и насчет товаров можно поспорить – подключился Богданов. – Американский и египетский хлопок и впрямь одно и то же по разным ценам. И я рекомендую произвести крупные закупки хлопка в южных штатах на сумму 30 .. 35 миллионов долларов исключительно ради политики: так мы ослабим влияние японцев, приобретающих там большие партии хлопка, и заручимся поддержкой сенаторов Юга. А вот развивать торговые связи со штатами Западного побережья следует уже ради собственно торговли: к нашему Дальнему Востоку оттуда наивыгоднейшее транспортное плечо, и никакая торговля с Англией нам его не компенсирует. Однако и тут в придачу к товарам мы получим поддержку сенаторов Запада.
— Уточните насчет продукции машиностроения – попросил Орджоникидзе, – все же качество продукции при более высоких американских ценах одинаково с европейским или нет?
— По некоторым позициям, например по необходимым нам океанским лесовозам, продукция английских судостроителей ничем не хуже американских. Но крупнейшим американским компаниям, такими, как «Дженерал Электрик», «Бел Телефон», «Телеграф Компани», «Радио Корпорейшн», а также автомобильным концернам «Дженерал Моторс», «Крайслер», «Форд» на континенте аналогов нет. В техническом плане, в области организации производства, лидирующие американские фирмы превосходят все, что мы можем видеть на континенте. Другая сильная сторона американцев – это скорость. Специалисты заявляют в один голос, что, несмотря на все наши достижения, нам не хватает того, что есть в Америке — быстроты применения различных новинок и той технической базы (накопленной десятилетиями), которая быстро осваивает все новые изобретения, а методы массовой продукции помогают ставить производство исключительно быстрыми темпами и в массовом масштабе. Образно говоря, за время, которое проходит в США от формулирования идеи к разработке технической документации на новое изделие, и затем до начала серийного выпуска продукции, мы только начнем чинить карандаши, а в Европе сделают проект — пояснил Богданов.
— Товарищи, мне кажется, упускают из виду, что вывоз главных статей советского экспорта хлеба и нефти в США ограничен, а экспорт пиломатериалов просто невыгоден: их продажа в США дает выручку всего в 23 рубля за кубометр, тогда как в Англии 54 рубля, в Италии 44 рублей – вмешался нарком торговли А.П. Розенгольц. — Для увеличения экспорта, например, нужно срочно произвести переоборудование и расширение предприятий Ураласбеста и марганцевых месторождений в Чиатурах. Что же касается отрицательного сальдо, то мы рискуем оказаться в ситуации царской России, которая была вынуждена из-за кредитной зависимости от Франции в период Империалистической войны бросать русские войска в неподготовленные атаки.
— Нет, я этого не упускаю – возразил Богданов, — и на усмотрение Совета Труда и Обороны выдвигаю предложение: осознанно согласиться на менее выгодные коммерческие условия (продавать дешевле, покупать дороже, брать кредиты под более высокий процент), но получить за счет этого политическое и в дальнейшем военно-политическое (например, против Японии) сотрудничество с США. Нам важны не собственно американские технические секреты, которые быстро устареют, нам надо поднять культуру нашего производства, перенять американские подходы к скоростному проектированию и постановке изделий в серию.
— Я бы не стал так уж опасаться отрицательного торгового баланса и наращивания внешнего долга. С 1924 по 1934 год советские закупки в США составили 660 миллионов долларов. Это было главным образом оборудование для автомобильных и тракторных заводов, электростанций, фабрик. Размеры же советского экспорта в США были 130 миллионов долларов. Ни к каким неблагоприятным последствиям это не привело. Как нарком финансов я полагаю, что зависимость кредитора и заемщика на самом деле обоюдна. Бояться накопления внешнего долга при сильной политической власти и достаточной обороноспособности нам не нужно. Более того, в принципе кредитор заинтересован в благополучии заемщика даже сильнее, чем заемщик в благополучии кредитора – заметил Сокольников, — а развитие своей промышленности за счет кредитов, в долгосрочном плане обязательно окупится, если только процент по кредитам не превысит рентабельности активов.
— Спасибо, предложения товарищей Богданова и Трояновского, как и позиции наркоматов, нам ясны. Трояновский предлагает начать переговоры по отдельным пунктам выдвинутого Госдепартаментом предложения о долгах. Богданов предлагает, не дожидаясь результатов переговоров, начать торговлю под кредиты частных банкиров, сохранять отрицательный торговый баланс, а также серьезно усилить техническое и культурное сотрудничество с США. Давайте голосовать за каждое из предложений – предложил Киров.
— Перед голосованием прошу записать в протокол мое особое мнение – попросил Литвинов.
— Показывая, что мы согласны отойти от ноябрьских договоренностей, мы показываем свою слабость, и ни к каким благоприятным последствиям на будущее такая демонстрация нас не приведет. Напротив, мы испортим значительно более для нас важные отношения с Англией и Францией, которые торгуют с нами сейчас без фиксации царских долгов. Но обязательно поднимут этот вопрос в случае признания долгов правительства Керенского перед США. Признание же громадных долгов Англии и Франции для нашей экономики будет просто катастрофично. Для чего мы это будем делать? Ни в американских товарах, ни в американских кредитах мы не нуждаемся. Наш технический уровень настолько ниже и американского, и европейского, что место закупки для нас не важно – в любом случае импортное оборудование будет совершеннее отечественного. И в Англии, и во Франции, и в Италии, мы получим то же самое, что нам может предложить США, но на более выгодных условиях, — заявил Литвинов.
— Спасибо, Максим Максимович, Ваше мнение очень ценно. Итак, кто «За выдвинутое Трояновским предложение начать переговоры по отдельным пунктам предложения Госдепартамента о долгах»? кто «Против»? кто «Воздержался»? Спасибо, большинством голосов предложение Трояновского принято — заключил Киров.
Голосованием были поддержаны и четыре предложения Богданова: о начале торговли через частные банковские группы, об отрицательном торговом балансе, о техническом и о культурном сотрудничестве.
Расхождение решения СТО по важному внешнеполитическому вопросу и позиции наркома НКИД Литвинова было обсуждено на вскоре состоявшемся заседании Политбюро ЦК ВКП(б). На повестку дня был поставлен вопрос: следует ли возглавлять НКИД человеку, имевшему противоположные с руководством страны взгляды на внешнюю политику? Итогом заседания был перевод Литвинова на менее ответственную работу. Пост Наркома Иностранных дел был предложен Полпреду СССР в США Трояновскому. На пост Полпреда СССР в США был назначен советник посольства Борис Евсеевич Сквирский.
* * *
Переговоры о долгах с Госдепартаментом шли трудно. Пожелания американцев в части суммы долга и процентов росли, к долгу правительства Керенского прибавились претензии американских граждан и финансовых организаций. Тело долга на переговорах Сквирского с Госдепартаментом росло, как на дрожжах, а срок погашения и процентная ставка были совершенно разорительными. Договориться о долгах с Госдепартаментом так и не удалось до 1939 года.
Тем временем, активная торговля понемногу начала приносить и политические плоды. В обмен на хлопок и торговлю с Дальним Востоком СССР получил поддержку нескольких влиятельных сенаторов с Запада и Юга. Антисоветские меры администрации Президента Гувера, включая пошлину на антрацит, были отменены. По кинотеатрам США с успехом прокатились снятые на деньги Госфильмофонда СССР в Голливуде картина «Анна Каренина», «Идиот», «Белая Гвардия», а на бродвейских подмостках шумным успехом пользовался мюзикл «Мастер и Маргарита».
Попытка продавать журнал «Советский Союз» провалилась, но атташе по культуре договорился с некоторыми управляющими компаниями о том, что его стали выкладывать бесплатно на первых этажах офисных зданий. При таком подходе он пользовался некоторой популярностью, хотя и пользовался у американского читателя успехом главным образом из-за многочисленных фотографий фантастических советских физкультурниц. Слово «физкультурница» понемногу стало употребляться в США без перевода, хотя и приобрело среди молодых американцев несколько иной оттенок, нежели в кругах советской молодежи.
Другим заметным достижением атташе по культуре был постоянно расширявшийся взаимный обмен преподавателями и студентами между американскими и советскими высшими учебными заведениями. Если в 1935 году в СССР преподавало только 8 американских профессоров, (в США, соответственно, 8 советских), то к 1940 году число профессоров, получивших годичную кафедру в другой стране, достигло 50. Любопытно, что специальность профессоров была примерно одинаковая. И из СССР в США, и из США в СССР ехали физики, химики, математики, генетики, агрономы, филологи, географы и историки. Число студентов, обучавшихся в другой стране, к 1940 году выросло до 1000. Из США в СССР в основном ехали лингвисты, филологи и экономисты, среди которых стало модным щеголять знанием советских политэкономических терминов, а из СССР в США студенты ехали поступать на технические, сельскохозяйственные и биологические специальности.
9 февраля 1934 года Американо-русская торговая палата по согласованию с госдепартаментом США предложила организовать промышленную выставку в Советском Союзе автоматических систем двигателей, станков, оборудования и инструментов. Президент палаты полковник Хью Купер выразил готовность направить группу предпринимателей в СССР, которая могла бы поездить по стране, посетить предприятия, встретиться с их руководителями, провести конференцию. Такая выставка начала свою работу летом 1934 года и затем была переведена на постоянную основу.
25 апреля 1934 года специальный представитель крупнейшей компании «Дженерал Моторс Экспорт Компани» Е.М. Ван Воорхис, после длительного и тщательного изучения советского рынка, вручил наркому внешней торговли А.П. Розенгольцу большой меморандум, в котором компания предлагала кредит в размере 35 миллионов долларов. Она обязывалась поставлять автомобили, автобусы, электрические и силовые установки, насосы, рефрижераторы, локомотивы и железнодорожные вагоны, мореходные и станционные машины с дизельными моторами, радиаторы и другие производственные изделия. «Дженерал Моторс» была согласна оказывать техническую помощь квалифицированными инженерами по всем отраслям автомобильной промышленности. За предоставление кредита сроком на четыре года советское правительство должно было закупить в течение первого года продукцию на сумму не менее чем 25% кредита. В последующие годы ожидалась примерно такая же сумма закупок. Договор был заключен в июне 1934 года, и в 1935 году фирма «Дженерал Моторс» провела серьезную реконструкцию и расширение Ярославского моторного завода. Завод с американской помощью расширил линейку автомобильных двигателей, поднял качество продукции и значительно нарастил ее выпуск. Дополнительно ЯМЗ серьезно модернизировал свою модель 5-тонного грузовика Я-5, а также поставил в крупную серию большое семейство иной транспортной техники, от 8-тонных грузовиков до троллейбусов и артиллерийских тягачей. Коробки передач, электрооборудование и иные комплектующие из США пошли в СССР большим потоком с 1935 года, впрочем, параллельно на советских предприятиях с участием американских специалистов готовились к самостоятельному выпуску аналоги этой продукции по переработанным чертежам (менялись не только размеры, в связи с использованием в СССР метрической системы измерения, но и некоторые материалы, осваивать которые в СССР показалось излишне затратно).
В 1934 году в Главное управление гражданского воздушного флота поступило предложение от известной компании «Пан Америкен Эйруэйс» о создании тихоокеанского воздушного сообщения. Эта идея вызвала интерес в авиационном ведомстве в Москве и одобрение лично С.М. Кирова. Переговоры Амторга с «Пан Америкен Эйруэйс» приняли деловой характер. Особая группа специалистов разрабатывала конкретные эксплуатационные вопросы касательно трассы, типов самолетов, аэродромов, их оборудования. К 25 августа 1934 года изыскания и исследования удалось завершить. «Пан Америкен Эйруэйс» инвестировала для прокладки линии на участке, проходившем по территории СССР, необходимую сумму для постройки аэродромов, маяков, радиостанций метеослужбы, закупки самолетно-моторного парка, и оказала техническую консультацию. На советском участке линии использовался советский личный состав, с небольшим включением иностранцев. Для управления и контроля над линией было создано правление директоров. Авиалиния от города Ном на Аляске через Якутск и Иркутск к Пекину, а оттуда до Шанхая и затем на Филиппинские острова заработала с 1935 года, став, в связи с постоянной ротацией летного и технического состава советских специалистов, ценной кузницей кадров для главного управления гражданского воздушного флота СССР.
3 января 1936 года в НКИД, от полпреда СССР в США Сквирского поступило письмо с предложением купить в США по выбору несколько бездействующих фабрик и заводов. Их можно было получить в кредит сроком до 20 лет с выплатой долга не более 4 — 5% в год. Предоставлялась возможность закупить автомобильный завод Студебеккера, текстильные и бумажные фабрики. Орджоникидзе предложил взять автомобильный завод, переориентировав его с выпуска легковых автомобилей представительского класса на выпуск пятитонных трехосных грузовиков. Конструкция грузовика разрабатывалась в США с марта 1936 года по апрель 1937 года, а тем временем в городе Миассе Челябинской области возводили заводские корпуса. В начале 1937 года американские станки перевезли и приступили к их установке, не дожидаясь окончательного прояснения всех деталей конструкции нового автомобиля. Опытный образец грузовика был готов примерно тогда же, когда и были завершены пусконаладочные работы — к маю 1937 года, и с июня 1937 года завод начал выпуск продукции.
Все американские рабочие и инженеры, выразившие желание продолжить выпуск автомобилей в СССР, получили трехлетние контракты с удвоенной часовой ставкой.
Характерным позитивным примером советско-американских отношений явилось посещение США в 1936 году А.И. Микояном. Целью визита являлось ознакомление с американской пищевой промышленностью, ее технологией и уровнем развития, чтобы использовать положительный опыт в СССР. При этом ему разрешалось приобретать образцы товаров, а также отдельных видов оборудования для пищевой промышленности, для чего была выделена значительная сумма в валюте, и дано право оформлять сразу закупки с американскими фирмами. Получив ответственное задание, Микоян сформировал делегацию из восьми специалистов в области пищевой промышленности и провел в США два месяца, во время которых его делегация посетила много городов, преодолев на поездах, самолетах и автомашинах более 12 тыс. миль и посетив около 100 различных предприятий. Состоялось множество встреч и бесед с представителями фабрик, опытными организаторами предприятий. Все они были внимательны и предупредительны, а беседы с ними для Микояна являлись полезными и поучительными. Микоян постарался максимально использовать достижения американской техники в пищевой промышленности страны. Были позаимствованы, в частности, методы механизации хлебопекарных заводов, молочных и консервных предприятий, производства мясных изделий. Он заказал 25 машин, каждая из которых изготавливала 2 миллионов котлет в день. Много новшеств было введено в холодильной и других отраслях промышленности.
В развитии советской авиации в конце тридцатых годов важную роль сыграл талантливый конструктор Игорь Иванович Сикорский. Он родился 25 мая 1889 году в Киеве. В 1909 году построил первый в России вертолет, в следующем собрал самолет и поднялся на нем в воздух, в 1911 году участвовал в военных маневрах, затем установил мировой рекорд, получив почетную медаль, его имя стало известно во всей России. С 1909 по 1917 год Сикорским создано 25 типов самолетов и два вертолета. В марте 1918 года он уехал во Францию, а спустя год в США. Ему пришлось начать буквально с нуля. Сначала он преподавал в вечерней школе, в 1923 году при поддержке С. Рахманинова организовал маленькую авиафирму, в которой работали русские эмигранты — талантливые инженеры, создавшие несколько серийных амфибий. В 1936 году Сикорский посетил советского военного атташе Клейна-Бурзина и сказал, что он хотел бы быть полезным Советскому Союзу, поставлять ему самолеты, обучать русских инженеров и оказывать техническую помощь, а также выразил готовность прилететь на своей амфибии в Москву, чтобы продемонстрировать качество самолета с целью продажи лицензии, или поставки серии аппаратов. По словам Сикорского, военно-воздушные силы США за 1935— 1936 годы сделали большой скачок вперед, особенно в области бомбардировочной авиации. Предложения Сикорского заинтересовали наркома И.П. Уборевича, и в 1937 году Сикорский посетил СССР, выступив с лекциями как перед студентами гражданских и военных вузов авиационного направления, так и на расширенных коллегиях Наркомата Обороны и Главного управления ГВФ (ГУГВФ) при Совет Народных Комиссаров СССР. После возвращения из СССР Сикорский организовал в США «Информбюро Сикорского», на постоянной основе направлявшее в СССР техническую информацию по теме развития гражданской и военной авиации в США, а также закупавшее отдельные, представляющие особый интерес для СССР, приборы, станки, моторы и прочие новинки авиастроения. Сикорскому неоднократно переехать в СССР на постоянное место жительства, под него обещали открыть КБ в родном Киеве, но такого решения он не принял.
Существенный вклад в развитие советских средств связи внес реэмигрант Владимир Козьмич Зворыкин. Зворыкин, крупный ученый в области радио и телевидения, добился в США значительных успехов, но так и не смог там ассимилироваться. В 1933 году и затем в 1934 году он посетил СССР с лекциями, во время которых возможность обсуждать профессиональные вопросы на родном языке, уважение и внимание руководства наркомата связи произвели на него приятное впечатление. В сентябре 1934 года он встретился со своими родственниками, и на семейном совете Зворыкиных Владимир Козьмич рассказал собравшимся о полученном им официальном предложении переехать в СССР. Жизнь сложилась так, добавил Зворыкин, что мой брак с Татьяной распался, и в этом плане в Америке меня ничто не удерживает. Встретиться со всеми вами после пятнадцати лет разлуки для меня было большой радостью. Я всерьез думаю о возможности возвращения в Россию и хочу выслушать ваше мнение по этому поводу. Родственники рассказали ему о положительных переменах, прошедших в СССР за последние годы. В конце концов, после мучительных раздумий, Зворыкин остался в СССР.
В 1935 году, пойдя на встречу настоятельной позиции госдепартамента США, Советское посольство отказало в выдаче въездных виз делегации коммунистической партии США, которая планировала принять участие в заседаниях очередного съезда Коминтерна в Москве в 1935 году. На посвященном этой проблеме заседании СТО и нарком иностранных дел Трояновский, и советский куратор Коминтерна Мануильский, и начальник ГРУ РККА, и недавно назначенный Нарком Государственной безопасности (НГБ выделился из НКВД в конце 1934 года), – все докладчики сошлись на том, что вероятность победы коммунистической революции в США ничтожна. Следовательно, «дразнить гусей», без нужды осложняя отношения с США, не имело никакого смысла.
В 1937 году состоялось приглашение в Москву с дальнейшим посещением Дальнего Востока бывшего командующего американским экспедиционным корпусом на Дальнем Востоке генерала Грэвза, автора мемуаров о сибирской интервенции США. К этому времени генерал закончил большую работу о задолженности Советского Союза, его цифровые данные показывали, что СССР ничего не должен США. Генералу приходили письма с угрозами от белогвардейцев, он даже получил вызов на дуэль.
В 1938 году СССР установил дипломатические отношения с Мексикой и Канадой, что было встречено американской общественностью и политическими кругами с огромным воодушевлением.
К ноябрю 1939 года завершилось сенатское расследование по теме долгов России перед США, которые были определены, с учетом всех обстоятельств дела, в размере 50 миллионов долларов. В феврале 1940 года госдепартамент под давлением сената заключил договор с СССР об окончательном урегулировании и взаимном снятии претензий о долгах правительства Керенского, национализированном имуществе американских граждан, возмещения убытков, причиненных интервенцией США на Севере России. СССР обязался погасить долги в размере 50 миллионов долларов в срок 5 лет, под 5 процентов годовых, равными долями (по 10 миллионов долларов в год).
Летом 1940 года состоялись первые советско-американские морские маневры СИБРИЗ-40. По условиям учений корабельная группа «Синих» в составе 4 линкоров («Вест Вирджиния», «Мэриленд», «Теннесси» и «Калифорния»), 2 авианосцев («Энтерпрайз» и «Лексингтон») и надлежащего числа крейсеров и эскортных кораблей атаковала Владивосток, а группировка разнородных сил «Красных» (торпедные катера, подводные лодки, 10 эсминцев типа Ладный, береговая авиация ТОФ и ВВС РККА, береговые стационарные и железнодорожные артиллерийские батареи) противодействовала атаке. Любопытно, что при разборе результатов маневров обе стороны сочли себя проигравшей стороной. В соответствии с договоренностью результаты маневров были засекречены на 20 лет. Сразу после маневров в ВМС РККА на всех подводных лодках была начата стопроцентная замена автоматов торпедной стрельбы, средств звукопеленгации, навигации и связи. Осенью 1940 года внезапно началась масштабная аттестация всего комсостава ВМС РККА, от командира БЧ и выше. Лишился поста командующий ВМС РККА Орлов. Не миновала чаша кадровых перемен и других моряков, входивших в высший и средний комсостав. Резко возросли напряженность и разнообразие боевой учебы на всех флотах. Подводные силы ВМС РККА завершили свое переоснащение к 1 мая 1941 года.
Примерно в те же сроки в ВМС США был в значительной степени обновлен высший офицерский состав военно-морской базы Пёрл-Харбор, корабли которой участвовали в учениях.
В послевоенные годы стало известно, что в ходе учений в столкновениях с надводными кораблями ВМС США погибло три подводные лодки ВМС РККА (две типа Малютка и один подводный минный заградитель типа Ленинец). Потеряв ориентировку, выработал запас топлива отряд из четырех торпедных катеров, к счастью спасенный легким крейсером «Милуоки». Столкнулись в воздухе два ТБ-3. Еще три самолета потерпели навигационные аварии. Не смотря на ожесточенное противодействие, предотвратить учебный артиллерийский удар по городу и порту Владивостока советским морякам не удалось, хотя во время завершающей фазы учебного артобстрела линкоры подверглись атаке двух полков ТБ-3. С другой стороны, эскадра вторжения понесла неприемлемые с точки зрения США потери (был условно потоплен подводными лодками и торпедными катерами один авианосец и два крейсера, а линкоры до обстрела на 10 минут вошли в зону поражения Ворошиловской 305мм батареи острова Русский, а по его окончании получили условные повреждения от бомбардировки).
Примечание о ходе событий в реальной истории.
Позиции Рузвельта, Буллита, госдепартамента США, Литвинова, Розенгольца, Трояновского и Богданова, а также ход советско-американских отношений до 1934 года изложены в полном соответствии с исторической реальностью.
В реальной истории предложения Трояновского и Богданова приняты не были, а сам Богданов в этой связи в 1934 году подал в отставку. За 1935 год фактические закупки Советского Союза американских товаров составили 37 миллионов долларов. Вопрос о долгах Керенского решен не был.
Советским Союзом с упорством, достойным лучшего применения, были отклонены американские предложения об американской промышленной выставке в Советском Союзе, неоднократные предложения различных авиакомпаний о тихоокеанском авиасообщении, предложение о кредите и сотрудничестве от «Дженерал Моторс», предложение Трояновского о закупке автомобильного завода Студебеккера. Состоялась лишь поездка в США А.М. Микояна. Сикорского, вопреки его желанию, в СССР не пустили. Зворыкину действительно сделали предложение о переезде в СССР, однако на семейном совете Зворыкиных родственники ознакомили его с реалиями тех лет (один из родственников сидел), и переезжать в СССР ученый отказался. Советско-американские морские маневры не проводились. СССР предлагало организовать визит одного или нескольких американских боевых кораблей во Владивосток, но США от такого визита воздержались. Борис Евсеевич Сквирский был арестован в 1938 году и в 1941 году расстрелян.
Список использованной литературы.
1. Г.Н. Севостьянов. «Отношения между США и СССР в 1933-1936 годы»
http://www.protown.ru/information/hide/4622.html
2. В.П. Борисов. «Владимир Козьмич Зворыкин»