Кировская весна. Глава 3.4. Средства тяги
Данный пост завершает главу о развитии артиллерии в мире Кировская весна.
Тут о реактивной артиллерии, средствах тяги и итоговый мобилизационный план в части артиллерии на 1941 год.
Глава 3.1. https://alternathistory.ru/kirovskaya-vesna-glava-3-chast-1
Глава 3.2. https://alternathistory.ru/kirovskaya-vesna-glava-3-chast-2
Глава 3.3. https://alternathistory.ru/kirovskaya-vesna-glava-33-bolshie-pushki
Реактивная артиллерия
Разработка реактивных снарядов велась в СССР с 1921 года, но обеспечить сколько-нибудь приемлемую точность стрельбы долго не удавалось. Основные трудности в создании мобильной реактивной артиллерии были преодолены только к 1938 году, когда на вооружении были приняты 82-мм реактивные снаряды (РС) в качестве вооружения для самолетов.
Отработка мобильных многозарядных наземных пусковых установок залпового огня началась в 1938 году и завершилась в декабре 1939 года, когда Артиллерийским управлением Красной Армии были одобрены 132-мм реактивный снаряд М-13 и пусковая установка на шасси автомобиля ЗиС-6, получившая название БМ-13. НИИ-З получил заказ на изготовление пяти таких установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний. Осенью 1940 года были проведены заводские испытания, а после устранения выявленных недостатков в январе 1941 года провели полигонные испытания БМ-13. Войсковые испытания в связи с напряженной международной ситуацией проводились по сокращенной программе в течение февраля – марта 1941 года, и по их окончании в апреле 1941 года пусковую установку БМ-13 приняли на вооружение под наименованием РАУ-132/41 (реактивная артиллерийская установка калибра 132мм образца 1941 года).
Штаты армейской артиллерии
Штат артиллерийских орудий, предусматриваемых системой артиллерийского вооружения для корпуса, армии, основывался на штатах сухопутных войск из 111 корпусов и 37 армий (по три дивизии в корпусе, по три корпуса в армии):
На вооружении корпуса: один корпусной артполк из 48 орудий (24 корпусные 122-мм пушки и 24 корпусные 152-мм гаубицы)
На вооружении армии: один армейский артполк из 48 орудий (36 армейских 152-мм пушки и 12 армейских 203-мм гаубицы)
Резерва главного командования: отдельные артполки АРГК, по 24 орудия в полку.
Наиболее массовым орудием АРГК была 203-мм гаубица Б-4, серийно выпускавшаяся с 1934 года. Число артполков 203-мм гаубиц Б-4 приняли равным числу армий – их было предусмотрено 37.
Другие составляющие триплекса большой мощности (280-мм мортиры и дальнобойные 152-мм пушки, принятые на вооружение в 1938 году) были значительно менее востребованы – Штаб РККА полагал достаточным иметь по четыре отдельных артполка каждого вида.
Наконец, железнодорожная артиллерия включала в себя 1 полк 305-мм гаубиц, 2 полка 203-мм пушек и 3 полка 130-мм пушек (по 24 орудия в полку). При этом железнодорожные артдивизионы (по 6 орудий в дивизионе) в составе железнодорожных артполков были полностью готовы как для самостоятельных действий, так и для совместных, силами артполка.
Всего армейская артиллерия должна была включать в себя 8328 орудий.
Однако, на учениях 1938 года, когда РККА наконец перешло от дивизионных учений к армейским, разразилась катастрофа – ни армия прикрытия, ни армия прорыва боевой задачи не выполнила.
В Белорусском военном округе был разыгран встречный бой армии прикрытия красных с армией прорыва синих. У красных вместо армии прикрытия с войсками прорыва фактически боролись (без всякой связи и взаимной поддержки) две дивизии прикрытия. Третья дивизия передового корпуса влипла в болото, откуда выбралась лишь к концу учений, да ещё допустив гибель нескольких бойцов и 4 дивизионных орудий, а остальные два корпуса красных затерялись в путанице перекрестков. Разгильдяйство красных было частично нейтрализовано некомпетентностью синих: мотострелковая дивизия прорыва синих уехала вперед и вылетела на своих грузовиках под корпусную артиллерию прикрытия красных, а танковая дивизия растянулась длинными неуправляемыми колоннами и вскоре за счет технических потерь утратила целостность как боевая единица. Последовавшая атака синих (выпрыгивавших из грузовиков под условным артогнем корпусного артполка) привела, по мнению посредников, ко взаимному уничтожению артполка красных и дивизии синих. Тем временем, кавдивизия синих вырвалась на оперативный простор и безо всякого сопротивления собрала флажки во всех опорных пунктах красных.
Последовавший разбор полетов никак не помог войскам прикрытия исправить ситуацию к зимним и летним маневрам 1939 года, а даже усугубил ситуацию. Дело в том, что по итогам страшного скандала 1938 году командующий войсками БВО Левандовский предложил поразившую всех своей изящностью рокировку: одну танковую дивизию (из двух танковых полков и одного мотострелкового полка) и одну мотострелковую дивизию (из трех мотострелковых полков) он предложил переформировать в две моторизованные дивизии (по 1 танковому и два мотострелковых полка в каждой).
Зимой в ходе учений января 1939 года корпус прорыва (две моторизованные и одна кавалерийская дивизия) действовал уже успешнее, чем в 1938 году, а летом 1939 года наголову разгромил две (!) армии прикрытия Киевского военного округа. Связь и управляемость в войсках прикрытия опять была утеряна. Вводными от Уборевича был предусмотрен обрыв всех проводных линий связи, а прекрасно оснащенные радиостанциями армейские и корпусные узлы связи ч боевой задаче не справились: командующие армиями вместо командования почти все время искали своих командующих корпусами, а те — свои дивизии.
Осенью 1939 года РККА вступила на территории Польши, чья государственность рухнула под ударами Вермахта, и заняла территорию, предусмотренную линией Керзона.
Пристально наблюдавшие за ходом наступления инспектора в очередной раз отметили недостаточную управляемость в армейском и корпусном звене при самом незначительном изменении обстановки. В декабре 1939 года Решением Наркомвоенмора корпусная система строительства войск прикрытия была ликвидирована. Дивизии теперь сводились в армии по 5 дивизий, без промежуточного (корпусного) звена управления.
Вновь образованные 60 армий получили по два артполка: смешанный (по 24 пушки калибра 122мм и по 24 гаубицы калибра 152мм) и пушечный (48 пушек калибра 152мм). Дополнительно армии прорыва получили по третьему артполку (48 гаубиц М-4 калибра 203мм). Артполки в армиях сводились в артиллерийские бригады (в армиях прикрытия – по 2 артполка, в армиях прорыва – по 3 артполка).
В войсках ПВО СССР предусматривалось наличие 200 полков ПВО (по 36 орудий среднего калибра (76-мм или 85-мм зенитных пушек) и по 12 автоматических 37-мм пушек). По мере необходимости для ПВО крупных городов полки сводились в бригады, или дивизии, а в некоторых случаях – в корпуса ПВО.
Штаб увеличил число гаубиц большой мощности Б-4 на успешно освоенных промышленностью колесных лафетах с 17 до 20 артполков и оставил без изменения железнодорожную артиллерию штата 1939 года. Общее число штатных армейских артсистем 1940 года в сравнении со штатом 1939 году уменьшилось на 756 единиц и составило около 17000 артсистем.
Средства тяги
Для транспортировки артиллерийских орудий, начиная с 1934 года, были предусмотрены различные виды механической или конной тяги, в зависимости от веса и назначения артсистемы:
1. Горно-вьючные 76-мм пушки, а также минометы всех типов – конная тяга.
2. Зенитные пушки – автомобиль ГАЗ-АА
3. Противотанковые и полковые пушки – легкобронированный гусеничный тягач Т-26Т (в 1936 году замененный на Т-20)
4. Дивизионные пушки и иные тяжелые орудия — легкобронированный гусеничный тягач БТ-5Т
5. Дивизионные гаубицы – автомобиль ЗиС-6.
Для буксировки зенитных пушек и снабжения в РККА были предусмотрены грузовые автомобили ГАЗ-АА, грузоподъемностью 1500 кг и с мощностью двигателя 40л.с. К началу 1941 года в РККА насчитывалось около 160 000 грузовиков, которые также использовались и как машины снабжения всеми видами довольствия.
Легкобронированный гусеничный артиллерийский тягач Т-26Т
Для транспортировки полковых и противотанковых орудий в РККА было решено использовались гусеничные тягачи на основе снятого в 1934 году с производства малого танка Т-26. У тягача в сравнении с танком была несколько снижена до 6 мм толщина броневых листов и демонтированы башни – вместо них монтировалась матерчатая рубка с целулоидными окошками. Боевая масса тягача составляла 6,5 тонн, мощность двигателя 90л.с. Т-26Т выпускался с 1934 по 1937 год и был заменен на более легкий, и к тому же способный перевозить артиллерийский расчет тягач Т-20. В общей сложности к началу 1941 года промышленность поставила в войска 5 000 Т-26Т, включая тягачи, переоборудованные непосредственно в войсках в 1938 году из танков Т-26 выпуска 1931-1933 годов.
Легкобронированный гусеничный артиллерийский тягач Т-20
На смену БТ-26Т в конце 1936 года был разработан новый гусеничный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Тягач с боевой массой 3,5 тонны и двигателем от грузового автомобиля ГАЗ-АА мощностью 50 л.с. мог буксировать прицеп до 2000 кг, имел бронирование толщиной 7-10 мм и оборонительное вооружение – танковый пулемет ДТ в подвижной маске. Средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью – до 8-11 км/ч. За кабиной экипажа находилось моторное отделение, а над ним — грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений. При перевозке расчёта, спинки были повёрнуты вовнутрь, а при перевозке боезапаса их поворачивали наружу, и они образовывали своими спинками борта грузовой платформы. Выпускать Т-20 «Комсомолец» начали в 1937 году. Всего было изготовлено 22 000 машин трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения.
Легкобронированный гусеничный артиллерийский тягач БТ-5Т
Для транспортировки тяжелых орудий всех типов в РККА с 1933 года было предусмотрено наличие легкобронированных (13мм борта, 10мм крыша) гусеничных артиллерийских тягачей боевой массой 10 тонн с двигателем в 400 лошадиных сил, которые представляли собой лишенный орудийной башни танк БТ-5. В сравнении с 5-тонным тягачом Т-26Т этот тягач было принято называть тяжелым. Тягач мог передвигаться как на колесах, так и на гусеницах. Скорость марша без прицепа по шоссе на гусеницах составляла 52 км/час, и 72 км/час на колёсах. Масса прицепа могла составлять 22 тонны: БТ-5Т был в состоянии буксировать любую советскую артиллерийскую систему, начиная от дивизионных, и заканчивая артсистемами большой мощности. Серийное производство БТ-5Т (проектирование которых было завершено за 4 месяца) началось в 1934 году.
К 1937 году конструкцию тягача упростили, поскольку автодорог, по которым можно было бы буксировать орудия со скоростью 72 км/час, в СССР не было, и их строительство не планировалась. Арттягач перевели с комбинированного колесно-гусеничного на гусеничный ход, двигатель заменили на менее мощный, но более надежный двигатель мощностью в 240 л.с. Для самообороны тягач получил башенку с танковым пулеметом Горюнова калибра 7,62мм. В наименование добавилась буква «В» (вооруженный). В связи с ограниченными возможностями советской промышленности до 1941 года было произведено только 14 000 БТ-5Т обоих видов. Постепенно невооруженные тягачи с 400-сильным двигателем стали использоваться для корпусной и армейской артиллерии, а вооруженные тягачи с 240 сильным двигателем – для буксировки дивизионной артиллерии. В связи с недостаточными возможностями советской промышленности в части производства мощных гусеничных тягачей штаты дивизионных артполков были на 50% укомплектованы БТ-5ТВ, а на 50% — грузовыми автомобилями ЗиС-6. БТ-5ТВ, как правило, служили средствами тяги пушечных дивизионов, а автомобили ЗиС-6 – гаубичных дивизионов. Впрочем, после завершения транспортировки по дорогам и при необходимости занятия недоступных для колесной техники огневых позиций артиллеристам предлагалось использовать для преодоления «последней версты» гусеничные тягачи БТ-5Т ближайших артдивизионов. Кроме того, замена в 1941 году дивизионных 76мм дивизионных пушек УСВ на более легкие 76мм дивизионные пушки ЗиС-3 позволила использовать на «последней версте», кроме БТ-5ТВ и легкие гусеничные тягачи Т-26Т и Т-20.
альтвариант на базе БТ-7 и башенки от Т-28
Характерно, что РККА перед войной совсем не имело бронетранспортеров для пехоты, но имело на вооружении значительное число сходных по тактико-техническим характеристикам и вооружению легкобронированных артиллерийских тягачей, которые в отдельных боевых эпизодах достаточно успешно заменяли собой бронетранспортеры.
Грузовой автомобиль ЗиС-6
Для буксировки дивизионных артсистем и снабжения в РККА были предусмотрены полноприводные грузовые автомобили ЗиС-6 с грузоподъемностью 4000 кг (на шоссе), 2500 кг (на грунте) и мощностью двигателя 73 л.с. К началу 1941 года в СССР насчитывалось около 21 000 грузовиков московского автозавода имени Сталина и 15 000 грузовиков завода-дублера в городе Миасс (Челябинская область), Автомобили также использовались и как передвижные артреммастерские, и как машины снабжения всеми типами довольствия, но преимущественно – тяжелыми, и как шасси для самых разнообразных спецавтомобилей, в том числе как шасси пусковых установок реактивной артиллерии.
Всего для буксировки штатной артиллерии РККА требовалось 41 000 гусеничных тягачей и 24 000 автомобилей.
Благодаря повышенному вниманию к данному вопросу руководства РККА и лично товарища Уборевича, к 1941 году штаты РККА были полностью укомплектованы гусеничными средствами тяги: в войсках было 41 000 гусеничных артиллерийских тягачей: 27 000 легких и 14 000 тяжелых:
Материальная часть артиллерии реальной истории (РИ)
Мобилизационный план предусматривал наличие некоторого числа сверхштатной артиллерии: для дивизионной и зенитной артиллерии коэффициент запаса составил 20%, для армейской артиллерии – 10%, для артиллерии большой и особой мощности – 1%.
Сравним штат орудий, минометов, гранатометов и противотанковых ружей во всех 315 дивизиях мира Кировской весны с реальной историей:
С учетом коэффициента запаса потребность РККА составила 116 тысяч артсистем. Мог ли СССР по своим экономическим, техническим, финансовым, людским возможностям произвести перед июнем 1941 года на 13000 больше ПТП, чем в реальной истории, на 12000 больше 82-мм минометов, и так далее — всего 116 000 артсистем?
Могло ли быть произведено на 26 000 гусеничных тягачей больше?
Чтобы ответить себе на этот вопрос, проанализируем таблицу производства артсистем в реальной истории в период с 1927 по 1941 годы:
В период с 1927 по первое полугодие 1941 года советская промышленность произвела 116 486 артиллерийских систем. Среди них были как чрезвычайно востребованные 82-мм минометы и 45-мм противотанковые пушки, так и невостребованные 50-мм минометы и 107-мм пушки. Авторская реальность «Кировская весна» представляет собой перераспределение типов артиллерийских систем без изменения их суммарного количества.
Возможность производства вышеуказанного количества гусеничных тягачей для артиллерии РККА определяется двумя основными факторами: производством двигателей и производством брони.
Численность Т-26Т в данной АИ не превышает численность танков Т-26 в РИ, так что в производстве 8 000 тягачей Т-26Т вместо малых танков Т-26 нет ничего фантастического, для их производства нужно было только принять решение о прекращении выпуска Т-26.
Произвести дополнительные (относительно РИ) 11 000 тягачей Т-20 с автомобильным двигателем представляется автору вполне возможным. Ресурсами для такого изменения реальностью представляются:
— снижение на 5 000 единиц выпуска автомобилей ГАЗ-АА (при 160 000 выпуске это представляется вполне приемлемой платой за мехтягу противотанковой артиллерии);
— полное прекращение выпуска бронеавтомобилей (в РИ было произведено 2114 БА-20, 386 БА-6, 3300 БА-10 и незначительное количество прочих бронеавтомобилей);
Произвести до 1941 года 14 000 тягачей на основе танка БТ-5 с мощным двигателем вместо 7000 разнообразных небронированных гусеничных артиллерийских тягачей представляется автору несколько менее реалистичной задачей. Впрочем, выпуск 14 000 тягачей был вполне возможен при некотором снижении выпуска самолетов и танков, а также при условии отказа от строительства крейсеров типа 26 и 26-бис и от закладки в 1938 году линейных кораблей проекта 23.