0

достройка линкора Фрунзе в альтернативной реальности Кировская весна

Кировская весна. Броненосец береговой обороны "Полтава"

Немного предыстории

Несмотря на включение работ по восстановле­нию и модернизации этого линкора в принятую в 1926 году шестилетнюю «Программу строительства Морских сил РККА» и наличие постановления РВСС от 5 августа 1927 года, согласно которому ремонт и модернизацию линкоров следовало начать именно с поврежденного пожаром «Фрунзе», эти работы из-за нехватки средств развертывались крайне мед­ленно. Линкор предполагалось восстановить с мо­дернизацией по типу планировавшейся для «Ок­тябрьской революции». На это по смете 1928 года требовалось 25 млн. руб., но на 1928/29 операцион­ный год был выделен всего 1 млн. руб., а 17 декабря 1928 г. при очередной корректировке шестилетней программы СТО исключил из нее работы по «Фрун­зе», перенацелив высвободившиеся средства на но­вое кораблестроение.

Между тем после перевода «Парижской ком­муны» на Черное море и постановки «Марата» на модернизацию руководство ВМС РККА снова под­няло вопрос о «Фрунзе». В октябре 1930 года по указанию начальника ВМС Р.А.Муклевича НТКМ проработал три варианта восстановления этого ко­рабля:

  • – в виде плавучей батареи с 16 старыми котлами, обеспечивающими скорость 14 уз (стоимость — 14 млн. руб.);
  • – восстановление в два этапа — сначала толь­ко с двумя башнями главного калибра и с поло­виной машинно-котельной установки (стоимость 11,7 млн. руб.) к маю 1932 года, а затем — полное по типу «Марата» (стоимость 7,4 млн. руб.);
  • – превращение в линейный крейсер, имеющий скорость 27 уз, за счет установки котлов с недостро­енного «Измаила» и новых импортных турбин (сто­имость 24 млн. руб.).

Для реализации по предложению командова­ния МСБМ рекомендовался второй вариант, одна­ко в декабре 1930 года стало известно, что вслед­ствие сокращения ассигнований на флот работы по «Фрунзе» в 1931 году не смогут быть даже начаты, в связи с чем начальник ВМС Р.А.Муклевич в янва­ре 1931 года обратился к наркомвоенмору К.Е.Во­рошилову с просьбой разрешить использование оборудования этого линкора для других кораблей (что фактически уже делалось), а корпус сдать на слом, но получил отказ. На вторичный запрос о судь­бе «Фрунзе» в марте нарком снова ответил:

«…пусть пока постоит».

Между тем на корабле уже шел де­монтаж двух средних башен для нужд береговой обороны на Дальнем Востоке.

В апреле 1931 года появилось предложение Ле­нинградской комиссии по наблюдению за построй­кой кораблей о перестройке «Фрунзе» в трехбашенный линейный крейсер водоизмещением 26 000 т с четырехвальной главной энергетической установ­кой суммарной мощностью 88 000 л.с., состоявшей из агрегатов, разработанных для лидеров проекта 1 (типа «Ленинград»).

Об этом предложении Р.А. Муклевич в июне доложил К.Е. Ворошилову, следствием чего стало включение работ по восстановлению и модерниза­ции «Фрунзе» в «Программу строительства Морс­ких сил РККА на 1932—1935 гг.». Совнарком СССР, утверждая 11 ноября 1931 года эту программу, по­становил: 

«…достройку линкора "Фрунзе" … отло­жить до 1933—1934гг.»

Между тем НТКМ разработал четыре варианта превращения линкора в линейный крейсер, разли­чающихся в основном типом и мощностью главной энергетической установки. На этой основе в начале августа 1932 года заместитель начальника ВМС И.М.Лудри представил эскизный проект переобо­рудования «Фрунзе» в линейный крейсер водоиз­мещением 26 400 т со скоростью 30 уз на рассмот­рение РВСС, принявшему по нему положительное решение. 29 сентября комиссия осмотрела линкор у стенки Балтийского завода и нашла его состояние вполне удовле­тво­ри­тельным.

В октябре 1932 года Управление кораблестрое­ния выдало КБ Балтийского завода заказ на раз­работку «детального эскизного проекта» перестрой­ки «Фрунзе» в линейный крейсер, но уже по прора­ботанному НИВК варианту со скоростью 27 уз (достижение скорости 30 уз НИВК считал нереаль­ным). После рассмотрения вместе с НИВК несколь­ких экзотических вариантов корабля (с удлинением корпуса за счет вставки; с котлотурбинной механи­ческой установкой, дополненной дизель-электри­ческой; а также с многоагрегатной дизельной) со­чли, что наиболее предпоч­тительным явилось бы ис­пользование импортных турбин большой мощности.

К марту 1933 года КБ Балтийского завода раз­работало эскизный проект линейного крейсера во­доизмещением 27 000 т с тремя башнями главного калибра (третья — с погибшей в Севастополе «Им­ператрицы Марии»), 16 130-мм орудиями в сред­нем двухъярусном каземате под 37,5-мм броней в двух вариантах (А и Б), различающихся составом зе­нитного вооружения и меха­ническими установками.

После рассмотрения проекта рядом комиссий В.М.Орлов подписал решение о разработке нового варианта корабля, отличающегося от предыдущих наличием двух двухорудийных 100-мм зенитных установок (видимо, итальянских), трех двухорудий­ных 45-мм автоматов, усиленным горизонтальным бронированием (крыши башен — 152 мм, средняя палуба — 75 мм), с двухвальной энергетической ус­тановкой суммарной мощностью 120 000 л.с. (по типу италь­янского крейсера «Raimondo Montecuccoli»). Стоимость корабля оценивалась в 55 млн. руб.

В июне проект был рассмотрен и одобрен В.М.Ор­ловым с некоторыми замечаниями, а Управление кораблестроения выдало Балтийскому заводу за­дание на разработку общего проекта, которым пре­дусматривалось: доведение угла возвышения ору­дий главного калибра до 40°, размещение только 12 130-мм, но зато не в казематах, а в двухорудий­ных башнях, перераспределение толщин брони, ус­тановка 533-мм траверзных неповоротных торпед­ных аппаратов, использование главных механизмов суммарной мощностью 110 000 л.с. от итальянско­го крейсера «Eugenio di Savoia» (то есть аналогичных закупленным для крейсера проекта 26 «Киров»).

11 июля 1933 года вышло постановление СТО «О программе военно-морского строительства на 1933—1938 гг.», которым, в частности, предусмат­ривалась модернизация линкоров «Фрунзе» и «Па­рижская коммуна». Казалось, дело встало на ре­альную почву. Но время было уже упущено. В соот­ветствии с новой программой на Балтийском заводе намечалось строительство легких крейсеров, эсмин­цев, подводных лодок, поэтому возникли опасения, что работы по «Фрунзе» могут им помешать. В на­чале августа 1934 года В.М.Орлов представил нар­кому обороны доклад, в котором испрашивал со­гласия на «исключение из программы судострое­ния… линейного корабля-крейсера "Фрунзе"», однако К.Е.Ворошилов наложил на документ резо­люцию:

«Пока оставить и еще раз обсудить со спе­циалистами».

В конце 1934 года участь «Фрунзе» как линейного крейсера была решена, и в январе сле­дующего года все работы по нему прекратились. 30 сентября 1935 года В.М.Орлов препровож­дает наркому докладную, в которой предлагает по­ставить корпус «Фрунзе» в Кронштадте для исполь­зования в качестве мобилизационного запаса ме­ханизмов и брони (чем он и был фактически уже 17 лет), но К.Е.Ворошилов был осторожен и неожидан­но для В.М.Орлова приказал восстановить «Фрун­зе» в качестве плавбатареи. В соответствии с тотчас разработанным и утвержденным В.М.Орловым заданием на восстановление линкор опять предпола­галось ввести в строй со всеми четырьмя башнями главного калибра, модернизировав по типу «Париж­ской коммуны», но лишь с шестью переведенными на нефтяное отопление котлами, что обеспечивало скорость 12-15 уз, и одной дымовой трубой.

Далее все пошло снова по уже пройденному кругу. 29 декабря 1935 года В.М.Орлов доложил наркому: реализация задания возможна с оконча­нием работ на корабле осенью 1938 года при затра­тах около 60 млн. руб. КБ Балтийского завода про­работало улучшенные по сравнению с заданием ва­рианты со 100-мм средней палубой, 100-мм зенитной артиллерией и с булями для обеспечения остойчиво­сти, причем во втором варианте — со скоростью 22-23 уз за счет использования 10 котлов с недостроен­ных крейсеров типа «Светлана». Стоимость работ в обоих вариантах составляла 72 млн. руб.

Последовало решение К.Е.Ворошилова:

«Пред­ставить в правительство доклад по последнему ва­рианту, работу начать в 1936 г. 2.02.36.».

Но уже началась гонка с проектированием новых линкоров, в которой ведущую роль играло КБ Балтийского завода, и вскоре промышленности и флоту стало не до «Фрунзе». Проектные работы по нему прекрати­лись, а восстановительные даже не начинались.

Формально от восстановления линейного кораб­ля «Фрунзе» окончательно отказались лишь 9 июля 1939 года, когда Главный военный совет ВМФ при­знал его нецелесообразным.

К сентябрю 1939 года на «Фрунзе» демонтиро­вали боевую рубку, сняли башенные механизмы и приступили к разборке самих башен. Впоследствии их орудийные станки использовались при монтаже береговой батареи. В 1941 году корпус корабля был сдан в Отдел фондового имущества для разделки на металл, и к началу войны его носовая оконечность была разобрана примерно до 15 шп. При буксиров­ке Морским каналом осенью 1941 года корпус, под­вергнувшись артобстрелу, получил несколько про­боин и затонул вблизи бровки канала. Оставшаяся над водой носовая часть верхней палубы исполь­зовалась в годы блокады для прикрытия дозорных катеров. Затонувший корпус «Фрунзе» подняли к концу мая 1944 года и в 1946 году разобрали.

А.М. Васильев «Линейные корабли типа «Марат»

Альтернативная реальность

Кировская весна. Броненосец береговой обороны "Полтава"

24 июня 1940 году в Балтийском Флоте СССР была проведена командно-штабная игра "Оборона центральной минной позиции близ Моозундского архипеллага 1.05.1941"

По итогам игры 1.07.1940 начато проектирование, и с 1.09.1940 достройка линкора Фрунзе в качестве самоходной плавбатареи с целью защиты возобновляемой центральной минно-артиллерийской позиции близ Моонзундского архипеллага.

Техническим заданием предписывалось завершить работы до 1 марта 1941 года, с минимальными затратами финансовых, людских и материальных ресурсов 

Корабль принят госкомиссией 3 мая 1941 года и сразу вышел к месту несения службы у острова Эзель.

Водоизмещение стандартное – 23 000 т; длина 184,5 м, ширина 32,5 м, осадка 9,65 м. Мощность механизмов 16 800 л.с. (четыре дизеля по 4200 л.с.). Скорость хода максимальная – 12 узлов. Дальность плавания 2700 миль при 8 узлах. Бронирование: главный пояс: 225 мм цитадель, 100—125 мм оконечности, верхний пояс: 75—125 мм, верхняя палуба: 37,5 мм, средняя палуба: 19—25 мм, нижняя палуба: 12—50 мм

Вооружение составило:

  • шесть 305-мм орудий в двух трехорудийных башнях,
  • шестнадцать 120-мм пушек в барбетах,
  • восемь спаренных 100-мм универсальных орудий Минизини,
  • восемь спаренных 40-мм автомата Бофорс.

Вместо паровых турбин энергетическая установка плавбатареи представляла собой четыре дизеля мощностью по 4200 л.с. от подводной лодки типа К.

Дмитрий Ю
Подписаться
Уведомить о
guest

35 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account