1

Пост заменяет собой предыдущие посты о крейсерах и линкорах альтернативной реальности Кировская весна.

Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА.
Линкоры ВМС РККА, 1932 год
В 1932 году в строю ВМС РККА состояло три  линкора типа «Севастополь», из которых один («Парижская Коммуна») проходил службу в составе Морских сил Черного Моря и два («Марат» и «Октябрьская Революция») службу в составе Морских сил Балтийского Моря.
Все линкоры были ведены в эксплуатацию в 1914 году и прошли капитальный ремонт с 1924 по 1931 год. Один из линкоров («Парижская Коммуна») был оборудован катапультой, смонтированной на башне главного калибра, и смог нести палубный гидросамолета КР-1.
 

Капитальный ремонт, перевооружение и достройка линкоров ВМС РККА в период с 1933 по 1941 год
Все три линкора  прошли второй капитальный ремонт и модернизацию в 1933-1938 годах. Во время этого ремонта были проведены значительные работы по модернизации корабля: изменена энергетическая установка — 12 котлов большей паропроизводительности переведены только на нефтяное отопление, увеличена толщина крыш башен ГК до 152 мм, увеличена толщина броневых листов средней палубы до 75 мм, увеличена высота амбразур башен главного калибра, соответственно увеличен угол вертикального наведения орудий и дальность стрельбы, сделаны противоторпедные були, установлены новые системы связи и управления стрельбой, передней трубе был придан характерный скос назад, изменена и сделана более совершенной носовая оконечность для уменьшения заливаемости палубы на полном ходу. Помимо этого на носовой и кормовой башнях было открыто установлено шесть 76-мм зенитных пушек
В период 1938-1940 года катапульту с «Парижской Коммуны» демонтировали, а зенитное вооружение всех линкоров было обновлено: все они получили по четыре спаренные 100-мм универсальные артиллерийские установки Минизини  и по двенадцать спаренных 40-мм автоматических зенитных пушек Бофорс. 
Тактико-технические характеристики на 1940 год включали в себя: Водоизмещение полное 31 275 т, нормальное — 30 395 т (до модернизации — 23 000); длина 184,5 м, ширина 32,5 м, осадка 9,65 м. Мощность механизмов 61 000 л.с.; Скорость хода максимальная 23,5 уз. Дальность плавания 2700 миль при 14 узл.  Бронирование: борт 50 — 75 мм, палуба 20 мм, орудийные башни 75 мм, боевая рубка 75 мм. Вооружение: 12х305-мм, 16х120-мм, 4х2х100-мм и 12х2х40-мм орудий, 14х12,7-мм пулеметов, 8 параван-охранителей. Экипаж 1546 человек.

 

 Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА.

Достройка линкор «Михаил Фрунзе»  ВМС РККА 

Четвертый линкора типа «Севастополь» (Михаил Фрунзе») ожидал включения в финансовый план на восстановление с 1919 года, когда по недосмотру вахтенных в его носовом котельном отделении возник пожар, длившийся 15 часов и причинивший отдельным машинам и механизмам линкора значительные повреждения.
7 октября 1930 года начальник морских сил Р. А. Муклевич подписал приказ о подготовке предварительных расчетов и технического задания на восстановление линкора «Фрунзе» в трех вариантах:
1.    как плавбатареи, вводимой в строй в минимальные сроки и с наименьшими затратами;
2.    как плавбатареи с постепенной достройкой (ежегодно зимой) в виде линкора по типу «Марата»;
3.    с переделкой в линейный крейсер со скоростью хода 27 уз.
В конце октября 1930 года на совещании высшего командного состава был одобрен второй вариант, однако уже в декабре стало известно, что вследствие резкого сокращения ассигнований работы на «Фрунзе» в 1931 году не смогут быть даже начаты. Две его средние башни демонтировали для отправки на Дальний Восток, где их в 1934 году стали использовать в системе береговой обороны Владивостока на острове Русском. 
В октябре 1936 года, повторно обследовав корпус и признав его состояние удовлетворительным, вернулись к варианту № 2, но средства вновь выделены не были. 
Наконец, в сентябре-октябре 1939 года, когда Советским Союзом был заключен Пакт о ненападении с прибалтийскими странами (Эстонией, Латвией и Литвой), предусматривавший базирование боевых и вспомогательных кораблей СССР в их портах, а также незамедлительное подписание договора об аренде островов Моозундского архипелага на 99 лет, потребность в плавбатарее актуализировалась, и был окончательно утвержден первый вариант (плавбатарея, вводимая в строй в минимальные сроки и с наименьшими затратами).
Работа закипела: теперь на нее отводилась только зима 1939 года. Носовую трубу, а также поврежденные машины и механизмы носового котельного отделения демонтировали. Удалось провести капитальный ремонт сохранившихся паровых машин и дать пар на два вала, с питанием котлов от мазута (тут были использованы получившие восстановительный ремонт котлы от линейных крейсеров Измаил). Сохранившиеся две башни главного калибра модернизировали по образцу иных однотипных линкоров (увеличили угол вертикального наведения орудий и нарастили бронирование крыши башен). Для замены демонтированных и уже установленных на острове Русский средних  башен МК-3-12 рассматривалось два варианта. Первый вариант предусматривал,  реконструировав посадочные места от более габаритных оригинальных башен линкора МК-3-12, использовать уже освоенные в серийном производстве трёхорудийные башенные установки МК-3-180 (такими башнями были к тому времени вооружены крейсера проектов 26 и 26-бис, и с учетом задержки ввода в строй дальневосточных крейсеров на ЛМЗ имелся некоторый задел, который можно было использовать прямо сейчас). Второй вариант предусматривал изготовление специально для плавбатареи двух тяжелобронированных новых башен, внешние габариты которых совпадали бы с оригинальными башнями линкора МК-3-12 (в каждой такой башне можно было бы, по предварительным наброскам, разместить или четыре 180-мм пушки Б-1-П с индивидуальным наведением по высоте, или шесть таких пушек, двумя группами по три пушки на одну люльку – такое конструктивное решение уже было освоено промышленностью при производстве башен МК-3-180).  Достоинствами первого варианта была его более низкая себестоимость, а недостатком – недостаточная защищенность башенной установки МК-3-180 и некоторая неясность узла сопряжения новой башни со старым посадочным местом. Достоинством второго варианта было радикальное увеличение огневой мощи и защищенности орудий главного калибра, а недостатком то, что ради двух уникальных башен следовало разворачивать значительный объем дорогостоящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Срок реализации второго варианта также внушал руководству ВМС РККА закономерные опасения. Оба же варианта объединяло одно: ни тот, ни другой гарантированно завершить за три-четыре месяца было не реально. В итоге в ноябре 1939 года в зимний объем работ 1939-1940 года включили монтаж вместо средних башен  временных броневых крышек заподлицо с палубой, с целью дальнейшего довооружения плавбатареи тем или иным образом зимой 1940-1941 года. К февралю 1939 года Главком ВМС РККА окончательно остановился на варианте изготовления уникальных бронированных  башен в габаритах МК-3-12. ЛМЗ приступил к проектированию башни сразу в двух вариантах (шестиорудийном и четырехорудийном). Шесть башенных установок МК-3-180 отправились на моозундский архипеллаг и были установлены стационарно, в качестве береговой батареи.
Плавбатарея «Михаил Фрунзе» вошла в строй 11 мая 1940 году и сразу же была перебазирована на намытую земснарядами огневую позицию в центре Моозундского архипеллага. Вооружение плавбатареи «Михаил Фрунзе» составили шесть 305-мм пушек в двух трехорудийных башнях главного калибра МК-3-12, четыре спаренных 100-мм универсальных установок Минизини и шесть спаренных 40-мм автоматических зенитных пушек Бофорс.
Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА. 
Тем временем, вялотекущая европейская война, де-факто объявленная Англией и Францией Германии еще 3 сентября 1939 года, неожиданно активизировалась: 10 мая 1940 года Германия силами 135 дивизий вторгается в Бельгию, Нидерланды и Люксембург. Казалось, политическая обстановка способствовала наступлению столь желанной для СССР передышки: по планам генерального штаба РККА, на военные действия Англо-Французских союзников с Германией отводилось минимум два года. Однако, несмотря на военную мощь Франции, война завершилась поражением последней уже 22 июня 1940 года. Поражение Франции было настолько внезапным и полным, что не поддавалось никакому рациональному объяснению. Вместо еще в мае 1940 года ожидаемой передышки на 1941 год, военная опасность для Союза ССР усилилась. В этих условиях оставлять огневую позицию безоружной было нецелесообразно, и готовый к тому времени проект башни решили отложить до лучших времен, а плавбатарею «Михаил Фрунзе» оставили вмерзать в лед, отказавшись как от первого, так и от второго варианта ее довооружения.

Крейсера ВМС РККА, 1932 год
В 1932 году в строю ВМС РККА состояло 4 крейсера, из которых один («Коминтерн») имел статус учебного. Все крейсера проходили службу в составе Морских сил Черного Моря:
1.    Крейсер «Красный Кавказ». Введен в эксплуатацию в 1932 году. Водоизмещение (полное) 9030 тонн. Размеры: длина — 169,5 метров, ширина — 15,7 метров, осадка — 6,6 метров.  Дальность плавания: 1500 миль при 14 узлах. Силовая установка: котлотурбинная, 4-вальная, 55 000 л.с. Бронирование: борт — 76 мм , рубка — 76/50 мм, палуба 25 мм. Максимальная скорость 29,5 узлов. Вооружение 4 одноствольных 180-мм орудий главного калибра (в четырех башнях), 4 одноствольных 76-мм зенитные пушки Лендера, 2×3 533-мм торпедных аппарата, 100 якорных мин. Корабль мог нести два палубных гидросамолета, и был оборудован катапультой. Экипаж: 878 чел.
2.    Крейсер «Червона Украина». Введен в эксплуатацию в 1927 году. Водоизмещение (полное): 8400 тонн. Размеры: длина — 163,2 метров, ширина — 15,7 метров, осадка — 5,7 метров. Дальность плавания: 3700 миль при 14 узлах. Силовая установка: котлотурбинная, 4-вальная, 50 000 л.с. Скорость хода максимальная: 29 узлов. Бронирование: борт — 76 мм , рубка — 76/50 мм, палуба 25 мм.  Вооружение: 15 одноствольных 130-мм пушки образца 1913 года (9 палубных, 6 казематных), 8 одноствольных 75-мм зенитных пушек образца 1928 года (модернизированные пушки Кане); 2×3 533-мм торпедных аппарата,  100 якорных мин. Крейсер мог нести один или два легких палубных гидросамолета КР-1, не требовавший катапульты. Экипаж: 852 чел.
3.    Крейсер «Профинтерн». Введен в эксплуатацию в 1928 году. Водоизмещение (полное): 8400 тонн. Размеры: длина — 163,2 метров, ширина — 15,7 метров, осадка — 5,7 метров. Дальность плавания: 3350 миль при 14 узлах. Силовая установка: котлотурбинная, 4-вальная, 50 000 л.с. Скорость хода максимальная: 29 узлов. Бронирование: борт — 76 мм , рубка — 76/50 мм, палуба 25 мм.  Вооружение: 15 одноствольных 130-мм пушки образца 1913 года (9 палубных, 6 казематных), 8 одноствольных 75-мм зенитных пушек образца 1928 года (модернизированные пушки Кане); 2×3 533-мм торпедных аппарата,  100 якорных мин. Крейсер мог нести один или два легких палубных гидросамолета КР-1, не требовавший катапульты.  Экипаж: 852 чел.
4.    Учебный крейсер «Коминтерн». Введен в эксплуатацию в 1923 году, прошел модернизацию в 1931 году. Водоизмещение (полное): 7838 тонн. Размеры: длина — 133 метров, ширина — 16,6 метров, осадка — 7,2 м. Дальность плавания: 2200 миль при 12 узлах. Силовая установка: котлотурбинная, 2-вальная, 19 500 л.с. Скорость хода максимальная: 12 узлов. Бронирование: борт — 76 мм , рубка — 76/50 мм, палуба 25 мм.  Вооружение: 8 одноствольных 130-мм пушки образца 1913 года (4 палубных, 4 казематных), 3 одноствольных 76-мм зенитные пушки Лендера, 4 одноствольных 75-мм зенитных пушек образца 1928 года и два 47-мм орудия; 195 якорных мин. Экипаж: 490 чел.
Крейсера «Красный Кавказ», «Червона  Украина» и «Профинтерн» представляли собой достроенные легкие крейсера типа «Светлана»: «Красный Кавказ» — по усовершенствованному проекту, а «Червона  Украина» и «Профинтерн»  — по первоначальному. Крейсер «Коминтерн» представлял собой легкий  крейсер типа «Богатырь», реконструированный в 1931 году в учебный крейсер.

Строительство новых крейсеров для ВМС РККА с 1932 по 1941 год
Единственным предвоенным проектом новых крейсеров стал проект № 26. За основу проекта был принят теоретический чертеж итальянского лёгкого крейсера «Эудженио ди Савойя». Предварительные расчеты были выполнены в 1932—1933 годах НИВК ВМС, а договор на разработку технического проекта лёгкого крейсера Управление ВМС заключило с ЦКБС 8 мая 1933 года.
Головные корабли (их было решено строить сразу два) были заложены в 1935 году на заводе № 189 имени С.Орджоникидзе (бывший Балтийский) в городе Ленинграде и на заводе № 198 имени А.Марти (бывший "Наваль") в городе Николаеве.  Уже в 1936 году ленинградцы спустили свой корабль на воду, чему способствовала поставка итальянской компании Ансальдо основных машин и механизмов. Тем временем на Харьковском заводе шло освоение в производстве главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА) ТВ-7 мощностью 55 000 лошадиных сил по лицензии фирмы "Ансальдо", а также иных машин и механизмов крейсера. С учетом необходимого времени на освоение новых изделий в производстве николаевцы спустили свой крейсер на воду только в 1938 году.
В 1937 году, с учетом ряда прошедших испытаний головного корабля, а также освоения промышленностью производства 100-мм спаренных универсальных орудий Минизини и 40-мм спаренных автоматических зенитных установок Бофорс, проект 26 был несколько скорректирован.
По новому проекту (его назвали 26-бис) в 1937 году заложили еще четыре корпуса: два в Ленинграде и два в Николаеве, а в 1938 году заложили еще два на новом судостроительном заводе «Звезда» в бухте Большой Камень вблизи Владивостока, доведя общее число строящихся крейсеров до восьми, как это и было предусмотрено в 1933 году.

Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА.

Чуть позже, осенью 1938 года отдельным решением наркома обороны на всех крейсерах Союза СССР демонтировали все торпедные аппараты, что позволило на проектах 26 и 26-бис разместить дополнительную пару 100-мм спаренных универсальных орудий Минизини. Головной крейсер проекта 26 вошел в строй в 1938 году, а пять остальных ленинградских и николаевских крейсеров проектов 26 и 26-бис вошли в строй в 1940 году и явились современнейшими и сильнейшими боевыми кораблями ВМС РККА в период Великой Отечественной войны.  Впрочем, на Северный флот они в связи с изменившимися обстоятельствами перебазированы не были, в результате чего и Балтийский, и Черноморский флот получили по три новых крейсера. Дальневосточные крейсера строились несколько дольше и вошли в строй  в 1942 и 1943 году. Головной крейсер получил имя «Александр Пушкин». Серию продолжили «Михаил Лермонтов», «Лев Толстой», «Антон Чехов», «Иван Тургенев», «Александр Блок», «Максим Горький» и «Владимир Маяковский».
Крейсер «Александр Пушкин». Введен в эксплуатацию в 1938 году. Водоизмещение (полное) 9436 тонн. Размеры: длина — 191,3 метра, ширина — 17,7 метров, осадка — 5,75 метров.  Дальность плавания: 3750 миль при 18 узлах.  Силовая установка: 2 ГТЗА типа "Ансальдо" по 55000 л.с., 6 котлов "Нормана", 2 винта, 1 руль. Бронирование: Борт, нижняя палуба и траверсы — 50 мм, боевая рубка — 100—150 мм, башни ГК — 50 мм. Максимальная скорость 36 узлов. Вооружение: девять 180-мм орудий главного калибра в трех трёхорудийных башнях,  восемь спаренных 100-мм универсальных установок Минизини, восемь спаренных 40-мм автоматических зенитных установок Бофорс. Корабль мог нести два палубных гидросамолета и был оборудован катапультой. Экипаж: 702 человека.
 Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА.

Перевооружение действующих крейсеров ВМС РККА в период  с 1936 по 1937 год
Четыре боевых похода отряда крейсеров ВМС РККА в период  с 1936 по 1937 год в Испанию, а также анализ боевых действий республиканского флота, на каждом боевом корабле которого проходили службу советские военные советники (на подводных лодках – под одному, на эсминцах – под два, на крейсерах по пять, на линкоре 8 человек) привели ВМС РККА к ряду практических выводов в области перевооружения крейсеров Черноморского флота:
Наркому Обороны тов. Уборевичу
Касательно предлагаемого перевооружения крейсеров Черноморского флота.
1.    Корабельный состав Черноморского флота (как текущий, так и перспективный с учетом выполнения программы кораблестроения 1933 года) позволяет ВМС РККА превосходить всех потенциальных противников в бассейне Черного Моря. Партия и Правительство могут уверенно ставить перед Черноморским флотом как задачи надежной обороны советских границ, так и задачи наступательного характера против Румынии, Болгарии, Турции  и иных причерноморских стран. При этом состояние и перспективы строительства флотов, оперирующих в бассейне Средиземного моря  (в первую очередь Италии, Франции и Великобритании) не позволяет Черноморскому флоту ни сегодня, ни в десятилетней перспективе без коренного изменения судостроительной программы бороться за стратегическое превосходство над лидирующими морскими державами на  Средиземноморском театре военных действий.
2.    Уже сегодня, после принятия в строй Черноморского флота значительного числа подводных лодок и эсминцев, торпедное вооружение крейсеров является в дальнейшем не актуальным. В составе Черноморского флота крейсера фактически являются основой корабельного состава, а не разведчиками при линкорах и не рейдерами. Линкор же «Парижская Коммуна», напротив, является скорее броненосцем береговой обороны, нежели кораблем, который можно было бы поставить в линию боевого соприкосновения с линкорами противника. Следовательно, для всех крейсеров Черноморского флота представляется целесообразным демонтировать торпедные аппараты, как не отвечающие боевым задачам флота с одной стороны, и создающие угрозу кораблю при воздушной атаке, как это было в ходе бомбардировки фашистской авиацией в порту Картахены,  с другой стороны. 
3.    Авиационное вооружение крейсеров считаем 
целесообразным демонтировать, использовав авиапалубы для размещения средств ПВО.
4.    Считаем целесообразным снять план минных постановок из перечня задач крейсеров, сократив штат минеров  и специалистов торпедной стрельбы в пользу наращивания численности зенитчиков и противолодочников. При этом для минных постановок использовать исключительно специализированные подводные минные заградители типа «Ленинец»  и надводные минные заградители, предпочтительно по типу балтийского минного заградителя «Марти».
5.    Противовоздушная оборона крейсеров нуждается в существенном усилении:  необходимо на один крейсер иметь минимально четыре спаренные установки Минизини при наличии системы управления зенитным огнем, пулеметы системы Максим необходимо заменить на крупнокалиберные пулеметы, по мере освоения в промышленности 40-мм автоматических зенитных пушек Бофорс считаем целесообразным довооружить крейсера этими установками в максимально возможном количестве.
6.    Просим снастить крейсера средствами обнаружения подводных лодок и средствами борьбы с ними.
7.    В программе боевой подготовке крейсеров вдвое увеличить время, выделяемое на тренировки стрельбы главного калибра по морским и береговым целям, а также на противовоздушную и противолодочную оборону. 
Командир бригады крейсеров Морских сил Черного Моря Юмашев
Командующий Морскими силами Черного Моря Кожанов

12.12.1937

Перевооружение крейсеров ВМС РККА типа «Светлана» в период  с 1932 по 1941 год

Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА.

В 1934 году на крейсерах «Червона Украина» и «Профинтерн» 75-мм зенитные пушки образца 1928 года  заменили на зенитные установки 8-К (76-мм зенитки Лендера образца 1915 г.) Это были надёжные, хотя и морально устаревшие орудия. Спустя всего два года, в 1936 году, они были опять заменены, на этот раз спаренными итальянскими установками «Минизини» («Красный Кавказ» получил четыре таких установки, а «Червона Украина» и «Профинтерн» – по три). 
Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА. 
На местах, где в 1927 году были установлены  75-мм зенитные пушки, по окончании Первого боевого похода в августе 1936 года установили счетверенные пулеметные установки калибра 7,62-мм системы Максима. 
Зимой 1937 года, по возвращении из второго боевого похода, на носу (взамен носовой  спаренной 100-мм установки Минизини) и на корме на каждом крейсере были установлены по одному спаренному 40-мм артавтомату, приобретенных в рамках договора между советским правительством и шведской компанией Бофорс. Торпедные аппараты этих крейсеров в дальнейших боевых походах было решено держать разоруженными.
Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА. 
В 1939 году крейсер «Профинтерн» был переименован в «Красный Крым». 
В ходе капитального ремонта 1939-1940 годов, когда советская промышленность освоила ритмичное производства как 100-мм универсальных артиллерийских установок Минизини, так и 40-мм автоматических зенитных пушек Бофорс, крейсера типа «Светлана», достроенные по первоначальному проекту («Червона Украина» и «Красный Крым»), были перевооружены. Торпедные аппараты, а также краны для гидросамолетов были  демонтированы, под авиапалубу подвели дополнительные опоры. Вместо восьми маломерных судов крейсера теперь несли шесть. По две палубные 130-мм пушки образца 1913 года были перемещены с полубака на бортовые спонсоны. Число орудий главного калибра (130-мм пушки образца 1913 года) с 1927 не изменялось – каждый крейсер нес 15 таких орудий. Дополнительно к ним, в 1940 году каждый корабль получил по четыре спаренных 100-мм универсальных артиллерийских установки Минизини (передние – на местах, откуда были демонтированы 130-мм палубные пушки образца 1913 года) и по восемь спаренных 40-мм автоматических зенитных пушек Бофорс: по одной на носу и корме, две на авиапалубе между второй и третьей трубой, и четыре вблизи казематных 130-мм пушек. На корме были предусмотрены бомбосбрасыватели для глубинных бомб.

Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА.

 
Перевооружение крейсера ВМС РККА «Красный Кавказ» в период  с 1932 по 1941 год
Крейсер «Красный Кавказ» был легким крейсером типа «Светлана», достроенным по проекту с усиленным артиллерийским вооружением: корабль получил 4 орудия Б-1-К. Это были 203-мм орудия модели 1905 года, с уменьшенным до 180/60-мм калибром. 
Эксплуатация 180-мм пушек Б-1-К на крейсере «Красный Кавказ» выявила значительное количество недостатков как самого орудия, так и орудийной установки МК-1-180. Клиновой затвор этого орудия работал ненадежно и давал нередкие отказы полуавтоматики, добиться полной обтюрации не удалось, и через закрытый затвор прорывались пороховые газы. Главным же недостатком орудия стала его исключительно низкая живучесть. Хотя разработчики планировали обеспечить живучесть ствола 200 выстрелов, реально она составляла 55 выстрелов боевым зарядом и всего лишь 30 выстрелов усиленно-боевым. Фактически это означало, что баллистика орудий существенно менялась даже в процессе одной стрельбы. С учетом скрепленной конструкции стволов это вынуждало проводить регулярную, технически сложную и дорогостоящую замену стволов. Серьёзную критику вызывали и башенные установки МК-1-180. Несмотря на размещение в них лишь одного орудия, они оказались не только слабозащищенными, но и тесными, а механизмы подачи и заряжания — ненадёжными. При этом сохранялась значительная доля ручных операций, в результате чего практическая скорострельность составляла от двух до четырех выстрела в минуту.
Тем не менее, на крейсере были опробованы и прошли положительную оценку ряд новых приборов и технических решений, в том числе система централизованного управления огнем. С ее использованием орудия «Красного Кавказа» били для тридцатых годов замечательно далеко и точно. Размещение орудий главного калибра в четырех башнях вызывало у потенциальных противников опасливое (в действительности – преувеличенное) уважение к предполагаемым боевым свойствам крейсера. К примеру, надводные боевые корабли генерала Франко так и не вступили в артиллерийское сражение с отрядом крейсеров Черноморского флота, не смотря на изрядное раздражение, вызванное его боевыми походами в 1936 и 1937 годах. 
В ходе капитального ремонта 1940 года катапульта была демонтирована, а 180-мм орудия Б-1-К были без замены башен заменены на новые лейнированные 180-мм пушки Б-1-П. ПВО крейсера «Красный Кавказ» была усилена: за счет демонтажа торпедных аппаратов  корабль получил шесть спаренных 100-мм универсальных артиллерийских установки Минизини  и шесть спаренных 40-мм автоматических зенитных пушки Бофорс.  

Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА.

Крейсер ВМС РККА «Коминтерн» 
Четырежды за свою историю переименованный крейсер  типа «Богатырь»  был заложен в 1901 году и спущен на воду в 1903 году под именем «Кагул».  Крейсер имел водоизмещение 6645 т, максимальную скорость хода 23 узла и дальность плавания экономическим ходом  5000 миль. Основные размерения составили длина 134 м, ширина 16,6 м,  и осадка 6,3 метров.
«Кагул» был вооружен двенадцатью 152-мм орудиями системы Кане  длиной в 45 калибров, столькими же 75-мм орудиями, шестью 47-мм орудиями, двумя 37-мм и двумя пулеметами. Из двенадцати орудий главного калибра четыре находились в двух башнях (одна — на полубаке, вторая — на полуюте), по четыре — в казематах (по два на каждом борту) и за броневыми щитами, а также по два орудия на борту. Наибольшая дальность стрельбы 152-мм орудий достигала 65 кабельтовых (12,04 км), скорострельность — 6 выстрелов в минуту. 75-мм орудия были установлены по бортам — по шесть на каждом.  Броневая палуба  толщиной 35—70 миллиметров защищала машины, котлы и артиллерийские погреба. Толщина брони артиллерийских башен достигала 127, казематов — 35—39, ходовой рубки — 140 мм. На испытаниях 1907 года крейсер «Кагул» развил скорость 24,6 узла, что на 1,6 узла превысило предусмотренную проектом, и стал самым быстроходным из всех данного проекта.  В апреле 1907 г. приказом по морскому министерству он был переименован в крейсер первого ранга «Память «Меркурия» 
Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА.

Революция и Гражданская война не прошли для крейсера бесследно: на 1 марта 1921 года на борту крейсера имелось лишь четыре 152-мм орудия без затворов в двух башнях. Все бортовые артустановки были сняты. Требовалось полностью перевооружить корабль. Сначала предусматривалось установить на крейсере четырнадцать 130-миллиметровых орудий длиной в 55 калибров Обуховского завода, две 76-мм пушки Путиловского завода, два 47-мм орудия и четыре пулемета. Однако в ходе капитального ремонта план артиллерийского вооружения изменился в сторону увеличения числа 130- и 76-мм орудий. Началась кропотливая работа по их выявлению на Черноморском и Балтийском флотах. Поиск увенчался успехом. Для установки на крейсере «Память «Меркурия» было решено использовать шесть 130-мм орудий с разоруженных канонерских лодок Азовской флотилии, шесть — с затонувшего в Севастополе линейного корабля «Императрица Мария» и четыре — с крейсера «Богатырь». К февралю завод изготовил фундаменты для двенадцати 130-мм установок (8 палубных и 4 казематных) и подкрепления для всех палубных орудий, что позволило приступить к установке артиллерии. Всего на корабле к 1923 году было размещено шестнадцать 130-мм орудий, три 76-мм орудия Лендера, две 47-мм пушки и четыре пулемета; из шестнадцати орудий главного калибра четыре были установлены в двух башнях (по два в каждой), расположенных на полубаке и на полуюте, остальные двенадцать — по правому и левому бортам (по два орудия в казематах и по четыре на специально подготовленных фундаментах за броневыми щитами). Крейсер получил имя «Коминтерн» и стал первым вошедшим в строй Страны Советов крейсером.

С мая 1930 по сентябрь 1931 год на крейсере «Коминтерн» проходил капитальный ремонт:  на Севастопольском морском заводе провели большой объем работ по замене либо ремонту машин и механизмов, заменили некоторые корпусные элементы, а также произвели перевооружение с учетом его переклассификации в учебный крейсер. Максимальная скорость в связи с демонтажем части движительной системы снизилась до 16 узлов. Уменьшилось число орудий главного калибра, увеличилось количество зенитных средств; были установлены все виды используемых на флоте орудий для учебных стрельб при отработке практических занятий курсантами и слушателями.

На вооружении корабля теперь имелось восемь 130-мм орудий (вместо 16), три 76,2-мм орудия, два 37-мм автомата и несколько пулеметов. Для учебных целей было установлено четыре 75- и два 47-мм орудия. Орудия главного калибра были установлены: шесть по бортам — по три на каждом (по два в казематах и по одному на шкафутах за броневыми щитами), одно — на полубаке и одно — на полуюте.
Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА. 
В 1939 году  в связи с изменившейся политической обстановкой учебный крейсер «Коминтерн» было решено переквалифицировать в десантно-штурмовой крейсер и перевооружить, демонтировав все устаревшие артиллеристские системы (76,2-мм, 37-мм, 75-мм и 47-мм). Одновременно корабль получил и новое, однтипное другим крейсерам Черноморского флота имя — «Красная Кубань». Вооружение крейсера составили шесть 130-мм орудий главного калибра (две палубные установки и четыре в казематах),  четыре спаренные 100-мм универсальные артиллерийские установки Минизини  и восемь спаренных 40-мм автоматических зенитных пушек Бофорс. Крейсер нес четыре торпедных катера типа Г-3,  и в результате мог, в зависимости от тактической ситуации, быть использован либо как плавучая база торпедных катеров для прерывания коммуникаций противника, либо для загоризонтной высадки морского десанта (такой метод подавления береговых батарей противника был опробован на летних учениях в начале июня 1941 года на Черноморском Флоте, во время которых ВМС РККА разыгрывало подавление береговых батарей Констанцы).

Кировская Весна. Большие корабли ВМС РККА.

 
Испанская эскадра
В 1939 году советский флот пополнился кораблями республиканской Испании, но это уже другая история..

Список использованной литературы

Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»

http://wunderwafe.ru/WeaponBook/KrKav/

А.А.Чернышев Крейсера типа «Киров»

http://wunderwafe.ru/Magazine/MK/2003_01/index.htm

http://and-kin2008.narod.ru/pr26.html

 

Спахов С. Ф., Степанов М. Е. Крейсер «Коминтерн»

http://www.73.odessa.ua/topic/483-spakhov-s-f-stepanov-m-e—kreiser-komintern/

Первый советский крейсер (лёгкий крейсер "Червона Украина") Автор WZander

http://forum.worldofwarships.ru/

 

Подписаться
Уведомить о
guest

59 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account