В какой-то мере этот набросок – побочный продукт работы над дешевой (но при этом даже плавающей) заменой Т-37/38. Почему то захотелось проверить, как подойдут некоторые задумки по тотальной «автомобилизации» агрегатами для танкетки (при этом танкетками раньше не интересовался). Заодно, эти задумки можно предварительно «обкатать» с помощью коллег. Эх, защитную каску на работе оставил, придётся идти в подвал за танковым шлемом.
Конечно, танкетка – это плохая замена танка. Но зачем использовать её вместо танков? У неё вполне найдется своя ниша. При этом максимальная «автомобилизация» танкеток не просто благое дело, а необходимость. И чем меньше переделываются автомобильные агрегаты, тем лучше. Для начала возьмём двигатель от «эмки» и присоединим к нему более «грубые» агрегаты от ГАЗ-АА. И никаких кулис – просто у КПП другая рукоять. Кардан (без силовой трубы, просто закрыт кожухом) идет сразу на дифференциал моста, который расположен (за перегородкой) в трансмиссионном отсеке. Сам мост немного порежем и вставим по сцеплению с каждой стороны. А вот ступицы с тормозами оставим родные, только доработаем/переделаем диск под гусеницу (зубчатый венец и т.п.). При этом дополнительный мультипликатор не предполагается – разница в диаметре колеса и диска около двух раз, а вес танкетки (НЕ тягача) куда меньше, чем загруженной полуторки. У мехвода две педали – на основное сцепление (для переключения передач) и газ. И два рычага (прямо как вожжи, тогда многие знают, как с лошадкой управляться) – тянешь на себя ту руку, куда хочешь повернуть. До первого щелчка – размыкаешь «бортовое» сцепление. Тянешь дальше – включается в работу и тормоз.
По охлаждению. Радиатор ставим немного выше, чем в «эмке» — чтобы ось привода вентилятора была по центру продуваемой части радиатора. Тогда вентилятор можно увеличить где-то в полтора раза. Правда, корпус радиатора придется взять от «полуторки («эмковский» узкий), и доработать его под принудительную прокачку с насосом от «эмки». Надеюсь, этого хватит для нормальной работы двигателя. Воду наливаем через лючок в крыше. Так как воздух выдувается наружу и забирается из «салона», думаю, достаточно небольшого и простенького воздушного фильтра.
Двигатель немного приподнят и стоит на специальных салазках. Под двигателем основной топливный бак примерно на 55 л. Для заправки откидывается часть (желтым, по ширине двигательного отсека) кормового листа. После отсоединения кардана, глушителя и дополнительного топливного бака (ок. 60 л, под ногами стрелка), двигатель с КПП и топливным баком единым блоком можно вытащить наружу для замены или серьезного ремонта (кроме откидывания «желтой» части, снимаем «оранжевые» бронежалюзи радиатора). Для регулировки движка добираемся через лючок в перегородке изнутри.
А теперь перейдем к недостаткам Т-27, или, точнее, как я попытался от них избавиться на … пусть будет Т-31.
– Недостаточная проходимость. Применим тележки и гусеницу от «Комсомольца». Площадь опоры возрастет примерно в 2 раза за счет большей опорной длины и ширины гусеницы. Вместо заметного выступа в передней части у Т-27, здесь практически не снижающие проходимость небольшие крепления подвески под днищем (клиренс 30 см). Кроме того, возрастут преодолеваемые ров и стенка. Натягивается гусеница передним поддерживающим катком (винт/червяк). На рисунке, получается, гусеница новая.
– Отсутствие эргономики и кругового обстрела. В отличие от Т-27, здесь для трансмиссии и двигателя отдельные отсеки. Ширина объединенного (боевого/управления) продольного отсека около 85 см (в Т-27 для двоих солдат и двигателя между ними 1,4 м). Мехводу хватило бы и 60 см (у Т-20 на двоих 1,2 м), но у нас еще башня с круговым вращением (немного увеличенная от БА-64). У стрелка сиденье на центральном штыре, возможно, с эксцентриком (как в малых башнях Т-28). Основной люк в корме, «запасной» в крыше башни. Диски для пулемета уложены на полке над двигателем, под кожухом кардана аккумуляторы, домкрат.
– Отсутствие связи. Над кожухом кардана полка для радиостанции. Частично можно занять и полку над двигателем.
ТТХ. Конечно, башня с круговым обстрелом, радиофикация и улучшение эргономики (даже вырез в рубке сделал для обзора мехвода вправо) несколько увеличили размеры в высоту (1,65 м по башне) и длину корпуса (ок. 2,72 м). Зато теперь машинка может нормально использоваться для разведки. Да и дальность хода в 2,5 раза выше (у Т-27 42 л бензина, здесь около 115 л). Еще, надеюсь, стоимость уменьшится за счет большей унификации. Да и корпус вроде технологичнее – Т-27 состоит из «кучи разных коробочек», а тут, например, каждый борт только из одной детали и сварка. Кроме того, думаю во многом из-за этой «кучи коробочек» и уголков с заклепками для их сборки, Т-27 имеет заметный вес – 2700 кг. Надеюсь, что для Т-31 удастся уложиться в 3 тонны даже при броне по кругу 12 мм (лоб рубки мехвода и башни 16 мм, «капот» 8-10 мм, крыша и днище 6 мм). Для сравнения, Т-20 в 3,5 т – броня немного «пожиже», но и сам, и деталюшек побольше, и БА-64 в 2,36 т. В принципе, и уменьшенная от «хотелки» на 2 мм броня от 1937 г (начало серийного выпуска) будет вполне адекватной. Ну и, надеюсь, за счет несколько большей удельной мощности и другой подвески удастся повысить скорость на местности. Фара может поворачиваться (почти фара-искатель).