22

 В продолжения темы моего комментария к посту «Как накормить СССР в 30-е годы», предлагаю вашему вниманию подробный пост с Дзэна про немецкие универсальные катера типа KFK.

 

KFK — маленькие воины большой войны

Один из KFK во время ходовых испытаний

Героями войны на море большинство из нас привыкли видеть линкоры, авианосцы, крейсера, подводные лодки. И на их ярком фоне совсем незаметной остается всякая «мелочь»: тральщики, боевые катера, вспомогательные суда.
Такими незаметными тружениками — мастерами на все руки — германского военно-морского флота в годы Второй мировой войны являлись и KFK (Kriegsfischkutter). Эти крошечные деревянные кораблики выполняли функции патрульных и эскортных кораблей, охотников за подводными лодками, тральщиков, учебных кораблей и транспортов, неся свою нелегкую и опасную службу от берегов Крыма до скал Нордкапа вдоль всей морской границы «Крепости Европа», протянувшейся на 18 000 км.

Кроме того, это была самая большая серия судов (из всех заказанных
1072 единиц, в строй вступило 612), из когда-либо строившихся в Германии, превосходившая по численности даже подводные лодки VII серии и «Marinefährprähme» (у нас их обычно называли «быстроходными десантными баржами»). Строительство их продолжалось и после войны в обеих Германиях и в Польше, а уцелевшие KFK военной постройки еще десятилетиями плавали (и еще плавают!) под флагами многих стран. Да и современный «Eurokutter» имеет явные черты KFK.
В первые месяцы Второй мировой войны германский флот испытывал острейшую нехватку прибрежных патрульных плавсредств и вспомогательных тральщиков. В попытке заткнуть эту брешь пришлось мобилизовать сотни разнотипных и в основном весьма почтенного возраста рыболовных судов, буксиров и т.п. не только в Германии, но и в ею оккупированных странах. Ведь только германские рыбаки на Балтийском и Северном морях использовали около 300 типов судов!

KFK — маленькие воины большой войны

Теоретический чертеж KFK

KFK — маленькие воины большой войны

Продольный разрез и план внутреннего расположения катеров KFK

Поддержание их на плаву стало настоящей головной болью для немецких моряков из-за проблем со снабжением запасными частями и ремонтом этих разнотипных и сильно изношенных судов. Кроме того, большинство рыболовных судов предназначались не для тралового, а для ярусного, дрифтерного или популярного на Балтике «близнецового» лова (трал буксируется двумя траулерами) и поэтому оснащались главными двигателями малой мощности, что не позволяло им буксировать противоминные тралы.

В преддверии войны германские власти пытались добиться автаркии*,
в том числе и в снабжении страны продовольствием. Важное значение при этом придавалось рыболовству в Балтийском и Северном морях. На смену разнотипным и недостаточно экономически эффективным рыболовным катерам должен был прийти стандартный тип судна, спроектированный на основе последних достижений судостроения и дешевый в постройке и эксплуатации.
Работы по проектированию так называемого «Reichfischkutter» велись Имперским управлением по рыболовству (Reichsanstalt für Fischerei), в сотрудничестве с классификационным обществом «Germanische Lloyd» и судостроительным обществом «Bremer Konstruktions-Gesellschaft Maierform GmbH» под руководством тайного советника профессора Ромберга.
К 1941 году круг для выбора оптимального типа нового рыболовного катера сократился до семи вариантов. Выбор оптимальной формы корпуса и винта производился на основании результатов буксировочных испытаний моделей в опытовых бассейнах Гамбургской лаборатории судостроения (Hamburgischen SchiffbauVersuchsanstalt; HSVA) и Технической лаборатории по судостроению в Вене (Schiffbautechnische Versuchsanstalt in Wien; STVW).

KFK — маленькие воины большой войны

Машинное отделение

KFK — маленькие воины большой войны

Матросский кубрик KFK

Впервые в Германии проектирование рыболовных судов велось строго научными методами.
Разработками такого судна заинтересовался и Отдел судостроения военно-морского флота (Konstruktionsamt (K-Amt) des Oberkommandos der Kriegsmarine), увидевший в нем универсальную платформу для выполнения различных функций в интересах флота. Так «Reichfischkutter» превратился в «Kriegsfischkutter» (KFK) — «военный рыболовный катер».
В результате проектно-конструкторских работ и модельных испытаний предпочтение отдали варианту G («Reichfischkutter G»), спроектированному «Bremer Konstruktions-Gesellschaft Maierform GmbH» и STVW, который удовлетворял как военных моряков, так и рыбаков, ведь после окончания войны KFK мог легко быть конвертирован в рыболовное судно. Его опытный образец (KFK 1) построили зимой 1941– 1942 года на верфи Экманна (EckmannWerft) в Гамбурге-Финкенвердере. При серийном производстве проект получил наименование
«24-м-Motorfischkutter».

Корпус KFK имел композитную конструкцию: киль и штевни выполнялись из дуба, остальной набор стальной (49 шпангоутов), обшивка деревянная. Последняя поначалу изготовлялась из дуба, но в связи с его дефицитом пришлось перейти на использование древесины хвойных пород.
Судно имело конструктивный дифферент на корму и большую погибь палубы. Первоначально KFK строились с закругленной кормой (KFK 1–KFK 157), позднее — с транцевой (KFK 158–KFK 752), что облегчало размещение минно-трального вооружения и упрощало корпусные работы. Невысокий фальшборт проходил от носа до кормовой кромки рубки,
в корме палуба ограждалась только леерами.

Корпус делился на шесть отсеков. В носу располагались форпик и цепной ящик, далее в корму — камбуз с плитой на угольном отоплении и тамбур, к которому примыкали каюты командира и трехместная каюта обер-фельдфебелей. В средней части судна находился кубрик рядового и унтер-офицерского состава с тремя двух- и двумя трехъярусными койками, гидроакустическая рубка и провизионная кладовая.
Подобное расположение жилых и служебных помещений соответствовало минимальной численности экипажа 15 человек (командир, 3 обер-фельдфебеля и 11 унтер-офицеров и матросов). Правда, в зависимости от назначения и вооружения катеров менялась численность экипажа, а потому изменялась и планировка помещений. Непосредственно под рубкой находилось машинное отделение, где размещались главный двигатель и четыре топливные цистерны (по две на каждом борту) общей емкостью 7 т, что обеспечивало дальность плавания 1200 миль при скорости 7 уз.

Далее в корму располагался трюм для хранения минно-трального и прочего оборудования и румпельное отделение. Смещенная в корму рубка имела типичную для подобных рыболовных судов конфигурацию. В ней размещались рулевая, штурманская рубки и радиорубка с приемником, передатчиком и УКВ-радиотелефоном.
Использовались передающие и приемные радиостанции датских фирм «Pedersen» (уже в 1941 г. ей заказали первые 200 20-ваттных приемопередатчиков) в Копенгагене, «Johnsen» и «Elektromekano», а также УКВ станция «Marine-Fritz» LO 10 UK 39. Имелись наряду с этим аварийная станция «Radione» R2 с передатчиком R20, шлюпочная аварийная радиостанция и радиопеленгатор «Gonio-Funkpeiler» фирмы «Hagenuk». Область передающей частоты лежала в пределах 85– 200 м. Приемник имел два диапазона волн (82–255 м и 530–1570 м).

KFK — маленькие воины большой войны

Бронированная рубка одной из модификаций KFK

Тип и мощность главного двигателя и приводимого от него электрогенератора варьировались в широких пределах в зависимости от выполняемых KFK задач и возможностей заводов-изготовителей. Применялись 4–5-цилиндровые двух- или четырехтактные дизели. Проектная мощность на гребном валу составляла 137 л.с., трехлопастной винт имел диаметр 1300 мм, шаг — 830 мм, частота его вращения составляла около 370 об/мин. Скорость при этом достигала 9–9,5 уз.

Примером может служить двухтактный пятицилиндровый дизель типа SRB 45 производства «Motorenwerke Darmstadt A.G.» (MODAAG) (бескомпрессорный, рядный, с навешенным ротационным нагнетателем). Эта машина при 550 об/мин. развивала мощность 137 л.с. Реверс-редуктор с передаточным отношением 1:1,5 снижал эти обороты до 366,5. При мощности 120 л.с. скорость составила 9,40 уз.
При использовании электромагнитного трала на верхней палубе мог устанавливаться дополнительный дизельгенератор.
Якорное устройство состояло из двух патентованных якорей массой
по 130 кг с якорными цепями длиной 90 м и стоп-анкера массой 55 кг.
KFK применялись в разных вариантах: V, Vs, М и UJ (Vorposten, Vorpostensicherung, Minenräumung, U-Boot-Jagd), то есть патрульный (дозорный), эскортный, противоминный, противолодочный. Соответственно, различалось и их вооружение. Первоначально артиллерийское вооружение было довольно скромным и состояло из автоматических орудий: двух 20-мм (тральщики) или по одному
37- и 20-мм на остальных вариантах KFK. Артустановки монтировались на специальных платформах в носовой части и за рубкой в корме.

KFK — маленькие воины большой войны

Носовая орудийная платформа KFK

В связи с ростом воздушной угрозы и частыми столкновениями с хорошо вооруженными катерами противника, подобными британским MTB и MGB, артвооружение постоянно усиливалось. Количество 20-мм автоматов доходило до шести, в том числе за счет применения четырехствольных установок (Vierlings) С38/43, на некоторых эскортных катерах в кормовой части устанавливался еще один 37-мм.
Так как 37-мм полуавтоматы оказались практически бесполезны при отражении атак хорошо бронированных штурмовиков типа Ил-2, то с 1944 года на ряде KFK 37-миллиметровки заменились 40-мм автоматами Бофорс Flak 28.
Для борьбы с подводными лодками имелись от 6 до 12 глубинных бомб
и гидроакустическая станция (на UJ). Шумопеленгаторные станции работали в диапазоне частот 200–16 000 гц и при хороших условиях распространения звука в воде обеспечивали обнаружение отдельных крупных надводных кораблей на дистанциях 80–110 кб, эсминца — 60–100 кб, конвоя — 120– 200 кб, отдельного транспорта — 100 кб, подводной лодки под дизелями — 30 кб. KFK-тральщики могли оснащаться контактными механическими, акустическими и электромагнитными тралами.

KFK — маленькие воины большой войны

KFK — маленькие воины большой войны

Одноствольный (фото 1) и счетверенный 20-мм зенитные автоматы, которыми вооружались KFK

Серийную постройку KFK было решено поручить уже имеющей опыт строительства композитных «Räumboot’ов» верфи «Yachtund Bootswerft Burmester», имевшей отделения в Свинемюнде и Бремен-Бурге. Для этого зимой 1941– 1942 годов началось строительство новой судоверфи «Эрнст Бурместер Шиффсверфт КГ Свинемюнде» («Ernst Burmester Schiffswerft KG Swinemünde») в Мёвенхакен Остсвине (Möwenhaken Ostswine; один из рукавов устья Одера).
В кратчайший срок был выполнен большой объем гидротехнических и строительных работ. На территории размером 500 × 500 м возвели слип с тремя спусковыми дорожками и слиповыми лебедками, мастерские (деревообделочная, механическая, кузнечная и другие), склады, проложили рельсы для вагонеток, подвели железнодорожную ветку, водопровод и электричество.

Тем временем на соседней «Räumbootwerft» для отработки технологии и создания необходимой оснастки уже строились четыре опытно-серийных «кригсфишкуттера». К лету 1942 года все было готово к началу серийного строительства KFK.
Следует отметить, что простая технология строительства и кооперация
с различными специализированными предприятиями до минимума сократили применение квалифицированной рабочей силы, что имело огромное значение во время войны. Персонал новой судоверфи состоял всего лишь из 20 специалистов-судостроителей, переведенных из филиала в Бремен-Бурге, а остальную часть рабсилы составляли 45 немцев, отбывавших трудовую повинность и 2500–3000 вольнонаемных иностранных рабочих, проживавших в бараках неподалеку от верфи.

KFK — маленькие воины большой войны

KFK в противолодочном варианте

KFK — маленькие воины большой войны

KFK в варианте тральщика

Теперь вкратце остановимся на технологическом процессе строительства KFK на данной верфи. Этот процесс в значительной мере состоял в сборке готовых деталей набора, обшивки, дельных вещей, механизмов, оборудования и вооружения, поставляемых предприятиями-субподрядчиками. Киль, штевни и доски обшивки поступали с «Räumbootwerft», имевшей лесопилку и сушилку для древесины, подогнанные и пронумерованные стальные детали набора, орудийных платформ, фундаментов механизмов поставлялись верфями «A.G. Weser» в Бремене и «Stettiner Vulcan». На один KFK уходило 22 м3 дуба и 70 м3 хвойной древесины.
В строительстве одного KFK одновременно участвовало около 50 рабочих. После сборки киля и штевней монтировались стальные элементы набора, соединяемые клепкой. Весь процесс сборки остова судна занимал всего полдня. Доски обшивки и палубный настил крепились к набору стальными оцинкованными болтами, между деревянными и стальными деталями прокладывалась изоляция из просмоленного войлока или промасленной бумаги.
Одновременно производился монтаж гребного вала, трубопроводов
и другого судового оборудования, устанавливались фундаменты главного двигателя, брашпиля. Спусковая масса катера составлял 39,5 т, из которых около 17 т приходилось на долю стального набора.
На стапелях велось строительство одновременно 25 KFK, в среднем ежедневно на воду спускалось одно судно. Затем корпус KFK переводился к достроечному причалу, где устанавливался главный двигатель и монтировалось другое оборудование и механизмы, вооружение, собиралась из предварительно изготовленных панелей рубка, отделывались внутренние помещения. Все это добавляло к спусковой массе еще 18 т.
Кроме того, между флорами укладывалось еще 10,6 т твердого балласта, что позволяло повысить метацентрическую высоту с 1,00 до необходимых 1,14 м. Таким образом, водоизмещение порожнем составляло 70 т. Необходимость в балласте возникала из-за того, что военное оборудование (вооружение с боезапасом, тральная лебедка) располагалось на верхней палубе, что повышало центр тяжести, в то время как трюм, спроектированный для хранения 35–40 т рыбы, отсутствовал.

KFK — маленькие воины большой войны

KFK с усиленным зенитным вооружением

Контроль качества строительства осуществлялся K-Amt, а также основанным в 1943 году Главным комитетом по судостроению «Hauptausschuβ Schiffbau» (HAS).
Ходовые испытания, включая испытания на мерной миле, проводились
на так называемом Kaiserfahrt, связывающем реку Свине (Swine) со Штеттинским заливом (Stettiner Haff). Создали этот канал в 1876–1880 годах, чтобы открыть прямую дорогу к Балтийскому морю судам, строившимся на верфи «Stettiner Vulcan». Так как глубина фарватера составляла всего 6,5 м, то приходилось учитывать эффект мелководья, вводя соответствующие коэффициенты. Зато отсутствовали обусловленные погодой задержки.

Приемка корабля осуществлялась расквартированной на верфи командой по испытанию строящихся военных кораблей ВМФ (Fahrkommando EKK; Erprobungs-kommandos für Kriegsschiffneubauten), которая также испытывала артиллерийское вооружение…

© А. Ф. Митрофанов

Фрагмент статьи из сборника «Гангут» №112/2019

Источник: https://dzen.ru/a/Xw61ggr6VxiF3iLT

Подписаться
Уведомить о
guest

48 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account