Кавай японского милитаризма
Авианосец рассекает океанские воды туманным утром. Труба зовёт экипаж на построение… и мы видим, что он состоит из кроликов, обезьян, фазанов и собак. Одна из обезьянок взлетает на мачту корабля и поднимает флаг «Зулу» — сигнал адмирала Того при Цусиме: «Судьба империи зависит от этой битвы. Пусть каждый из вас приложит максимальные усилия».
В 43 и 45 годах на экраны Японии вышли два мультфильма, снятые по заказу имперского флота: «Морские орлы Момотаро» и «Божественные морские воины Момотаро». В них задолго до того, как постмодернизм стал мейнстримом, с изрядной иронией и суровым пафосом обыгрывается традиционный сказочный сюжет о мальчике Момотаро, который в компании зверушек причиняет добро и наносит справедливость демонам острова Онигасима.
Впервые этих персонажей увязали на экране с современной военной техникой ещё в 1931 году. Тогда бравая компания на аэроплане с пулемётом спасала пингвинов от гигантского орла. В бурные военные годы Момотаро вместо колотушки получил катану и униформу каперанга, а зверушки освоили штурвалы A6M «Зеро» и G4M «Зиппо», и к тому же научились обрушиваться на вражеские позиции отчаянным воздушным десантом. Демоны Онигасимы обрели техасский акцент, обзавелись ДОТами и линкорами, а также игральными картами и бесчисленными бутылками спиртного.
Всё это безобразие изрядно напоминает уже описанный мной северокорейский сериал про ёжиков и белочек, превозмогающих американский империализм. Особенно второй фильм, где тщательно подчёркивается многонациональная идиллия, которой положено царить на просторах Восточноазиатской сферы сопроцветания под сенью Восходящего Солнца. Однако, как ни странно, японские мультфильмы при всей их архаичности и изрядной наивности стиля рисунка, показались мне гораздо «нажористее».
Дело в том, что в северокорейских мультфильмах всё подчинено идее превозмогания и борьбы. Ничего лишнего, всё во имя сюжета и торжества идей чучхе. Военная техника условна или фантастична, патроны не кончаются, технические моменты всегда остаются где-то за кадром. А вот японцы уделили огромное внимание деталям, которые согреют сердце любого любителя военной истории.
Тщательно, со вкусом показана подготовка машин к вылетам, укладка и проверка парашютов перед десантом. Амулеты-карпы и напоминающие о семьях куколки висят на приборных досках самолётов. Много откровенного заклёпочничества, вроде перестроения самолётов при подходе к цели, офицера, тщательно отмечающего на карте движение ударных групп, или натяжения тормозных тросов с выдвижением бортовых сеток при приёме авиагруппы. Десант высаживается с пистолетами «Намбу», и только оказавшись на земле, под огнём лихорадочно ищет контейнеры с оружием.
Кроме того, японцы неожиданно самоироничны, чего не дождёшься от суровых корейских белочек и ёжиков. Десантников перед прыжком охватывает нервный мандраж. Пилоты и бортстрелки подкалывают друг друга, готовясь к вылету, или задумчиво проверяют очень актуальную в воздухе остроту катаны. Суровый имперский медвед подавляет ДОТ, брутально выдернув из него пулемёт. А одна из обезьянок и вовсе устраивает скачки на торпеде в стиле незабвенного майора Конга из «Доктора Стрейнджлава», размахивая катаной и голося во славу императора.
Немало в «Момотаро» и трогательных моментов. К примеру, спасение птенца орлицы, которую сначала хотели для тренировки сбить из пулемёта по пути к цели; обезьянка, едва не забывшая взять с собой мешочек просяного печенья, или не находящие себе места на палубе авианосца зайцы-бортмеханики, ждущие новостей о судьбе пилотов возле рупора оповещения.
А вот к врагам северные корейцы относятся с гораздо большим уважением и корректностью. Все эти лисы, хорьки и мыши на экранах КНДР, конечно, злокозненны и коварны — но при этом симпатичны, обладают выраженными характерами и даже намёками на «свою правду». «Демоны» же острова Онигасима вполне человекообразны, но, тем не менее, фантастически тупы, трусливы и расхристанны. За них даже как-то неловко при просмотре.
Зато во второй части есть совершенно шедевральный фрагмент об истории европейского колониализма, нарисованный в реалистичном стиле. Там элегантно-демоничные испанцы XVI века коварно захватывают утопающие в роскоши и неге восточные царства с их величественными дворцами. Ведь только при японском империализме все окрестные народы должны радоваться, делать три раза «ку» и счастливо учить хирагану под патриотические песни, а вот европейский — он сугубо про угнетение и эксплуатацию, понимать надо…
Сами мультфильмы на Ютубе
https://www.youtube.com/watch?v=Jvha1T213iM