11

Содержание:

Часть 1. Реальная история.

К началу Великой Отечественной войны корабли, заложенные на одной из волжских верфей, были построены и осенью 1941 года известный советский катерник, впоследствии контр-адмирал Б. В. Никитин получил приказ принять несколько больших охотников для включения их в состав Каспийской военной флотилии. Прибыв в Баку,  Никитин увидел у причала эти корабли — с узкими стальными корпусами, носы которых были приподняты, что делало их похожими на маленькие миноносцы. Перед приемной комиссией встала проблема использования больших охотников, так как в условиях войны переброска их на Балтику и на Белое море стала невозможной. Решено было сделать из охотников корабли охранения танкерного флота на Каспии. Поскольку главным противником здесь были фашистские самолеты, а против них вооружение больших охотников было неэффективным, глубинные бомбы с катеров сняли, усилив артиллерийское вооружение 37-мм зенитным автоматом и еще одним крупнокалиберным пулеметом. К концу декабря 1941 года, все катера были переданы Каспийской флотилии. В последующие месяцы они сопровождали танкеры с жидким топливом на Каспии и Волге, участвовали в боях под Сталинградом в составе Волжской флотилии.

 

"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

Водоизмещение 240 т. Длина наибольшая 49 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 2 м.

Суммарная мощность трех отечественных дизелей типа «38-НРН-8» или американских «Дженерал Моторс» 3360 и 3600 л. с. соответственно, скорость хода 24—25 узлов.

Вооружение: одно 76-мм орудие 34-К (впоследствии  85-мм 90-К), два 37-мм автомата 70-К, два спаренных 12,7-мм пулемета, два бомбомета, 18 — больших и 16 малых глубинных бомб.

"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

«Боль­шой охот­ник», как раз­но­вид­ность ма­ло­го про­ти­во­ло­доч­но­го ко­раб­ля (кон­цеп­цию сфор­му­ли­ро­ва­ли еще в 20-х гг. — «ис­ка­тель под­вод­ных ло­док»), в СССР соз­да­ли на­ка­ну­не Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. В те го­ды, учи­ты­вая воз­рас­таю­щую роль под­вод­ных сил в воо­ру­жен­ной борь­бе на мо­ре и не­об­хо­ди­мость уси­ле­ния и со­вер­шен­ст­во­ва­ния сил и средств про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны, ру­ко­во­дством Во­ен­но-Мор­ско­го фло­та СССР бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии но­во­го под­клас­са бое­вых ко­раб­лей — боль­ших охот­ни­ков за под­вод­ны­ми лод­ка­ми.

Ос­нов­ной за­да­чей, воз­ла­гае­мой на эти ко­раб­ли, яв­ля­лось не­се­ние до­зор­ной и ох­ран­ной служ­бы в ближ­ней зо­не на­ших во­ен­но-мор­ских баз и на пу­тях раз­вер­ты­ва­ния сил фло­та. Пред­по­ла­га­лось, что это бу­дет дос­та­точ­но мо­ре­ход­ный и бы­ст­ро­ход­ный ко­рабль, с уве­ли­чен­ной даль­но­стью пла­ва­ния, не­боль­шо­го во­до­из­ме­ще­ния, ко­то­рый был бы спо­со­бен не­сти со­вре­мен­ное по то­му вре­ме­ни воо­ру­же­ние для борь­бы с под­вод­ны­ми лод­ка­ми.

Кон­ст­рук­тор­ское бю­ро Бал­тий­ско­го за­во­да в 1938-1939 гг. раз­ра­бо­та­ло про­ект ко­раб­ля мор­ской по­гра­нич­ной ох­ра­ны под №115. За­ин­те­ре­со­ван­ное в по­доб­ном ко­раб­ле ру­ко­во­дство Нар­ко­ма­та ВМФ по­ру­чи­ло кон­ст­рук­тор­ско­му бю­ро в г. Горь­ком (ЦКБ-51) пе­ре­ра­бо­тать его с до­во­ору­же­ни­ем гид­ро­аку­сти­че­ской стан­ци­ей ти­па «Та­мир». Но­вый про­ект по­лу­чил №122. Зе­ле­но­доль­ский за­вод №340 и за­вод №300 («Ле­нин­ская куз­ни­ца») в Кие­ве с 1939-40 гг. начали по­строй­ку се­рии боль­ших охот­ни­ков (со­от­вет­ст­вен­но 6 и 4 еди­ни­цы). Па­рал­лель­но с по­строй­кой осу­ще­ст­в­ля­лась и кор­рек­ти­ров­ка про­ек­та в ЦКБ-51. «Ар­тил­ле­рист», го­лов­ной боль­шой охот­ник за­во­да №340, со­шёл на во­ду 21 ап­ре­ля 1940 г., а за ним в том же го­ду, на том же за­во­де спус­ти­ли и вто­рой — «Ми­нёр».

Скор­рек­ти­ро­ван­ный пр. 122-а пре­ду­смат­ри­вал воо­ру­же­ние ко­раб­ля од­ной 76-мм уни­вер­саль­ной ар­тил­ле­рий­ской ус­та­нов­кой 34-К, тре­мя 12,7-мм пу­ле­ме­та­ми ДШК и глу­бин­ны­ми бом­ба­ми (16 боль­ших и 40 ма­лых). Нор­маль­ное во­до­из­ме­ще­ние по про­ек­ту рав­ня­лось 209 т. ско­рость 23 уз, даль­ность пла­ва­ния 2410 миль. Глав­ные ме­ха­низ­мы со­стоя­ли из трёх ди­зе­лей мар­ки 9Д мощ­но­стью по 1100 л.с.

ЧЕРТЕЖИ КЛИКАБЕЛЬНЫ

 

"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

 

"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

 

По­строй­ку пер­вых се­рий­ных ко­раб­лей пр. 122-а, за­дер­жи­вав­шую­ся из-за до­ра­бот­ки про­ек­та до на­ча­ла бое­вых дей­ст­вий, за­вер­шить не ус­пе­ли. Пер­вые два боль­ших охот­ни­ка «Ар­тил­ле­рист» и «Ми­нер» бы­ли го­то­вы к сда­че за­каз­чи­ку в ию­ле 1941 г. Их пе­ре­ве­ли по Вол­ге в Ба­ку, где, по­сле за­вер­ше­ния сда­точ­ных ис­пы­та­ний, в но­яб­ре 1941 г. они всту­пи­ли в строй Крас­но­зна­мен­ной Кас­пий­ской фло­ти­лии.

В ка­че­ст­ве сред­ст­ва под­вод­но­го на­блю­де­ния ус­та­нав­ли­ва­лась пер­вая оте­че­ст­вен­ная под­киль­ная вы­движ­ная гид­ро­аку­сти­че­ская ап­па­ра­ту­ра «Та­мир». Трех­валь­ная глав­ная энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка, со­стоя­щая из ди­зе­лей мар­ки 9Д Ко­ло­мен­ско­го за­во­да мощ­но­стью по 1100 л.с., по­зво­ля­ла раз­ви­вать ско­рость до 22 уз. и обес­пе­чи­ва­ла рай­он пла­ва­ния до 2000 миль.

"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

Од­на­ко в хо­де ис­пы­та­ний го­лов­но­го ко­раб­ля «Ар­тил­ле­рист», по­строй­ки Зе­ле­но­доль­ско­го за­во­да №340, осе­нью 1941 г. на Кас­пий­ском мо­ре вы­яви­ли и серь­ез­ные не­дос­тат­ки. Так, от­сут­ст­во­вал ре­жим ма­ло­шум­но­го хо­да (2-4 уз) для про­слу­ши­ва­ния шу­мов под­вод­ных ло­док. Дви­га­тель аме­ри­кан­ской фир­мы «Дже­не­рал мо­торс» мощ­но­стью 90 л.с., ус­та­нов­лен­ный для ре­жи­ма ма­ло­го по­ис­ко­во­го хо­да, не обес­пе­чи­вал управ­ляе­мо­сти ко­раб­ля. Шу­мо­пе­лен­га­тор «По­сей­дон» да­же при дрей­фе ко­раб­ля не обес­пе­чи­вал на­дёж­но­го об­на­ру­же­ния под­вод­ных ло­док. Вы­яви­ли так­же не­дос­та­точ­ную об­щую проч­ность свар­но­го кор­пу­са ко­раб­ля (поя­ви­лась тре­щи­на в на­руж­ной об­шив­ке по пра­во­му бор­ту). Это тре­бо­ва­ло под­кре­п­ле­ний кор­пу­са.

До­ра­бот­ка про­ек­та №122-а в ЦКБ-51 под ру­ко­во­дством Н.Г. Ло­щин­ско­го вклю­ча­ла уси­ле­ние воо­ру­же­ния: ус­та­нов­ку 85-мм ору­дия 90-К вме­сто 76-мм 34-К (сня­то­го с про­из­вод­ст­ва), двух ав­то­ма­тов 70-К и двух бом­бо­ме­тов, раз­ме­ще­ние гид­ро­аку­сти­че­ской стан­ции ти­па «Тамир-3» и за­ме­ну оте­че­ст­вен­ных ди­зе­лей ти­па 9Д им­порт­ны­ми аме­ри­кан­ски­ми фир­мы «Дже­не­рал мо­торс». Все эти из­ме­не­ния при­ве­ли к умень­ше­нию на­чаль­ной по­пе­реч­ной ме­та­цен­три­че­ской вы­со­ты с 0,51 до 0,43 м. Спе­ци­аль­ная ко­мис­сия под пред­се­да­тель­ст­вом Ю.А. Ши­ман­ско­го, с уча­сти­ем А.Н. Кры­ло­ва и В.Л. По­здю­ни­на, ус­та­но­ви­ла ми­ни­маль­но до­пус­ти­мую ве­ли­чи­ну ме­та­цен­три­че­ской вы­со­ты не ме­нее 0,47 м.

До­ра­бо­тан­ный пр. 122-а с не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ния­ми при­ня­ли для ко­раб­лей за­во­дов №340 и №199, а так­же для вновь за­ло­жен­ных в 1941-1942 гг. на за­во­де №402 в Мо­ло­тов­ске и на Вла­ди­во­сток­ской вер­фи Нар­ком­рыб­про­ма. На за­во­де №402, в ча­ст­но­сти, пе­ре­шли от свар­ной об­шив­ки к кле­па­ной, что уве­ли­чи­ло мас­су кор­пу­са на 7 т. По сво­им ко­раб­ле­строи­тель­ным эле­мен­там оте­че­ст­вен­ные ко­раб­ли пр. 122-а не ус­ту­па­ли по­став­ляв­шим­ся на­ше­му фло­ту по лен­д-ли­зу аме­ри­кан­ским охот­ни­кам ти­пов PC и PCS, не­сколь­ко пре­вос­хо­ди­ли их по ар­тил­ле­рий­ско­му воо­ру­же­нию и ус­ту­па­ли им по со­вер­шен­ст­ву ра­дио­ло­ка­ции и гид­ро­аку­сти­ки.

По­став­ки ди­зель­ных дви­га­те­лей фир­мы «Дже­не­рал мо­торс» из США сде­ла­ли воз­мож­ным за­ме­нить оте­че­ст­вен­ные дви­га­те­ли ино­стран­ны­ми. До­ку­мен­та­цию на пе­ре­обо­ру­до­ва­ние раз­ра­бо­та­ло ЦКБ-51. Так поя­ви­лась вто­рая се­рия БО про­ек­та 122-а с аме­ри­кан­ски­ми дви­га­те­ля­ми.

В ин­те­ре­сах ско­рей­ше­го раз­вёр­ты­ва­ния круп­но­се­рий­ной по­строй­ки боль­ших охот­ни­ков ру­ко­во­дство Нар­ко­ма­та ВМФ от­ка­за­лось от пр. 152, раз­ра­бо­тан­но­го в 1942-1943 гг. в ЦКБ-51. Ос­нов­ным от­ли­чи­ем боль­шо­го охот­ни­ка это­го про­ек­та яв­ля­лось уси­ле­ние воо­ру­же­ния до двух 85-мм ору­дий при уве­ли­че­нии ши­ри­ны кор­пу­са до 6,2 м и сни­же­нии ско­ро­сти до 20,5 уз (прим. — Вот и артиллерийский вариант!)

Послевоенный период (проект 122-бис)

Не стану останавливаться на подробнобностях   пр. 122-бис.  В тех­ни­че­ском про­ек­те 122-бис за счет увеличения ширины и снижения скорости уда­лось по­вы­сить проч­ность кор­пу­са, мо­ре­ход­ность с 6-7 до 9 бал­лов и не­сколь­ко уси­лить воо­ру­же­ние. При этом про­ект­ное во­до­из­ме­ще­ние воз­рос­ло на 27 т.

В пер­вое по­сле­во­ен­ное де­ся­ти­ле­тие строи­тель­ст­во боль­ших охот­ни­ков, в це­лом хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­ших се­бя в го­ды вой­ны, про­дол­жа­лось. Де­ся­ти­лет­ним пла­ном на­ме­ча­лось по­стро­ить в 1946-1955 гг. 345 та­ких ко­раб­лей. Ор­га­ни­за­ция по­строй­ки боль­ших охот­ни­ков пр. 122 бис на за­во­де име­ни Горь­ко­го в г. Зе­ле­но­доль­ске осу­ще­ст­в­ля­лась по­точ­но-по­зи­ци­он­ным ме­то­дом. Это по­зво­ля­ло сда­вать фло­ту еже­год­но по 25-30 ко­раб­лей. Та­кая по­точ­ная ли­ния по по­строй­ке ко­раб­лей яв­ля­лась пер­вой в СССР.

"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

 

Боевое применение

Бал­ти­ка

Пер­вые, го­лов­ные ко­раб­ли се­рии ОХТ-1 и ОХТ-2 в кон­це 1940 г. во­шли в со­став по­гран­ох­ра­ны НКВД При­бал­тий­ско­го ок­ру­га и ста­ли чис­лить­ся ПСКР 3 ран­га. В ян­ва­ре 1941 г. их пе­ре­име­но­ва­ли со­от­вет­ст­вен­но в «То­паз» и «Ко­ралл», а 22 ию­ня 2-й Бал­тий­ский от­ряд по­гра­нич­ных су­дов на ос­но­ва­нии рас­по­ря­же­ния нар­ко­ма Во­ен­но-Мор­ско­го Фло­та был пе­ре­дан в под­чи­не­ние КБФ. Охот­ни­ки во­шли в со­став от­дель­ных ди­ви­зио­нов ба­зо­вых СКР. Бое­вой путь «То­па­за» ока­зал­ся не­дол­гим: в ав­гу­сте 1941 г. он по­гиб во вре­мя Тал­линн­ско­го пе­ре­хо­да.

Кас­пий­ская фло­ти­лия

К ав­гу­сту 1942 г. про­изош­ло по­пол­не­ние ко­ра­бель­но­го со­ста­ва фло­ти­лии при­шед­ши­ми из Зе­ле­но­доль­ска вновь по­стро­ен­ны­ми БО: «Ар­тил­ле­рист», «Ми­нер» и «Тор­пе­дист». Позд­нее в ее со­став во­шли: «Боц­ман», «Зе­нит­чик», «Даль­но­мер­щик», «Про­жек­то­рист», «На­вод­чик» и «Ог­не­мет­чик».

27 ок­тяб­ря 1942 г. тан­кер «Аг­ма­лы ог­лы» (во­до­из­ме­ще­ние 800 т) дос­та­вил из Ба­ку на Ас­т­ра­хан­ский рейд го­рю­чее. В это вре­мя на­ле­те­ли са­мо­ле­ты про­тив­ни­ка. Од­на из бомб уго­ди­ла в мос­тик тан­ке­ра, на­чал­ся по­жар. Не­управ­ляе­мое суд­но се­ло на мель. В этот кри­ти­че­ский мо­мент на по­мощь тер­пя­ще­му бед­ст­вие тан­ке­ру по­дос­пе­ли во­ен­ные ко­раб­ли — БО «Ар­тил­ле­рист» и «Ми­нер», пла­ву­чие зе­нит­ные ба­та­реи. Ог­нем сво­их пу­шек и пу­ле­ме­тов рас­сея­ли вра­же­скую авиа­цию, унич­то­жив при этом один бом­бар­ди­ров­щик. За­тем на­ча­лось спа­се­ние тан­ке­ра, а «Ар­тил­ле­рист» и «Ми­нер» с 29 по 31 ок­тяб­ря не­сли ох­ра­ну по­вре­ж­ден­но­го суд­на и ве­ли ра­бо­ты по сня­тию его с ме­ли.

Ме­сяц спус­тя, 31 ок­тяб­ря, «Ми­нер» нес до­зор на две­на­дца­ти­фу­то­вом рей­де. В 16.15 сиг­наль­щик до­ло­жил о по­яв­ле­нии се­ми Ju-88. Они шли со сто­ро­ны за­хо­дя­ще­го солн­ца, мас­ки­ру­ясь в его лу­чах. Сбро­шен­ные бом­бы не при­чи­ни­ли ко­раб­лю вре­да, а один из са­мо­лё­тов был сбит ог­нем пу­ле­ме­тов.

15 но­яб­ря БО «Ар­тил­ле­рист» вме­сте с дву­мя пла­ву­чи­ми зе­нит­ны­ми ба­та­рея­ми кон­вои­ро­вал тан­кер «Ку­ли­бе­ков», на бук­си­ре по­след­не­го бы­ли зем­ле­сос и два мо­то­бо­та. Че­ты­ре Ju-88 ата­ко­ва­ли тан­кер, ко­то­рый от близ­ких раз­ры­вов бомб по­лу­чил серь­ез­ные по­вре­ж­де­ния и на­чал по­гру­жать­ся. На по­мощь по­до­шел «Ар­тил­ле­рист». С то­ну­ще­го суд­на бы­ло сня­то 43 че­ло­ве­ка. При от­ра­же­нии воз­душ­ной ата­ки уда­лось под­бить два са­мо­ле­та про­тив­ни­ка.
"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

Пе­ре­вод боль­ших охот­ни­ков на Чер­ное мо­ре.

В хо­де Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны бы­ла вы­пол­не­на опе­ра­ция по транс­пор­ти­ров­ке пя­ти боль­ших охот­ни­ков про­ек­та 122-а с од­но­го мор­ско­го те­ат­ра (Кас­пий­ско­го мо­ря и Онеж­ско­го озе­ра) на дру­гой (Чер­ное мо­ре). Вся опе­ра­ция по пе­ре­во­ду ко­раб­лей дли­лась с ок­тяб­ря 1943 по ав­густ 1944 г.

Из Ас­т­ра­ха­ни и Вы­тег­ры в Са­реп­ту под Ста­лин­гра­дом все ко­раб­ли при­шли сво­им хо­дом. Здесь на за­во­де №264 (быв­шая Крас­но­ар­мей­ская верфь) был пе­ре­обо­ру­до­ван слип, с по­мо­щью ко­то­ро­го БО бы­ли под­ня­ты на бе­рег. По пред­ва­ри­тель­но­му рас­че­ту, их вес не дол­жен был пре­вы­шать 157 т. При де­мон­та­же и раз­груз­ке с ко­раб­лей сни­ма­лись ар­тил­ле­рий­ские сис­те­мы, весь бое­за­пас, ды­мо­вая ап­па­ра­ту­ра, хи­ми­че­ское иму­ще­ст­во, якорь и якор­ные це­пи, мач­та, то­п­ли­во, все за­па­сы и т.д. За­вод­ка ко­раб­лей на кильб­ло­ки про­из­во­ди­лась вруч­ную на пень­ко­вых кон­цах. По­сле подъ­е­ма на бе­рег на трех те­леж­ках с ко­раб­лей сни­ма­лись так­же руль и греб­ные вин­ты. До­пол­ни­тель­но бы­ли про­ве­де­ны рас­че­ты на­пря­же­ний при об­щем из­ги­бе в кон­ст­рук­ци­ях кор­пу­са от дей­ст­вия опор­ных ре­ак­ций те­ле­жек, ко­то­рые не пре­вы­ша­ли до­пус­кае­мых. По­сле по­груз­ки на транс­пор­тер бы­ло ус­та­нов­ле­но, что дей­ст­ви­тель­ный вес БО (вви­ду не­пол­ной раз­груз­ки) пре­вы­шал рас­чет­ный и на­хо­дил­ся в пре­де­лах 170-187 т.

Да­лее они бы­ли по­гру­же­ны на 240-тонные транс­пор­те­ры и по же­лез­ной до­ро­ге дос­тав­ле­ны в Ка­лач-на­-Д­ону.

На бе­ре­гу До­на бы­ла вы­бра­на ни­зи­на, за­та­п­ли­вае­мая вес­ной, ку­да про­ло­жи­ли раз­гру­зоч­ный ту­пик, под­хо­дя­щий не­по­сред­ст­вен­но к уре­зу во­ды. На ко­раб­ли с по­мо­щью же­лез­но­до­рож­но­го кра­на ус­та­но­ви­ли ар­тил­ле­рий­ское воо­ру­же­ние и по­ста­ви­ли в фев­ра­ле 1944 г. один за дру­гим «в киль­ва­тер» в рас­че­те, что при по­ло­во­дье они всплы­вут. Од­на­ко во­пре­ки дол­го­вре­мен­но­му про­гно­зу в тот год ока­за­лось ма­ло во­ды вслед­ст­вие не­зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ст­ва осад­ков и ран­не­го тая­ния сне­га. Ко­раб­ли до се­ре­ди­ны ап­ре­ля не всплы­ли, и их при­шлось под­ни­мать на пон­то­нах, пе­ре­обо­ру­до­ван­ных из барж. За­тем охот­ни­ков на бук­си­ре пе­ре­ве­ли в Рос­тов-на­-Д­ону, где и пе­ре­да­ли Чер­но­мор­ско­му фло­ту. Че­рез Азов­ское мо­ре и Кер­чен­ский про­лив ко­раб­ли шли уже сво­им хо­дом.

Вто­рым пу­тем БО спе­ци­аль­ны­ми эше­ло­на­ми дос­тав­ля­лись по же­лез­ной до­ро­ге пря­мо до го­ро­да Ей­ска на Азов­ском мо­ре. Про­дол­жи­тель­ность пе­ре­воз­ки со­ста­ви­ла трое су­ток. Для спус­ка ко­раб­лей на во­ду в Ей­ском пор­ту в мае-и­ю­не 1944 г. бы­ло со­ору­же­но спе­ци­аль­ное спус­ко­вое уст­рой­ст­во, рас­по­ло­жен­ное в вос­точ­ной час­ти мо­ла на про­дол­же­нии подъ­езд­но­го же­лез­но­до­рож­но­го ту­пи­ка хлеб­но­го при­ча­ла. Спуск ко­раб­лей на во­ду был пре­ду­смот­рен без пе­ре­груз­ки пря­мо на же­лез­но­до­рож­ных плат­фор­мах, для че­го в во­ду бы­ло уло­же­но 110 м же­лез­но­до­рож­но­го пу­ти. В ав­гу­сте опе­ра­ция бы­ла ус­пеш­но за­вер­ше­на.

"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

 

Чер­но­мор­ский флот

1 ию­ля 1944 го­да в 5.00 боль­шие охот­ни­ки 2-го ди­ви­зио­на (БО-102 «Ми­нер», БО-103 «Тор­пе­дист», БО-101 «Ар­тил­ле­рист», БО-104 «Зе­нит­чик», БО-105 «Боц­ман») вы­шли из Ей­ска в Та­мань. Там к ним при­сое­ди­нил­ся «Мар­со­вый», ко­то­рый то­же во­шел во 2-й Вар­нен­ский ди­ви­зи­он боль­ших охот­ни­ков Чер­но­мор­ско­го фло­та.

28 ав­гу­ста БО-103 и БО-106 осу­ще­ст­в­ля­ли ох­ра­не­ние ба­зо­вых траль­щи­ков на пе­ре­хо­де из Но­во­рос­сий­ска в Се­ва­сто­поль. На сле­дую­щий день эти охот­ни­ки вме­сте с дру­ги­ми ко­раб­ля­ми от­ря­да вы­шли из Се­ва­сто­по­ля в Одес­су, ку­да при­бы­ли 30 ав­гу­ста в 9.30. На ко­раб­лях на­хо­дил­ся 331 мат­рос для за­хва­чен­ных ру­мын­ских ко­раб­лей и 333 бой­ца 393-го от­дель­но­го ба­таль­о­на мор­ской пе­хо­ты. По­сле не­боль­шо­го от­ды­ха и мел­ко­го ре­мон­та 1 сен­тяб­ря боль­шие охот­ни­ки вы­шли из Одес­сы в Тен­д­ру и от­ту­да в Кон­стан­цу.

Се­вер­ный флот

На Се­вер­ном фло­те боль­шие охот­ни­ки 122-го про­ек­та за­ни­ма­лись буд­нич­ной во­ен­ной ра­бо­той, а ее хва­та­ло. Ос­ваи­вать но­вые ко­раб­ли, рай­он пла­ва­ния, бла­го­ус­т­раи­вать­ся в ба­зах бы­ло не­ко­гда, и это за­час­тую ска­зы­ва­лось на бое­вой служ­бе. В свя­зи с ак­ти­ви­за­ци­ей бое­вых дей­ст­вий вра­же­ских ПЛ в За­по­ля­рье ко­ман­до­ва­ние СФ уси­ли­ло обо­ро­ну мор­ских ком­му­ни­ка­ций. Бы­ли соз­да­ны Ио­каньг­ская и Кар­ская во­ен­но-мор­ские ба­зы, где ба­зи­ро­ва­лось не­сколь­ко БО. Те­перь су­да со­про­во­ж­да­лись спе­ци­аль­ны­ми про­ти­во­ло­доч­ны­ми ко­раб­ля­ми, имею­щи­ми на воо­ру­же­нии гид­ро­аку­сти­че­скую ап­па­ра­ту­ру и бом­бо­ме­ты.

БО-150 «Мо­то­рист» во­шел в со­став фло­та 4 но­яб­ря 1944 г., а 7 де­каб­ря уже за­дей­ст­во­ван в про­ти­во­ло­доч­ных опе­ра­ци­ях се­вер­нее Киль­ди­на. БО-141 «Ки­ро­вец» был сдан в се­ре­ди­не ле­та 1944 г., а в но­яб­ре шел в ох­ра­не­нии кон­воя ЮВ-5.

БО-142 15 сен­тяб­ря 1944 г. уча­ст­во­вал в ох­ра­не­нии кон­воя ДВ-2. Но из-за пло­хой по­го­ды (ве­тер 5-6 бал­лов, мо­ре 3-4 бал­ла, пас­мур­но, тем­пе­ра­ту­ра +3°С) и не­по­ла­док в ме­ха­низ­мах ко­рабль с раз­ре­ше­ния ко­ман­ди­ра кон­воя 16 сен­тяб­ря взял на об­рат­ный курс, на Дик­сон.

29 де­каб­ря БО-142 на­хо­дил­ся в ох­ра­не­нии траль­щи­ков Т-37 и Т-32. Пло­хая ра­бо­та ГАС при­ве­ла к то­му, что Т-37 был тор­пе­ди­ро­ван не­мец­кой ПЛ, ко­то­рая уш­ла из рай­она без­на­ка­зан­ной.

21 ап­ре­ля 1945 г. из пор­та Лии­на­хам­ма­ри вы­шел кон­вой ПК-9 в ох­ра­не­нии эс­кор­та в со­ста­ве че­ты­рех эс­кад­рен­ных ми­но­нос­цев, двух нор­веж­ских траль­щи­ков, шес­ти боль­ших охот­ни­ков и че­ты­рех тор­пед­ных ка­те­ров. Не­смот­ря на силь­ное ох­ра­не­ние, про­тив­ник все же пред­при­нял не­сколь­ко атак под­вод­ны­ми лод­ка­ми в 12 ми­лях се­вер­нее мы­са Цы­п-На­во­лок. Сна­ча­ла эс­ми­нец «Же­ст­кий» со­вме­ст­но с боль­шим охот­ни­ком БО-131 ата­ко­вал об­на­ру­жен­ную под­вод­ную лод­ку и со­рвал ее ата­ку. За­тем око­ло 7.00 эс­ми­нец «Дерз­кий» и БО-131 ата­ко­ва­ли дру­гую под­лод­ку глу­бин­ны­ми бом­ба­ми и на­ча­ли ее пре­сле­до­ва­ние. Бом­би­ли до тех пор, по­ка кон­вой не про­шел опас­ный рай­он.

Тип «Артиллерист» (пр. 122, 122а)

Все­го на че­ты­рех за­во­дах за го­ды вой­ны за­ло­жи­ли 44 боль­ших охот­ни­ка пр. 122-а. а с уче­том 6 зе­ле­но­доль­ских, за­ло­жен­ных ещё до вой­ны (че­ты­ре за­ло­жен­ных на за­во­де №300 бы­ли унич­то­же­ны при ос­тав­ле­нии Кие­ва), об­щее чис­ло на­ча­тых по­строй­кой до окон­ча­ния вой­ны ко­раб­лей это­го про­ек­та со­став­ля­ло 50. До 1 ян­ва­ря 1946 г. всту­пи­ли в строй 23 ко­раб­ля. Подробный списочный состав кораблей здесь.

Проект 122

"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

Водоизмещение 240 т. Размерения 49 х 5.8 х 2 м. ГЭУ дизельная трехвальная, 3300 л. с. Скорость 23.2/12.1 узла, дальность 1750 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм , 2 х 37 мм, 3 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 24 глубинные бомбы типа «Б-1» или 48 типа «М-1». Экипаж 49 чел.

Проект 122А

"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

Водоизмещение 244.2 т. Размерения 50.35 х 5.75 х 2.09 м. ГЭУ дизельная, трехвальная, 3600 л.с. Скорость 21.3/11.3 узла, дальность 1900 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм, 2 х 37 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбомета «БМБ-1».

 

Часть 2. Альтернативная история.

Ну и небольшая альтернативка — замена одного 37-мм автомата на двух- или трехтрубный торпедный аппарат 450-мм как на «Урагане»

"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

Водоизмещение нормальное 470 т, полное 535 т. Длина наибольшая 71,5 м, ширина 7,24 м, осадка 2,1 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 6850 л.с., скорость 26 узлов.

Вооружение: два 102-мм и четыре 45-мм орудия, два пулемета, один трехтрубный 450-мм торпедный аппарат, до 48 малых или 16 больших мин, до 40 глубинных бомб.

Или два-четыре однотрубных побортно 450-мм как у «Лупо»

"Карманный" малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

Водоизмещение стандартное 670 т, полное 1000 т. Длина наибольшая 80,40 м, ширина 8,21 м, осадка 2,85 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19000 л.с., скорость 34 узла.

Вооружение: три 100-мм орудия, восемь 13,2-мм пулеметов, четыре 450-мм торпедных аппарата.

 

 

napoleon_6
Подписаться
Уведомить о
guest


34 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Alexej
14.06.2015 19:16

У немцев был проект 1944

У немцев был проект 1944 года. Две 88. Эрликоны, две торпеды как на шнельботах и гранаты самообороны ПВО. Где-то 200-240 тонн и 16 узловая скорость. 

Ну или взять нашу малую канонерскую лодку проекта 186 и добавить две трубы как на шнельботах. 

NF
NF
14.06.2015 20:15
Ответить на  Alexej

 «и гранаты самообороны

 "и гранаты самообороны ПВО."

 

Что это за такие гранаты? На проекте 1944 года для целей ближней ПВО могли бы быть 20 и 37 мм. ЗА или новейшие 30 мм. Какой вообще смысл в гранатах в целях ПВО?

В 1942―1943 гг. предприятие «Ваффен-Верке» в Брюне на базе 3-см авиационной пушки MK 103 создало зенитную автоматическую пушку MK 303 Br. От пушки Flak 103/38 ее отличала лучшая баллистика. Для снаряда весом 320 г начальная скорость его у MK 303 Br составляла 1080 м/с против 900 м/с у Flak 103/38. Для снаряда весом 440 г эти величины составляли 1000 м/с и 800 м/с соответственно.

Автоматика работала как за счет энергии газов, отводимых из канала ствола, так и за счет отдачи ствола при его коротком ходе. Затвор — клиновой. Досылка патронов производилась досылателем на всем пути движения патрона в камору. Дульный тормоз имел эффективность 30 %.

Серийное производство пушек MK 303 Br началось в октябре 1944 г. Всего до конца года было сдано 32 пушки, а в 1945 г. — еще 190.

Alex -cat
15.06.2015 02:56

как тушка для АИ  корабль

как тушка для АИ  корабль неплох

Ос­нов­ной за­да­чей, воз­ла­гае­мой на эти ко­раб­ли, яв­ля­лось не­се­ние до­зор­ной и ох­ран­ной служ­бы в ближ­ней зо­не на­ших во­ен­но-мор­ских баз и на пу­тях раз­вер­ты­ва­ния сил фло­та. Пред­по­ла­га­лось, что это бу­дет дос­та­точ­но мо­ре­ход­ный и бы­ст­ро­ход­ный ко­рабль, с уве­ли­чен­ной даль­но­стью пла­ва­ния, не­боль­шо­го во­до­из­ме­ще­ния, ко­то­рый был бы спо­со­бен не­сти со­вре­мен­ное по то­му вре­ме­ни воо­ру­же­ние для борь­бы с под­вод­ны­ми лод­ка­ми.

Для подобных задач яб высвиснул третий дизель — скорость упадет на три узла, но построить можно будет больше ( основной затык по дизелям). И лишнее место в корпусе — под аппаратуру.

Alexej
15.06.2015 05:21

Не могу найти. Это что-то

Не могу найти. Это что-то похожее на АГ-1 или АГ-2 было как я понял. Только для кораблей. 

http://www.transport.ru/2_period/vvflota/96_6/exot.htm

Андрей Толстой
15.06.2015 06:55
Ответить на  Alexej

Уважаемый коллега Alexej,
Это

Уважаемый коллега Alexej,

Это —

Многоцелевые корабли типа MZ — 1+3 единицы

MZ-1 (St, 1943/1944/1945 — передан Великобритании в 1945)

285/315 т; 50/52×8,3×2,1 м; 1 диз., 1098 л.с.; 14 уз.; 17,5 т соляра; 1000 (14) миль. Эк. 53 чел. 2×1 — 88-мм/45,1×1 — 37-мм/83,1×4 и 2×2 — 20-мм/65, 2×1 — 533-мм ТА.

Относительно дешевые многоцелевые корабли (Mehrzwecke-Fahrzeuge) для действий в прибрежных водах. Могли использоваться в качестве эскортных, противолодочных или тральщиков. Имели оригиналь­ную ЭУ: один дизель работал через редуктор на 2 вала. В 1943 г. заказа­но 12 единиц; начато постройкой 4 (MZ-1 — MZ-4), но достроен лишь 1. В 1945 г. захвачен брит, войсками, дальнейшая судьба неизвестна.

                                             С уважением Андрей Толстой

dragon.nur
22.06.2015 02:57
Ответить на  Андрей Толстой

Выкружка (очертания) кормовой

Выкружка (очертания) кормовой части около гребного винта на рисунке и вот этот источник говорят, что винт всё-таки был один.

Андрей Толстой
22.06.2015 09:43
Ответить на  dragon.nur

Уважаемый коллега,

Уважаемый коллега, dragon.nur,

Очень может быть. Картинку я брал с Shipbucket.com, а описание корабля с Wunderwaffe.narod.ru. Корабли хорошие, но история с ними темная. Планировали 20 шт., заложили 4 шт., закончили только один, по причине отсутствия двигателей. Так, что изначально, можеть быть и планировали 2-х вальную установку через редуктор, но потом от неё отказались.

                                                                            С уважением Андрей Толстой

dragon.nur
19.06.2019 11:01
Ответить на  Андрей Толстой

Возможно, что источники правы оба — дизельный двухвинтовой, паровые — одно-

Alex -cat
15.06.2015 07:16
Ответить на  Андрей Толстой

до одного двигателя через

до одного двигателя через редуктор яб недодумался. Вот что значит сумеречный германский гений. Высвободившуюся массу пустили на кормовую пушку…но зачем ТА поставили и через редуктор пустили..это мне непонятно. 

NF
NF
15.06.2015 10:45
Ответить на  Alex-cat

«до одного двигателя через

"до одного двигателя через редуктор яб недодумался. Вот что значит сумеречный германский гений."

 

Так у них сильно то не с чего было выбирать по скольку постоянно не хватало двигателей внутреннего сгорания почти всех типов.

NF
NF
16.06.2015 12:20
Ответить на  napoleon_6

1

1

NF
NF
16.06.2015 12:20
Ответить на  napoleon_6

«Это еще немцы шиковали в

"Это еще немцы шиковали в конце войны. Страшно подумать — ДИЗЕЛЬ!

Англичане с 42-го клепали свои 16-ти кнотовые эскротные корабли с паровыми машинами…"

 

Да какой там шик. Вы бы почитали их документы и просто книги о том как они пытались что то выкружить уже после 1942/1943-х годов. Только первый корабль в серии должен был получить дизель, а все последующие тоже как и у англичан паровые машины. И с жидким топливом у немцев в течении всей войны тоже положение было не на много лучше чем у англичан в 1941/1942-х годах. С углём у немцев всё было куда по лучше в течении всей войны.

operation barbarossa
operation barbarossa
15.06.2015 14:39
Ответить на  napoleon_6

для корабля — это не

для корабля — это не критично, это-же не паровоз с его "никакучим" КПД…..

Андрей Толстой
15.06.2015 07:37
Ответить на  Alex-cat

Уважаемый коллега

Уважаемый коллега Alex-cat,

Насчет редуктора поясните пожалуйста, я не все понял. А насчет вооружения полностью согласен. Лучше бы вместо ТА, пару бомбометов и дюжину ГБ, и ЗАУ спаренную, толку было бы больше.

                                               С уважением Андрей Толстой

Alex -cat
15.06.2015 11:10
Ответить на  Андрей Толстой

.

.

NF
NF
15.06.2015 11:11
Ответить на  Alex-cat

«возможно двигатель был

"возможно двигатель был высокооборотистый авиационный..тогда в этом смысл есть)."

 

Нет. Это был не авиационный двигатель, а 6-ти цилиндровый дизельный двигатель фирмы Deutz. Скорее всего он был рядным.

MZ 1 hatte einen Deutz 6-Zylinder-Dieselmotor mit 1000 PS, der eine Geschwindigkeit von 14 Knoten ermöglichte.

 

И этот дизельный двигатель планировалось поставить только на первый корабль в серии. На последующих было решено устаанавливать паровую машину Lentz  мощностью 1040 лс. Для улучшения пореходности так же решено было увеличить длину корпуса на 5 метров. При этом водоизмещение возрастало до 465 тонн.

 

Alle nachfolgenden Boote sollten eine Lentz-Einheits-Expansionsmaschine mit 1040 PS erhalten. Aufgrund der besseren Seefähigkeit verlängerte man die Folgeboote um fünf Meter, wodurch sich die Verdrängung auf 465 Tonnen erhöhte.

 

Heinz Ciupa: Die deutschen Kriegsschiffe 1939–1945

dragon.nur
19.06.2019 11:00
Ответить на  NF

Мне кажется, что пять метров мало что дали бы для мореходности, но вот чтоб котёл разместить — в самый раз.

Alex -cat
15.06.2015 10:50
Ответить на  Андрей Толстой

по редуктору- они поставили

по редуктору- они поставили один дизель, но пустили через редуктор.Причем с редуктора выход был на два вала. Можно же было просто сделать один вал по центру, как на английских Флауэрах. Технический смысл в этом  наверно какойто и был( только я его не вижу… возможно двигатель был высокооборотистый авиационный..тогда в этом смысл есть).

dragon.nur
19.06.2019 10:59
Ответить на  Alex-cat

Одинаковые радиусы циркуляции и вправо, и влево.

Alexej
15.06.2015 05:38

Вот

Вот нашел
http://vif2ne.ru/nvk/forum/files/Alexej/(100602180150)_pibf2.jpg
52,0/50,0×8,3×2,0/2,1 размеры
285/315 тонн
1100 2-х тактный дизель 1100
2-8,8, 1-37 мм, 1×4+2×2 20мм
3×86 RAG (Raketenabwehrgranate)
2×53,3 ТА

 

NF
NF
15.06.2015 10:42
Ответить на  Alexej

«3×86 RAG

"3×86 RAG (Raketenabwehrgranate)"

 

Это как я понимаю неуправленые ракеты которые просто выстреливались в направлении подходящих к кораблю воздушных целей и создавали своими взорвавшимися боевыми частями в кратчайший срок некое подобие заграждения в сравнительно большом по объёму пространстве?

 

 

Alexej
15.06.2015 20:53
Ответить на  NF

Я тоже так полагаю, но точно

Я тоже так полагаю, но точно не знаю. Есть такая информация на английском с фотами на форум:
http://forum.axishistory.com/viewtopic.php?f=70&t=40393
http://forum.axishistory.com/viewtopic.php?t=39049

operation barbarossa
operation barbarossa
15.06.2015 12:24
Ответить на  napoleon_6

хороша штучка!

хороша штучка!

Ansar02
15.06.2015 09:45

!!!

yes!!!

Ansar02
15.06.2015 14:05
Ответить на  napoleon_6

Не скромничайте, почтенный

Не скромничайте, почтенный коллега — отличная статья. Будете "практиковаться" (а я на это очень надеюсь!) — следующие будут ещё лучше smiley.

С уважением, Ансар.

Ansar02
17.06.2015 15:16
Ответить на  napoleon_6

«…в каком приложении учится

"…в каком приложении учится "кораблики" рисовать…"

Понятия не имею! Я просто беру подходящий "шаблон" с Шипбакета и "корректирую" в нужном русле через банальный Пейнт. Если подходящей "жертвы" там нет, в том же Пейнте и в том же стиле рисую свой. ИМХО — самая доступная технология. Осваивается за час-два.

 

Alexej
16.06.2015 07:40

Вообще создать универсальный Вообще создать универсальный корабль не получится. Современная, сохранившееся специализация, на это как бы указывает. Но можно слегка помоч. Грубо говоря есть три вида кораблей/потребности/опасностей: — противолодочные — тральные — ударные/артиллерийские/сторожевые Альтернативой было бы унифкация по корпусу и вооружению. Кроме того: — противолодочные корабли имеют стрелы и могут получать простое тральное оборудование по потребности; — тральные корабли имеют ГАС-ы и могут по быстрому установить минные рельсы. Артвооружение- 85-мм МК-85, 2М3 25-мм или 37-мм автоматы. В качестве того от чего отталкиваться, можно взять проект 122 и малая канлодка проекта 186. Плюс РБ (РБУ), ББ на кораблях ПЛО. Следующий уровень более тяжелый. Тральщик проекта 53 "Фугас" и на том же корпусе СКР "Бриллиант". Но самый интересный был бы более тяжелый проект на базе СКР "Ураган". На прошлой неделе предложили хорошую альтернативу, закупку _стабилизированных_ 105-мм спарок у немцев вместо бесполезного "Лютцова". Всеми руками за. Ну и если уж альтернативить…две башни спаренных 100-к со стабилизацией, радар (РЛС) работающий по воздушным целям и радиовзрыватели от американцев. Для ПЛО ГАС, РБ и ББ. Такой корабль например 100 % контролировал бы ЧМ где основные силы противника были представлены шнельботами, БДБ и малыми устаревшими ПЛ типа наших малюток. Ну и "Штуками". Данных противников корапь мог бы… Подробнее »

Альтернативная История
Logo
Register New Account