Альтернативные канонерские лодки типа «Капитан». Россия

22

Собственно, это мой первый пост на данной замечательной платформе. Я ожидаю критику и конструктивные замечаний по поводу написанного.

Вдохновлялся при создание своей АИ работами уважаемого коллеги Aley.

 

25 августа (7 сентября) 1914 года.

Канонерские лодки «Капитан Игнациус» и «Капитан Степанов», составлявшие созданную вскоре после начала войны флотилию Ботнического залива, несли патрульную службу около Аландских островов. Эти острова были демилитаризированы со времён подписания порядка шестидесяти лет назад Парижского мирного договора, завершившего Крымскую войну. Конечно можно было сославшись на военное время легко обойти его, тем более, что воевавшие тогда с нами державы, теперь оказались союзниками, но император не горел желанием «нервировать» шведов, которые стали крайне полезными для России из-за своей политики нейтралитета. День наверняка был бы обыденным, если бы не одно неприятное «но». С севера к ним приближались два корабля, дымы которых были характерны боевым кораблям, но не скромным каботажным пароходом. Вскоре их опознали — это были германские корабли: миноносец «V-25» и «малый» крейсер «Augsburg».

Командир флотилии честно оценил свои шансы. Их практически не было. На двоих, немцы имели пятнадцать орудий калибром от 88 до 105-мм, на их кораблях стояли паровые турбины, благодаря которым они могли развить скорость в два раза превышающую таковую у русских канонерок, да ещё и просто по размерам неприятель довольно заметно превосходил русские канонерки. Но его не смутила невозможность победить. Он решил, что лучше попытаться нанести врагу ущерб из-за которого тот встанет на ремонт или будет добит подошедшими русскими кораблями, чем бежать или тем более сдаться, как мерзкий трус Небогатов, девятью годами ранее. Немецкие капитаны в результате рейда отправившие к Нептуну всего один единственный пароходик, не упустили свой шанс «набить счёт» и направили свои корабли к российским канонеркам, стремясь потопить их…

…это был тяжёлый бой. Поначалу, русские лодки практически не наносили никакого урона врагам и послушно впитывали снаряд за снарядом. Бой обошёлся «Augsburg’у» всего в три попадания, из них два пришлись на паровые трубы. Лишь одно нанесло реальный ущерб — снаряд пробил борт, а затем взорвался внутри и повредил осколками один из паровых котлов. Русские артиллеристы которые служили на канонерках были довольно плохими и практически не имели опыта, поэтому процент попаданий не достиг был низок. Только один снаряд из сотни выпущенных попал в цель.

Однако осматривая избитые и горевшие русские суда, фрегаттен-капитан Андреас Фишер, командир «малого» крейсера «Augsburg» с удивлением обнаружил, что они держатся на плаву, несмотря на то, что каждое получило более дюжины попаданий! Фишер не верил своим глазам. Не желая тратить ещё больше боезапаса на эти «корыта», он приказал на миноносец добить их торпедами.

Артиллерия русских кораблей замолчала потому с этим не должно было возникнуть проблем. Но когда «V-25» приблизился и снизил скорость, на него рявнкула огнём кормовая пушка «Капитана Игнациуса». Та сумела сделать всего лишь семь выстрелов, прежде чем была уничтожена огнём с «Augsburg’а», однако за это время всё же успела всадить в миноносец один снаряд и он оказался «золотым». Угодив в торпедный аппарат, внутри которого находилась заряженная и подготовленная к выстрелу самоходная мина, он заставил её взорваться, что привело к детонации её «сестёр» в соседних аппаратах. Разорванный миноносец затонул унеся с собой на дно почти весь экипаж.

Разгневанный Фишер отдал приказ немедленно добить русские канонерки и это удалось. Каждая из них получила больше двадцати попаданий и в результате превратилась в изорванную будто бы старая скатерть «посудину». Однако плата за это оказалась высока. Крейсер истратил почти весь боезапас — на каждое орудие осталось всего по 20 выстрелов. А главное, было потрачено время.

Вскоре на востоке показался одинокий дым — это минный крейсер «Новик-II» пришёл принести возмездие врагу за погибших русских моряков. Отбиться от него у немецкого крейсера не вышло. В начале боя он изрядно нахватался снарядов под «брюхо», из-за чего сильно «захромал» и был добит торпедным залпом. «Augsburg» стал четвёртым германским крейсером погибшем в войне. Ранее, британский флот в ходе боя у Гельголанда потопил сразу три немецких «малых» крейсера, в том числе и двух его турбинных собратьев — «Mainz» и «Cöln». Уже на следующий день, 26 августа 1914 года, сгинет на камнях у острова Оденсхольм «малый» крейсер «Magdeburg», шифровальные книги которого станут трофеями императорского флота России.

Альтернативные канонерские лодки типа «Капитан». Россия

***

После катастрофического поражения России, а в особенности её военного флота в конфликте с Японией, наших моряков ждали не награды, а шквал яростной критики со всех сторон. И у монарха, и у созванной вскоре чтобы утихомирить революционные выступления государственной Думы накопилось значительное количество вопросов к облажавшемуся во всём флоту, ответ на который он дать не смог, поэтому понёс дополнительные наказания, в добавок к разгрому и позору Цусимы.

Строительство большинства боевых кораблей для императорского флота России было отменено. «Под нож» пошли не только запланированные, но и уже заложенные корабли. Это, возможно являлось небережливым решением, но явно лучшим, нежели сбросить в бездну ещё больше денег, спустив их на успевшие устареть до начала строительства корабли.

Итого в состав отечественного флота так никогда и не вошли броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», броненосные крейсера «Баян-II» и «Паллада-II», не был восстановлен превращённый в металлолом при подавление мятежа лейтенанта Шмидта бронепалубный крейсер «Очаков», а целый ряд наших кораблей, от «Авроры» до «Дианы» не прошли модернизаций в довоенное время. Не попонился наш флот и «стадом» контр-миноносцев устаревших проектов строившихся в России, Франции и Германии. Не был заказан и знаменитый «Рюрик-II». Да и число «дредноутов» оказалась куда меньше. Вместо дюжины линкоров из реальности, в моей АИ для флота было заложено всего четыре и все на Балтике! (средств под модернизацию черноморских верфей не выделили)

Альтернативные канонерские лодки типа «Капитан». Россия

Зато командование императорского флота стало более изобретательным. Оно научилось не сражаться против мечника мечом, а использовать для этого пистолет. Так ответом на то, что наша «дорогая союзница» по Антанте — Англия заложила для турок несколько дредноутов стала закладка на Чёрном море пары «дредноутных» (вооружённых 12-дюймовой артиллерией) броненосцев береговой обороны и нескольких подводных лодок, к которым чуть позже добились и два корпуса минных крейсеров типа «Новик-II». К началу новой войны в распоряжение царских адмиралов находилось меньше кораблей, но они ощутимо превосходили своих конкурентов из флотов враждебных держав по качеству.

***

Одними из самых спорных кораблей построенных в достаточно суровых рамках кораблестроительной программы 1908-1918 годов стали канонерские лодки типа «Капитан». Свои имена они получили в память о капитанах российских кораблей, что ушли в вечность вместе со своими экипажами и стальными громадами во время недавней войне. Увековечены были имена, а точнее фамилии командиров всей четвёрки «Бородинцев», крейсеров «Дмитрий Донской», «Рюрик», «Боярин», «Аврора» и «Светлана», броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» и нескольких эсминцев.

От других российских канонерок (в худшую сторону) они отличались калибром своих орудий. Всего лишь четыре дюйма (101,6-мм)! Впрочем, у авторов проекта нашлись неплохие аргументы в пользу этого решения. Во-первых, эти орудия существенно превосходили пушки французского мастера Кане по дальности ведения огня. Они били на 83 кабельтовых, а их более ранние конкуренты на 76 и 64 кабельтовых, соответственно. Их снаряды весили меньше, однако это было даже преимуществом с точки зрения простого матросика, ведь ему предстояло подносить их к орудию. При этом значительного перевеса по массе взрывчатого вещества у пушек Канэ не было, зато была значительно меньшая скорострельность. Во-вторых, в погреба можно было вместить куда больше 101,6-мм выстрелов, чем 120-мм или 152,4-мм.

Предназначением этих канонерских лодок должна была стать патрульная служба в мирное время, а в военное, им предстояло прикрывать русские коммуникации на второстепенных и малозначимых театрах. Они едва-ли могли сражаться против крейсеров и «дредноутов»… Но справедливости ради, а какие канонерки вообще это могли?

Ключевым фактором оказалась цена. Другие варианты проекта канонерки с более дорогой артиллерией или энергетической установкой были просто неприемлимы из-за своей цены, которая порой доходила по стоимости до мелкого крейсера, а то и полноценного, вроде «Боярина». В итоге же, строительство всей этой «чёртовой дюжины» (а построено было именно 13 штук, хотя хотели конечно больше…) обошлось всего в 14,5 миллиона рублей, причём цена уменьшалась от одной канонерки к другой и если первая обошлась казне в 1 411 358 рублей, то последняя уже стоила всего 895 798 рублей, то есть на примерно 35% меньше. Стоил лишь гадать насколько цена могла бы упасть на следующие вымпелы, если бы перегруженный заказами для армии и железных дорог «Невский завод» не отправил желавшее заказать ещё три канонерки морское министерство к родственникам одного сатирообразного существа. А жаль… Для них даже успели выбрать имена — в память о тех кто уже погиб на новой войне. Титов, Витгефт-младший и Шельтинг…

***

С началом боевых действий, канонерки ожидали первые модернизации. 28 сентября 1914 года, во время патрульной операции в Финском заливе в результате нападения немецкой субмарины SMS «U-26» был потоплен броненосный крейсер «Громобой». Хотя большей части его экипажа всё же удалось спастись, этот конфуз заставил морское министерство ужаснуться, поскольку внезапно и неожиданно выяснилось, что у царского флота в тот момент, попросту отсутствовало оружие для борьбы с подводными лодками! Впрочем, найти его у «русских умельцев» получилось быстро. Им стали «ныряющие снаряды», принятые на вооружение в самом конце первого года войны. По штату, отныне в боекомплект каждой канонерки входило по 70 этих снарядов, или по 35 на ствол.

Время шло. Наступил тяжёлый для нашей армии 1915 год. Немцы смогли выбить из южной Баварии и Тироля итальянские войска и вторглись на север этой страны, в течение пары месяцев взяв Венецию, Падую и Верону. При виде панического бегства своих войск, король Виктор-Эммануил III поспешил заключить с Германией и Австро-Венгрией сепаратный мирный договор. Это заметно приободрило простых солдат и офицеров армий «Центральных держав» которые направились на восток — сражаться против русских. В войсках к тому времени ощущался дефицит всего и вся из-за чего флоту пришлось делиться частью своего богатства, а именно пулемётами. Их снимали со всех боевых кораблей и канонерские лодки типа «Капитан» не стали исключением. Как покажет в дальнейшем опыт боевых действий, это было по большому счёту верное решение. Канонеркам ни разу не пришлось применять пулемёты в бою, но на суше они спасли сотни, если не тысячи сынов земли Русской и погубили многих солдат врага.

С появлением на Балтике большого количества вражеских гидропланов потребовалось как-либо обезопасить от них наши канонерские лодки, что постоянно несли сторожевую службу и при этом рисковали гораздо серьёзнее, чем линкоры либо крейсера, а также являлись удобной целью из-за своей невысокой скорости. В 1916-1917 годах на все канонерки установили по зенитному орудию. Четыре канонерки получили по одному 75-мм/50 орудия «Canet» на зенитном станке, а все остальные 76,2-мм/30 противоаэропланных орудия Тарнавского-Лендера.

Всего из тринадцати построенных канонерок, до конца войны сумели «дожить» десять. «Капитан Игнациус» и «Капитан Степанов» погибли в ходе сражения у Аландских островов, 25 августа 1914 года вместе со всем экипажем. «Капитан Шеин» был потоплен немецкой субмариной SMS «U-26» у побережья Финляндии, 21 августа 1915 года. А уже после окончания войны, подорвалась на невытраленной мине и погибла канонерская лодка «Капитан Серебрянников». Это произошло около Ревеля, 4 апреля 1917 года и стоило жизни всем кто находился на борту. Остальные лодки после войны получили обратно свои штатные пулемёты которое несли до войны и использовались с целью патрулирования на Балтике и на Русском Севере вплоть до списания в конце 20-ых годов.

• «Капитан Игнациус» (1910-1911-1912, Невский завод) — погиб в бою с немецкими кораблями у Аландских островов, 25 августа 1914 года.

• «Капитан Бухвостов» (1910-1911-1912 Невский завод) — в 1918 году был переведён на север, где служил как патрульный корабль и защищал интересы России, борясь против браконьерства. Был списан в 1926 году из-за сильного износа силовой установки.

• «Капитан Серебрянников» (1911-1911-1912, Невский завод) — подорвался на немецкой мине около Ревеля, 4 апреля 1917 года.

• «Капитан Юнг», с июня 1915 года был переименован в «Капитан Родионов» (1911-1912-1913, Невский завод) — после войны учавствовал в учебных плаваниях в Северное море и посещал с «визитами вежливости» скандинавские государств. Списан в 1931 году из-за сильного износа ряда механизмов.

• «Капитан Миклуха» (1911-1912-1913, Невский завод) — в 1918 году был переведён на север, где служил как патрульный корабль и защищал интересы России, борясь против браконьерства. Был списан в 1926 году из-за сильного износа силовой установки.

• «Капитан Егорьев» (1912-1912-1913, Невский завод) — был списан в 1928 году из-за пробоины полученной из-за посадки на мель возле Дагерорта.

• «Капитан Лебедев» (1912-1912-1913, Невский завод) — был списан в 1931 году из-за износа ряда механизмов.

• «Капитан Степанов» (1912-1913-1913, Невский завод) — погиб в бою с немецкими кораблями у Аландских островов, 25 августа 1914 года.

• «Капитан Трусов» (1912-1913-1913, Невский завод) — был списан в 1929 году из-за износа ряда механизмов.

• «Капитан Шеин» (1913-1913-1914, Невский завод) — был потоплен у побережья Финляндии немецкой субмариной, 21 августа 1915 года.

• «Капитан Керн», с июня 1915 года «Капитан Голиков» (1913-1913-1914, Невский завод) — в 1926 году ушёл на север чтобы заменить списанные канонерки. Прослужил там три года прежде чем также был списан и сдан на слом.

• «Капитан Матусевич» (1913-1914-1915, Невский завод) — в 1926 году ушёл на север чтобы заменить списанные канонерки. Прослужил там три года прежде чем также был списан и сдан на слом.

• «Капитан Шамов» (1913-1914-1915, Невский завод) — в 1929 году был списан, но вернулся в строй в 1932 году в качестве учебного судна для артиллеристов-зенитчиков. Получил новое вооружение, состоящее из 2×1 101,6-мм/45 универсальных орудий и 2×1 40-мм/40 автоматов. Был списан в 1948 году и сдан на слом.

После смерти адмирала Эссена, его преемник на посту командующего Балтийским флотом отличавшийся плохоскрываемой германофобией в числе прочих преобразований, велел переименовать две канонерки. Они получили имена убитых во время «русской революции» 1905-1907 годов капитанов с русскими фамилиями. В Госдуме это незаметное решение тут же кстати вызвало громкий скандал.

Альтернативные канонерские лодки типа «Капитан». Россия

Характеристики:

• Водоизмещение — 1 064 тонны (нормальное), 1 212 тонн (полное)

• Размеры: 80 × 10,1 × 3,3 метра (длина × ширина × осадка)

• Силовая установка: 2 паровые машины тройного расширения, 4 паровых котла «Babcock & Wilcox»

• Мощность: 1 600 лошадиных сил

• Дальность хода: 1 900 морских миль при скорости в 16 узлов или 2 900 на скорости в 10 узлов

• Вооружение: 2×1 101,6-мм/60 орудия Обуховского завода (470 выстрелов) и 2×1 7,62-мм пулемёта «Maxim» (4 000 выстрелов) на момент ввода в строй.

• Численность экипажа: 100 человек

 

 

Следующий пост — альтернативные крейсера-минные заградители типа «Енисей-II».

Daywayfarer
Подписаться
Уведомить о
guest

40 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account