Камикадзе израильского флота

12

Камикадзе израильского флота

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Помимо закупки за рубежом списанных боевых судов, весной 1948 года руководство израильских вооружённых сил решило усилить свой флот ударными средствами. Поскольку торпеды и торпедные корабли Израилю продавать никто не стал бы, выбор пал на итальянские взрывающиеся катера времён Второй мировой войны.

Катера для особых туристов

Эти диверсионные средства были разработаны в Италии в самом конце 30-х годов и для пущей секретности именовались Motoscafo Turismo» («туристический моторный катер»). При длине в 5,6 м и весе в 1 т такой катер оснащался 95-сильным мотором «Альфа-Ромео» и развивал скорость до 33 узлов. Катер изготавливался из дерева, был дёшев и мог перевозиться на обычном грузовике. Сверху корпус был закрыт, чтобы внутрь не захлестывала вода, в передней части имелся отсек на 250 кг взрывчатки, а в задней части — место для одного пилота.

Схема итальянского взрывающегося катера MT. Wikimedia Commons, работа пользователя PimboliDD

Схема итальянского взрывающегося катера MT. Wikimedia Commons, работа пользователя PimboliDD

Двигаясь по поверхности, глиссирующий катер теоретически мог перескакивать через боновые заграждения. Предполагалось, что такие средства будут атаковать корабли противника на якорных стоянках: пилот направит катер в цель, закрепит управление, на безопасной дистанции (100-200 м) откинет заднюю стенку кабины и выбросится в море, используя её в качестве раскладного спасательного плотика. При ударе о цель срабатывали специальные заряды, отрывающие корму, после чего носовая часть с зарядом взрывчатки погружалась в воду и взрывалась при достижении заданной глубины, чтобы нанести максимальный ущерб подводной части корабля.

С 1940 года такие катера состояли на вооружении диверсионных подразделений итальянского флота, прежде всего знаменитой «Десятой флотилии MAS». Первая же атака таких катеров 26 марта 1941 года достигла крупного успеха: в бухте Суда на Крите были тяжело повреждены английский крейсер «Йорк» и танкер «Перикл» (8324 т), спасти ни тот, ни другой не удалось. Итальянцы использовали шесть катеров, все их пилоты уцелели, но попали в плен.

Тяжёлый крейсер «Йорк» naval-history.net

Тяжёлый крейсер «Йорк» naval-history.net

А вот попытка атаковать такими катерами Мальту в ночь с 25 на 26 июля того же года потерпела неудачу: катера не смогли преодолеть заграждение на входе в бухту, и лишь один из них взорвал мост Святого Эльма. После взрыва остальные катера были обнаружены, а затем расстреляны с воздуха при отходе вместе с двумя сопровождавшими их торпедными катерами. Погибло 15 моряков, ещё 18 попали в плен. В дальнейшем взрывающиеся катера применялись итальянцами ещё несколько раз, но без особого успеха — лишь в самом конце войны, 16 апреля 1945 года, катер МТ смог повредить французский эсминец «Тромб» у побережья Лигурии.

Всего в годы Второй мировой войны итальянцы построили около сотни таких катеров (включая модифицированную версию MTM). Кроме того, была создана модификация с 450-мм торпедой. Не все эти суда были завершены и приняты моряками.

Взрывающийся катер MT в музее Хайфы

Взрывающийся катер MT в музее Хайфы

Летом 1948 года израильские эмиссары под руководством Зеева Хайяма смогли выйти на руководство одной из фабрик, занимавшихся строительством взрывающихся катеров («Баглиетто» в Варацце либо CABI в Милане), и купили у них шесть катеров по цене 3000 долларов за штуку. Официально катера покупались в качестве гоночно-спортивных, хотя все понимали, кому и зачем они нужны.

Диверсионное подразделение готовится к бою

Лодки прибыли в Израиль в августе 1948 года и были включены в специальное диверсионное подразделение военно-морских сил под командованием Йохая Бин-Нуна. Официально оно именовалось подразделением спасательных катеров.

Сборка катеров и первоначальные тренировки экипажей проходили на Тивериадском озере в обстановке полной секретности, инструктором работал итальянский моряк Фиоренцо Каприотти. Осенью катера были переведены в Яффу, где для их использования приспособили патрульное судно «Ма’оз», переданное в распоряжение диверсионного отряда Бин-Нуна. Судно несло только одну 76-мм итальянскую пушку, зато могло развивать 15 узлов. Конструкция кормы позволяла бывшей яхте брать на борт четыре штурмовых катера, один из которых планировалось использовать для подъёма экипажей из воды. Израильтяне были крайне озабочены тем, чтобы их моряки не попали в плен.

Иохай Бин-Нун. National Photo Collection of Israel

Иохай Бин-Нун. National Photo Collection of Israel

К началу операции «Иоав» отряд Бин-Нуна был уже готов к бою, а неудача морской блокады Газы вынудила израильское командование прибегнуть к его использованию как к последнему средству. 22 октября около 16 часов в районе Газы был вновь обнаружен египетский флагман «Эмир Фарук» — на этот раз его сопровождал тральщик класса BYMS.

Командующий израильскими морскими силами Гершон Зак по опыту боя 19 октября 1948 года убедился, что артиллерия его кораблей слишком слаба, чтобы нанести существенные повреждения противнику. Поэтому он отправил в море соединение из корветов «Хагана» и «Веджвуд», охотника «Ногах» и базы штурмовых катеров «Ма’оз». Одновременно он запросил у командования разрешения использовать взрывающиеся катера. Его заместитель Пол Шульман (на тот момент ещё гражданин США) согласился с командующим, однако против атаки резко высказался заместитель начальника штаба израильской армии Игаэль Ядин, ответственный за планирование операций.

Корвет «Хагана» paulsilverstone.com

Корвет «Хагана» paulsilverstone.com

Дело в том, что операция «Иоав» уже увенчалась успехом: израильские войска заняли Беер-Шеву и бо́льшую часть пустыни Негев, разделив египетские и иорданские силы. 21 октября при посредничестве ООН было заключено новое соглашение о перемирии, которое вступало в силу с 15 часов 22 октября. По этой причине израильское верховное командование издало приказ, запрещавший проведение активных операций. Однако Шульман, лично вышедший в море вместе со всей флотилией, всё-таки запросил у Зака разрешение на атаку, а тот обратился напрямую к президенту Бен-Гуриону, известному «ястребу». В итоге Бен-Гурион дал согласие, которое корабли получили по радио в 18:10.

Позднее сочувствующие Израилю авторы оправдывали нарушение перемирия тем, что египетские корабли якобы появились у самого Тель-Авива, и израильское руководство боялось, что они устроят блокаду столицы на время перемирия. Однако атака произошла не у Тель-Авива, а у Газы, намного южнее, то есть египетские корабли не представляли для израильтян серьёзной опасности.

Бывшая яхта «Ма’оз», переоборудованная в плавбазу взрывающихся катеров. Jane's All the World Fighting Ships 1953-54

Бывшая яхта «Ма’оз», переоборудованная в плавбазу взрывающихся катеров. Jane’s All the World Fighting Ships 1953-54

Гибель «Эмира Фарука»

В 18:40 «Ма’оз» отделился от флотилии и направился к месту выхода в атаку, расположенному в 7 милях к северо-западу от Газы. Эта точка была рассчитана заранее с учётом возможности корабля перехватить замеченные египетские суда и одновременно оставаться незаметным с берега. Здесь в 21:10 судно спустило на воду все четыре катера. Два из них, управляемые Яаковом Варди и Залманом Абрамовым, предназначались для атаки, третий оставался в качестве резервного — им управлял сам Бин-Нун. Ещё один катер должен был служить сигнальным для сбора остальных после операции, а также выполнять функции спасательного. На нём не было взрывчатки, но находились два моряка — Ицхак Брокман и Яаков Рейтов. Израильские моряки имели шлемы с установленными на них приборами ночного видения, а пилоты катеров надели специальные купальные шапочки с инфракрасными лампочками (для лучшего их обнаружения в воде).

К 22:00 катера приблизились к берегу и обнаружили оба египетских корабля. Египтяне зажгли навигационные огни, так как считали, что перемирие уже действует, и израильтяне не будут атаковать. Бин-Нун, командовавший операцией, приказал Абрамову атаковать «Эмира Фарука», а Варди — идущий следом тральщик. Катера должны были пройти между кораблями противника, чтобы затруднить им стрельбу. Однако пока израильтяне маневрировали, египетские корабли разошлись: «Фарук» продолжил движение на север, а тральщик повернул на юг.

Шлюп «Эмир Фарук», флагман египетского флота tynebuiltships.co.uk

Шлюп «Эмир Фарук», флагман египетского флота tynebuiltships.co.uk

Опасаясь упустить противника, Абрамов начал атаку, но был почти сразу же обнаружен с египетского корабля. «Фарук» открыл огонь из единственной 57-мм пушки и пулемётов винтовочного калибра. Видя, что тральщик уже ушёл далеко, Варди повернул налево, чтобы тоже атаковать «Фарука», но в этот момент у него забарахлил мотор, катер замедлил ход и лёг в циркуляцию. Этот манёвр был неправильно воспринят на спасательном катере: Брокман решил, что Варди собирается поднимать Абрамова из воды, и отвернул в сторону резервного катера командира. Однако Бин-Нун заметил ошибку Варди и сам атаковал тральщик. Он был замечен и обстрелян с египетского корабля, вдобавок у него заело рычаг откидывания задней стенки кабины. В результате командир отряда задержался с покиданием катера и выбросился в воду лишь за 30 м до цели.

В итоге «Фарук» был взорван катером Абрамова и затонул через пять минут. По израильским данным, тральщик тоже был повреждён, но египтянам удалось отбуксировать его в Александрию. Катер Брокмана поднял из воды всех пилотов ударных катеров. Несмотря на огонь, открытый египтянами с берега, Брокман некоторое время оставался на месте атаки, чтобы оценить число спасшихся с «Фарука» египтян — их было насчитано 200-300, хотя экипаж шлюпа составлял всего 70 человек.

В 22:25 Брокман двинулся на поиски «Ма’оза», который прошёл несколько на юг относительно намеченной точки. Однако приборы ночной видимости сыграли свою роль: к 23:10 все израильские коммандос вернулись на свой корабль-базу. Непонятна судьба катера Варди: по одним описаниям, он тоже подорвался, ударившись о борт «Фарука», по другим — израильтяне потеряли в этой операции только два взрывающихся катера.

Британский тральщик типа BYMS №2030. Imperial War Museum

Британский тральщик типа BYMS №2030. Imperial War Museum

«Шайетет 13»

Поскольку атака была совершена в нарушение перемирия, а также для сохранения секретности взрывающихся катеров, израильское командование не объявило о ней публично. Сам «Ма’оз» ещё в течение трёх дней оставался в море, чтобы его возвращение в базу нельзя было связать с атакой. Позднее вокруг операции возникло много легенд — до сих пор во многих публикациях «Эмира Фарука» называют эсминцем или даже крейсером; утверждается, что на нём погибло 500 египетских солдат, доставляемых в Газу в качестве подкрепления, и что из-за его гибели египтяне массово отказывались служить на флоте. Также распространено утверждение, что атакованный Бин-Нуном тральщик получил столь тяжёлые повреждения, что после возвращения в Александрию был списан на слом. Это не подтверждается египетскими данными: к началу войны 1956 года в составе египетского флота числилось столько же тральщиков типа BYMS, что и в 1948-м; более того, неизвестно даже название повреждённого корабля.

Следующая попытка использовать взрывающиеся катера по «прямому назначению» была предпринята в начале января 1949 года — после окончания перемирия, когда египетские корабли впервые обстреляли Тель-Авив. «Ма’оз» вышел им навстречу и спустил катера, однако из-за светлого времени суток это пришлось сделать слишком далеко от противника. Погода была свежей, а мореходность катеров оказалась крайне низка: один из них захлестнуло волнами, и он затонул, а остальные так и не смогли выйти в атаку. Бой ограничился перестрелкой «Ма’оза» с египетскими судами на дальней дистанции.

Пилоты взрывающихся катеров на приёме у президента Бен-Гуриона. Крайний слева — Залман Абрамов, далее Йохай Бин-Нун, Яаков Рейтов, Давид Бен-Гурион, Яаков Варди, Ицхак Брокман. Крайний справа — Яаков Дори, начальник штаба израильской армии. hamaguen.blogspot.com

Пилоты взрывающихся катеров на приёме у президента Бен-Гуриона. Крайний слева — Залман Абрамов, далее Йохай Бин-Нун, Яаков Рейтов, Давид Бен-Гурион, Яаков Варди, Ицхак Брокман. Крайний справа — Яаков Дори, начальник штаба израильской армии. hamaguen.blogspot.com

До окончательного прекращения огня в марте 1949 года израильский флот больше не проявлял активности. Единственным его успехом стала высадка 26 декабря 1948 года с больших патрульных катеров десяти коммандос для подрыва прибрежной железной дороги к югу от Газы. Повреждения, нанесённые израильскими диверсантами, были быстро исправлены, а вторая попытка рейда в январе следующего года закончилась неудачей: коммандос обнаружили вскоре после выгрузки, и им пришлось срочно возвращаться на катера.

За потопление «Эмира Фарука» Йохай Бин-Нун получил звание Героя Израиля, а вся его команда была приглашена на приём и ланч к президенту Бен-Гуриону. В 1960 году Бин-Нун стал командующим израильским флотом и всю жизнь оставался сторонником диверсионных операций, проводимых нетрадиционным оружием и малыми силами. Уже после окончания войны «специальное диверсионное подразделение» было переименовано в 13-ю флотилию (Шайетет 13), и под этим названием известно до сих пор.

Позднее один из уцелевших взрывающихся катеров был переброшен на Красное море и использовался для высадки разведчиков на побережье Иордании. Последний сохранившийся катер MT ныне находится в Музее тайной иммиграции и военно-морского флота в Хайфе.

Литература

      1. Klaus Mommsen. 60 Jahre Israelische Marine. Bonn: Bernard & Graefe, 2009
      2. Harald Fock. Marine-Kleinkampfmittel. Bemannte Torpedoes, Klein-U-Boote, Kleine Schnellboote, Sprengboote gestern – heute – morgen. Nikol, 1996
      3. Jack Greene and Alessandro Massignani. The Black Prince and the Sea Devils: The Story of Valerio Borghese and the Elite Units of the Decima MAS. Da Capo Press, 2004
      4. Eliezer Tal. Naval Operations in the War of Independence. Ma’arakhot Publishing, 1964 (in Hebrew)
      5. Jehuda Wallach (ed.). Security. Carta’s Atlas of Israel. First Years 1948-1961. Carta Jerusalem, 1978 (in Hebrew)

источник: https://warspot.ru/15588-kamikadze-izrailskogo-flota

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account