Какой бомбардировщик лучше

11

Боеспособность отдельного самолета — бомбардировщик ВМВ, Восточный фронт.
В данном посте предложу свое видение на тему «какой самолет лучше»
Здесь не будет рассматриваться стратегия и тактика воздушных операций, а также вопросы качества изготовления самолетов в массовом производстве.

Какой бомбардировщик лучше

 

В начале – цитата   http://www.airwar.ru/enc/bww2/ar2.html  :

… с точки зрения общевойскового командира важным является, не с какой скоростью летает, например, бомбардировщик, или какой у него потолок, а какой ущерб бомбардировщик может нанести противнику при выполнении конкретной боевой задачи в интересах наземных войск. То есть для общевойскового командира важными характеристиками бомбардировщика являются: вес и состав бомбовой нагрузки, эффективность применяемых авиационных средств поражения (авиабомбы, зажигательная смесь и т.д.) по конкретным целям, точность бомбометания и стрельбы. С другой стороны, бомбардировщик решает конкретную боевую задачу в условиях противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии противника. И с этих позиций важными являются: скорость, маневренность, потолок, эффективность оборонительного вооружения, боевая живучесть самолета и т.д.
В этой связи, для полноты описания развития советской концепции скоростного ударного самолета интересно сравнить между собой предвоенные серийные и опытные пикирующие бомбардировщики ВВС КА и люфтваффе — Ар-2, Пе-2, ББ-22ПБ, «ЮЗУ», СПБ и Ju88A-4, с точки зрения их потенциальной боевой эффективности в условиях боев на восточном фронте.
Оценку боевой эффективности самолетов-бомбардировщиков будем проводить исходя из вероятности выполнения последними конкретной боевой задачи по уничтожению целей в интересах наземных войск, или вероятности боевого успеха бомбардировщика. При этом вероятность боевого успеха бомбардировщика определяется вероятностями для бомбардировщика не быть сбитым истребителями и зенитной артиллерией противника на подлете к цели и над целью, вероятностью выхода в район цели с заданной погрешностью, вероятностью обнаружения цели визуальным способом и вероятностью поражения цели при бомбометании.
Все расчеты для сравниваемых самолетов проводились для одинаковых условий их боевого применения. В качестве исходных данных брались типовые наземные цели и условия для наземных и воздушных боев на восточном фронте. Рассматривались два способа боевого применения бомбардировщиков: бомбометание с пикирования по малоразмерной трудноуязвимой цели (долговременные оборонительные сооружения с толщиной перекрытия не более 70 см, мосты, склады и т.д.), для поражения которых требовалось применение авиабомб крупного калибра (250 кг и выше), и бомбометание с горизонтального полета по площадной слабо защищенной или не защищенной цели (колонна пехоты, автомашин и легкобронированной техники, артиллерийские и минометные орудия на позиции и т.д.). Во всех случаях в расчетах принимались максимальные характеристики самолетов.
Вероятности выхода бомбардировщика в район цели и ее обнаружения в расчетах были приняты равными единице. При расчете вероятности поражения цели при бомбометании учитывались характеристики уязвимости цели по отношению к конкретным типам применяемых средств поражения. Летная и стрелковая подготовка летчиков и штурманов — хорошая.
При оценке вероятности сбития бомбардировщика огнем зенитной артиллерии считалось, что распределение зенитной артиллерии (стволов ЗА) в тактической зоне обороны противника равномерное. Поскольку рабочие высоты фронтовых бомбардировщиков на восточном фронте равнялись 2000-3000 м, то в расчетах учитывались только стволы ЗА средних калибров. Учет противозенитного маневра бомбардировщика осуществлялся путем внесения дополнительной’ ошибки в прицеливание зенитных расчетов.
При расчетах вероятности сбития бомбардировщика истребителем были приняты следующие допущения, упрощающие вычисления, но не влияющие на общий вывод при сравнительной оценке боевой эффективности бомбардировщиков различного типа:
в качестве истребителя противника принимался немецкий Bf109f-1, обнаружение и атака бомбардировщика истребителем противника осуществляется из положения барражирования в воздухе, вероятность обнаружения бомбардировщика пилотом атакующего истребителя в зоне патрулирования выполняется визуальным способом и принимается равной 1, при расчете вероятности выхода истребителя в атаку на бомбардировщик противника со стороны задней полусферы (т.е. сближение и боевой разворот с выходом на кривую атаки на дистанцию открытия огня) учитывались характеристики пикирования, скороподъемность и время установившегося виража (радиус), при этом во всех расчетах было принято, что предельная перегрузка на кривой атаки, при которой летчик мог вести прицельный огонь, не превышает 4 единиц, — вероятность сбития бомбардировщика истребителем оценивалась с учетом ответного огня воздушного стрелка бомбардировщика, — стрелковая и летная подготовка летчиков-истребителей — хорошая, стрелковая подготовка воздушного стрелка — хорошая, — учет противоистребительного маневра бомбардировщика осуществлялся путем внесения дополнительной ошибки в прицеливание, — условия воздушных боев (распределение ракурса стрельбы, дистанции стрельбы и длины очереди, предельные перегрузки при атаке и т.д.) принимались типовыми для периода воздушных боев периода Великой Отечественной войны, — прицелы: у истребителей — оптический, у воздушного стрелка бомбардировщика — механический, — стрельба истребителя во всех случаях — сопроводительная. Расчеты показывают, что в типовых условиях боев на восточном фронте при решении боевой задачи по уничтожению малоразмерных трудноуязвимых целей пикирующий бомбардировщик Ар-2 превосходил по эффективности бомбардировщик ББ-22ПБ почти в 5,5 раз, Пе-2 — в 1,4 раза, и немецкий Ju88A-4 — в 1,3 раза.
При решении боевой задачи по уничтожению площадной слабо защищенной цели из всех серийных советских бомбардировщиков наилучший результат показывал опять же Ар-2. При этом Пе-2 «отставал» от Ар-2 в 1,3 раза, а ББ-22ПБ — почти в 2,5 раза. В то же время Ар-2 уступал «юнкерсу» по эффективности в этом виде «двоеборья» примерно в 1,3 раза.
Опытный пикирующий бомбардировщик «ЮЗУ» 2АМ-37 превосходил по боевой эффективности как Ар-2, так и Ju88A-4 при решении любых задач авиационной поддержки войск. В отличие от своих оппонентов «ЮЗУ» был способен нести три ФАБ-1000 (максимальная емкость бомбодержателей) и «метать» их с пикирования. [1]

Со своей стороны и я попытался самостоятельно определить боеспособность самолетов ВМВ, приведенную к единому числовому показателю (назовем его Интегральная боеспособность самолета). Показатель этот представляет собой сумму произведений двух столбцов – столбца весовых коэффициентов и столбца показателей самолета.
Значения весовых коэффициентов, а также набор параметров приведены по моему субъективному мнению.

Итак, лучший бомбардировщик, ИМХО, это такой, который вывалит с наибольшей вероятностью как можно больше бомб на врага.

«как можно больше» — тут у нас есть максимальная бомбовая нагрузка

«С наибольшей вероятностью» — тут придется выбирать факторы, влияющие на это утверждение

Практическая дальность на мой взгляд существенной роли в боеспособности бомбардировщиков не играла, поскольку достаточно скоро стало ясна необходимость истребительного прикрытия бомбардировщиков на всем маршруте. Так что максимум возможного (и 1500, и 3800 км) использовался крайне редко.

Разные там время виража, скороподъемность и существенного значения не имеют, поскольку уйти от истребителя маневром ни один бомбардировщик не может. Он может только либо остаться незамеченным, либо надеяться на истребительное прикрытие, либо, на худой конец, отстреляться.

Из летных характеристик выбрана Крейсерская скорость, поскольку по мере ее роста падает время выполнения миссии  В свою очередь короткое время миссии повышает вероятность успеха.

Влияние на боеспособность максимальной скорости: В отдельных тактических ситуациях бомбардировщик может сократить время огневого контакта с истребителем за счет максимальной скорости, а один из бомбардировщиков времен ВМВ (Москито) за счет своей феноменальной скорости… даже мог уйти от них!

Оборонительному вооружению бомбардировщика я дал суммарно 15% — оно повышает возможность выжить, особенно при действиях бомбардировщиков в группе.

Чрезвычайно важны для бомбардировщиков были совершенные прицелы для бомбометания, устройства для пикирования и навигационные приборы для слепых полетов. Выставление этих показателей было делом чисто интуитивным.

К примеру, показатель устройста для пикирования:

Для Пе-2 это 0,6 (показывает тот факт, что из 1000 кг максимальной бомбовой нагрузки — 600 кг можно было разместить во внутреннем отсеке и метать с пикирования), а Ту-2 получил к-т 0,2, поскольку почти никогда не применялись для бомбардировок с пикирования (верояно, это вызвано с одной стороны дефицитом Ту-2 и достаточным количеством в войсках Пе-2, а с другой стороны недостатком летчиков, уверенно освоивших этот тактический прием). В итоге с части Ту-2 в войсках сняли тормозные решетки, а часть Ту-2 была выпущена на заводе без них.

Интегральный показатель боеспособности самолета предлагается такой: по каждому из параметров (например, максимальная скорость) для определения боеспособности самолета вычисляется, насколько данный самолет хуже рекордсмена, то есть например для Ю-88  мы делим его максимальную скорость 467 км/ч на 619 км/ч (скорость рекордсмена Москито). Получившееся соотношение умножается на весовой к-т данного параметра. В данном случае (467/619) * 15%. Так же вычисляем и по всем остальным параметрам, и получившиеся величины складываем. Итоговый результат покажет, наколько каждый самолет хуже идеала, где идеал — это  самолет с максмальными параметрами (скоростью Москито, вооружением В-25, приборами и устройствами пикирования Ю 88, бомбоемкостью Хе 111)

Какой бомбардировщик лучше

 

Лучше всех оказался Ю-88

Какой бомбардировщик лучше

Второе место Ту-2

Какой бомбардировщик лучше

Третье место B-25 Mitchell

Какой бомбардировщик лучше

 

версия рейтинга от 29 09 2012

Какой бомбардировщик лучше

Подписаться
Уведомить о
guest

153 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account