Шведский катер Висбю многие считают эталонным для боевых быстроходных катеров, выполненных с использованием стелс-технологий. И вот, на выставке Армия-2019, ЦКБ имени Р.Е. Алексеева был представлен корабль, который не только ни чем не уступает шведскому аналогу, но и во многом его превосходит.
Справедливости ради нужно заметить, что 2019 не год премьеры этого боевого корабля. Впервые он был представлен несколько раньше, в 2015 году, на выставке МВМС-2015.
Содержание:
Предыстория проекта
В 70-е годы наши морские пограничники столкнулись с проблемой, что в наши воды начали заходить нарушители границы на быстроходных катерах, максимальная скорость которых превышала таковую на наших кораблях. Это приводило к тому, что им удавалось осуществлять некие разведывательные миссии и уходить безнаказанными.
Для решения этой проблемы ЦКБ имени Р.Е. Алексеева получило задания на разработку сверхбыстроходных катеров для погранслужбы. Задание было выполнено в конце 70-х годов. Так появились на свет боевые катера на подводных крыльях Проекта 133.
Катера оказались более чем удачными. Их силовая установка давала возможность развивать скорость в 40 узлов (74 км/час), а вооружению, решать самый широкий спектр задач. Кстати оно состояло из:
- 76-мм универсальной пушки АК-176;
- 30 мм автоматической зенитной пушки АК-630;
- 2-х противолодочных 400 мм торпед;
- 1-го противолодочного бомбомёта;
- 6-и глубинных бомб.
Как можно увидеть из состава вооружения, катер мог не только бороться с надводными нарушителями границы, но и успешно осуществлять противолодочные задачи.
Всего было построено в конце 70-х, начале 80-х 12 кораблей этого типа, которые служили на всех флотах СССР. А после развала Союза продолжили службу во флотах независимых государств, а конкретно во флотах России и Украины. Однако, каким бы не был удачным проект, к концу века, катера которые вели активную службу, выработали свой ресурс и стали потихоньку выводиться из состава флотов. Таким образом, сегодня на вооружении не стоит ни одного катера Проекта 133.
Появление катеров Проекта 133РА
Сегодня ЦКБ имени Р.Е. Алексеева, в условиях рыночной экономики, занимается активным поиском новых заказов. Поэтому в инициативном порядке в КБ решили разработать максимально глубокую модернизацию заслуженных кораблей.
Корабль получил название Проект 133РА «Антарес РА» и очень серьёзно отличался от своего прародителя 20-го века.
Техническая начинка катера Проекта 133РА «Антарес РА»
От старой машины на новый проект перекочевала только конфигурация подводной части. Всё остальное на катере новое.
Водоизмещение катера немного выросло, со 190 до 226 тонн.
Состав силовой установки авторы проекта не озвучивают. Но известно, что она обеспечить увеличение скорости катера практически в полтора раза. Теперь его максимальная скорость составляет 60 узлов (у Проекта 133 была 40).
Сама надводная часть выполнена с широчайшим использованием технологий малозаметности.
Состав вооружения так же не утверждён. На катере предусмотрено 2 места для установки пушечного вооружения, но его состав каждый заказчик может утвердить индивидуально.
Так же существенно изменена боевая задача корабля. На нём полностью исключена противолодочная функция, зато на корабле появились 4 крылатые ракеты типа «Калибр». Теперь новые катера представляют существенную опасность практически для любого надводного корабля, включая авианосцы.
По мнению авторов проекта, катера могут стать основой, так называемого, москитного флота не очень богатых стран.
Ну и в заключение рассказа нельзя не сказать что на кораблях, конечно же, появится самое современное радиолокационное оборудование, а так же средства связи. В качестве авиационного вооружения на корабле будут использовать беспилотный летательный аппарат.
Заключение
Пока перспективы проекта достаточно туманны. О закупках Антаресов, флотом России, ни какой информации нет. Однако, по словам функционера госкорпорации «Ростех», в которую входит ЦКБ имени Р.Е. Алексеева, Анцева, по поводу закупки этих катеров ведутся переговоры с представителями нескольких стран. Правда, какие конкретно страны выразили заинтересованность в закупке катеров, функционер не уточняет.
Найдут ли авторы проекта заказчиков для своих катеров, судить об этом я не берусь, но как мне кажется, они бы вполне вписались и во флот России. Так что будем ожидать появления информации о закупке кораблей нашим ВМФ. Да и после появления этих кораблей в металле, наверняка увеличится интерес к ним за границей.