Каким будет российский транспортный самолёт будущего. «Слон» и другие или интегральная схема против стандартной

15

Сегодня самым тяжелым и грузоподъемным отечественным самолетом является Ан-124 «Руслан». Однако парк этих самолётов, созданных ещё во времена СССР, стремительно устаревает и самолёты, хоть и медленно, но постепенно уходят на списание. И лет через 10 Россия рискует остаться вообще без тяжёлых транспортных самолётов.

Совсем недавно предпринимались попытки наладить производство «Русланов» на новой площадке, но она провалилась по финансовым соображениям. Поэтому сегодня ведутся работы сразу по нескольким проектам будущих тяжёлых транспортных самолётов. Известно о них сравнительно не много, но то что известно, я постараюсь выложить в статье ниже.

Содержание:

Тяжёлый транспортный самолет «Слон»

Работы над этим проектом ведутся в ЦАГИ. Соответствующий контракт был подписан 31 августа 2016 года.

Первые наработки по проекту были представлены ещё в 2017 году на выставке МАКС-2017. Тогда же было озвучено что будущая машина сможет брать на борт грузы массой до 150-180 т и доставлять их на расстояние до 7 тыс. км со скоростью 850 км/ч.

Проекта самолёта по теме «Слон» уже достаточно глубоко проработан. Изготовлен макет из стали и алюминия в масштабе 1:50. Она весит 120 кг, имеет длину 1.64 метра и размах крыльев 1.75 метра. Эта модель уже продута в разных аэродинамических трубах.

Транспортный самолет новой модели предлагается строить по нормальной аэродинамической схеме и оснащать высокорасположенным крылом большого удлинения и хвостовым оперением с одним килем. Практически всю длину фюзеляжа должна занимать грузовая кабина. Этот отсек разработан с учетом опыта по проекту Ан-124. В частности, предусматривается использование носовой и хвостовой погрузочных рамп, а также возможность размещения дополнительной палубы. Силовая установка должна состоять из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей.

С точки зрения конструкции и компоновки фюзеляжа «Слон» напоминает «Руслан», однако предусматриваются существенные отличия. Так, фюзеляж перспективного самолета должен иметь поперечное сечение, образованное пересечением дуг окружностей. За счет этого удалось сохранить ширину пола грузовой кабины на требуемом уровне, тогда как высота потолка увеличивается до 5,2 м (с подъемом груза тельферами до 4,01 м). Верхние дуги сечения образуют некое подобие гаргрота, пригодного для размещения сразу двух салонов.

Основная часть фюзеляжа ТТС «Слон» отдается под грузовую кабину. Спереди и сзади в ней предусматриваются откидные рампы с функциями гермостворки. В полетном положении рампы закрываются подвижными обтекателями. Предлагаются две конфигурации грузоотсека и, соответственно, два варианта фюзеляжа разной ширины. В первом случае кабина имеет ширину 5,3 м, оптимизированную под применение стандартных контейнеров и паллет. Во втором случае ширина составляет 6,4 м, что позволяет перевозить автомобильную и иную технику с двухрядным ее размещением.

Под потолком грузовой кабины предлагается поместить две рельсовые направляющие для тельферов. Предусматривается монтаж дополнительной палубы, позволяющей помещать полезную нагрузку «в два этажа». В частности, это обеспечит одновременную перевозку контейнеров разных типов либо перевозку грузов и людей.

В носовой части фюзеляжа, над грузовым отсеком за подъемным обтекателем, располагается кабина экипажа. Позади нее предлагается поместить салон или каюты для сменного экипажа. За центропланом гаргрот предлагается использовать для аналогичных кают сопровождающего персонала. Внутренние отсеки разделены на две т.н. зоны наддува. В кабине и каютах должно поддерживаться большее давление, чем в грузовом отсеке.

Самолет предлагается оснастить крылом кессонной конструкции со стреловидностью по ¼ хорд 27,5°. Крыло должно иметь удлинение 10,34 и сужение 4. Относительная толщина – от 10 до 14%. Размах крыла – 87-88 м. Для упрощения эксплуатации и размещения техники на стоянке предлагается использовать складные законцовки крыла. Задняя кромка крыла оснащается развитой механизацией. За счет этих устройств следует обеспечить возможность взлета с полос длиной не более 2,5-3 км.

В качестве силовой установки предлагается набор из четырех перспективных турбореактивных двигателя ПД-35 с большой степенью двухконтурности. Изделия с взлетной тягой до 35 тс должны устанавливаться на пилонах под крылом. Необходимые двигатели пока находятся на стадии проектирования. Предприятие «ОДК-Пермские моторы» планирует представить первый прототип ПД-35 к 2023 году. Опытно-конструкторские работы завершатся в 2025-м.

Высокие характеристики самолета «Слон» предъявляют особые требования к его шасси. С учетом опыта предыдущих проектов предложено использование двух носовых управляемых опор и 14 основных, по 7 на каждом борту. Конструкция стоек должна обеспечивать амортизацию, а также изменение клиренса, в том числе с наклоном самолета в нужном направлении.

Габаритные, весовые и прочие характеристики «Слона» зависят, в первую очередь, от типа фюзеляжа и размеров грузового отсека. Расчеты показывают, что применение большей кабины приводит к необходимости использования крыла размахом 88,32 м вместо исходного 87,1-метрового. Площадь крыла соответственно увеличивается с 764,5 кв.м до 789,8 кв.м. Пустой самолет с «узким» фюзеляжем, по расчетам, имеет массу 214,31 т, с «широким» – 222,3 т. Масса коммерческой нагрузки определена в 150 т. Запас топлива – 124-125 т. Максимальная масса для двух вариантов самолета достигает 490,2 т (с узкой кабиной) и 499,14 т (с широкой).

Скорость полета определяется на уровне 800-850 км/ч. С грузом 150 т максимальная дальность полета может составлять 7700 км. При увеличении нагрузки до 180 т дальность падает до 4900 км. Перегоночная дальность с максимальным запасом топлива и без груза – не менее 18,6 тыс. км. Во всех случаях самолету требуется взлетно-посадочная полоса длиной не более 3000 м.

Проект «Безымянный» или «Слон-2»

Как уже упоминалось в начале статьи «Слон» от ЦАГИ далеко не единственный проект над которым сейчас ведутся работы. Однако, он самый распиаренный. Даже опытного самолёта ещё нет но о нём известно практически всё. А вот по другим проектам тишина. Правда, это не значит что проработаны они хуже, просто их авторы стараются пока особо не распространяться.

Однако в сеть просочились некие картинки или 3D модели какого то военно-транспортного самолёта. В сети эти картинки обычно иллюстрируют статьи посвящённые «Слону». Но понятно что к Слону они не имеют ни какого отношения.

Ни каких данных конкретно по этому самолёту нет. Но по представленным иллюстрациям видно что самолёт выполнен по интегральной схеме, то есть с несущим фюзеляжем. Другими словами данная машина должна кардинально отличаться от «Слона» Если у того корпус представляет овал вытянутый по вертикале, то здесь он растянут вширь.

Резюме

Честно говоря не знаю, сколько сегодня разрабатывается проектов военно-транспортных самолётов для замены «Руслана», два или больше. Но очень хорошо, что хотя бы один из них разрабатывается по модной сегодня интегральной схеме.

Если это рисунки реального проекта, а не фантазии какого то сетевого 3D моделиста, то мы сможем, в ближайшее время, убедиться, действительно ли интегральная схема даёт какие то преимущества.

Если в серию пойдёт проект номер 2, значит на испытаниях эта схема себя оправдала. Если же весь хайп вокруг интегральной схемы ни чего не стоит, значит будущий самолёт будет выглядеть так же как и раньше. Собственно, в этом мы сможем убедиться в ближайшие 5-10 лет, а может и раньше.

Источники:

https://topwar.ru/153406-proekt-slon-tjazhelyj-transportnyj-samolet-buduschego.html

https://bmpd.livejournal.com/2742690.html

http://fan.lib.ru/img/s/shumil_p/ruslan-fy-124/index.shtml

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account