Как в Fallout: самые смелые проекты городов-бомбоубежищ США

1

 

Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.

Бомбоубежища в виде подземных городов — с огромными заводскими комплексами, транспортными магистралями, цветной формой для жителей и строгим распорядком дня. Думаете, такое возможно только в компьютерных играх? В начале 50-х годов в США это почти стало реальностью.

Угрозы будущего+

После первого применения ядерного оружия стало ясно, что будущая война будет вестись с широким его использованием. Это требовало серьёзно переосмыслить опыт создания бомбоубежищ, накопленный за время Второй мировой войны. Укрытие, ещё недавно способное защитить от серьёзной бомбардировки, не могло противостоять силе атома.

Как в Fallout: самые смелые проекты городов-бомбоубежищ США

Требовалось что-то новое. Кто-то разрабатывал устойчивые к атомным ударам города. Кто-то адаптировал уже существующие убежища.

Проект внешнего убежища, устойчивого к ударной волне ядерного взрыва. Такие «стены» должны были разделять город на соты и мешать распространению пожаров и ударной волны

В начале 50-х годов, после появления атомного оружия у обеих сторон конфликта, за этот вопрос со всей серьёзностью взялись и на государственном уровне. Из-за секретности сейчас сложно сказать, как шла в этом направлении советская инженерная мысль, а вот у США дело обстоит попроще. После появления в декабре 1950 года FCDA (Федеральной администрации гражданской обороны) разгорелась серьёзная дискуссия о том, какими должны быть убежища от ядерной войны. С одной стороны, проще всего было доработать конструкцию обычных бомбоубежищ и оснастить их более мощными системами фильтрации — получилось бы вполне достойное укрытие.

С другой стороны, атомная война вносила свои коррективы. Многие считали, что этот конфликт будет настолько разрушительным, что за считанные часы рухнет весь государственный механизм. Люди, оказавшиеся в обычных убежищах, смогут продержаться несколько дней или неделю, дальше их должна спасти гражданская оборона.

Но что делать, если на восстановление государственных механизмов уйдёт слишком много времени и спасатели не успеют прийти? И куда потом эвакуировать всех спасённых из убежищ?
Ясных ответов на эти вопросы не нашлось, но всё же было принято решение пока не заниматься экспериментами и строить небольшие бомбоубежища.

Идеи настоящих подземных городов стали перетекать из фантастики в реальности. На картинке — проект 70-х годов, очень похожий на некоторые идеи из 50-х

Город под Манхэттеном

Однако мировая ситуация развивалась не в лучшую сторону. Ядерного оружия становилось всё больше и больше, совершенствовались средства его доставки. Неудивительно, что мысли о более значительных убежищах не только не пропали, а наоборот — нашли выражение в новых проектах. Одним из самых проработанных стало Манхэттенское убежище.

Как в Fallout: самые смелые проекты городов-бомбоубежищ США

Размещение бункеров Манхэттенского убежища под Нью-Йорком

Его разработали в 1957 году с подачи Германа Кана — экономиста, футуролога, теоретика ядерной войны, автора концепции Машины Судного дня, прототипа доктора Стрейнджлава и просто хорошего человека. По его мнению, чтобы вести полноценную политику, США необходимо иметь возможность выдержать ядерный удар противника и спасти своё население. Для этого он предложил создать гигантские убежища глубокого залегания — по сути, настоящие подземные города. В качестве примера он выбрал Манхэттен, но в будущем предполагалось распространить программу на 50 основных городов США.

Любитель игры Fallout узнает в проекте много знакомых черт. После эвакуации жители убежища разделялись по блокам и получали цветную форму с номерами. Планировалось, что порядок будет поддерживаться силами раздутой службы безопасности, правда, без стрелкового оружия.

Максимальная строгость и нетерпимость к любым нарушениям, коллективная ответственность, чёткий распорядок дня, совместный приём пищи всем блоком и обязательная зарядка под мотивирующие речи.
Планировалось активно использовать успокоительные средства, добавляемые в еду, и специальные психологические приёмы — от успокаивающих цветов в интерьере до обязательных сеансов психологической обработки. Так с лёгкостью можно поверить в социальные эксперименты в духе тех, что представлены в Fallout.

Как в Fallout: самые смелые проекты городов-бомбоубежищ США

Общая столовая блока убежища

Демократия присутствовала бы только в виде ширмы — каждый блок избирал своего представителя в руководство Убежища, но его полномочия сводились бы только к докладам о проблемах. Настоящая власть была у человека, специально подготовленного для выполнения этой задачи ещё до войны, изучившего психологию и науку управления массами. Так и хочется назвать его Смотрителем.

Но во многих других аспектах Манхэттенское убежище отличалось от своих игровых коллег. Во-первых, масштаб. Спасать тысячу человек не имеет особого смысла, а вот сразу 160 тысяч — куда интереснее. Потому в убежище даже были свои транспортные магистрали и машины, а ядерный реактор размещался в каждом блоке. Срок обитания в убежище составлял не десятилетия или даже столетия, а всего три месяца. За это время на поверхности службы гражданской обороны пришли бы в себя и подготовили эвакуационные лагеря для выживших.

Многие детали проекта подвергались особой проработке — например, конструкция и размещение входов в убежище, чтобы к ним можно было добраться за минимальное время, не создавая заторов. В качестве системы оповещения о начале эвакуации предлагали вместе с обычными сиренами и радио использовать небольшой ядерный заряд, подрываемый высоко над городом. Такой сигнал сложно было бы не заметить.

Как в Fallout: самые смелые проекты городов-бомбоубежищ США

Спуск в убежище

Проект подвергся серьёзной критике — даже не из-за цены, а из-за возможных последствий. Почти четверть населения стали бы сотрудниками гражданской обороны с серьёзными полномочиями, любое недовольство мгновенно подавлялось бы ими с применением силы. Жители постоянно подвергались бы воздействию как психологическому, так и физическому — в виде успокоительных препаратов.
Многие опасались, что даже три месяца в таком убежище полностью уничтожат основу американского общества. Из убежищ выйдет уже не свободный народ. «Мы спасём людей, но потеряем нацию», — звучало у критиков проекта.

Спасти завод+

Примерно в то же время разрабатывался проект спасения не только населения, но и экономики. Ведь даже если получится спасти людей, предприятия, на которых они работали, всё равно будут уничтожены. И без того побитая войной экономика не осилит такое количество беженцев и окончательно развалится.

Для решения этого вопроса профессор Корнеллского архитектурного колледжа Фредерик Эдмондсон с поддержкой Фонда Форда разработал проект убежища-завода, способного продолжить работу даже в условиях ядерной войны и выпадения радиоактивных осадков.

Как в Fallout: самые смелые проекты городов-бомбоубежищ США

Подземный модуль убежища-завода

На территории США появилось бы множество моногородов, построенных вокруг одного предприятия. В мирное время на поверхности там жили бы примерно девять тысяч человек. При этом под городом сразу создавалось огромное убежище на всё это население.

Сам завод изначально строили бы полностью под землёй, на глубине в 30 метров. С началом ядерной войны люди бы спускались в убежище и продолжали там жить и работать. Под землёй так же были бы школы, больницы, магазины и даже кинотеатры.

Как в Fallout: самые смелые проекты городов-бомбоубежищ США

Карта подземного завода

Город получал бы электричество от атомных реакторов, воздух — через фильтры, а воду — по трубам из артезианских скважин и бассейнов соседних рек. После падения уровня радиации до безопасного подземный город возобновил бы сообщение с поверхностью, но «выселили» бы его не сразу.

Подземные заводы ещё годы поставляли бы продукцию и получали продукты, товары и всё необходимое для продолжения существования. И лишь после окончательной стабилизации ситуации люди вернулись бы на поверхность.

Как в Fallout: самые смелые проекты городов-бомбоубежищ США

Станция подземной транспортной системы убежища-завода

Существовало ещё множество схожих проектов, и говорить о них можно долго. Но почему подобные убежища появились только в научной фантастике и играх? Конечной причиной стали огромные цены, нереальные даже для США.

Кроме того, опасными были действия стороны-противника. Если бы в США создали работающую систему убежищ, то СССР оказался бы в крайне невыгодном положении. США могли бы спокойно начать атомную войну — с расчётом на победу. Логичным ответом могла быть только атака до момента завершения строительства системы убежищ.

Другой проблемой стала разработка специальных пробивных ядерных зарядов, для которых и 30, и даже 60 метров грунта — не препятствие. При ударе такими боеголовками убежище превратилось бы в гигантскую братскую могилу.

Как в Fallout: самые смелые проекты городов-бомбоубежищ США

Один из многочисленных проектов личных убежищ в США

Вместо этого США и СССР сосредоточились на создании небольших убежищ — вплоть до личных бункеров на заднем дворе, а также на развитии системы гражданской обороны.

Сейчас угроза ядерной войны возвращается. Вопрос об убежищах снова встаёт в полный рост. И остаётся лишь надеяться, что нам не придётся их испытать.

источник: https://warhead.su/2018/10/04/kak-v-fallout-samye-smelye-proekty-gorodovbomboubezhisch-ssha

youROKer
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account