Выкладываю части книги — депутатского расследования комиссии под руководством депутата С. Говорухина. Это, по сути, продолжение более ранней статьи "Вооруженное сопротивление советского народа демократии".
https://alternathistory.ru/vooruzhennoe-soprotivlenie-sovetskogo-naroda-demokratii
Деятельность "Народного Фронта в Поддержку Перестройки Молдовы" и чеченских бандитов образца 1991-92 гг. до последней запятой совпадает друг с другом. И стратегия и тактика их абсолютно одинаковы. Причем то же самое происходило и в Азербайджане, и в Грузии, и в РФ. Только цели у кукловодов были разные. Офицеры, служившие в Грузии, рассказывают, что из Москвы приходили приказы отдать вооружение армянам и азербайджанцам для ведения войны друг с другом. И боевики с обоих сторон приезжали. Им отданы сотни только танков, не говоря о остальном. Если бы офицеры остались верны своему долгу, то бандиты воевали камнями и палками. Но случилось то, что случилось.
Я акцентирую здесь внимание на финансировании и вооружении Дудаева теми, кто прикрывался тушкой Ельцина и до сих пор остался почти не известен. Эти люди по прежнему руководят.
3. Финансирование незаконного режима
Реализация провозглашенных целей создания суверенного исламского государства требовала значительных средств и, в первую очередь, финансовых. Для пополнения своего бюджета ЧР использовала любые возможности-, в том числе официальное финансирование со стороны Российского правительства. Признав президентские и парламентские * выборы в Чечне незаконными, федеральные органы власти тем не менее продолжали осуществлять финансирование этой республики.
Периодически от Минфина поступали значительные суммы наличных денег. Причем каждый раз.это странным образом совдадало с планируемыми выступлениями оппозиции.
Так, в марте 1992 года, когда политические противники дудаевского режима планировали свое первое выступление, в Грозный из России было доставлено 150 млн рублей наличными В августе 1992 года, за неделю до очередной антидудаевской акции, из Москвы поступает 500 млн. рублей наличными.
В конце 1992 года в Москву приезжал премьер-министр Чечни Я. Мамадаев и речь шла уже о 2,5’млрд. рублей. И в начале апреля 1993 года деньги начинают доставляются в Грозный — как раз накануне общереспубликанской забастовки, назначенной оппозицией на 15 апреля 1993 года.
Таким образом, незаконный режим в трудные для него периоды получал от федеральных властей не только моральную, но и конкретную материальную-поддержку.
Другое направление официального финансирования — перечисление средств из пенсионного фонда России для выплаты пенсий на территории Чечни. Дудаев успешно этим пользовался и направлял получаемые средства для иных целей. И, несмотря на достоверные сведения о массовых невыплатах пенсий, финансирование осуществлялось вплоть до марта 1993 года( переведено на сумму 2,5 млрд. рублей) и было прекращено лишь по решению Верховного Совета РФ.
В 1993 году "денежную помощь" Д.Дудаеву оказала Эстония. 20 и 21 марта 1993 г. на двух самолетах из Таллина в Грозный (под видом.диппочты) было доставлено в общей сложности 18,2 тонны советских денег, изъятых из обращения в Эстонии!, на сумму 2,5 млрд рублей. Таким образом, было совершено финансовое преступление, подрывающее экономику России.
Из показаний свидетелей Комиссии также стало известно, что в 1994 году известный российский банк (Кредобанк) перечислял в Чечню $700 тыс. и $650 тыс. американских долларов
Крупным источником как рублевых, так и валютных поступлений являлась нефть.
По сведениям бывшего должностного лица ЧР (чеченца, теперь проживающего в Москве), Чечня получила от продажи нефти и нефтепродуктов заграницу в 1992-1993 миллиарды долларов США. Только прямое пособничество российских правительственных структур могло обеспечить поступление огромных объемов нефти в Чечню, доставку продуктов нефтепереработки за рубеж по российским трубопроводам и получение нефтедолларов режимом Дудаева.
В этой связи Комиссия выявила следующее.
К 1991 году нефтегазовый комплекс республики включал 54 предприятия. В крупнейшее в Чечне производственное объединение — "Грознефтеоргсинтез", «ходило три нефтеперерабатывающих завода: Новогрозненский НПЗ, Грозненский НПЗ им. Шарипова, Грозненский НПЗ им. , Ленина, а также Грозненский нефтехимкомбинат. Кроме автомобильного бензина, дизтоплива, мазута, бензина для химической переработки объединение "Грознефтесинтез" выпускало специальное авиационное масло МС-20 и твердые парафины.
По имеющимся в Комиссии данным на заводы Грозного для переработки поступило:
15 млн. тонн (из них грозненской нефти — 3,9 млн.т) в 1991 году,
9,7 млн. тонн (3,2 млн.т грозненской) в 1992 году,,
3,5 млн. тонн (2,4 млн.т грозненской) в 1993 году,
2,98 млн.тонн (1,2 млн. т.грозненской) в 1994 году.
При этом значительная доля "внешней" нефти приходилась на нефть Западной Сибири.
Несмотря на прямой финансовый ущерб, никаких решений по особому режиму работы с нефтегазовым комплексом Чеченской Республики ни на правительственном, ни на президентском уровне не принималось. Более того, на встрече двух министров топлива и энергетики — Черномырдина В.С? и Дурдиева 3., состоявшейся 6 июля 1992 п, с российской стороны не только не было предъявлено каких-либо претензий, но активно рассматривались вопросы. дальнейшего "сотрудничества" и заключения международных договоров.
Согласно официальным данным Минтопэнерго, поставка в Грозный ставропольской нефти была прекращена в августе 1993 г, а из Дагестана —лишь в ноябре 1994 года, то есть менее, чем за.месяц до начала операции по наведению конституционного порядка.
Одним из сторонников такой позиции властей_был Е.Т.Гайдар,_давший Комиссии следующие показания:
"Грозненский нефтеперерабатывающий завод — это, крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие России, снабжавшее значительную часть Северного Кавказа, Ставро-‘ полья, Краснодарского края и так далее. В этой свя-зи разом перекрыть нефтяной кран означало, по меньшей мере, оставить их без топлива к посевной, что сильно бы наказало не только Чечню, но и Россиютоже."
На самом деле, нефтепродукты поступали в различные коммерческие структуры (СП"Маджесс", хозрасчетное объединение "Протос", благотворительная^} фирма "Закат", торговый дом "Мансур", птицефабрики "Пятигорская" и "Зеленокумская" и т.д.), а также на экспорт. При этом экспортером.выступала не Россия, а Чечня.
Решение о выделении экспортных квот принималось на самом высоком правительственном уровне: именно поэтому Дудаев обращался с такой просьбой непосредственно к Е.Т.Гайдару. Из справки Минтопэнерго следует, что квоты на экспорт исправно выдавались и в 1992, и в 1993, и в 1994 году, причем в 1994 году на 65 тыс. тонн больше, чем в 93 г. В роли стран — получателей нефти и нефтепродуктов выступали Украина, Кыргизстан, Германия, страны Прибалтики, Турция.
Кроме того, используя в полной мере атмосферу чиновничьего попустительства чеченская сторона активно применяла следующие схемы нелегального экспорта нефти:
1. Реэкспорт нефти в третьи страны из республик СНГ и Балтии.
1. Вывоз нефти в качестве возвратного ("давальческ-ого") сырья, которое, согласно "удобным" правилам, не
подлежит таможенному учету. Но после переработки полученные нефтепродукты в Россию уже не возвращались и продавались третьим странам, а оплата за нефть поступала в Чечню.
3. Прямой контрабандный вывоз благодаря "несовершенству"’ведомственных правил, а также весьма удобной прозрачности границ внутри бывшего Советского Союза.
Для внутреннего потребления широко использовалось хищение нефти и нефтепродуктов путем нелегальной "врезки" в трубопроводы.
Каким же образом осуществлялся завершающий этап — получение денег? Согласно показаниям должностных лиц, Центральный банк РФ уже" с июнл 1992 года прекратил расчеты с Чеченским национальным банком, сделав тем самым прохождение финансовых средств в Чечню совершенно бесконтрольным. В дело активно включились различные коммерческие структуры, охотно выполнявшие посреднические функции между отправителем (Чечней) и получателем нефтепродуктов. По сведениям министра Чеченской республики 3. Дурдиева, деньги, полученные от этих сделок, концентрировались в Чеченском национальном банке.
Таким образом, движение средств, полученных от реализации нефти и нефтепродуктов, не контролировалось правительством России, а, следовательно, и прибыль не облагалась налогами. Значительные суммы в рублях и валюте шли на укрепление режима Дудаева.
Однако сравнение общего объема нефти, добываемой в России (более 600 млн.т.) в сравнении с добычей в Чечне ( 1,5 млн.т. в 1994 году) убедительно доказывает, что не угроза потери для России такого источника нефти стала причиной военной операции в Чечне.
Еще одним мощным источником поступления средств 1 явились многочисленные финансовые акции с фальшивыми "авизо" и изготовлением фальшивых российских денег.
•И здесь определенную негативную роль сыграл Центробанк России, создавший новую финансовую структуру -расчетно-кассовый центр (РКЦ). За счет этого промежуточного звена, выполнявшего роль "черного ящика", разрывалась видимая связь между реальным отправителем денег и их получателем.
По данным МВД, на начало 1995 года к уголовной ответственности за операции с фальшивыми авизо было привлечено более 500 лиц чеченской национальности, еще 250 чеченцев находятся в федеральном розыске. Всего по Фальшивым авизо было получено более 4 триллионовлуб-лей.
Чеченские преступные группировки занимались изготовлением и распространением фальшивых денег на территории России, Украины и Белоруссии.
Благоприятные условия бесконтрольности со стороны федеральных властей способствовали образованию на территории Чечни свободной экономической зоны криминального характера.
Основными компонентами этой зоны были:
— беспошлинные ввоз и вывоз товаров;
— незаконная торговля нефтепродуктами;
— нелегальная торговля оружием; -^контрабанда наркотиков;
— вымогательства у чеченских коммерсантов в России и за рубежом;
— финансовые спекуляции на Российском финансовом рынке.
Налаженные челночные автобусные и авиамаршруты в страны Ближнего Востока, Западной и Восточной Европы (до 150 рейсов в месяц) позволили беспошлинно ввозить огромное количество товаров и затем также беспошлинно продавать их в России.
Была ли возможность у власти перекрыть бесконтрольный поток беспошлинных товаров, хлынувших на российский рынок? Да, была. Достаточно было ввести режим границы между Чечней и Ставропольским краем. Но для, российских властей это означало признать суверенитет Чечни, но, несмотря на огромные финансовые потери для российской экономики, этого сделано не было. Похоже, что личная выгода государственных чиновников и прибыль коммерческих структур перевесила государственные интересы России.
Значительный финансовый ущерб был нанесен России за счет прямого грабежа Грозненского отделения Северо-Кавказской ж/д. За 1993 год нападению подверглись 559 поездов с полным или частичным разграблением около 4000. вагонов и контейнеров на сумму 11,5 млрд. рублей. За 8 . месяцев 1994 года совершено 120 вооруженных нападений, в результате которых разграблено 1156 вагонов и " 527 контейнеров. Убытки составили более И млрд.’рублей. В 1992-1994 гг. при грабежах железнодорожных составов погибло 26 железнодорожников.
Поданным МВД, чеченские преступные группировки практически монополизировали нелегальный рынок сбыта наркотических средств во многих регионах России и, в первую очередь, на Дальнем Востоке, в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове и других крупных городах. Только в 1994 году на территории России за преступления, связанные с наркооперациями в особо крупных размерах, задержано свыше 70 чеченцев и у них изъято 80 кг. наркотических средств.
Ключевое значение в сфере наркобизнеса-имел Ша-линский район Чечни, где до января 1995 года действовала главная производственно-техническая база по выработке сильнодействующего наркотика — героина высокого качества, его расфасовке, упаковке и хранению на имеющихся складах. Наркотик реализовывался за границу через Ливию, Йемен, Колумбию, Румынию, Прибалтику, Абхазию и Азербайджан.
Преступные деньги успешно поддерживали криминальный режим Чечни, который все более укреплялся под прикрытием федеральных властей. Возрастала не только его финансовая, но и военная мощь.
4. Вооружение армии и военных формирований в Чечне
При проведении военных действий в Чеченской республике Российская Армия встретила ожесточенное сопротивление со стороны хорошо обученного и вооруженного противника. Поэтому вопросы вооружения чеченской армии, а точнее — мобилизованного народа, были предметом особого внимания Комиссии. Исхедя из показаний свидетелей, а также в результате изучения предоставленных в Комиссию документов, сложилась следующая схема.
Взяв курс.на построение независимого суверенного государства, Дудаев начал создавать собственные вооруженные силы.
В основу их были положена Национальная гвардия исполкома Общенационального конгресса чеченского народа, сформированная в августе 1991 года. Уже тогда у гвардейцев было большое количество автоматов и пистолетов, несколько пулеметов. Позже в так называемую гвардию влилось свыше-тысячи уголовников, выпущенных приказом Дудаева’из Нуроской и Грозненской тюрмепри этом призидент Чечни (бывший коммунист, заявил им: "Вы жертвы коммуниста- ческого режима" А ведь там были убийцы, насильники и воры…Таким образом, применительно к Чечне определение "криминальный режим" имеет под собой вполне реальную основу.
Да, это действительно был уголовный режим. Мале того, что они выпустили из тпюрем преступников, в Чечню сбегались уголовники со всей страны. Человек совершал преступление, например, в Белоруссии и бежал в -Чечню, зная, что там рука правосудия его не достанет. Дудаевская власть не пускала к себе никаких следова- телей, в том числе по уголовным делам. Но и этого мало. по свидетельству быв1иего Генерального прокурора Сте-панкова, они сами привозили уголовников из многих тюрем России. Приходила бумага из Грозного куда-нибудь во Бла-димир. "Просим такого-то этапировать в город Грозный для доследования". Бумага из чеченской прокуратуры, из субъекта Федерации. Преступника выпускали из тюрьмы, I везли в город Грозный, и там его отпускали: или за деньги, или он вливался в национальную гвардию, становился вер-ним слугой режима.
Так что это совсем не образ — "уголовный режим ". Не говоря уже о том, что ни одно преступление, совершен-
ное против русскоязычного населения не было раскрыто, . просто никто этим не занимался. Не раз уже повторялось о "криминальной революции ", происшедшей в России. Я, как автор этого термина, могу заверить, что наибольшего успеха "криминальная революция "достигла именно в этом субъекте федерации, в Чечне. Вот там уж действительно возник настоящий стопроцентный уголовный режим где прав только тот у кога оружие и банкует тот, что держит банк у кого есть деньги
Робкие попытки центральной власти прекратить процесс вооружения незаконных формирований вызвали еще более агрессивную реакцию сепаратистов — постановление исполкома Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), в-котором решение Верховного Совета РСФСР называлось провокацией, вмешательством во внутренние дела республики, объявлением вооруженного противостояния.
В ^той связи 8 октября исполком Конгресса постановил
1. Предложить Верховному Совету РСФСР отменить свое Постановление до 24.00 часов 10 октября.
2. Объявить мобилизацию мужчин от 15 до 55 лет в-народное ополчение.
3. Национальную гвардию привести в,полную боевую готовность.
4. Отозвать из рядов Вооруженных Сил СССР всех военнослужащих чеченцев.
5. Всем частям Вооруженных Сил, ДОСААФ гражданской обороны СССР на территории Чечено-Ингушской республики прекратить всякую деятельность, связанную с перемещением и другим родом занятий. В случае начала боевых действий — быть в готовности к организованному выводу с территории республики.
6. Осенний призыв 1991 года в ряды Вооруженных Сил СССР прекратить. Всех призывников — чеченцев призвать в национальную гвардию.
7 Организовать прием мобилизационного пополнения из регионов Кавказа, а также ряд других мероприятий по обеспечению ополчения и национальной гвардии. Деятельность Прокуратуры России на территории республики прекратить.
Начиная с этого момента за всеми военными городками на территории Чечни было организовано наблюдение. Все передвижения военных машин (даже одиночных) были взяты под контроль.
Ночью 11 октября 1991г. экстремистами были предприняты первые попытки проникновения на территории некоторых воинских частей. В дальнейшем подобные провокации производились регулярно. Дудаевцы нападали на часовых, охраняющих военные объекты, угоняли автомобили, похищали оружие, наносили физические оскорбления офицерам, прапорщикам и военнослужащим срочной службы. Так-было положено начало процессу разоружения, но не чеченской, а российской армии.
Отсутствие адекватной реакции со стороны федеральных властей поощряли Дудаева к еще более вызывающим действиям. Его указом от 26 ноября 1991 года было определено, что все вооружение, вое иная техника и имущество воинских частей России на территории Чечни принадлежит Чеченской Республике и не подлежит вывозу с ее территории. Указом предписывалось также проводить подготовку личного состава национальной гвардии -и призывного контингента при воинских частях России, расположенных на ,территории Чечни. В этот период численность национальной гвардии вместе с ополчением составляла 62 тысячи человек.
Только в начале декабря 1991 года в Грозный была направлена делегация во главе с первым заместителем Министра обороны СССР генералом П.С.Грачевым. Во время переговоров Д.Дудаев обещал оказать помощь российским частям при выводе из Чечни при условии, что часть вооружения и военной техники будет передана ему.,
В условиях полного игнорирования Дудаевым российских властей было принято пораженческое решение о расформировании 173 Особого учебного центра к 10.03.92г. Об этом была направлена директива Генерального штаба Вооруженных Сил России от 4 января 1992 года. В после дующем срок расформирования был перенесен на 01.06.92, но сути "мирной" капитуляции это не меняло.
И началось открытое разграбление российской армии Только с 6 по 9 февраля 1992п в Грозном был разгромлен 566-й полк ВВ МВД России,, захвачены расположения 4-х воинских частей* начались нападения на военные городки 173 ОУ Ц. В результате было похищено свыше 4-х тысяч единиц стрелкового оружия, около 3 млн. штук боеприпасов, 186 единиц автомобильной техники и пр.
19 февраля 1992 года в Грозненском гарнизонном госпитале склады с имуществом были взяты под охрану боевиками, продолжались нападения на воинские части. Только за первые три месяца 1992 года было отмечено более 60 нападений на военнослужащих, в результате которых 6 человек были тяжело ранены, ограблено 25 квартир офицеров, захвачено помимо стрелкового оружия 5 бронемашин пехоты, 2 бронетранспортера и другое вооружение.
16 марта 1992 года обязанности Министра обороны России возложил на себя Президент Б.Н.Ельцин. 3 апреля 1992 года его первым-заместителем был назначен генерал П.С.Грачев. После этого все вопросы, касающиеся личного состава вооруженных сил, вооружения и техники решались только этими лицами.
Захват вооружения и военной техники боевиками Д.Дудаева продолжался. К маю 1992 года ими было захвачено 80% единиц техники и 75% единиц стрелкового оружия. Захват военных^ городков, складов с оружием и материальными средствами, как правило, осуществлялся по схеме: впереди женщины и дети, за ними боевики с оружием. — Окончательную точку в передаче оружия Д.Дудаеву поставил министр обороны РФ генерал П.С.Грачев. Он направил в штаб Северо-Кавказского военного округа шифр-телеграмму следующего содержания:
С учетом того, что к дате этого решения сепаратистами ‘ было захвачен значительно больший объем военной техники : (см. выше), понятен формальный характер действий российских властей.
Комиссия отдает должное последовательности и целеустремленности Дудаева, который 6 июня 1992г. подвел черту под видимостью переговоров и потребовал вывести войска России без оружия и техники с территории Чечни в течении 24 часов По приказу Министра обороны РФ П.С,Грачева эвакуация "военнослужащих и членов их семей во избежание кровопролития была, произведена без вооружения, техники и другого военного имущества.
В руках незаконных воинских, формирований Чечни оказалось следующее вооружение.
Таблица № 1
Основное вооружение и военная техника, захваченные на территории Чеченской Республики ( но состоянию на 10.08.92 г.)
НАИМЕНОВАНИЕ | Всего имелось на терротории ЧРна 01.01.92г. | Захвачено |
ПУ РК’СВ ‘пусковые установки такетных комплексов ;ухопутных войск) | 4 | 2 |
Самолеты (Л-39, Л-29) | 260 | 260 |
Ганки | 42 | 42 |
БМП (боевые машины пехоты) | 34. | 34 |
БТР (бронетранспортеры) | 14 | 14 |
МТ-ЛБ(маляй тягач легко бронированный) | 44 | 44 |
Автомобили | 1663 | 942 |
Артсистемы | 139 | 139 |
Противотанковые средства | 101 | 89 |
ЗРК ПВО СВ зенитно-ракетный комплекс противовоздушной обороны сухопутных войск) | 5 | 5 |
ЗРК войск ПВО (зенитно-ракетный комплекс войск противовоздушной, обороны). • • | 4 |
|
Зенитные орудия | . 9 | 9 |
Зенитные установки | 18 | 16 |
3РК (пусковые зенитно-чакстные комплексы) | 88 | 88 |
Стрелковое оружие — всего: в т.ч — автоматы — пулеметы — пистолеты . — карабины — винтовки | 57596 35748-1682 18715 946 •505 | 37795 24737 1682 10119 895 362 |
Таблша № 2
Количество боеприп*сбв и другого военного имущества, захваченных на территории Чеченской Республики по состоянию на 10.08.92 г.
НАИМЕИОМШЕ | Всего имелось на территории ЧР на 01.01.92 г. | Захвачено |
Боеприпаасы, ваг. | 27 | .27 |
Авиационные ракеты, шт Р-23,24 Р-60 | 117 126 | 117 126 |
Авиационные снаряды, тыс шт ГШ-23 | 7 | 7 |
Зенитные управляемые ракеты, шт — С-75 | 105 | 105 |
Снаряд с готовыми (стреловидными) поражающими элементами-" ЗВШ-1.3ВШ-2 | 590 | 590 |
Горючее, т. V | 3050 | 1620 |
Вещевое имущество, компл 28000 | 38000 | 10000 |
Продовольствие, т | 254. | 72 |
Медицинское имущество, т | 90 | 90 |
* Примечание. Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что все количество так называемых "игольча тых" снарядов, хранившихся на складах, были захвачены сепаратистами. В то же время федеральные войска, действовавшие на территории Чечни в декабре 94 — июне 95 года не комплектовались такими боеприпасами. Между тем в средствах информации неоднократно сообщалось, что в селе.Шали российские войска якобы применили это оружие массового поражения. (Впрочем, никакими доказательствами факта применения той или другой воюющей стороной такого оружия Комиссия не располагает. Правозащитники принесли горсти смертоносных "иголок", но экспертиза показывает, что-они вынуты из снаряда фабричного изготовления, в бою не применявшегося.)
Я уверен, что это оружие массового поражения не применялось не- только российской армией (у нее ^того оружия и не было), но и Дудаевым (у которого оно было). По крайней мере, доказательств нет никаких. Ковалев ев своими помощниками приносили в Комиссию горсти иголок (новеньких,^ масле) и разрубленную, чтобы была видна ее начинка, шариковую бомбу. Уже и на глаз было видно, что это ерунда. Ведь что такое игольчатый снаряд?Когда он взрывается, иголки разлетаются метров на 600. Собрать их в горсть уже невозможно. Каждая игла — либо в теле, либо в дереве/либо в стене, либо в земле Когда мы первый раз предъявили принесенные иголки экспертам, те просто посмеялись, сказали: "Это же ясно, что они вынуты из фабричного, изделия. "Конечно, пресса всего мира, в том числе российская, повела себя бессовестнейшим образом — непроверенный факт, газетная утка облетела весь свет. Попробуй теперь доказать, что этого не было, потому что не могло быть. Вообще за это надо сажать в тюрьму, но поскольку никто за руку не поймал, не остановил, подобного вранья было много. Например, про мины-ловушки, которые подбрасывали чеченским детям в виде игрушек. Надо же такое придумать!
Оставленных при выводе российских войск из Чечни и переданных дудаевцам с ведома военного руководства России всех видов вооружений оказалось достаточно для оснащения 4:х, а по некоторым данным — /-ми развернутых армейских дивизий. И уж совсем не поддаются рациональному объяснению и оправданию передача дудаевскому режиму оружия, вывезенного из Монголии, а также перетекание часта вооружения, которым российские власти в 1994 году начали снабжать оппозицию, ее противнику.
Большую роль в вооружении чеченской армии сыграла Турция. Первая партия оружия из Турции была доставлена на автомашинах под видом гуманитарной помощи еще в ноябре 1991 года. После объединения Германии Турция получила от НАТО значительное количество российского воору-
жения из бывшей ГДР. Часть этого оружия и боеприпасов через Азербайджан было переправлено в Чечню.
Кроме того, в Турции был создан Комитет -солидарности с Чечней, а также Комитет солидарности народами Кавказа, которые являлись центрами по финансированию дудаевского режима и поставкам вооружений в Чечню. По имею- щимся данным, с января по апрель 1995 года по линии этих комитетов с помощью спецслужб Турции было передано около 700 тысяч долларов США. Связь этих комитетов со спецслужбами подтвердил турецкий шпион Исак Кендир, пойманный с поличным сотрудниками ФСБ в районе боевых действий в ЧР.
Помощь ЧР оружием оказывали и другие мусульманские государства, в частности, Саудовская Аравия, Иордания, Иран, Афганистан и Пакистан. Маршруты доставки проходили через Абхазию, Грузию, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан.
Хорошо налаженные связи с различными государствами ближнего и дальнего зарубежья позволили дудаевцам нанять боевиков .из Афганистана, Турции, Ирана, Иордании, • Египта, Украины, стран Балтии, Азербайджана, Абхазии и др. На начальном этапе наемники использовались в качестве инструкторов, а затем — в качестве боевиков-профессионалов во время вооруженного конфликта в 94-95 гг. для уничтожения личного состава войск России и прежде всего командиров.
В этой связи вызывает удивление достаточно пассивная позиция министерства иностранных дел Российской Федерации и самого министра, депутатаТосударственной Думы Козырева.
Ответственность за передачу оружия Дудаеву не мог взять на себя ни Шапошников, ни Грачев. Такие вопросы решает только Президент Российской Федерации. Но речь должна идти не только об оружии, оставленном армией. Все три года шло в Чечню оружие из России например, через коммерческие структуры — оружие, вывезенное из Монголии (когда наши войска покинули её),
зафиксирован факт отправки под видом спортивного оружия, винтовок с Ижевского завода; и т.д.
Получив оружие, Д.Дудаев приступил к строительству регулярной чеченской армии. В вооруженные силы ЧР вошли национальная гвардия, погранично-таможенная служба, внутренние войска, войска специального назначения, трудовая служба и резерв оборонных сил
Верховным главнокомандующим вооруженными силами Чечни являлся президент республики Дудаев. 10 ноября
1991 года под его председательством был создан Совет обороны Чечни.
Согласно Закону об обороне ЧР о 24.12.91 г. была введена обязательная служба для всех граждан Чечни мужского пола. На срочную службу призывались юноши в возрасте от 19 до 26 лет.
Вооруженные силы состояли из бронетанковых подразделений, мотопехоты, артиллерии и авиации. В июне
1992 года численность регулярных войск составляла 10-15 тысяч человек.
Основой вооруженных сил являлась национальная гвардия, возглавляемая братьями Арсанукановымм (Илья Арси-нуканов — командир национальной гвардии, Абу Арсанука-нов — начальник личной охраны Дудаева).
За период 1991-1994 гг Д.Дудаев провел 6 мобилизаций военных запаса и призывов молодежи в вооруженные силы.
г Сознавая неизбежность войны с Россией Гвавный штаб вооруженных сил ЧР наметил ряд стратегических объектов на ее территории в качестве первого удара. Этот план получил название "Лассо".
Ниже приводятся выписки из подлинных документов Департамента Госбезопасности ЧР, обнаруженных в г.Гроз-ном при проведении специальной операции по захвату города.
В соответствии с этим планом Департамент Госбезопасности Чечни проводил следующие мероприятия:
— сбор, учет и обработка заключаемых странами СНГ, особенно РФ и государствами региона соглашений поло-ставкам вооружений и военной техники, а также стратегических материалов, сырья и продукции, могущих повлиять на военно-стратегическое или политическое равновесие в регионе; ; 4
— сбор, учет и обработка информации по неофициальным визитам руководителей государств СНГ;
— сбор, учет и обработка информации по неофициальным или официальным визитам специальных посланников государств Запада в страны СНГ, особенно в Кавказский регион.
— сбор, обработка информации по передвижениям воинских частей и подразделений в Кавказском регионе.
. — сбор, учет, обработка и хранение любых документов, издаваемых или подписываемых странами СНГ с грифом "Секретно" в части, касающейся Кавказского региона;
— сбор, обработка и учет любой информации, касающейся личной жизни руководства РФ и государств Кавказского региона;
— составление биологических, астрологических-и других гороскопов на руководство РФ, Кавказского региона. Анализ соотношения достоверности и прогноза по каждой личности. —
— выработка предложений, рекомендаций, могущих повлиять налсихосоматическое состояние отдельных руководителей РФ и государств Кавказского региона с целью воспрепятствования принятию невыгодных в любом аспекте для Чеченской Республики решений или по воздействию для принятия благоприятного для Республики решения.
Результатом целенаправленной деятельности Дудаева в условиях преступного бездействия федеральных властей, а в ряде случаев — прямого пособничества, явился чрезвычайно высокий уровень вооружения и .оснащенности регулярной армии Чечни.