Как сделать конкурентоспособный ИБ из подручных материалов, пособие для начинающих.

15

Вернувшиеся из Испании советские пилоты принесли неутешительные вести. И основной истребитель, и основной фронтовой бомбардировщик оказались слишком уязвимыми. Было очевидно, что И-16/153 и СБ требуют замены. Что же было говорить о стремительно устаревающих ТБ-3? Всего-то пяток лет полетали эти краса и гордость ВВС РККА, и что же – списывать и на свалку? Проведенные в 39-м году учения ВВС показали полную бесперспективность тяжелых бомбёров. Три полка ТБ-3 с прикрытием из полка «Чаек» были атакованы всего шестью звеньями И-16, в кабинах которых сидели испанские «ветераны». Результат ужасал: И-153 не смогли сдержать атакующих, и половина И-16 смогли прорваться к строю бомбардировщиков. Дальнейшее напоминало волков в овчарне: неуклюжие и тихоходные, ТБ-3 стали добычей истребителей. Разумеется, что до реального боестолкновения дело не дошло, но результаты были очевидны даже слепому. Что же делать, неужели пришло время окончательно списывать ТБ-3 в транспортники?

В процессе дебатов вспомнили о СПБ – составном пикирующем бомбардировщике. Но и СПБ имел серьезные недостатки:

  • недостаточную дальность действия;
  • низкую надежность и живучесть;
  • И-16 имел слишком высокую скорость пикирования, что снижало точность бомбометания.

Эти проблемы следовало решить, иначе идея СПБ теряла всякий смысл.

Летом 1940-го года на Дальнем Востоке начали перепрофилировать имеющиеся бомбардировочные полки ТБ-3 в СПБ. Самолеты оборудовали узлами подвески и стали отрабатывать полеты. Полеты зачастую проходили и над морем, точнее вдоль береговой линии и над Северным Сахалином. И конечно же, случались встречи с японской авиацией. На японцев составной бомбардировщик произвел неизгладимое впечатление: при виде чужого самолета «ишаки» немедленно отцепились и принялись описывать круги вокруг своего носителя. Т.к. истребители были без бомб, японцы приняли СПБ за бомбер с бортовыми истребителями. В высшем командовании императорских ВВС отложили огромный штабель кирпичей, т.к. посчитали, что русские бомбардировщики возят с собой истребители прикрытия. Пока японцы высчитывали способы нейтрализации советских стратегических бомбардировщиков, в конце 40-го года развернулась работа по модернизации старых самолетов.

Досталось всем. И И-16-му и ТБ-3-ему. Первый превратился в ИБ-16, со вторым получилось ещё страшнее.

Как сделать конкурентоспособный ИБ из подручных материалов, пособие для начинающих.

Как сделать конкурентоспособный ИБ из подручных материалов, пособие для начинающих.

Как сделать конкурентоспособный ИБ из подручных материалов, пособие для начинающих.

Над ИБ-16 поработали специалисты ЦАГИ во главе с Кочеригиным. Итогом деятельности стал новый капот, уменьшенного диаметра и с лучшей аэродинамикой, трехлопастный винт и закрытая кабина (цельнотянутые от МиГ-3). Для снижения скорости пикирования на верхних поверхностях крыльев установили тормозные щитки в виде перфорированных пластин. Летчику добавился ещё один рычаг, отвечающий за выпуск тормозов. Рычаг был отменно тугим, тянуть его приходилось левой рукой, но скорость пикирования щитки снижали ощутимо. Из-за большого размаха щитки требовали тщательной регулировки, иначе выдержать направление пикирования было невозможно, самолет уводило в сторону. Улучшенная аэродинамика и закрытый фонарь незначительно подняли максимальную скорость (на 15 км/ч), зато крейсерская скорость с подвешенными бомбами поднялась на все 50 км/ч.

Длительное сидение в кабине «ишачка» не улучшало работоспособности пилота: обдуваемый всеми ветрами в открытой кабине, к подлету к цели пилот был «уже не торт». То, что можно выдержать за краткий вылет истребителя, в многочасовых полетах превращалось в пытку. Закрытая кабина улучшила обитаемость, но все же пилот уставал сильно. А что, если пилоту покидать кабину на перелете? Над кабиной истребителя в крыле сделали люк, через который пилот мог забраться в бомбардировщик. Пройтись, полежать, поесть, пописать, в конце концов. Правда, до крыла из кабины было далековато, и переход скорее напоминал аттракцион. Масла подлили спецы ЦАГИ, заявившие, что если подтянуть ишачок поближе к крылу, то лобовое сопротивление снизится. Пришлось резать Иа хвост переходить на двухкилевое хвостовое оперение. Вместо родного хвоста оставили небольшой киль и две шайбы. С таким хвостом зазор между кабиной и крылом стал вполне преодолим. Теперь пилот после взлета переходил в бомбардировщик и мог оставаться в нем до точки расцепления.

Было большое желание оснастить ИБ-16 трапецией для подвески бомб под фюзеляжем, но это требовало существенных изменений конструкции шасси, и решили не заморачиваться. Правда, потом всё равно пришлось сделать подфюзеляжный узел подвески. Но вешали на него подвесной бак, иначе ИБ-16 не мог дотянуть до дому после выполнения задания.

С ИБ-16 сняли крыльевые пулеметы, ограничившись двумя синхронными ШКАСами для самообороны. В дальнейшем запланировали заменить один ШКАС на УБС.

Все ИБ-16 оснастили рациями, для связи с экипажем носителя.

Разобравшись с ИБ-16, принялись за ТБ-3. Учитывая, что в Комсомольске-на-Амуре развернуто производство ДБ-3Ф, было решено использовать его узлы и агрегаты при модернизации. И перво-наперво сменили движки. Тяжеленные и капризные моторы М-34 водяного охлаждения (с ним было связано множество эксплуатационных проблем), заменили на 4-е ВМГ от ДБ-3Ф. Вместе с моторамами. От такой замены самолет-ветеран потерял в весе, улучшились эксплуатационные свойства, вырос потолок и дальность. Электричество от генераторов, а не ветряков, винты изменяемого шага, РПК – эффективность и возможности выросли оч-чень существенно. Не останавливаясь на достигнутом, ТБ-3-ему заменили нос. Отстыковали штурманскую и пилотские кабины, и заменили их на кабину от ДБ-3Ф. Для этого кабину ДЕБешки распилили вдоль и вставили треугольную вставку. Между кабиной и фюзеляжем смонтировали вставку-переходник. В расширенной кабине вполне поместилось два пилота, а сдвижной фонарь пофиксили. Улучшение аэродинамики не прошло бесследно, хотя скорость и не особо выросла, дальность выросла заметно. В борьбе за дальность все средства хороши, решили в ЦАГИ и приказали обтянуть перкалем поверх гофрированной обшивки: носки крыльев, элероны и хвостовое оперение. Оставалось шасси, оно было как бельмо на глазу и выглядело совершенно неуместно на фоне новой кабины и моторов. В наличии были шасси всё от того же ДБ-3Ф. Но не выдержат шасси от 12-тонного самолета более чем 18-тонную дурищу. Что же делать? А давай поставим не две, а 4-е ноги! Как ни странно, по весу оказалось не очень страшно, а на дальности отразилось хорошо. В процессе переделки отметили неудобство шасси с хвостовым колесом при работах по подвеске ИБ-16.

Как сделать конкурентоспособный ИБ из подручных материалов, пособие для начинающих.

Как сделать конкурентоспособный ИБ из подручных материалов, пособие для начинающих.

Не желая останавливаться, конструкторы разработали носовую стойку. Благо, что место и вес позволял. Теперь подвешивать самолетики стало гораздо удобнее и повредить их на взлете сложнее. С таким шасси можно было даже приземлиться с самолетами на борту.

Будучи последовательными, на ТБ-3 установили пулеметные башни и нижнюю люковую установку от ДБ-3Ф с пулеметами УБТ.

В ходе учений выработали следующую тактику: вылет производили ночью, за несколько часов до рассвета. Расчет производился так, чтобы в точке расцепления заставал рассвет, и расцепление происходило вне зоны ПВО объекта. Все время полет происходил с набором высоты. И точке расцепления высота полета максимальная. После расцепления пикировщики двигались в сторону цели, а носитель уходил на максималке со снижением. Пустой ТБ-3СПБ в таком режиме разгонялся до 350–380 км/ч. Полет со снижением продолжался вплоть до высоты 200–300 м, и дальше уже происходил на такой высоте. Такой режим позволял избежать встреч с вражескими истребителями.

К 22.06.41 г. в частях было около 100 единиц ТБ-3СПБ и 250 шт. ИБ-16. За первые месяцы войны они показали свою высокую эффективность, и к концу года в войсках действовало 47 ТБ-3СПБ и 85 ИБ-16.

Подписаться
Уведомить о
guest

37 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account