0

   Научно-техническая фантазия авиационного инженера Сергея Соболя. Взята мной из журнала «Юный техник» №2-96.

Как М-40 добирался до Парижа.

  Если бы кто-нибудь обладал способностью видеть в радиодиапазоне и взглянул бы в этот миг на Европу, он рисковал ослепнуть. AWACSы, радары УВД, станции войсковых комплексов ПВО, локаторы многоцелевых истребителей – было включено всё! Никогда прежде над древним континентом не наблюдалось столь плотного радиолокационного поля! А происходило событие в дни очередного авиасалона в Ле-Бурже. И всё устремлено на то, чтобы вовремя увидеть. Засечь, сопроводить цель, которая вот-вот должна появиться. Цель эта – новый самолёт русских М-40…
  Русские предложили необычный рекламный ход: самолёт идёт на Париж своим ходом, в режиме прорыва ПВО, и все, кто хочет, пытаются его обнаружить. Взлёт снимают все ведущие телекомпании мира, «картинка» идёт в прямой эфир, а дальше – ловите ребята!..
  НАТО вызов принял. В помощь наземным и воздушным средствам обнаружения американцы срочно вывели на орбиту спутник с хорошим бортовым радаром, позволяющим принять участие в «охоте». В Балтийское, Средиземное и Чёрное моря вышли корабли радиолокационного дозора.
  …А М-40 между тем за неделю до описываемых событий был переброшен с места постоянной дислокации в подмосковный город Жуковский. Хотя машина уже неоднократно летала в условиях, приближенных к боевым, дополнительная проверка перед такой ответственной операцией не мешала. Кроме того, при показе за рубежом кое-какие устройства стоило снять, а кое-что дополнительно установить.
  И вот взлёт. Погода идеальная: небо чистое, солнышко. Взлетал самолёт в режиме минимальной стреловидности.
  Стотонная машина уходит с полосы как истребитель. Отрыв, высота – 200, консоли – назад. Радио – на замок! Впрочем, не совсем. Понятно, что такие полёты идут в режиме радиомолчания. Но Центр должен знать, где самолёт сейчас и всё ли в порядке. Поэтому время от времени остронаправленная антенна подаёт на соответствующий спутник в космос сжатый сигнал: живы-здоровы, находимся там-то, керосина – столько-то, боекомплект – в норме, настроение бодрое, продолжаем выполнять задание.
  До границы экипаж, включая штурмана, может расслабиться, попить кофе – машина идёт на бреющем автоматически, по размеченной маловысотной трассе. Заметим, что рассчитывать такие трассы – работа не из лёгких. Ведь населённыё пункты надо обходить стороной. Представьте-ка сверхзвуковую машину, идущую со страшным грохотом в ста метрах от жилого массива!  
  В конце 50-х зенитные ракеты, «достающие» самолёты на любой высоте, «прижали» их к земле, режим следования рельефу стал основным при прорыве ПВО. Но уж очень он неприятен для авиаторов, да и неэкономичен. В принципе, новой машине-невидимке он был не так уж и нужен: зачем прятаться от радаров, если они тебя всё равно не видят! Но ведь самолёт такого класса создаётся на десятилетия, а предсказать развитие средств обнаружения трудно. Потому М-40 и задумывался ,как «король малых высот».
  Направляясь в Ле-Бурже, он пролетел там, могли проноситься лишь десятитонные штурмовики или тридцатитонные истребители, но уж никак не стотонные бомбардировщики средней дальности. Шёл, не включая РАБО, на «инерциалке», используя систему «ГЛОНАСС» и лидары. 
  Вот и Словакия позади, началась Чехия. Тут ситуация посложнее. У чехов очень неплохие локаторы. Американские самолёты они засекают запросто.
  — Командир, есть облучение! – докладывает штурман, он же и оператор. – Захвата нет!
  Тревога оказалась ложной. Возможно, какой-нибудь сбой в приёмнике – ведь они не идеальны. Сообщение о «засветке» переслала в Центр, и полёт продолжался.  
  Пересекли границу Германии.
  — Тут молоко надо давать за вредность и лишний месяц к отпуску! – ворчит командир. И его можно понять.
  Высота – меньше пятидесяти метров. И это при длине самолёта в 35 м! Работает автопилот, но и лётчик начеку – в Баварии попадаются довольно высокие сооружения, хорошо, что сейчас день, и их видно издалека.
  Штурман тем временем считает: раз облучение, два, пять, семь, пятнадцать… Лучи радаров «тыкаются» в самолёт примерно каждые полторы минуты. Но сопровождения нет! Нет захвата! Отражённый от самолёта сигнал на приёмники не возвращается…  
  А это что ещё за чертовщина?! Сигнал сверху?! А-а, понятно. Американцы используют космический локатор!
  — Разбежались… — комментирует ситуацию штурман.
  И действительно, сигнала обнаружения Центр не передаёт. Значит, всё в порядке.
  Лидары для М-40 тоже не страшны. И здесь конструкторы позаботились – на плоские панели гранёного остекления нанесено защитное покрытие, что позволяет обходиться без противолазерных очков, а ночью пикировать даже на прожектор.
  — Ого! – вдруг воскликнул штурман. – Вот это мощь! Такого сигнала я в жизни не видел. Наверно, с корабля радиолокационного дозора, с Северного моря – далеко берёт!
  Впрочем, захвата как не было, так и нет! А между прочим, мы уже во Франции. Считай, дошли, командир!..

  * * *
  Засветка на индикаторах РЛС возникла неожиданно: заработал радиомаяк. И наблюдатели увидели: почти от уровня земли вертикально вверх пошёл стреловидный аппарат. Это было немыслимо – бомбардировщик средней дальности выполнял типичный манёвр истребителя. После 4000 километров пути М-40 за счёт сожжённого топлива из ста тонн взлётного веса потерял около половины, да и на форсаже два двигателя НК-32 обеспечили ему хорошую тяговооружённость. А плюс ещё и совершенство конструкции. Отсюда такие лётные возможности.
  Кинувшиеся навстречу «Рафали» догнали самолёт. Раскинув на максимальный, сорокаметровый размах поворотные консоли, иссиня-чёрный М-40 плавно кружил в ясном небе, словно отдыхая после трансконтинентального броска. Так и оставшегося незамеченным!

СЛОВАРИК ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ:
  AWACS (Airborne Warning and Control system) – самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
  УВД – управление воздушным движением.
  РАБО – радиолокатор бокового обзора.
  «ИНЕРЦИАЛКА» — инерциальная навигационная система.
  «ГЛОНАСС» — российская высокоточная спутниковая система определения координат.
  «РАФАЛЬ» — французский многоцелевой истребитель 4-го поколения.
  ЛИДАР – лазерный излучатель. Обычно используется для контроля чистоты атмосферы, высоты облачного покрова, но может применяться и для военных целей.

  Как следует из скудного набора конкретных деталей описанного в рассказе самолёта, он разработан мясищевцами на замену Ту-22М. Тоже имеет крыло изменяемой стреловидности, но слегка уступает предшественнику по массе (100 тонн против 120-125), а размах его крыльев намного больше (40 метров против 32-35). Оснащён двумя двигателями от Ту-160 (но, скорее всего, сильно доработанными — на мой взгляд тут нужно нечто более совершенное для полного соответствия подобному уровню скрытности).
  А вот и возможные прототипы М-40:
  Суховский проект второй половины 80-х гг. Разные варианты по материалам http://www.paralay.com/t60.html

Как М-40 добирался до Парижа.

Как М-40 добирался до Парижа.
Как М-40 добирался до Парижа.
 

А вот проект мясищевцев. Чисто дозвуковой бомбардировщик, и крылья фиксированные. Но со "стелсовостью" у него явно всё в порядке. На кого он похож, напоминать, думаю, нет никакого смысла.  

Как М-40 добирался до Парижа.

Как М-40 добирался до Парижа.

 Источник указать, к сожалению не могу, поскольку сам не помню, где их нашёл.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account