Как "ковались" Ежи.
Когда мы в клубе пани танцуют
пусть Ржечь знает с кем она тусует
Где лучшие тусовки? — У нас в клубе
Где лучшие корабли? — У нас в клубе
Где лучшие линкоры? — в линкорном клубе….
Появившиеся в 10-х годах 20-го века стальные гиганты, именуемые линкорами, тут же затмили своими размерами малые фаллические достижения именуемые броненосцами. Нечего удивительного, что каждая передовая держава считала своим долгом (обязанностью) иметь флот линкоров. В след за передовыми державами, страдая комплексами (точнее не хваткой денег) пошли и второстепенные и третьестепенные державы: строить флот линкоров они не могли, но приобрести один или два (максимум четыре) линкора — пожалуйста. Через некоторое время гонка линкоров сменилась гонкой суперлинкоров, но для участников входивших в "линкорный клуб" это не существенно: ты или в "линкорном клубе" или не в "клубе". И не важно сколько у тебя линкоров — один или десять.
Последовавшие события — война (Великая Война), разруха, несколько изменили расклад. В "линкорный клуб" с одной стороны лишился некоторых членов (например Австро-Венгрии), с другой стороны — включил некоторых членов (Турция, Греция).
В конце 20-х годов, одна из европейских стран, делавшая Мировую Политику, отчаянно хотела приобрести региональное влияние. Ведь Великая Польша, ничем не выделялась из ряда стран-соседей: Румынии, Болгарии (в смысле один уровень), Финляндии, Швеции, Дании, страны Прибалтики. Возвыситься над соседями, можно было неколькими способами — приобрести колонии, вступить в "линкорный клуб", иметь могучий флот….
— к разделу колоний Польша опаздала (в отличие от Польши, ее соседи не играли в это время в демократию).
— обязательным условием "линкорного клуба" было наличие линкора.
— на могучий флот не хватало денег.
К большому сожалению поляков, даже верные друзья, в виде Великобритании и Франции, уклонились от помощи в создании польского флота, взамен обещая административную поддержку и сотрудничество в области гидрографии. Да, Великобритания и Франция все же помогали строить Польше флот, но из-за агентов Путина, помощь выражалась лишь в малых кораблях.
Но в 1933 году, в Германии вступил в строй немецкий корабль "Дойчланд", который очень заинтересовал поляков. Ведь немецкий корабль, получил обозначение в западной прессе как "карманный линкор"!!! Не важно, что "карманный", главное что "линкор"!
Если для Польши построить линкор в 20-30 тысяч тонн не представляется возможным, то линкор в 10 тысяч тонн, Польская держава может осилить. Ведь всего-то надо построить корабль в 10500-11000 тонн с 254-305-мм артиллерией, и "линкор" в рамках Вашингтонского договора — готов. А, когда Польша получит "карманный линкор", то она автоматически войдет в "линкорный клуб", и упрочнит свое положение среди ведущих мировых игроков. Имея линкор можно будет не только возвыситься в регионе, но и поговорить о колониях….
В конце 1933 г. с французской верфью «Ateliers et Chantiers de Saint-Nazaire-Penhoët» был заключён контракт о техническом сотрудничестве и практической помощи при создании на базе Портовых мастерских современной судостроительной Верфи военно-морского флота Польши («Stocznia Marynarki Wojennej»), способной строить как военные корабли, так и коммерческие суда водоизмещением до 15 000 тонн.
Несмотря на активную помощь Фонда Морской обороны (Fundusz Obrony Morskiej, FOM ), имевший своей целью сбор пожертвований среди населения для укрепления флота; первоначально предполагалось, что пожертвования будут добровольными, однако, руководство флота, стремясь повысить собираемую ежегодно сумму, пошло на необычную меру – 10 процентов жалования личного состава военно-морского флота и частично армии автоматически отчислялось в Фонд. Полученных денег все равно не хватало, и в сентябре 1934 г. сроком на пять лет Франция выдала Польше кредит.
Ввиду отсутствия у польской стороны опыта в создании современных крупных надводных кораблей, правительством Польши был заключён контракт с верфью «Ateliers et Chantiers de Saint-Nazaire-Penhoët» на создание проекта линейного корабля водоизмещением 11 000 т., заказы на подавляющее большинство комплектующих для которого и систем вооружений предполагалось также разместить во Франции.
Проект польского линкора (получил обозначение "Король Ежи") основывался на данных "Дойчланда" (10 т.т, 6 283-мм, пояс 50-мм). Причем немцы, узнав о заинтересованности Польши в "копировании" "Дойчланда" любезно (но не даром) предоставили часть документации. Естественно в этой документации, некоторые характеристики были занижены (в том числе и цена) — пусть поляки (а за одно и Великобритания с Францией верят, что "Дойчланд" соответствуют ограничениям). Так же немцы рассчитывали (и как оказалось не зря), что гоняясь за призраком "океанского флота", Польша забудет о реальных вещах.
В скором времени, французские инженеры представили три проекта "Короля Ежи" (№1, №2 и №3). Но в виду путаницы (случайной или намеренной), "Ежей" стало много. Первоначальные "проект линкора (Король Ежи) номер 1", "проект линкора (Король Ежи) номер 2, трансформировались как "проект линкора "Король Ежи-1", "проект линкора Король Ежи-2".
В результате, сейм утвердил проект сразу ТРЕХ линкоров!
Хотя "Король Ежи" и основывался на проекте "Дойчланда", но основой, или точнее идей все и ограничивалось. Корабли имели различия как внешне, так и внутренне (например силовая установка — на Балтике большая дальность была не нужна). Стоит отметить, что удержать проект в рамках 11 тыс.тонн водоизмещения не удалось (как и немцам с 10 тыс.тонн). Но поляков превышение водоизмещения не особенно волновало (хотя они опасались роста цены), а французы — они имели свои интересы. Дело в том, что французам с одной стороны хотелось скопировать "Дойчланд" (и узнать его слабые и сильные стороны), а с другой стороны — проверить новые идеи (часть идей была реализована в линкоре "Лафайет"), и наконец французы собирались провернуть одну аферу по увеличению собственного флота.
Стоит отметить, что к "своеволию / игре" французов, Польша отнеслась спокойно: "если Франция построит для Польши линкор, то не важно как он будет выглядеть".
"Король Ежи-1". Две башни линейно-эшелонной схемы. Такой вариант обеспечивал польскому линкору сильный огонь на нос или корму, (и не много ограниченные углы на борт). По замыслу конструкторов, "Король Ежи-1" должен был догонять любого противника, либо проводить тактическое отступление. В случае тактического отступления, было решено пренебречь вредным воздействием пушечных газов на палубу. "Король Ежи-1" оказался самым слабым — 8 130-мм орудий (борт 6, нос и корма 4), зато самым защищенным.
"Король Ежи-2". Две башни линейной схемы развернутые друг к другу. Сильный огонь на борт, не возможно стрелять прямо на нос и корму. Вспомогательный калибр расположен удачнее чем у немцев: на борт могло стрелять 7 (из 12) 130-мм орудий, у немцев 4 150-мм и 4 105-мм)
"Король Ежи-3". Две башни линейной схемы. Вспомогательное вооружение (аналогично "Король Ежи-2") — 12 130-мм (борт 7, нос 3, корма 5).
Основной калибр 6 (2*3) 305/55-мм орудий (предоставлены Францией), вспомогательный — 130-мм орудия, модели Шнайдера-Крёзо образца 1924 года (в РИ установлены на эсминце "Вихрь").Максимальный угол стрельбы 35°, 32-кг снаряд мог пролететь расстояние чуть более 18 км, при всей массе орудия в 12,7 т. В качестве зенитной артиллерии проектом предусматривалось использование четыре автоматические зенитные пушки «QF 2 pounder Mark II» (в ходе постройки были заменены на две спаренные 40 мм установок «40 mm lvakan m/36», закупленных у шведской фирмы «AB Bofors», и получивших в польском военно-морском флоте обозначение «Bofors L-60») и десять пулемётов 13,2mm Hotchkiss Modèle 1929 (0,35 т.), оснащённых системой наводки «Le Prieur DAC 940». Два строенных торпедных аппарата калибром 550 мм с отделениями для торпед калибром 533 и 450 мм были размещены в корме симметрично относительно диаметральной плоскости корабля.
Приборы управления артиллерийским огнём и центральной наводки были предусмотрены разработки фирмы «Compagnie des forges et aciéries de la marine et d’Homécourt»; по проекту, корабль оснащался стереоскопическими дальномерами общества «Société Optique et Précision de Levallois –Perret» (OPL), тремя 8-метровыми башенными для главной артиллерии, четырьмя 4-метровыми для средней артиллерии и двумя полутораметровыми для зенитных установок. Ещё три дальномера, двух- и однометровые, были предусмотрены для тактических и навигационных нужд.
Обсуждения с французскими фирмами-подрядчиками условий соглашений длились до нескольких месяцев, результатами которых стали достигнутые в ряде случаев соглашения о частичной, доходившей порой до 85 %, оплате за поставленные изделия польскими углём, нефтью и сельскохозяйственной продукцией. Также при строительстве линейного корабля предполагалось использование снастей, корабельной стали, листового металла, половины необходимых электрических двигателей, батарей, кабелей, проводов и некоторых других частей судового оборудования польского производства. Общая стоимость контрактов с польскими производителями была установлена на уровне 11 % от стоимости корабля.
Ряд специалистов командного и некомандного состава строящихся "линкоров" прошёл обучение на специально организованных курсах в Тулоне. Высшее военно-морское образование командный состав получил во французской военно-морской академии в Париже (École de Guerre Navale), инженеры-механики подготавливались в открытом в 1930 г. техническом отделе при Училище командного состава в г. Торунь (Oficerska Szkoła Marynarki Wojennej). Рядовой состав проходил подготовку на учебном судне ORP «Bałtyk» (бывший французский бронепалубный крейсер «D'Entrecasteaux») и кораблях французского флота.
***
Линкор "Король Ежи-1" еще строился, как желание Польши стать мировой державой, стало осуществляться. Не успели двери "линкорного клуба" открыться (для приглашения Польши), как Польша получила колонию!
Дуче оказался не доволен аншлюсом Германии с Австрией, поэтому Италия объявила войну Германии. К сожалению для Муссолини, ни Франция, ни Великобритания не поддержали Италию, да и итальянская армия слишком. И тогда итальянцы решили привлечь к войне Польшу, пообещав ей земли Германии до Берлина включительно. Но немцы опередили итальянцев, предложив Польше Эфиопию! Мечта о колониях победила идею о Берлине, к тому же итальянцы отказались обсуждать передачу Эфиопии (или ее часть) Польше.
В последствии, даже немцы признали что "поляки воевали храбро", правда добавляя "безрассудно", "глупо", "по сравнению с макаронниками". Но итальянская армия храбрости поляков не имела, как не имела и умения воевать германцев.
Едва приобретя африканскую колонию, Игнатий Мосцицкий обратился с деловым предложением к Франко — помощь в обмен на территорию (Африка или Атлантика).
П.С.
Использованы
1"Как ковался линкор" — коллега Земляк. https://alternathistory.ru/kak-kovalsya-linkor
2 Альтернативный линкор "Лафайет" коллеги Граф Цеппелин. http://fai.org.ru/forum/topic/40913-frantsuzskie-superlinkoryi-tipa-lafayet/