К вопросу о многоразовых ракетных системах.
На нашем сайте, да и вообще часто, в том числе и в новостях часто слышу мнение, о том, что многоразовые космические системы – чушь, блажь, отмыв денег, и никаких перспектив не имеют. К сожалению, я не разбираюсь в космической технике, но тем не менее сделать ОЧЕНЬ кратенький обзор по многоразовым ракетам-носителям, которые сейчас разрабатывают работающие в космической сфере фирмы, я в состоянии.
Про Фэлконы писать не буду, ибо не интересно, про них и так все знают.
1. "Ангара-Байкал". Совместный проект ГКНПЦ им. Хруничева и НПО "Молния". Комплекс начал разрабтываться еще в 90-х, концепт впервые представлен в 2001.
Система представляет собой первую ступень (или ускоритель для тяжелых ракет-носителей) со складным крылом, маршевым двигателем РД-191М, и турбореактивным двигателем ТРД РД-33, служащим для возвращения на аэродром. При использовании "Байкала" в качестве первой ступени "Ангары-1.2" он выводит систему на высоту 80 км при скорости М=5,6, после чего возвращается на аэродром (до 400 километров по горизонтали от точки рассыковки). Разработка системы несколько раз приостонавливалась и снова начиналась, но судя по этой новости https://slovodel.com/489646-mnogorazovaya-raketa-s-rossijskoj-propiskoj, запуски Space-X заставили руководство нашей страны расшевелиться и в этом году выделить денег на разработку многоразового носителя.
2. "Россиянка". Ракета-носитель тяжелого класса, разработанная ГРЦ Макеева, способна выводить на низкую околеземную орбиту 21,5 тонн груза. В качестве топлива, что примечательно, используется сжиженный природный газ, в качестве окислителя — кислород. Возвращение первой ступени производится за счет штатных маршевых двигателей в 3-5 километрах от старта. К сожалению, заказа на данную ракету-носитель сейчас нет, всё отдано "Ангаре".
3. "New Glenn" — разрабатывемая компанией Blue Origin ракета-носитель тяжелого класса. Первая ступень возвращаемая, с вертикальной посадкой на маршевых двигателях. В отличие от других разработок, суборбитальный прототип этой ракеты "New Shepard" уже успешно отработан, в том числе и в плане повторного использования первой ступени.
Замах Blue Origin очень серьезный, размеры и полезная нагрузка разрабатываемого ракетоносителя не уступают легендарному "Сатурн-5", но при этом система является многоразовой.
4. "Skylon". Британская экзотика фирмы "Reaction Engines Limited", которая может стать, а может и не стать прорывом. Проект орбитального одноступенчатого самолета, который способен вывести на низкую орбиту до 12 тонн груза, используя турборакетнопрямоточные двигатели – совершенно новый тип двигателей, одинаково хорошо чувствующие себя и в атмосфере и за её пределами. Грубо говоря, на низких высотах он работает прежде всего как прямоточник, а выше как ракетный. У меня сомнения в таких компромиссных решениях, тем более реально работающего прототипа британцы поека так и не создали, но поживём-увидим.
5. "Adeline". Разрабатываемая Airbus система, позволяющая спасать самую дорогостоящую часть ракеты-носителя – маршевые двигатели. После отработки ступени двигатели отделяются и совершают полет до аэродрома, где садятся как самолет. Система, по заявлениям создателей, совместима с разрабатываемой Ariane 6.
P.S. К слову, если почитать про разрабатываемые ныне ракето-носители, то многие из них даже если являются одноразовыми, то в их конструкцию закладывают возможность модернизации до многоразового варианта. Примеры – российская ракето-носитель легкого класса "Адлер", или индийская RLV-TD. Так что, как знать, возможно за возвращаемыми первыми ступенями будущее.