Руководил организацией генерал Мариуш Заруский (Mariusz Zaruski)
Но, как это обычно и бывает у «великих наций», амбиции затмевают разум и предательство Польшей в 1934 году своего основного союзника Франции, ради «гарантирующего безопасность и, в перспективе, огромные приобретения на востоке», союза с гитлеровской Германией, привели к тому, что французы, до того вполне благосклонно смотревшие на колониальные планы поляков «умыли руки». Они в принципе не возражали, но и проталкивать этот бред через Лигу Наций уже не собирались.
Англия, к гигантскому неудовольствию поляков и истерике её руководства, отказалась даже обсуждать с Польшей вопрос о колониях «за отсутствием таковых у Польши».
В общем, Польше оставалось лелеять свои хотелки до того самого дня, когда она сама превратилась в колонию своего главного стратегического союзника.
А теперь, соотнесём польские колониальные амбиции с её планами строительства ВМФ (ведь колонии немыслимы без сильного военно-морского флота).
Итак. Первая польская программа военно-морского строительства предполагала построить за 10 лет вполне такой себе не хилый флот «метрополии» в составе двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого числа малых кораблей. Своим природным авантюризмом поляки в очередной раз превзошли и поразили в мире всех.
Их вторая военная судостроительная программа (совпавшая по времени с началом уже не теоретической, а вполне практической колониальной истерии), была куда скромнее: по ней, уже за 12 лет польские ВМС должны были пополниться 2 крейсерами, 6 эсминцами, 12 миноносцами, 12 подводными лодками. При том, что весь польский флот к тому времени состоял из 6 малых миноносцев, 2 канонерских лодок и 4 тральщиков.
Разразившаяся "Великая депрессия" привела к фактическому провалу и этой программы. До середины 1930-х ВМС получили всего 4 новых тральщика. Плачевное состояние флота привело к тому, что в Польше частными лицами была развернута кампания по сбору средств на постройку ОДНОЙ подводной лодки.
Морской штаб тем временем продолжал конкурировать с Маниловым, составляя впечатляющие по размаху, но далекие от реальности программы.
Лишь в 1936 г. адмиралы, наконец, спустились с небес на землю и подготовили шестилетнюю программу перевооружения флота, учитывающую реальные возможности бюджета страны. В соответствии с ней до 1942 г. предусматривалась постройка 8 эсминцев, 12 подводных лодок, 1 минного заградителя, 12 тральщиков и 10 торпедных катеров.
В итоге, к началу 2 мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщиков, 2 канонерских лодки и несколько устаревших судов вспомогательного флота.
Но, это всё реалии. А теперь, немножко, совсем немножко АИ. Не будучи компетентен в тайнах польской экономики и дипломатии, просто гипотетически предположим, что поляки урвали-таки маленький кусочек своего колониального счастья и даже сумели сэкономить (либо взять в долг) средств на постройку кораблей по той самой программе, что предусматривала сооружение двух крейсеров, шести эсминцев, 12 миноносцев и 12 подводных лодок.
Бог со всеми этими торпедоносцами. Давайте рассмотрим гораздо более интересный вопрос – а какие собственно крейсера могла бы позволить себе Польша, учитывая, что для обороны ничтожного клочка собственного побережья крейсера ей не нужны в принципе, мешать немецкому судоходству на Балтике, поляки, как першие их союзники не собирались, а гадить Советскому Союзу, при своём очевидном ничтожестве, они просто не могли (хотя и очень хотели – учитывая 12 запланированных субмарин).
Единственное применение, которое поляки могли найти своим крейсерам – это осуществление колониальной «великопольской» политики. Конечно, под этим понятием скрывается весьма большой спектр функций и «услуг». От артиллерийского внушения «непокорным зусулам» и конвойных функций, до демонстрации флага конкурентам. А учитывая, что конкурировать-то полякам особо нечем даже при успешном выполнении программы, крейсера им нужны с весьма специфическими свойствами.
- Крейсер должен обладать большой дальность, мореходностью, и автономностью;
- Крейсер должен обладать хорошей обитаемостью и вместимостью, позволяющей перевозить довольно много пассажиров и грузы, ибо для такой «богатой» страны как Польша, гонять крейсер «порожняком», чревато… осложнениями для военного бюджета.
- В случае какой-либо непонятки с реально сильными нациями, польские крейсера, как величайшая драгоценность, должны сберегаться любыми доступными средствами. А это означает, что любое реально опасное боестолкновение крейсера должно выражаться единственноприемлемой формулой – «убегаю и отстреливаюсь».
- При этом, крейсер, как ему и положено, обязан уверенно топить любые корабли классом ниже.
А теперь, постараемся прикинуть, как может выглядеть крейсер по-польски, кто его может спроектировать, кто его может построить и чем его лучше всего вооружить.
Вот, собственно, мой вариант. Может быть некрасивый, но зато полностью отвечающий всем требованиям.
Это моя модификация голландского лёгкого крейсера «Ди Рёйтер».
Резонный вопрос – а какого, собственно, хрена?!
А зачем ДУК кораблю, в принципе не предназначенному для серьёзных морских баталий? Отбиваться от массированных атак миноносцев? При его скорости, пока эсминцы и миноносцы приблизятся к нему на дистанцию артиллерийской или торпедной стрельбы, он десять раз успеет расстрелять их из своего ГК. Отбиваться от массированных атак авиации? Если до этого дошло – крейсеру уже ничто не поможет. А от тихоходных самолётов-торпедоносцев крейсер защищён просто отлично. Конечно, едва ли голландцы продадут полякам стабилизаторы для «Бофорсов», но купить (как показано на эскизе) персональный дальномер для каждого «Бофорса», как у тех же голландцев – это вполне реализуемо.
От встречи с крейсерами, ДУК уже тоже не помощник… Тут вся надёжа на «ноги». «Убегай и отстреливайся!» Такой вот крутой крейсер. Но, что-то более стоящее полякам едва ли светило. Как говорится – по потребностям и по возможностям…
А теперь, ТТХ «польского» крейсера:
Водоизмещение: стандартное 6900 т, нормальное 7500, полное 9500 т.
Мощностью силовой установки: 88 000 л. с. (2 ТЗА «Парсонс», 8 котлов «Ярроу»).
Скорость хода: 35 узлов. При кратковременном форсировании машин до 37 узлов.
Размерения: длина наибольшая — 171 м, ширина — 15,4, среднее углубление — 5,1 м.
Дальность плавания: с норм зап. топлива 12-узловым ходом – 5000 миль. С полным запасом – 9 000 миль.
>Бронирование: пояс 30-50 мм, палуба 30 мм, траверзы 30 мм, барбеты 50 мм, башни 30-75 мм, боевая рубка 75 мм.
Вооружение: 9 (3×3) — 150-мм орудий «Бофорс», 14 (7×2) — 40-мм зениток «Бофорс», 1 катапульта, 2 самолета.
Экипаж: 430 чел.