2

(часть 1)

Планируя модернизацию «Диан» в качестве учебных крейсеров, к вопросу возможной модернизации крейсеров типа «Богатырь» подошли более серьёзно и основательно.

Для морской обороны страны, её флоту, за неимением других аргументов, прежде всего, требовались минные заградители, получить которые путём не слишком сложной переделки из старых крейсеров – вариант наиболее оптимальный.

Первым, восстановили и переоборудовали в минный крейсер заградитель балтийского «Богатыря».

Ну а поскольку модернизация прошла весьма успешно, на повестку дня тут же встали два важных вопроса:

1. Аналогичная реанимация однотипного черноморского крейсера «Память Меркурия» (изначально «Кагул»).

2. Модернизация артвооружения, дабы наши минные крейсера могли постоять за себя при встрече с эсминцами и лёгкими крейсерами-разведчиками вероятных противников. Что было особенно актуально, учитывая, что башенные установки «Богатырей» вызывали массу нареканий. Шестидюймовки крейсеров, неважно показали себя ещё во время Р-Я войны (эти орудия вообще при первой возможности заменялись на новые 130 мм обр. 1913 г). К тому же, ни одного полноценного крейсера РККФ в то время, в своём составе ещё не имел, а две спешно достраиваемые по первоначальному проекту «Светланы», по общему признанию специлистов, устарели ещё на стапеле.

Первый вопрос решался относительно просто. На Чёрном море действительно имелся довольно в хорошем состоянии корпус крейсера «Память Меркурия». Правда, его машины были взорваны англичанами перед уходом из Севастополя. Для их ремонта, использовали запасные части, демонтированные с однотипного крейсера «Олег» потопленного англичанами в ходе интервенции на Балтике и поднятого со дна специальной экспедицией ЭПРОНа.

После демонтажа всего, что ещё могло пригодиться, серьёзно повреждённые корпус «Олега» разобрали на металл опять-таки, частично в пользу «Богатыря» и «Меркурия».

Работы на последнем были в полном разгаре, когда пришла неожиданная новость – французские власти признали собственностью Советской России корабли бывшего имперского Черноморского флота, уведённые белыми в Бизерту – военно-морскую базу на Средиземном море, которую царское правительство арендовало у Франции. Среди тех кораблей, имелся и однотипный «Богатырю» крейсер «Очаков» — тот самый, знаменитый «крейсер восстания», сменивший после оного хренову кучу имён (последнее «Генерал Корнилов»).

Осмотр крейсера и в Бизерте и в России, показал его весьма плохое состояние. Плохое, но отнюдь не безнадёжное. Особенно учитывая тот опыт, что корабелы уже получили при восстановлении «Богатыря» и «Меркурия».

Таким образом, к концу 20-х, все три минных крейсера вошли в строй под именами «Коминтерн», «Профинтерн» и (смешно по сути) просто «Интернационал» (правда имелась в виду не организация, а песня, служившая в те годы гимном Страны Советов).

(Реальноисторический «Коминтерн». Предвоенное фото.)

Вторая проблема решалась сложнее. Ничего кардинально улучшающего огневую мощь крейсеров, наша промышленность в то время морякам предложить не могла. Кроме очень даже не плохих в принципе, 130/55 мм орудий обр. 1913 г. никаких современных пушек крейсерского калибра, промышленность не производила.

Зато как раз в то самое время (рубеж 20-30-х), наши представители вели переговоры с Италией и Германией о военно-техническом сотрудничестве в военно-морской сфере. Естественно, практически сразу же родилась мысль использовать для усиления вооружения «Богатырей» либо итальянские двухорудийные башни со 190 мм пушками, которые предполагалось закупить (и готовые и лицензию) для модернизации «Светлан» и для вооружения перспективных крейсеров (см. статьи «Новые этюды со старыми знакомыми» и «Невероятные приключения итальянцев в России»), либо водрузить на «Богатыри» немецкие трёхорудийные башни со 150 мм орудиями – аналогичные тем, что немцы устанавливали на своих новых лёгких крейсерах типа «К».

И тот и другой варианты были технически вполне осуществимы. Но, каждый имел свои отрицательные стороны.

Итальянские башни (2х190/52) были слишком тяжелы.

Чтоб возгромоздить их на «Богатыри», пришлось бы демонтировать всё его прочее вооружение в т. ч. минное. А без оного, крейсера были РККА уже не так чтоб очень нужны (на горизонте уже маячили две «Светланы» в первозданном виде и ещё планировалось ввести в строй три по модернизированному проекту (с теми же итальянскими (2х190/52) башнями).

Недостатки второго варианта были не менее очевидны. Имея немецкие 150 мм пушки в немецких же башнях (которые по весу, подходили просто идеально 137 тонн против 135), ради унификации по боеприпасам, нам пришлось бы покупать и немецкие палубные 150 мм артустановки (те самые, что стояли на КРЛ «Емден») взамен 130 мм отечественных. Ну и в последствии, персонально для трёх старых крейсеров производить или закупать боеприпасы.

Поэтому, победил компромиссный, более дорогой в осуществлении, но в тоже время и, как считалось, наиболее оптимальный вариант. Учитывая, что немецкие башни были гораздо совершеннее итальянских, начались переговоры с Германской стороной по приобретению трёхорудийных башен крейсеров типа «К», заточенных под наши (соответствующе модифицированные) 130 мм пушки обр. 1913 года, барбеты и посадочные места «Богатырей». После вполне успешно прошедших предварительных финансовых согласований, произошёл досадный технический облом. Оказалось, что трёхорудийная башня «Кёнигсберга», категорически не вписывалась в барбеты и подкрепления «Богатырей» даже со 130 мм орудиями. Взамен, немцы предложили упрощённый (и, надо сказать, заметно удешевлённый) вариант своей башни – двухорудийную, которую, как уверяли немцы, они подгонят под «Богатырь» совершенно спокойно. Переделка орудий тоже особых проблем не сулила – тем паче, большая часть этих самых переделок, заключалась в возврате к изначально задуманной русскими инженерами при создании пушки механизации процесса заряжания (досылатель и проч.).

Конечно, были и скептики, утверждавшие, что 130 мм артиллерия для крейсера слишком слаба. Но, их переубедили. Во-первых, «высокотехнологичные» немецкие двухорудийные башни обещали невиданную доселе в нашем флоте скорострельность – до 10 залпов в минуту, благодаря чему, за ту же минуту, пушки отправляли адресату гораздо больший вес, чем два шестидюймовых ствола в старых башнях.

Кроме того, немецкие башни имели + 40 градусов максимума ВН, что обеспечивало дальность стрельбы 130 мм орудия обр. 13 г более 20 км старым снарядом и около 24 км новым. В то время, как шестидюймовка Кане обр. 1892 г., стреляла при тех же 40 гр. (в полигонных условиях, поскольку корабельных установок с таким углом ВН не существовало) всего на 18.5 км и то, только при специальном аэродинамическом наконечнике. Родные же шестидюймовые установки «Богатырей», имели лишь по + 20-25 гр. ВН и максимальную дальнобойность в районе 17 км.

Вторым аргументом, был большой соблазн, со временем, серьёзно усовершенствовать немецкие башенные установки со 130 мм пушками, превратив их в универсальные. О том, что эти надежды вряд ли осуществимы, тогда не думали. Зато, думая о копеечной экономии, отказались от башенных дальномеров.

Так же, по требованию советской стороны была изменена и бронезащита башен. Спереди башню защищала 75 мм бронеплита. Всё прочее бронирование 25 мм.

Помимо башенных установок, решено было сохранить казематные 130 мм пушки, что делало систему вооружения «Богатырей» близкой к сравнительно новым (вошли в состав американского флота в 1923 году) американским лёгким крейсерам типа «Омаха».

Более того. По проекту, казематные установки теперь требовалось модернизировать, добившись аналогичного с башнями угла ВН и, внедрения всех тех усовершенствований орудий, которые вносили немцы для увеличения их скорострельности.

Вместо имевшихся в первоначальном проекте (от которого после Империалистической и Гражданской войн не осталось практически ничего) четырёх бортовых орудий ГК, а так же двенадцати 75 мм и восьми 47 мм пушек, каждый крейсер получил три спаренные универсальные 102/47 мм артустановки (русский ОТО-Минизини).

Две располагались побортно, на частично выступающих спонсонах, и одна на кормовой надстройке. На площадках над казематами, разместили лицензионные зенитные автоматы «Виккерс-Терни». На крыльях мостика, дополнительно могли устанавливаться в качестве лёгких средств ПВО авиационные спарки пулемётов ДА либо «Максимов».

Что касается минного вооружения, то учитывая занятые барбетами и подбашенными подкреплениями объёмы корпусного пространства, а так же недостаток свободного места на верхней палубе, минные рельсы и порты для сбрасывания мин разместили на главной палубе в кормовой части корабля (шли вокруг подпалубной части барбета). Запас мин при этом сократился до ста штук. Ещё 50 можно было разместить на верхней палубе в перегруз, где минные рельсы хоть и имелись, использовать их было довольно затруднительно, да и верхний вес при такой нагрузке был чрезмерен. Поэтому в мирное время, верхняя палуба, как правило, была от мин свободна.

Такая перепланировка, естественно потребовала дополнительных помещений для размещения личного состава. Вот тут и пригодилась модернизация котлов (с переводом их на жидкое топливо), позволившая ликвидировать первое котельное отделение без существенного снижения паропроизводительности. Так крейсера получили такой же двухтрубный силуэт, что и «Дианы».

Первоначально, предполагалось сформировать из трёх крейсеров мощную минно-артиллерийскую бригаду Морских сил Балтийского моря, коей поручалось надёжно блокировать подходы с моря к Питеру. Что и было сделано в 1933 году. И хотя по названию она считалась именно минной, наличие достаточно мощного и скорострельного ГК, делало крейсера весьма сильными канонерками, хорошо вписывающимися в принятую военно-морскую доктрину РККФ.

Тем не менее, едва эта однотипная бригада, под руководством лучших специалистов минной войны, закончила первый полный курс обучения, её расформировали и разбросали по трём флотам. На Балтике, на Чёрном море и на Тихом океане, все три «Богатыря» стали флагманскими кораблями минных сил.

ТТХ

«Богатырь» РИ

1902 г.

«Коминтерн» РИ

1936 г.

«Интернационал» АИ

1936 г.

Водоизм (т)

7 428

7 838

7 800

Размерения (м)

132.4/16.6/6.3

133/16.6/7.2

135/16.6/7.2

СУ

2 ПМ/ 16 ПК

2 ПМ/ 8 ПК

2 ПМ/ 8 ПК

Мощность СУ (л.с.)

20 370 л.с.

19 500

20 000 л.с.

Скорость (уз)

23 уз.

20-12 уз.

20 уз.

Дальность (миль)

4 900

2 200

3 000

Бронирование (мм):

Палуба/скосы

Башни/казематы ГК

Щиты ГК

Рубка

 

35/70

125/80

25

140

 

35/70

–/80

25

140

 

35/70

75/80

9

85

Вооружение:

ГК

ПМ(У)А

 

МЗА

ТА

мин

 

12 (2х2+8) 152/45

12 (12х1) 75/50

8 (8х1)47/43.5

2 (2х1) 7.62

4 (4х1)/381

 

 

8 (8х1) 130/55

3 (3х1) 76.2

 

3 (3х1) 45

195

 

8 (2х2+4) 130/55

8 (4х2) 102/47

 

4 (4х1) 40/39

100

 

Красавец, блин… жаль нет качественного цветного фото.

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account