К 100-летию ЦАГИ: «Сверхтяжелый транспортный самолет» — если взлетим, то поплаваем!
Недавно исполнилось 30 лет, как 5 июня 1989 г. самый большой транспортный самолет в мире – Ан-225 с погруженным на «спину» космическим кораблем «Буран» стартовал на Парижский авиасалон в Ле-Бурже. Общая масса «системы» составила 560 тонн!
Помнится, уже тогда один знакомый с «проблемой» инженер заметил:
«Ан-225 выполнен на пределе – создать более тяжелый самолет с колесным шасси не получится».
Фраза запала, хотя была непонятна… Лишь много лет спустя проблема стала проясняться: с определенного рубежа практически весь рост массы самолета будет уходить не на полезную нагрузку, а на усиление шасси.
Понятно, что Союз на Ан-225 останавливаться не хотел – активно шли работы по «Сверхтяжелому транспортному самолету», способному поднимать не только «Буран», но и саму «Мрию»… Ряд проектов по этой теме можно найти в сети, да определенные работы по СТС продолжаются до сих пор (смотри всяческие модели, выставляемые на МАКСах). О том, какие это проблемы, хорошо видно на примере единственного полета «Стратоланча»:
При посадке из-за бокового ветра первыми касаются полосы колеса шасси правого «полуфюзеляжа» (гы-гы). Сначала идет белый, потом темно-серый дым – горит резина колес. Это самолет еще без нагрузки, вероятно даже все необходимое оборудование не установлено. А теперь представьте посадку такого самолета массой этак в 1500 тонн!
Ага.
И тут появилась идея, а не «разгрузить» ли шасси СТС воздушной подушкой. Полностью или частично. Забавно, что при полной разгрузке самолет мог садиться на воду:
В принципе, если бы не Perestroika, вероятность увидеть в небо такое «чудо» была очень высокой. Союзников тогда Союз имел много – и в Карибском бассейне и на юге Африки. Перебросить сразу роту танков, малый ракетный корабль, да и просто запустить в космос тяжелый ракетоплан – было востребовано…
А сейчас дуют помаленьку:
Вдруг…