15
Истребители-трипланы компании Pfalz

Истребители-трипланы компании Pfalz

Содержание:

Pfalz Dreidecker-Typ (Dr-Typ, Pfalz D III Dreidecker)

Германия, первый полет – середина 1917 года.

Самолет Pfalz Dreidecker-Typ (Dr-Typ, Pfalz D III Dreidecker) представлял собой одноместный истребитель-триплан с двигателем Mercedes D III, развивавшим на взлете мощность 160 л.с..

Особенности конструкции трипланной коробки крыльев

Верхнее и нижнее крылья были такими же, как на серийном истребителе Pfalz D II. Среднее крыло было полностью новым. Оно отличалось уменьшенной длиной хорды, не имело элеронов и состояло из двух отъемных частей крыла, которые крепились к силовому набору фюзеляжа.

Силовой набор консоли среднего крыла состоял из одного лонжерона, силовых кромок по всему контуру, предположительно тринадцати полных нервюр и одной короткой (от лонжерона до задней кромки косой нервюры) между последней и предпоследней нервюрами отъемных частей крыла.

Были увеличены высоты стоек (межкрыльевых и «кабана») при сохранении других их конструктивных особенностей. Тросы соединения элеронов на верхнем и нижнем крыльях были заменены жесткими тягами, была изменена конструкция растяжек крыльев.

Опытный истребитель Pfalz Dreidecker-Typ был изготовлен заводом компании Pfalz Flugzeugwerke GmbH (Pfalz) в города Шпайер-ам-Рейн и совершил первый полет в середине 1917 года. Инспекция ВВС Германии (IdFlieg) заинтересовалась самолетом, но свое официальное обозначение ему не присвоила.

Самолет был представлен на конкурс истребителей-трипланов, который проводился в октябре 1917 году в Адлерсхофе на базе IdFlieg и имел целью выбор самолета на замену серийному типу Fokker Dr I. На конкурсных испытаниях Pfalz Dreidecker-Typ уступил большинству участников в маневренности из-за большой массы. На вооружение самолет компании Pfalz принят не был и в серию не запускался (впрочем, как и остальные истребители-трипланы, участвовавшие в конкурсе).

Pfalz Dr I

Германия, первый полет – сентябрь 1917 года.

Опытный истребитель Pfalz Dr I был спроектирован с учетом опыта создания самолета Pfalz Dreidecker-Typ и того интереса, который оставался у командования ВВС Германии к истребителям-трипланам. Однако основой проекта был не этот тип (неудачный), а истребитель-биплан Pfalz D VII, который в свою очередь был разработан на базе опытного истребителя Pfalz D VI.

Опытный истребитель-триплан Pfalz Dr I. Фото: flickr.com

Опытный истребитель-триплан Pfalz Dr I. Фото: flickr.com

Техническое описание

Опытный истребитель Pfalz Dr I представлял собой триплан классической аэродинамической схемы.

Особенности конструкции силовой установки

Силовая установка опытного истребителя Pfalz Dr I состояла из одного биротативного звездообразного мотора воздушного охлаждения Siemens Halske Sh III (160 л.с. на взлете) с двухлопастным воздушным винтом Axial большого шага диаметром 3,14 метра. Двигатель крепился коленвалом на первом шпангоуте фюзеляжа.

Капот двигателя был изготовлен выколоткой на болванке из алюминиевого листа и состоял из двух секций – верхней, занимавшей сектор 90°, и нижней (270°). Капот имел тороидальную форму в носовой части, переходящую в круговой цилиндр в задней.

Вход воздуха для охлаждения двигателя осуществлялся через тринадцать трапециевидных отверстий в лобовой части капота, а выход – через проем между обечайкой капота в его нижней части и нижним обрезом фюзеляжа. Выход выхлопных газов осуществлялся вместе с охлаждающим воздухом.

Топливная система состояла из основного бака емкостью 60 литров и расходного бака на 20 литров в фюзеляже; масляный бак (емкость системы 22 литров) также был расположен в фюзеляже.

Опытный экземпляр истребителя Pfalz Dr I. На снимке хорошо видна конструкция капота мотора с разъемом по верхней четверти обвода. Фото: flickr.com

Опытный экземпляр истребителя Pfalz Dr I. На снимке хорошо видна конструкция капота мотора с разъемом по верхней четверти обвода. Фото: flickr.com

Особенности конструкции трипланной коробки крыльев

Размахи крыльев уменьшались от верхнего к нижнему. Друг относительно друга крылья были установлены с неравномерным положительным выносом. Все крылья имели тонкий вогнуто-выпуклый аэродинамический профиль и прямоугольную в плане форму со скошенными законцовками и скругленными углами (на задней кромке верхнего крыла по центроплану сделан вырез для обеспечения обзора вперед и вверх).

Все крылья имели переменную геометрическую крутку (угол установки по плоскости симметрии самолета был положительным и уменьшался к законцовкам). Поперечного V крылья не имели. Элероны не имели роговой компенсации и были установлены только на верхнем крыле.

Верхнее крыло по центроплану крепилось к фюзеляжу на «кабане» из двух П-образных стоек, установленных со значительным развалом траверсами по потоку. По консолям крылья соединяются друг с другом одной Y-образной стойкой с каждой стороны от плоскости симметрии самолета. Жесткость трипланой коробки крыльев была обеспечена расчалками.

Силовой набор крыльев был из дерева, элеронов – из сваренных стальные трубы, а в качестве обшивки было использовано полотно на эмалите. Верхнее крыло самолета было неразъемным. Силовой набор верхнего крыла состоял из двух лонжеронов, одной стенки, кромок по всему контуру, 24 полных нервюр и двух коротких косых нервюр в зоне выреза под элероны (проходили от задней кромки крыла на границе выреза до стыка следующей по направлению к плоскости симметрии самолета нервюры со вторым лонжероном), а также усилений под крепления межкрыльевых стоек и стоек «кабана».

Среднее крыло состояло из двух консолей, которые крепятся моментными узлами к силовому набору фюзеляжа. Силовой набор каждой консоли среднего крыла состоял из одного лонжерона, кромок по всему контуру, одиннадцати полных нервюр, одной косой короткой нервюры (проходит от стыка последней нервюры и задней кромки до стыка предпоследней нервюры и лонжерона), а также усилений под крепление межкрыльевой стойки.

Нижнее крыло состояло из двух консолей, которые крепились моментными узлами к силовому набору фюзеляжа в зоне его «центропланных надстроек-зализов». Силовой набор каждой консоли нижнего крыла состоял из двух лонжеронов, кромок по всему контуру, одиннадцати полных нервюр, одной короткой косой нервюры, которая проходила от стыка нервюры №1 и профиля передней кромки до стыка нервюры №2 и первого лонжерона, одной короткой косой нервюры, которая проходит от стыка первого лонжерона и нервюры №2 до стыка нервюры №1 и задней кромки, а также одной короткой косой нервюры, которая проходила от стыка первого лонжерона и нервюры №10 и нервюры №11 с задней кромкой консоли.

Особенности конструкции фюзеляжа

По своему типу фюзеляж истребителя Pfalz Dr I был схож с фюзеляжами предыдущих истребителей-бипланов компании. Это был цельнодеревянный монокок каплевидной формы. В носовой части фюзеляж имел круглое поперечное сечение за исключением подреза за мотором между шпангоутами №№1 и 2 сечения. В хвостовой части фюзеляжа поперечное сечение было овальным.

Фюзеляж самолета имел конструкцию Wickelrumpf (Wickel – по-немецки сверток, Rumpf – корпус). Данная конструкция фюзеляжа была внедрена в компании Pfalz при освоении лицензионного выпуска самолетов LFG Roland D I и использовалась на прототипе этого самолета Pfalz D VII.

В нижней части фюзеляжа были сделаны зацело с ним центропланные надстройки-зализы, к которым крепились консоли нижнего крыла. По обводам они были похожи на консоли крыла с малом размахом и сужающейся хордой. Это обеспечивало уменьшение сопротивления от интерференции потоков, обтекающих нижнее крыло и фюзеляж, и уменьшение вихреобразование в зоне стыка. Благодаря своему значительному отрицательному углу поперечного V надстройки-зализы отдаляли нижнее крыло от среднего.

Основные нагрузки (распределенные) в конструкции фюзеляжа воспринимала обшивка. Бимсы и легкие шпангоуты служили для восприятия и передачи нагрузок в рассредоточенном виде на обшивку сосредоточенных нагрузок от других агрегатов и систем.

Технология изготовления фюзеляжа истребителя Pfalz Dr I была аналогична технологии самолета LFG Roland C II. Кабина самолета была открытой с ветровым козырьком из прозрачного материала и без заголовника.

Опытный истребитель Pfalz Dr I на официальных испытаниях в IdFlieg – снимок хорошо показывает конструкцию оперения самолета. Фото: flickr.com

Опытный истребитель Pfalz Dr I на официальных испытаниях в IdFlieg – снимок хорошо показывает конструкцию оперения самолета. Фото: flickr.com

Особенности конструкции хвостового оперения

Хвостовое оперение самолета было однокилевым. Оно было установлено на хвостовой части фюзеляжа и состояло из горизонтального и вертикального оперений. Горизонтальное и вертикальное оперения были свободнонесущими (без подкосов и расчалок).

Горизонтальное оперение состояло из стабилизатора и руля высоты. Аэродинамический профиль горизонтального оперения – несимметричный плоско-выпуклый (верхняя поверхность – плоская). Горизонтальное оперение имело трапециевидную форму в плане со скругленными углами и подрезом в средней части руля высоты для обеспечения хода руля направления.

Силовой набор стабилизатора был деревянным и состоял из двух консолей; силовой набор каждой консоли состоял из одного (предположительно) лонжерона, расположенного у задней кромки, силового профиля по остальным кромкам (он играл роль переднего лонжерона) и двух нервюр. Предположительно в качестве обшивки использовалось полотно.

Руль высоты состоял из двух половин, соединенных общим валом. Каркас каждой половины руля высоты был сварен из стальных труб и состоял из одного лонжерона по передней кромке, задней кромки и трех нервюр. В качестве обшивки было использовано полотно. Руль высоты навешивался на один шарнирный узел на фюзеляже и на два на каждой консоли стабилизатора.

Вертикальное оперение состояло из киля и руля направления. Аэродинамический профиль вертикального оперения был симметричным. Контур киля на виде в плане был трапециевидным, контур руля направления был близок к части окружности.

Киль изготавливался зацело с фюзеляжем и его силовой набор состоял из лонжеронов и нервюр. Обшивка киля изготавливалась с склееных крест-накрест двух слоев шпона, которые затем как и фюзеляж были оклеены полотном. Силовой набор руля направления был изготовлен из стальных труб и состоял из лонжерона по передней кромке, задней кромки и трех нервюр, обшивка – полотно.

Особенности конструкции системы управления

Система управления самолетом – классического типа, трехканальная без перекрестных связей. Проводка управления была в основном тросовой, качалки на рулевых поверхностях – все внешние.

Особенности конструкции шасси

Шасси самолета было трехопорным с хвостовым костылем. Основные стойки шасси состояли из двух V-образных стоек, траверсы между ними, оси с двумя колесами и обтекателя «крыльевого типа», закрывающего ось и траверсу между стойками.

Жесткость основных стоек шасси была обеспечена двумя тросовыми расчалами, включенными в единую силовую схему с расчалками трипланной коробки крыльев. Костыль рычажного типа был оснащен резиново-шнуровой амортизацией.

Особенности конструкции вооружения

В носовой части фюзеляжа были установлены два синхронных пулемета LMG 08/15 (7,92 мм). Подача ленты и выброс звеньев и гильз находились под сборными алюминиевыми кожухами. Установка привела не предусматривалась.

Общий вид истребителя Pfalz Dr I. Фото: airwar.ru

Общий вид истребителя Pfalz Dr I. Фото: airwar.ru

Испытания

Опытный истребитель Pfalz Dr I (W.Nr. 3050/17) был изготовлен заводом компании в Pfalz городе Шпайер-ам-Рейн без вооружения и совершил первый полет в сентябре 1917 года.

В дальнейшем вооружение было установлено.

При передаче на официальные испытания в IdFlieg самолету был присвоен производственный номер W.Nr.3050/17.

Самолет был представлен на конкурс истребителей-трипланов, который проводился в октябре 1917 года в Адлерсхофе на базе IdFlieg и имел целью выбор самолета на замену серийному типу Fokker Dr I. В конкурсных испытаниях участвовали опытнейшие пилоты, в том числе и барон Манфред фон Рихтгофен, который дал ему высокую оценку, рекомендовав запустить в производство вместо самолета Fokker Dr I.

Опытный истребитель Pfalz Dr I W.Nr.3050/17 с вооружением на официальных испытаниях. Фото: flickr.com

Опытный истребитель Pfalz Dr I W.Nr.3050/17 с вооружением на официальных испытаниях. Фото: flickr.com

Лучший немецкий ас барон Манфред фон Рихтгофен проводит летную оценку опытного истребителя Pfalz Dr I – середина декабря 1917 года. Фото: flickr.com

Лучший немецкий ас барон Манфред фон Рихтгофен проводит летную оценку опытного истребителя Pfalz Dr I – середина декабря 1917 года. Фото: flickr.com

Основные результаты испытаний:

    • самолет показал высокие летные данные (выше, чем остальные участники конкурса);
    • самолет имел плохие срывные свойства и сложен в управлении;
    • двигатель имел повышенный расход масла, сложен в регулировке, обслуживании и ремонте;
    • охлаждение мотора было недостаточным;
    • наблюдались перебои с подачей топлива.

По результатам конкурса в ноябре 1917 года компании Pfalz был выдан заказ на серию из девяти истребителей истребитель Pfalz Dr I, а также выкупался у разработчика опытный самолет W.Nr.3050/17.

Серийные истребители Pfalz Dr I выпуска завода компании в городн Шпайер-ам-Рейн, имели ряд отличий от опытного:

    • в нижней части капота были сделаны три овальных отверстия для улучшения охлаждения мотора;
    • была доработана топливная система;
    • было изменено расположение люков обслуживания.
Серийный истребитель-триплан Pfalz Dr I. Фото: riseofflight.com

Серийный истребитель-триплан Pfalz Dr I. Фото: riseofflight.com

Как минимум на одном самолете (возможно, на последнем) был доработан капот мотора – вырезана нижняя четверть, вырез усилен профилями для жесткости.

Один из последних серийных истребителей Pfalz Dr I с новым капотом мотора в вырезанной нижней четвертью обода. Фото: fresher.ru

Один из последних серийных истребителей Pfalz Dr I с новым капотом мотора в вырезанной нижней четвертью обода. Фото: fresher.ru

Самолеты были сданы в апреле 1918 года и направлены во вновь сформированную истребительную эскадрилью Jasta 73 (ее остальную технику составили самолеты Fokker Dr I и Albatros D V). Качество изготовления самолетов оказалось неожиданно низким и их летно-технические характеристики были существенно меньше паспортных, серийные двигатели Sh III не выдавали мощности (потери на новых моторах достигали 25 л.с. или 15% от номинала), были ненадежными, а летом 1918 года прекратились поставки необходимого им касторового масла.

В середине 1918 года эскадрилья Jasta 73 была перевооружена истребителями Fokker D VII, и эксплуатация самолетов Pfalz Dr I была прекращена.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Pfalz Dr I

Назначение: истребитель

Статус: малосерийное производство

Экипаж: 1 человек

Источник:123, 45
Силовая установка:
тип двигателяSiemens-Halske Sh IIISiemens-Halske Sh IIISiemens-Halske Sh IIISiemens-Halske Sh III
мощность взлетная160 л.с.160 л.с.160 л.с.160 л.с.
мощность у земли160 л.с.160 л.с.160 л.с.160 л.с.
тип винта2-лопастный тянущий Axial2-лопастный тянущий Axial2-лопастный тянущий Axial2-лопастный тянущий Axial
Размеры:
размах
верхнего8,530 м8,534 м8,550 м8,600 м
среднего8,103 м8,100 м
нижнего7,823 м7,820 м
площадь крыльев общая17,2 м²17,2 м²17,2 м²17,2 м²
САХ крыла
верхнего1,118 м
нижнего0,711 м
профиль крыльевтонкий выпукло-вогнутыйтонкий выпукло-вогнутыйтонкий выпукло-вогнутыйтонкий выпукло-вогнутый
сужение крыльев1,01,01,01,0
угол установки крыльевположительный переменныйположительный переменныйположительный переменныйположительный переменный
угол поперечного V крыльев
расстояние между крыльямипо 0,787 м
тип элероновбез роговой компенсациибез роговой компенсациибез роговой компенсациибез роговой компенсации
расположение элероновна верхнем крылена верхнем крылена верхнем крылена верхнем крыле
длина полная5,490 м5,486 м5,500 м5,600 м
высота габаритная2,700 м2,705 м2,760 м2,900 м
Масса:
пустого510 кг509 кг510 кг498 кг
топлива57 кг
(объем топлива)80 л
масла19 кг
(объем масла)22 л
ГСМ76 кг
полной нагрузки195 кг195 кг195 кг206 кг
боевая705 кг704 кг705 кг704 кг
весовая отдача27,7%27,7%27,7%29,3%
Удельные данные на взлете:
удельная нагрузка на крыло41,0 кг/м²40,9 кг/м²
удельная нагрузка на мощность4,4 кг/л.с.4,4 кг/л.с.4,4 кг/л.с.4,4 кг/л.с.
отношение мощности к площади крыла9,3 л.с./м²9,3 л.с./м²9,3 л.с./м²
Летные характеристики:
максимальная скорость201 км/ч201 км/ч190 км/ч204 км/ч
на высотеграница высотностиграница высотности4000 мграница высотности
крейсерская скорость177 км/ч
на высотеоптимальная высота
начальная скороподъемность14,4 м/с
время набора
высота 1000 метров1,7 мин.
высота 2000 метров3,7 мин.3,7 мин.
высота 3000 метров6,2 мин.6,2 мин.
высота 5000 метров13,3 мин.13,5 мин.13,5 мин.
высота 6000 метров20,0 мин.
практический потолок8000 м6000 м6500 м
дальность полета280 км
режим полетамакс. дальность
продолжительность полета1,5 ч1,5 ч1,5 ч1,5 ч
режим полетамакс. продолжительностьмакс. продолжительностьмакс. продолжительностьмакс. продолжительность
Вооружение:
тип вооруженияLMG 08/15LMG 08/15LMG 08/15LMG 08/15
калибр7,92 мм7,92 мм7,92 мм7,92 мм
количество2222
установкасинхроннаясинхроннаясинхроннаясинхронная

Источники:
1. https://de.wikipedia.org/wiki/Pfalz_Dr.I
2. Lamberton W. M. Fighter Aircraft of the 1914-1918 War. Letchworth, UK, Harleyford Publications Ltd., — 19160
3. Angelucci, Enzo. The Rand McNally. Encyclopedia of Military Aircraft, 1914-1980. San Diego, USA, The Military Press, — 1983
4. Green W, Swanborough G. The Complete Book of Fighters. London, UK, Salamander Books Limited, — 1997
5. http://airwar.ru/enc/fww1/pfdr1.html
Составитель С.Г. Мороз

источник: https://naukatehnika.com/istrebiteli-triplanyi-firmyi-pfalcz.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account