15
Истребители-трипланы компании Pfalz

Истребители-трипланы компании Pfalz

Содержание:

Pfalz Dreidecker-Typ (Dr-Typ, Pfalz D III Dreidecker)

Германия, первый полет – середина 1917 года.

Самолет Pfalz Dreidecker-Typ (Dr-Typ, Pfalz D III Dreidecker) представлял собой одноместный истребитель-триплан с двигателем Mercedes D III, развивавшим на взлете мощность 160 л.с..

Особенности конструкции трипланной коробки крыльев

Верхнее и нижнее крылья были такими же, как на серийном истребителе Pfalz D II. Среднее крыло было полностью новым. Оно отличалось уменьшенной длиной хорды, не имело элеронов и состояло из двух отъемных частей крыла, которые крепились к силовому набору фюзеляжа.

Силовой набор консоли среднего крыла состоял из одного лонжерона, силовых кромок по всему контуру, предположительно тринадцати полных нервюр и одной короткой (от лонжерона до задней кромки косой нервюры) между последней и предпоследней нервюрами отъемных частей крыла.

Были увеличены высоты стоек (межкрыльевых и «кабана») при сохранении других их конструктивных особенностей. Тросы соединения элеронов на верхнем и нижнем крыльях были заменены жесткими тягами, была изменена конструкция растяжек крыльев.

Опытный истребитель Pfalz Dreidecker-Typ был изготовлен заводом компании Pfalz Flugzeugwerke GmbH (Pfalz) в города Шпайер-ам-Рейн и совершил первый полет в середине 1917 года. Инспекция ВВС Германии (IdFlieg) заинтересовалась самолетом, но свое официальное обозначение ему не присвоила.

Самолет был представлен на конкурс истребителей-трипланов, который проводился в октябре 1917 году в Адлерсхофе на базе IdFlieg и имел целью выбор самолета на замену серийному типу Fokker Dr I. На конкурсных испытаниях Pfalz Dreidecker-Typ уступил большинству участников в маневренности из-за большой массы. На вооружение самолет компании Pfalz принят не был и в серию не запускался (впрочем, как и остальные истребители-трипланы, участвовавшие в конкурсе).

Pfalz Dr I

Германия, первый полет – сентябрь 1917 года.

Опытный истребитель Pfalz Dr I был спроектирован с учетом опыта создания самолета Pfalz Dreidecker-Typ и того интереса, который оставался у командования ВВС Германии к истребителям-трипланам. Однако основой проекта был не этот тип (неудачный), а истребитель-биплан Pfalz D VII, который в свою очередь был разработан на базе опытного истребителя Pfalz D VI.

Опытный истребитель-триплан Pfalz Dr I. Фото: flickr.com

Опытный истребитель-триплан Pfalz Dr I. Фото: flickr.com

Техническое описание

Опытный истребитель Pfalz Dr I представлял собой триплан классической аэродинамической схемы.

Особенности конструкции силовой установки

Силовая установка опытного истребителя Pfalz Dr I состояла из одного биротативного звездообразного мотора воздушного охлаждения Siemens Halske Sh III (160 л.с. на взлете) с двухлопастным воздушным винтом Axial большого шага диаметром 3,14 метра. Двигатель крепился коленвалом на первом шпангоуте фюзеляжа.

Капот двигателя был изготовлен выколоткой на болванке из алюминиевого листа и состоял из двух секций – верхней, занимавшей сектор 90°, и нижней (270°). Капот имел тороидальную форму в носовой части, переходящую в круговой цилиндр в задней.

Вход воздуха для охлаждения двигателя осуществлялся через тринадцать трапециевидных отверстий в лобовой части капота, а выход – через проем между обечайкой капота в его нижней части и нижним обрезом фюзеляжа. Выход выхлопных газов осуществлялся вместе с охлаждающим воздухом.

Топливная система состояла из основного бака емкостью 60 литров и расходного бака на 20 литров в фюзеляже; масляный бак (емкость системы 22 литров) также был расположен в фюзеляже.

Опытный экземпляр истребителя Pfalz Dr I. На снимке хорошо видна конструкция капота мотора с разъемом по верхней четверти обвода. Фото: flickr.com

Опытный экземпляр истребителя Pfalz Dr I. На снимке хорошо видна конструкция капота мотора с разъемом по верхней четверти обвода. Фото: flickr.com

Особенности конструкции трипланной коробки крыльев

Размахи крыльев уменьшались от верхнего к нижнему. Друг относительно друга крылья были установлены с неравномерным положительным выносом. Все крылья имели тонкий вогнуто-выпуклый аэродинамический профиль и прямоугольную в плане форму со скошенными законцовками и скругленными углами (на задней кромке верхнего крыла по центроплану сделан вырез для обеспечения обзора вперед и вверх).

Все крылья имели переменную геометрическую крутку (угол установки по плоскости симметрии самолета был положительным и уменьшался к законцовкам). Поперечного V крылья не имели. Элероны не имели роговой компенсации и были установлены только на верхнем крыле.

Верхнее крыло по центроплану крепилось к фюзеляжу на «кабане» из двух П-образных стоек, установленных со значительным развалом траверсами по потоку. По консолям крылья соединяются друг с другом одной Y-образной стойкой с каждой стороны от плоскости симметрии самолета. Жесткость трипланой коробки крыльев была обеспечена расчалками.

Силовой набор крыльев был из дерева, элеронов – из сваренных стальные трубы, а в качестве обшивки было использовано полотно на эмалите. Верхнее крыло самолета было неразъемным. Силовой набор верхнего крыла состоял из двух лонжеронов, одной стенки, кромок по всему контуру, 24 полных нервюр и двух коротких косых нервюр в зоне выреза под элероны (проходили от задней кромки крыла на границе выреза до стыка следующей по направлению к плоскости симметрии самолета нервюры со вторым лонжероном), а также усилений под крепления межкрыльевых стоек и стоек «кабана».

Среднее крыло состояло из двух консолей, которые крепятся моментными узлами к силовому набору фюзеляжа. Силовой набор каждой консоли среднего крыла состоял из одного лонжерона, кромок по всему контуру, одиннадцати полных нервюр, одной косой короткой нервюры (проходит от стыка последней нервюры и задней кромки до стыка предпоследней нервюры и лонжерона), а также усилений под крепление межкрыльевой стойки.

Нижнее крыло состояло из двух консолей, которые крепились моментными узлами к силовому набору фюзеляжа в зоне его «центропланных надстроек-зализов». Силовой набор каждой консоли нижнего крыла состоял из двух лонжеронов, кромок по всему контуру, одиннадцати полных нервюр, одной короткой косой нервюры, которая проходила от стыка нервюры №1 и профиля передней кромки до стыка нервюры №2 и первого лонжерона, одной короткой косой нервюры, которая проходит от стыка первого лонжерона и нервюры №2 до стыка нервюры №1 и задней кромки, а также одной короткой косой нервюры, которая проходила от стыка первого лонжерона и нервюры №10 и нервюры №11 с задней кромкой консоли.

Особенности конструкции фюзеляжа

По своему типу фюзеляж истребителя Pfalz Dr I был схож с фюзеляжами предыдущих истребителей-бипланов компании. Это был цельнодеревянный монокок каплевидной формы. В носовой части фюзеляж имел круглое поперечное сечение за исключением подреза за мотором между шпангоутами №№1 и 2 сечения. В хвостовой части фюзеляжа поперечное сечение было овальным.

Фюзеляж самолета имел конструкцию Wickelrumpf (Wickel – по-немецки сверток, Rumpf – корпус). Данная конструкция фюзеляжа была внедрена в компании Pfalz при освоении лицензионного выпуска самолетов LFG Roland D I и использовалась на прототипе этого самолета Pfalz D VII.

В нижней части фюзеляжа были сделаны зацело с ним центропланные надстройки-зализы, к которым крепились консоли нижнего крыла. По обводам они были похожи на консоли крыла с малом размахом и сужающейся хордой. Это обеспечивало уменьшение сопротивления от интерференции потоков, обтекающих нижнее крыло и фюзеляж, и уменьшение вихреобразование в зоне стыка. Благодаря своему значительному отрицательному углу поперечного V надстройки-зализы отдаляли нижнее крыло от среднего.

Основные нагрузки (распределенные) в конструкции фюзеляжа воспринимала обшивка. Бимсы и легкие шпангоуты служили для восприятия и передачи нагрузок в рассредоточенном виде на обшивку сосредоточенных нагрузок от других агрегатов и систем.

Технология изготовления фюзеляжа истребителя Pfalz Dr I была аналогична технологии самолета LFG Roland C II. Кабина самолета была открытой с ветровым козырьком из прозрачного материала и без заголовника.

Опытный истребитель Pfalz Dr I на официальных испытаниях в IdFlieg – снимок хорошо показывает конструкцию оперения самолета. Фото: flickr.com

Опытный истребитель Pfalz Dr I на официальных испытаниях в IdFlieg – снимок хорошо показывает конструкцию оперения самолета. Фото: flickr.com

Особенности конструкции хвостового оперения

Хвостовое оперение самолета было однокилевым. Оно было установлено на хвостовой части фюзеляжа и состояло из горизонтального и вертикального оперений. Горизонтальное и вертикальное оперения были свободнонесущими (без подкосов и расчалок).

Горизонтальное оперение состояло из стабилизатора и руля высоты. Аэродинамический профиль горизонтального оперения – несимметричный плоско-выпуклый (верхняя поверхность – плоская). Горизонтальное оперение имело трапециевидную форму в плане со скругленными углами и подрезом в средней части руля высоты для обеспечения хода руля направления.

Силовой набор стабилизатора был деревянным и состоял из двух консолей; силовой набор каждой консоли состоял из одного (предположительно) лонжерона, расположенного у задней кромки, силового профиля по остальным кромкам (он играл роль переднего лонжерона) и двух нервюр. Предположительно в качестве обшивки использовалось полотно.

Руль высоты состоял из двух половин, соединенных общим валом. Каркас каждой половины руля высоты был сварен из стальных труб и состоял из одного лонжерона по передней кромке, задней кромки и трех нервюр. В качестве обшивки было использовано полотно. Руль высоты навешивался на один шарнирный узел на фюзеляже и на два на каждой консоли стабилизатора.

Вертикальное оперение состояло из киля и руля направления. Аэродинамический профиль вертикального оперения был симметричным. Контур киля на виде в плане был трапециевидным, контур руля направления был близок к части окружности.

Киль изготавливался зацело с фюзеляжем и его силовой набор состоял из лонжеронов и нервюр. Обшивка киля изготавливалась с склееных крест-накрест двух слоев шпона, которые затем как и фюзеляж были оклеены полотном. Силовой набор руля направления был изготовлен из стальных труб и состоял из лонжерона по передней кромке, задней кромки и трех нервюр, обшивка – полотно.

Особенности конструкции системы управления

Система управления самолетом – классического типа, трехканальная без перекрестных связей. Проводка управления была в основном тросовой, качалки на рулевых поверхностях – все внешние.

Особенности конструкции шасси

Шасси самолета было трехопорным с хвостовым костылем. Основные стойки шасси состояли из двух V-образных стоек, траверсы между ними, оси с двумя колесами и обтекателя «крыльевого типа», закрывающего ось и траверсу между стойками.

Жесткость основных стоек шасси была обеспечена двумя тросовыми расчалами, включенными в единую силовую схему с расчалками трипланной коробки крыльев. Костыль рычажного типа был оснащен резиново-шнуровой амортизацией.

Особенности конструкции вооружения

В носовой части фюзеляжа были установлены два синхронных пулемета LMG 08/15 (7,92 мм). Подача ленты и выброс звеньев и гильз находились под сборными алюминиевыми кожухами. Установка привела не предусматривалась.

Общий вид истребителя Pfalz Dr I. Фото: airwar.ru

Общий вид истребителя Pfalz Dr I. Фото: airwar.ru

Испытания

Опытный истребитель Pfalz Dr I (W.Nr. 3050/17) был изготовлен заводом компании в Pfalz городе Шпайер-ам-Рейн без вооружения и совершил первый полет в сентябре 1917 года.

В дальнейшем вооружение было установлено.

При передаче на официальные испытания в IdFlieg самолету был присвоен производственный номер W.Nr.3050/17.

Самолет был представлен на конкурс истребителей-трипланов, который проводился в октябре 1917 года в Адлерсхофе на базе IdFlieg и имел целью выбор самолета на замену серийному типу Fokker Dr I. В конкурсных испытаниях участвовали опытнейшие пилоты, в том числе и барон Манфред фон Рихтгофен, который дал ему высокую оценку, рекомендовав запустить в производство вместо самолета Fokker Dr I.

Опытный истребитель Pfalz Dr I W.Nr.3050/17 с вооружением на официальных испытаниях. Фото: flickr.com

Опытный истребитель Pfalz Dr I W.Nr.3050/17 с вооружением на официальных испытаниях. Фото: flickr.com

Лучший немецкий ас барон Манфред фон Рихтгофен проводит летную оценку опытного истребителя Pfalz Dr I – середина декабря 1917 года. Фото: flickr.com

Лучший немецкий ас барон Манфред фон Рихтгофен проводит летную оценку опытного истребителя Pfalz Dr I – середина декабря 1917 года. Фото: flickr.com

Основные результаты испытаний:

    • самолет показал высокие летные данные (выше, чем остальные участники конкурса);
    • самолет имел плохие срывные свойства и сложен в управлении;
    • двигатель имел повышенный расход масла, сложен в регулировке, обслуживании и ремонте;
    • охлаждение мотора было недостаточным;
    • наблюдались перебои с подачей топлива.

По результатам конкурса в ноябре 1917 года компании Pfalz был выдан заказ на серию из девяти истребителей истребитель Pfalz Dr I, а также выкупался у разработчика опытный самолет W.Nr.3050/17.

Серийные истребители Pfalz Dr I выпуска завода компании в городн Шпайер-ам-Рейн, имели ряд отличий от опытного:

    • в нижней части капота были сделаны три овальных отверстия для улучшения охлаждения мотора;
    • была доработана топливная система;
    • было изменено расположение люков обслуживания.
Серийный истребитель-триплан Pfalz Dr I. Фото: riseofflight.com

Серийный истребитель-триплан Pfalz Dr I. Фото: riseofflight.com

Как минимум на одном самолете (возможно, на последнем) был доработан капот мотора – вырезана нижняя четверть, вырез усилен профилями для жесткости.

Один из последних серийных истребителей Pfalz Dr I с новым капотом мотора в вырезанной нижней четвертью обода. Фото: fresher.ru

Один из последних серийных истребителей Pfalz Dr I с новым капотом мотора в вырезанной нижней четвертью обода. Фото: fresher.ru

Самолеты были сданы в апреле 1918 года и направлены во вновь сформированную истребительную эскадрилью Jasta 73 (ее остальную технику составили самолеты Fokker Dr I и Albatros D V). Качество изготовления самолетов оказалось неожиданно низким и их летно-технические характеристики были существенно меньше паспортных, серийные двигатели Sh III не выдавали мощности (потери на новых моторах достигали 25 л.с. или 15% от номинала), были ненадежными, а летом 1918 года прекратились поставки необходимого им касторового масла.

В середине 1918 года эскадрилья Jasta 73 была перевооружена истребителями Fokker D VII, и эксплуатация самолетов Pfalz Dr I была прекращена.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Pfalz Dr I

Назначение: истребитель

Статус: малосерийное производство

Экипаж: 1 человек

Источник: 1 2 3, 4 5
Силовая установка:
тип двигателя Siemens-Halske Sh III Siemens-Halske Sh III Siemens-Halske Sh III Siemens-Halske Sh III
мощность взлетная 160 л.с. 160 л.с. 160 л.с. 160 л.с.
мощность у земли 160 л.с. 160 л.с. 160 л.с. 160 л.с.
тип винта 2-лопастный тянущий Axial 2-лопастный тянущий Axial 2-лопастный тянущий Axial 2-лопастный тянущий Axial
Размеры:
размах
верхнего 8,530 м 8,534 м 8,550 м 8,600 м
среднего 8,103 м 8,100 м
нижнего 7,823 м 7,820 м
площадь крыльев общая 17,2 м² 17,2 м² 17,2 м² 17,2 м²
САХ крыла
верхнего 1,118 м
нижнего 0,711 м
профиль крыльев тонкий выпукло-вогнутый тонкий выпукло-вогнутый тонкий выпукло-вогнутый тонкий выпукло-вогнутый
сужение крыльев 1,0 1,0 1,0 1,0
угол установки крыльев положительный переменный положительный переменный положительный переменный положительный переменный
угол поперечного V крыльев
расстояние между крыльями по 0,787 м
тип элеронов без роговой компенсации без роговой компенсации без роговой компенсации без роговой компенсации
расположение элеронов на верхнем крыле на верхнем крыле на верхнем крыле на верхнем крыле
длина полная 5,490 м 5,486 м 5,500 м 5,600 м
высота габаритная 2,700 м 2,705 м 2,760 м 2,900 м
Масса:
пустого 510 кг 509 кг 510 кг 498 кг
топлива 57 кг
(объем топлива) 80 л
масла 19 кг
(объем масла) 22 л
ГСМ 76 кг
полной нагрузки 195 кг 195 кг 195 кг 206 кг
боевая 705 кг 704 кг 705 кг 704 кг
весовая отдача 27,7% 27,7% 27,7% 29,3%
Удельные данные на взлете:
удельная нагрузка на крыло 41,0 кг/м² 40,9 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 4,4 кг/л.с. 4,4 кг/л.с. 4,4 кг/л.с. 4,4 кг/л.с.
отношение мощности к площади крыла 9,3 л.с./м² 9,3 л.с./м² 9,3 л.с./м²
Летные характеристики:
максимальная скорость 201 км/ч 201 км/ч 190 км/ч 204 км/ч
на высоте граница высотности граница высотности 4000 м граница высотности
крейсерская скорость 177 км/ч
на высоте оптимальная высота
начальная скороподъемность 14,4 м/с
время набора
высота 1000 метров 1,7 мин.
высота 2000 метров 3,7 мин. 3,7 мин.
высота 3000 метров 6,2 мин. 6,2 мин.
высота 5000 метров 13,3 мин. 13,5 мин. 13,5 мин.
высота 6000 метров 20,0 мин.
практический потолок 8000 м 6000 м 6500 м
дальность полета 280 км
режим полета макс. дальность
продолжительность полета 1,5 ч 1,5 ч 1,5 ч 1,5 ч
режим полета макс. продолжительность макс. продолжительность макс. продолжительность макс. продолжительность
Вооружение:
тип вооружения LMG 08/15 LMG 08/15 LMG 08/15 LMG 08/15
калибр 7,92 мм 7,92 мм 7,92 мм 7,92 мм
количество 2 2 2 2
установка синхронная синхронная синхронная синхронная

Источники:
1. https://de.wikipedia.org/wiki/Pfalz_Dr.I
2. Lamberton W. M. Fighter Aircraft of the 1914-1918 War. Letchworth, UK, Harleyford Publications Ltd., — 19160
3. Angelucci, Enzo. The Rand McNally. Encyclopedia of Military Aircraft, 1914-1980. San Diego, USA, The Military Press, — 1983
4. Green W, Swanborough G. The Complete Book of Fighters. London, UK, Salamander Books Limited, — 1997
5. http://airwar.ru/enc/fww1/pfdr1.html
Составитель С.Г. Мороз

источник: https://naukatehnika.com/istrebiteli-triplanyi-firmyi-pfalcz.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account