Истребитель укороченного взлета и посадки К.В.Пеленберга. Проект. СССР. 1943г.

1

Представляю Вашему вниманию очень малоизвестный проект советского боевого СВВП (СУВП, VTOL) периода Второй Мировой войны.

Истребитель укороченного взлета и посадки К.В.Пеленберга. Проект. СССР. 1943г.

Имя Константина Владимировича Пеленберга (Шуликов), работавшего в ОКБ-155 под руководством А.И.Микояна со дня его основания, не известно широкому кругу любителей авиации. Тем не менее, именно этот инженер разработал в инициативном порядке принципиально новый проект самолета укороченного взлёта и посадки. Революционность конструкции заключалась в наличии силовой установки с изменяемым вектором тяги.

Свои исследовательские работы Пеленберг начал в 1942 году с тщательного анализа различных схем истребителей, на которых можно было бы использовать отклоняемые воздушные винты. Основное внимание, как можно догадаться, уделялось силовой установке, в то время как крыло и оперение должны были выполнять лишь вспомогательные функции на взлётно-посадочных режимах.
В результате, для представленного в 1943 году проекта, была выбрана схема двухбалочного моноплана с низкорасположенным крылом, трехстоечным шасси с носовой опорой.

Истребитель укороченного взлета и посадки К.В.Пеленберга. Проект. СССР. 1943г.

Разнесенные балки соединяли крыло с хвостовым оперением, которое имело цельноповоротный стабилизатор. На балках разместили основные стойки шасси.

Кабина пилота с каплевидным фонарем, двигатель и пулеметно-пушечное вооружение размещалось в гондоле. Мощность от двигателя, посредством редуктора и удлиненных валов передавалась соосным спаренным толкающим винтам, имевшим взаимно противоположное вращение. Последнее исключало реактивный момент и повышало эффективность винтомоторной группы. При взлете и посадке самолета спаренные винты, с помощью гидравлического привода, можно было поворачивать относительно оси редуктора вниз, создавая тем самым вертикальную подъемную силу. Двухбалочная схема в полной мере способствовала свободному перемещению винтов, при этом в отклоненном положении они незначительно затенялись фюзеляжем и крылом. С приближением к земле или при полете вблизи нее винты должны были образовывать под самолетом область уплотненного воздуха, создающего эффект воздушной подушки. При этом повышался и их КПД.

Конечно, при отклонении винтов вниз от продольной оси возникал пикирующий момент, но он парировался двумя способами. С одной стороны, отклонением цельноповоротного стабилизатора, работающего в зоне активного обдува винтов, на отрицательный угол. С другой – отклонением консоли крыла в плоскости хорды вперед на угол, соответствующий условиям балансировки при данном направлении тяги. С переводом самолета в горизонтальный полет после подъема на безопасную высоту винты поворачивали в исходное положение. 

Данный истребитель мог иметь очень короткую дистанцию разбега, но для вертикального взлета мощности существовавших в то время моторов не хватало. Поэтому для подобного проекта с целью сокращения взлетно-посадочных дистанций, а также осуществления взлета и посадки по крутой траектории, близкой к вертикальной, требовался либо мотор повышенной мощности или два, работающих синхронно на один вал. 

Хотя проект был сопряжен со многими трудностями технического характера его реализация позволяла дать ВВС самолёт, которому мог обходиться практически без аэродромов. Пеленберг также прорабатывал вариант самолёта с вертикальным взлётом, но даже приблизительные расчеты показывали, что для этого понадобиться либо двигатель очень высокой мощности, либо два, работающих на один вал. В любом случае, дальше эскизом и моделей работа не продвинулась. В то время ВВС требовался массовый и технологичный истребитель и о проекте Пеленберга, как и его революционных технических решениях, на долгое время забыли. Официального названия истребителю не присваивалось.

Истребитель укороченного взлета и посадки К.В.Пеленберга. Проект. СССР. 1943г.

Тактико-технические данные экспериментального истребителя Пеленберга: 

Длина — 8,00 м 
Размах крыла (полный) – 7,00 м 
Размах крыла (с отклоненными консолями) – 5,00 м 
Площадь крыла – ? 
Вес взлетный – ? 
Скорость – около 600 км\ч 
Дальность – ? 
Потолок – ? 
Двигатель – ВК-105 или ВК-107, рядный, V-образный, мощностью 1050 л.с. 
Экипаж – 1 человек 
Вооружение – две 20-мм пушки ШВАК и два 12,7-мм пулемета УБК

 

С уважением, Сергей Сыч

https://alternathistory.ru/user/serg

Проекты самолетов СССР

Источник: Евгений АРСЕНЬЕВ “60-летию ОКБ им. А.И.Микояна посвящается”

Подписаться
Уведомить о
guest

31 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account