Истребитель-перехватчик Lockheed XP-49
История появления проекта:
В 1939 году командование американских ВВС "неожиданно" обнаружило, что у страны напрочь отсутствует такой полезный класс самолётов, как дальний перехватчик. Учитывая отдалённость Америки от её возможных противников, единственной реальной угрозой для самих США были налёты вражеских сверхдальних бомбардировщиков. Несмотря на то что самолётов, способных сделать это, пока не было, отсутствие перехватчика всё равно казалось недопустимым упущением, требующим срочного исправления. 11 марта был открыт конкурс на проектирование скоростного двухмоторного истребителя-перехватчика.
В конкурсе решили принять участие 4 фирмы, но только две из них представили свои проекты. Grumman предложили вариант своего самолёта Project 17 – будущего ХР-50, с более мощными двигателями и изменённым фюзеляжем. Lockheed в свою очередь также не стали проектировать что-то совсем новое, а выдвинули доработанный под требования конкурса ХР-38 с более мощными двигателями и гермокабиной, получивший обозначение ХР-49.
Первый макет ХР-50, «заклятого друга» ХР-49
В августе армейская комиссия рассмотрела оба проекта и без сомнений присудила победу ХР-49. Изначальный проект самолёта имел максимальную унификацию с ХР-38 и оснащался двигателями Pratt & Whitney X-1800-SA2-G мощностью 2000-2200 л.с. с турбонагнетателями, помещенными в мотогондолы более обтекаемой формы. Вооружение перехватчика должно было состоять из двух 20-мм пушек и четырех 12,7-мм пулеметов. Также были увеличены размеры самолёта для установки более вместительных топливных баков. Самолёт рассматривался в двух вариантах – одноместный и двухместный, со штурманом. По предварительным расчетам данный вариант должен был развивать скорость не менее 761 км\ч.
Ранний вариант ХР-49, он же Lockheed L-106
Позже был рассмотрен вариант установки на самолёт радиальных моторов Wright "Tornado" R-2160 мощностью 2300 л.с. В таком варианте максимальная скорость оценивалась в 804 км/ч. Также было решено сделать самолёт одноместным, но сохранить возможность лёгкого превращения его в двухместный. Всё это покорило армейцев, и Lockheed получил заказ на постройку прототипа. ХР-50 не был забыт и стал запасным самолётом по этой программе, и Grumman также приступил к постройке своей машины.
Двигатель Wright "Tornado" R-2160
История Испытаний: Фирма была занята налаживанием производства Р-38 и более важным проектом ХР-58, так что на доводку ХР-49 сил оставалось крайне мало. Возникли и проблемы с моторами самолёта. Когда стало окончательно ясно, что ни Whitney X-1800-SA2-G, ни Wright "Tornado" R-2160 получить в обозримое время не выйдет, проект начали перерабатывать под куда более слабые Continental XIV-1439-9\11 мощностью 1540 л.с. Для сохранения приемлемых лётных характеристик пришлось и серьёзно пересмотреть проект. Пришлось отказаться от увеличения самолёта, от новых мотогондол, от собственной гермокабины. Две трети компонентов ХР-49 теперь принадлежали серийному ХР-38, не считая герметизированной кабины от ХР-38А и нового усиленного шасси. Новый проект был завершён в декабре 1940 года.
Финальный внешний вид ХР-49
Сравнение силуэтов Р-38J и ХР-49
Согласно новому проекту максимальная скорость ожидалась в пределах 737 км\ч, что тоже устраивало военных, поэтому было разрешено строить и такой прототип. Но и тут завод Lockheed, загруженный программой производства Р-38, затянул процесс больше чем на год. Первый прототип был готов лишь в апреле 1942 года. В мае самолёт допустили до наземных испытаний, а в ноябре 1942 года самолёт впервые полетел.
Прототип ХР-49 на наземных испытаниях
Отзывы о самолёте после испытаний оказались достаточно негативные. Пилоты отмечали, что, несмотря на маневренность, превосходящую Р-38, самолёт сложен в управлении и не имеет преимущества в скорости перед обычным Лайтнингом. Для исправления последнего недостатка вскоре на самолёт установили двигатели XIV-1430-13/15, обладавшие мощностью 1600 л.с., также были установлены новые самозатягивающиеся баки и кресло штурмана. Но даже с этими двигателями ХР-49 смог развить скорость лишь в 653 км/ч.
ХР-49, вид спереди
Неудачи продолжали преследовать самолёт, и 1 января 1943 года прототип потерпел аварию на авиабазе Мурок из-за одновременного отказа гидро- и электросистем. Ремонт самолёта продолжался до лета 1943 года, но по его окончанию ВВС уже потеряли всяческий интерес к самолёту. На то было множество причин. Самолёт так и не показал заявленные высокие ЛТХ; на пятки ему вовсю наступал Р-38J, имевший не худшие ЛТХ; многочисленные проблемы с топливной системой и полное отсутствие у врагов дальних бомбардировщиков. Всё это делало самолёт совершенно непригодным к принятию на вооружение.
Вариант окраски ХР-49
Конец прототипа: Испытания были все же продолжены, но по причине низкой надежности двигателей и постоянных неисправностей в топливной системе единственный прототип перехватчика летал редко. В конце войны ХР-49 поставили на временное хранение и в 1946 году пустили на слом.
Логичное завершение проекта ХР-49 – передача единственного прототипа на слом
Предполагаемые ЛТХ:
Размах крыла, м: 15.85
Длина, м: 12.22
Высота, м: 2.98
Площадь крыла, м2: 30.42
Масса, кг:
- пустого самолета: 7019
- максимальная взлетная: 8504
Максимальная скорость , км/ч: 653
Крейсерская скорость , км/ч: 544
Практическая дальность, км: 2900
Практический потолок, м: 11 430
Экипаж: 1 (2)
Вооружение (планируемое): две 20-мм пушки и четыре 12.7-мм пулемета
Использованные источники:
- Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Lockheed XP-49
- Green, William. War Planes of the Second World War, Volume Four: Fighters
Статья взята из форумного фанатского журнала С.Т.В.О.Л.: http://forum.worldofwarplanes.ru/index.php?/topic/63463-