История Юго-Западной Руси, часть I. География, древнейшая история, источники информации
Галицко-Волынское княжество на просторах интернета является своеобразным парадоксом. О нем написано не так много, как о других частях Руси, серьезное изучение его истории началось относительно недавно, а до того были лишь короткие, эпизодические исследования, которые в лучшем случае поверхностно охватывали историю этого региона времен Средневековья. При этом отношение к самому сочетанию слов «Галиция» и «Волынь» у многих людей заведомо предвзято, и как правило достигает крайностей – от больших восторгов до большого пренебрежения, при том, что и восторгатели, и пренебрежители обычно знают по теме чуть более, чем ничего. Так, в сети можно встретить «достоверную информацию» о том, что государство Романовичей было униатским, и именно из него пошла греко-католическая церковь. Зачем тогда понадобилась Брестская уния 1596 года – вопрос в таком случае риторический…. И таких моментов масса.
Однако причина для подобного имеется, и достаточно весомая – простой истории Юго-Западной Руси до ее включения в состав короны Польши по сути нет. До сих пор на свет не появился какой-то достаточно подробный, но в то же время простой и понятный свод информации, а все материалы, которые могут пролить свет на этот вопрос, или требуется сначала найти, или же они попросту пока недоступны и остаются неизвестными. Не упрощает дело и два других фактора. Первым является относительная труднодоступность действительно качественных исторических источников – их надо искать целенаправленно, случайная встреча практически исключена. Второй фактор сводится к временами очень сложному историческому процессу, единого описания которого в разных источниках попросту нет. К примеру, уже при написании текущего цикла мне пришлось столкнуться с как минимум четырьмя описаниями того, что происходило после смерти Романа Мстиславича в Галиче – похожие в общем, они отличались в деталях и последовательности мелких событий, в результате чего для формирования какой-то целостной и понятной картины пришлось идти на допущения и некоторые упрощения, чтобы все стало понятно обычному читателю.
Именно для восполнения пробела по части общей истории Юго-Западной Руси и решено было написать цикл статей по истории Галицко-Волынской земли в широком понимании – от давних времен и до поглощения ее Литвой и Польшей. Рассказано все будет как можно более просто и понятно, но в то же время – без опускания важных и интересных деталей. И начнется рассказ издалека, еще с середины I тысячелетия, а именно с интересующих нас деталей, которые могут дополнить понимание того, что творилось в этом регионе до Рюриковичей….
Содержание:
Если мир – театр, то какова же сцена?
Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль
В. Шекспир
Если следовать словам великого британского поэта и драматурга, то можно сказать, что и история мира вообще, и история Галиции и Волыни являются одним большим представлением. В таком случае те или иные территории превращаются в сцены, на которых и разворачивается основное действо. Потому уместно будет перед тем, как перейти к людям и их поступкам, вкратце описать территорию, на которой будет разворачиваться основное действо – так будет проще понять, в каких условиях происходили события, их природу и основу.
Согласно самой популярной и вероятной теории о прародине славян, предки всех современных славянских народов некогда проживали в междуречье Вислы и Днепра. Северной границей этой прародины, как правило, называют современные белорусские болота, а южной – рубеж между степью и лесостепью. Галиция и Волынь находятся примерно посередине этой территории, т.е. определенно принадлежат к прародине славян. Это сразу предопределяет ряд важных условий, которые нужно помнить в дальнейшем – славяне, а точнее отдельные их племена на этой территории обитали очень долгое время, заселяли ее, развивали, осваивали, выстраивали сложные экономические отношения между различными городищами, и т.д. Кроме того, сугубо географически этот регион был ближе к Западной Европе, чем остальная Русь, и потому быстрее воспринимал многие веяния и технологии. В то же время, рядом все еще была Степь, и потому княжество оставалось открытым для влияния с Востока.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в каком-то плане развитие этих территорий могло опережать, к примеру, развитие многих других регионов Руси, которые были заселены славянами позднее, или же испытывали значительное внешнее давление, как это было с полянами в районе современного Киева. Кроме того, география определяла достаточно высокую защиту от сторонних крупных вторжений. С Запада регион прикрывался долгое время непроходимыми лесами, и только по Западному Бугу поляки могли попасть в волынские земли. С севера находились труднопроходимые полесские болота, с юга – Карпаты, выступавшие естественной границей между Венгрией и Русью. Лишь с востока территории были достаточно открыты для больших вторжений из степи или Поднепровья, но и там существовал своеобразный буфер в виде племен болоховцев, которые вплоть до прекращения своего существования имели свое мнение по поводу того, кто правит их землей, и сопротивлялись господству Рюриковичей (или, по крайней мере, Рюриковичей из других княжеств).
Потенциал этой территории был чрезвычайно велик. В эпоху аграрных экономик именно земледелие определяло уровень благосостояния местного населения – и для его быстрого развития тут складывались все условия. Реки на северо-восточных склонах Карпат в то время были полноводны, земля давала хорошие урожаи, леса были полны дичью. Судя по всему, эти территории уже к моменту присоединения к государству Владимира Великого были достаточно густо заселены, и потому экономически они представляли лакомый кусочек. В грядущие годы здесь бурно развивались все аспекты экономической деятельности, но в первую очередь – животноводство, пчеловодство и садоводство, о которых сохранилось наибольшее число упоминаний. Впрочем, периодические упоминания есть и о других хозяйственных делах и промыслах – литейном и ювелирном делах, выращивании пшеницы, гончарстве, и т.д. Достаточно быстрый рост городов в этом регионе способствовал развитию ремесел, в результате чего в летописях весьма активно упоминаются мастера различных специальностей.
Уже в начале XIII века экспорт бараньих шкур исчислялся тысячами, а местное коневодство, которое велось преимущественно наемными представителями степных народов, обеспечивало не только нужды войска, но и солидную прибыль от продажи лошадей соседям. Кроме того, на территории Галицкой земли были сосредоточены богатые залежи соли, которая добывалась и развозилась как по Руси, так и на запад, в ближнее заграничье. Наконец, через Галич проходил важный торговый путь с Балтики на Черное море, шедший по Висле на юг, а затем переходивший на судоходный в то время Днестр, на берегах которого и стоял город Галич. Даже когда угас Путь из варяг в греки, эта ветвь Янтарного пути продолжала существовать и приносить тем, кто ее контролировал, большие прибыли. Наконец, в Юго-Западную Русь раньше прочих ее территорий пришло трехпольное земледелие, значительно повышавшее эффективность сельского хозяйства – судя по всему, его переняли из Польши где-то между серединами XII и XIII века, в то время как в Новгородском и Московском государствах оно появилось лишь в XV веке. Все это позволяет говорить о том, что Галиция и Волынь в Средневековье были весьма богатыми регионами, обладание которыми сулило немалые выгоды, что неизбежно порождало как постоянные конфликты за обладание этой землей, так и обеспечивало значительный потенциал гипотетического государства, которое могло возникнуть в Юго-Западной Руси.
А каковы актеры?
Социальное развитие Юго-Западной Руси повторяло то, что происходило у восточных славян в целом, но с некоторыми отличиями, которые приближали Галицию и Волынь к Новгородской земле – еще одному региону, где славяне обитали достаточно давно, и успели не только заметно развиться в плане освоения территории, но и в плане прогресса общества. Первоначально, конечно же, все начиналось с родоплеменного строя. Каждый род, как правило, основывал городище и возделывал определенную территорию земли, а со временем роды-городища стали объединяться в более или менее постоянные племенные союзы. Из числа общинников еще до объединения Руси выделилась знать – «лепшие», «лучшие» люди, самые богатые и влиятельные представители местного общества. Первое время они были поистине гласом народа, и отстаивали исключительно интересы общины, так как собственное богатство и положение знати сильно зависело от воли народного собрания, веча. Вече могло как наделить знатного человека властью и богатством, так и лишить всего и изгнать за какие-либо проступки. Это длительное время предопределяло сохранение целостности общины, отсутствие в ней ярко выраженного антагонизма, в результате чего общинники по важным вопросам выступали единым фронтом, будь то представители знати, или же рядовые горожане или вольные крестьяне. Позднее, уже во времена Руси, представители местной знати станут именоваться боярами, и по мере накопления влияния и благосостояния все же станут понемногу отделяться от общины, временами используя ее в своих целях, а временами и вовсе входя с ней в противостояние.
Спустя поколения развитие общественного строя привело к формированию своеобразной вертикали власти, завязанной на населенные пункты. Наименьшими таковыми, не обладавшими собственной политической волей, выступали села и городища, которые формировали сельские общины и в целом сохраняли признаки родоплеменного общества. Немного выше стояли пригороды с их общинами – крупные населенные пункты, по меркам своего времени – полноценные города. Несмотря на достаточно высокую степень развития, большое (опять же, по меркам времени) население и достаточно активное развитие ремесленного производства, они все еще оставались зависимыми, хоть уже и имели свое устоявшееся боярство. Над этими пригородами стоял главный город, он же стольный град, где, как правило, сидел князь, и чье боярство являлось «высшей государственной элитой». Крупнейшими подобными городами на юго-западе были Галич и Владимир-Волынский, причем оба были основаны уже при Рюриковичах. Чуть меньшими были гораздо более старые Червен и Перемышль, которые сформировали вокруг себя сеть пригородов и сельских общин еще до прихода Рюриковичей. Со временем их пригороды могли окрепнуть и сами стать городами – к примеру, тот же Галич сам первоначально был лишь пригородом Перемышля. Все это формировало структуру, напоминающую древнегреческие города-государства, о чем не единожды упоминают современные историки, с оговоркой, конечно, что сходство лишь самое общее. Такая структура встречалась практически на всей территории Руси времен Средневековья, но на Юго-Западе достигла, пожалуй, наибольшего своего развития.
Отличие Галицко-Волынской земли от большинства территорий Руси – за исключением, опять же, Новгорода – лежало в том, что местное боярство к моменту создания единого государства уже развивалось в течении многих поколений, глубоко пустило корни, и было намного более сильным, чем, к примеру, в Киеве, Смоленске или еще где-то. Кроме того, уже был запущен процесс разложения до того единой общины – что сельской, что городской. Бояре постепенно набирали богатства и силы, достигнув той отметки, когда они уже могли свободно манипулировать настроением общины, а то и вовсе бороться с ней. Примерно с конца XII века уже сложились все условия для существования бояр и общины раздельно, признаки чего стали встречаться все чаще и чаще, особенно на фоне бурной политической истории этого региона. В Новгороде схожий процесс привел к ослаблению роли князя и формированию республики, определенные тенденции к тому же существовали и в Галиче. Сила местного боярства вместе с развитием его амбиций привели к столкновению с интересами общин и князей из числа Рюриковичей, что раз за разом приводило к обострениям и проблемам. А если добавить к этому еще и идущую среди самих Рюриковичей усобицу – получалась совершенно невообразимая политическая каша, достойная лучших сезонов «Игры престолов». На столь великолепной и богато декорированной сцене представление просто обязано было превратиться в столь впечатляющее действо, что суровый реал с лихвой обогнал бы по интересу любые выдумки современных авторов. Впрочем, обо всем по порядку….
Об антах, готах, Боже и остальных
На территории Волыни и близ нее до формирования единой Руси жило большое количество различных племен. О некоторых из них известно мало, о других – больше. В целом, информации не особо много, но кое-какие выводы из нее можно сделать. В первую очередь эта информация связана с племенами дулебов, бужан и волынян, которые проживали на территории нынешних Галиции и Волыни с IV по X века нашей эры. Одни историки описывают их как разные племена, которые приходили на смену друг другу, а другие склоняются к тому, что все три названия принадлежат одному и тому же племени, возможно разным его частям, или же в разное время. Существовали также меньшие племена, игравшие определенную роль в истории региона – болоховцы, червяне, уличи, тиверцы; некоторые территории будущего Галицко-Волынского княжества населяли также древляне, дреговичи и белые хорваты. Тем не менее, самыми многочисленными в любой момент времени оставались бужане (волыняне), с ними же связаны два наиболее интересных эпизода из истории Юго-Западной Руси времен Раннего Средневековья.
Первый относится еще к концу IV века нашей эры. Историк Иордан, рассказывая о войне остготов с антами, упоминает о вожде Боже, который одержал ряд побед над готами, но в конце концов его войска разбили, а сам он с сыновьями и 70 старейшинами попал в плен. Всех их распяли по приказу короля остготов Витимира, который и одержал над Божем победу. Самого Божа современные историки приписывают к племени бужан, что не помешало ему возглавить войско Антского союза, и потерпеть поражение на территории Левобережья Днепра. При весьма коротком упоминании и отсутствии многочисленных деталей из этого эпизода уже можно сделать определенный вывод. Анты в общем, и бужане в частности уже к 375 году зашли достаточно далеко в процессе разложения первобытного общества, раз у них образовалась и военная знать (кем, несомненно, были упомянутые старейшины), и имелся собственный вождь. Для славян тех времен это был признак весьма высокой степени развития.
Второй эпизод хронологически определить сложно, но датировать его можно не позднее начала IX века. Арабский географ Аль-Масуди писал о неких племенах «валинана» и «дулиби» (волынян и дулебов), которыми некогда правил царь Маджак. Если отбросить возможные преувеличения и ошибки, сделанные из-за незнания местных реалий, то из текста можно составить вполне определенную и логичную картину былых по отношению к автору времен. Волыняне были одним из коренных славянских племен, из которого некогда вышли все остальные, что хорошо стыкуется с теорией о прародине славян. Во времена вождя (царя) Маджака, они правили всеми славянами, но вскоре прочие племена окрепли, начались усобицы, и мощный племенной союз рассыпался. Насколько подобная картина соответствует истине – вопрос риторический, так как и времена уж больно давние, и эффект испорченного телефона никто не отменял, да и имя «Маджак» для славян, мягко говоря, нехарактерно. Тем не менее, на пустом месте такая история, скорее всего, не могла возникнуть, а потому можно сделать очередной вывод о том, что уже с давних времен территорию Волыни населяли высокоразвитые славянские племена, которые имели то или иное влияние на окружающие их территории. При достаточно серьезных допущениях можно даже предположить, что времена «царя Маджака» как-то связаны с Антским союзом, в который явно входили волыняне-бужане, и которые могли играть в нем значительную, а то и ведущую роль.
Однако это все лишь предположения и достаточно шаткая информация из источников, которые не носят характер истины в последней инстанции. На этом разговоры уровня «одна бабка сказала» о Юго-Западной Руси можно закончить, окончательно представив себе, что там происходило до X века нашей эры, и какие территории затем вошли в состав Руси. Потому, после краткого ознакомления о преданиях старины глубокой, можно переключиться на более близкие времена, о которых известно гораздо больше – периоду объединения восточнославянских земель под началом династии Рюриковичей.
К слову об источниках
Обычно в подобных циклах список источников дается или под каждой статьей, или в самом конце. Однако, предвидя неоднозначную реакцию со стороны непосвященных в тему читателей, публикую список источников, на котором основывается текущий цикл, в самом начале, в первом посте, дабы дать понять, что все описания и логические построения основываются не на пустом месте. Вообще, как уже было сказано выше, весь цикл является лишь попыткой свести все воедино, и дать самую общую, но целостную картину истории развития Юго-Западной Руси в течении Средних Веков, и потому каждый человек, возжелавший больше подробностей, сможет смело ознакомиться с ними, изучив материалы из текущего списка. Несмотря на то, что здесь приведены названия на русском, значительная часть из указанных материалов написана на украинском языке, а среди историков числятся россияне, украинцы, белорусы, поляки и даже один казах. Также стоит заметить, что в разных трудах может приводится абсолютно противоположная точка зрения на один и тот же вопрос, потому желающим детальнее изучить тему придется самим думать и выбирать, какая версия для них более правдоподобна. Я же буду составлять описание исторических событий из своего анализа и вытекающих из него выводов.
- А. В. Майоров «Галицко-Волынская Русь. Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. КНЯЗЬ, БОЯРЕ И ГОРОДСКАЯ ОБЩИНА»;
- О. Купчинский «Акты и документы Галицко-Волынского княжества XII – первой половины XIV веков»;
- А. В. Майоров «Был ли Даниил Галицкий участником битвы на Лейте?»;
- М. М. Волошук «Венгерское присутствие в Галиции в 1214-1219 годах»;
- П. С. Стефанович «Верность в отношениях князя и дружины в XII-XIII веках»;
- А. В. Майоров «Из истории внешней политики Галицко-Волынской Руси времен Романа Мстиславича»;
- Д. Домбровский «Галицко-Волынская летопись о смерти короля Германии Филиппа Швабского и судьбах св. Елизаветы Венгерской»;
- И. Я. Фроянов «Галицко-Волынская Русь: между Византией, Монголами и Римом (достижения и проблемы новейшей историографии)»;
- И. Крипьякевич «Галицко-Волынское княжество»;
- «Галицко-Волынская летопись»;
- А. В. Майоров «Даниил Галицкий и Крестовый поход в Пруссию»;
- А. В. Майоров «Даниил Галицкий и Фридрих Воинственный: русско-австрийские отношения в середине XIII в.»;
- А. В. Майоров «Даниил Галицкий и начало формирования культа св. Даниила Столпника у Рюриковичей»;
- А. В. Майоров «Дочь византийского императора Исаака II в Галицко-Волынской Руси: княгиня и монахиня»;
- Н. Ф. Котляр «Идейно-политическое кредо Галицко-Волынского свода»;
- А. П. Толочко «Известен ли год рождения Даниила Романовича Галицкого?»;
- Д. Домбровский «К вопросу о датах рождения Даниила и Василька Романовичей (заметки к статье А. П. Толочко)»;
- А. П. Толочко «Как звали вторую жену Романа Мстиславича?»;
- Н. Ф. Котляр «Княжеский двор в Галиче в XII веке»;
- Н. Ф. Котляр «Двор галицких Романовичей (XIII век)»;
- Л. В. Войтович «Князь Лев Данилович – полководец и политик»;
- А. В. Мартынюк «Князь Ростислав в битве на реке Лейте. «Русский эпизод» австрийской истории»;
- А. П. Толочко «Конституционный проект Романа Мстиславича 1203 года: попытка историографического исследования»;
- А. В. Майоров «Монгольское завоевание Волыни и Галичины: спорные и нерешенные вопросы»;
- А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский «Насильственный постриг княжеской семьи в Киеве: От интерпретации обстоятельств к реконструкции причин»;
- Н. Ф. Котляр «О возможной природе нетрадиционности структуры и формы Галицко-Волынской летописи»;
- Л. В. Войтович «О некоторых проблемах изучения Галицко-Волынской Руси времен Романа Мстиславича и Даниила Романовича (заметки о новейшей историографии)»;
- Е. Е. Иванова «К вопросу об ордынской политике князя Даниила Романовича Галицкого»;
- П. С. Стефанович «Отношения князя и знати в Галицком и Волынском княжествах в конце XII столетия»;
- А. В. Майоров «Первая уния Руси с Римом»;
- Д. А. Моисеев «О полевых укреплениях русского войска в XII-XV столетиях: острова, валы, рвы, город, твердь, столпие, острог, товар»;
- М. К. Юрасов «Политика Арпадов по отношению к Руси после провала авантюры Бориса Калмановича»;
- А. П. Толочко «Принимал ли Роман Мстиславич посольство папы Иннокентия III в 1204 году?»;
- П. В. Лукин «Существовало ли в древней Руси народное ополчение? Некоторые сравнительно-исторические наблюдение»;
- Б. П. Томенчук «Четыре княжих двора летописного Галича: итоги археологических исследований дворцовых комплексов (1991-2012 гг.)»;
- С. Б. Чебаненко «Казнь князей Игоревичей в Галиче: правовой и ритуальный аспекты событий»;
- Л. В. Войтович «Реформы армии князьями Даниилом Романовичем и Львом Даниловичем в середине XIII века»;
- Л. В. Войтович «Военная деятельность князя Даниила Романовича в контексте военного развития Центральной и Восточной Европы XIII столетия»;
- М. С. Грушевский «История Украины-Руси»;
- Ж. Сабитов «О численности монгольской армии в Западном походе»;
- материалы, находящиеся в свободном доступе в интернете;
- и многое другое, о чем я уже успел забыть;