История палеоарта. Часть 3 Классическая эпоха
В прошлой части мы поговорили о том, каким было палеоискусство начала и середины XIX века. Сегодня мы бы хотели рассказать о том, как изменился палеоарт к концу столетия.
К середине 1880-х годов в Бельгии, под руководством Луи Долло были восстановлены полные скелеты игуанодонов, выявившие все ранние ошибочные представления об этих ящерах. По мере стремительно растущих темпов открытий новых динозавров в костеносных бесплодных землях американского Среднего Запада, эти находки вызвали интерес к художественным реконструкциям новых палеонтологических открытий. К началу 1890-х годов на американском континенте были найдены новые динозавры, такие как стегозавр, цератозавр, трицератопс, бронтозавр и диплодок, изображения новых динозавров незамедлительно появлялись в последующих публикациях, посвященных палеонтологии. В 1892 году английский публицист Генри Невилл Хатчинсон, автор многих книг по геологии и эволюции, опубликовал известную книгу «Вымершие монстры», где были представлены многие реконструкции динозавров и млекопитающих, известных на тот момент. «От туманности к человеку» — другой поэтический рассказ Генри Р. Кнайпа о развитии жизни на Земле в соответствии с последними научными знаниями на рубеже 20-го века. Работая в Британском музее над художественными реконструкциями вымерших животных, Кнайп использовал последние иллюстрации от Джозефа Смита, Элис Б. Вудворд, Чарлза Р. Найта и других художников того времени.
«Классический» период в палеоискусстве ознаменовался появлением Чарльза Роберта Найта, выдающегося художника-анималиста. В 1897 году куратор Американского музея естественной истории, Генри Фейрфилд Осборн, поручил Чарльзу Р. Найту, неизвестному в то время живописцу, создать акварельные картины динозавров для залов музея. Его картины были чрезвычайно популярны среди посетителей и Найт продолжал работать с музеем до середины 1920-х годов, создавая знаменитые образы динозавров, доисторических млекопитающих и древних людей. К 1925 году Найт создал сложную роспись для Музея естественной истории округа Лос-Анджелес, где изображались птицы, саблезубые кошки и другие млекопитающие, чьи останки были найдены в близлежащих ямах в Ла Бреа. В следующем году Найт работал в Филдовском музее естественной истории в Чикаго, создав 28-серийную картинную галерею, проект, в котором рассказывается об истории жизни на Земле, на создание которой потребовалось четыре года.В Филдовском музее он создал одно из своих самых известных произведений — настенную роспись изображающую тираннозавра и трицератопса. В период с 1935-49 годы Найт опубликовал четыре книги с собственными иллюстрациями. Эти работы стали эталоном палеоарта, изображавшего вымерших животных в реалистичной манере письма и естественной среде обитания, вызвав последующий бум и подражание других художников.
На рубеже веков палеоискусство нашло отражение и в Германии, когда в 1913 году, в Берлинском зоопарке было построено здание Аквариума, немецкому художнику Генриху Хардеру было поручено нарисовать фрески вымерших существ на стенах нового здания. Хардер также создал рельефные скульптуры некоторых животных, главный вход в новый Аквариум был украшен скульптурой игуанодона в натуральную величину. Позже, шоколадная компания Теодора Рейхардта «Reichardt Cocoa company» заключила с Хардером контракт на создание двух серий, по 30 карточек, с иллюстрациями вымерших животных, для рекламы своей продукции. Вильгельм Больш написал краткое описание существ на обратной стороне карточек, а в 1915 году выпустил книгу под названием «Животные доисторического мира». Палеоискусство классического периода в России тесно связано с именем Константина Константиновича Флёрова, который с 1938—1973 годы, работа в Палеонтологическом институте АН СССР создал серию живописных и скульптурных работ, воссоздающих основные этапы эволюции животного мира Земли.

1905, Птеранодон (Henry R. Knipe — «От туманности к человеку»); перепечатка, сделанная в Японии в 1930 году
Чешский иллюстратор Зденек Буриан является единственным палеохудожником классического периода, который обладая реалистичной манерой письма превзошёл по популярности Чарлза Найта. За всю свою жизнь он произвел в общей сложности более 14 000 произведений, большинство из которых никогда не публиковались. Познакомившись в 1935 году с будущим профессором палеонтологии Пражского университета Йозефом Аугустой, в период с 1940-1979 годы они совместно опубликовали восемь книг, посвященных древнему миру млекопитающих, динозаврам, морским рептилиям и птерозаврам, а так же людям ледникового периода. Ретроспективный взгляд на карьеру этих и других художников, демонстрирует, как человечество представляло себе динозавров более ста лет назад и как эти взгляды развивались с течением времени.
У японцев хоть и перепечатка, но птеранодон выражением морды явно чем-то напоминает самураев с классических японских рисунков)))
Запах соли морской
Пара птенцов в гнезде,
Радуга после дождя.
Гордый Ямато сын
Падает через крыло,
Тенно Хейка Банзай!..
Капли воды на крыле
Скумбрии свежей вкус,
Наглые чайки.
+!