История палеоарта. Часть 3 Классическая эпоха
В прошлой части мы поговорили о том, каким было палеоискусство начала и середины XIX века. Сегодня мы бы хотели рассказать о том, как изменился палеоарт к концу столетия.
К середине 1880-х годов в Бельгии, под руководством Луи Долло были восстановлены полные скелеты игуанодонов, выявившие все ранние ошибочные представления об этих ящерах. По мере стремительно растущих темпов открытий новых динозавров в костеносных бесплодных землях американского Среднего Запада, эти находки вызвали интерес к художественным реконструкциям новых палеонтологических открытий. К началу 1890-х годов на американском континенте были найдены новые динозавры, такие как стегозавр, цератозавр, трицератопс, бронтозавр и диплодок, изображения новых динозавров незамедлительно появлялись в последующих публикациях, посвященных палеонтологии. В 1892 году английский публицист Генри Невилл Хатчинсон, автор многих книг по геологии и эволюции, опубликовал известную книгу «Вымершие монстры», где были представлены многие реконструкции динозавров и млекопитающих, известных на тот момент. «От туманности к человеку» — другой поэтический рассказ Генри Р. Кнайпа о развитии жизни на Земле в соответствии с последними научными знаниями на рубеже 20-го века. Работая в Британском музее над художественными реконструкциями вымерших животных, Кнайп использовал последние иллюстрации от Джозефа Смита, Элис Б. Вудворд, Чарлза Р. Найта и других художников того времени.
«Классический» период в палеоискусстве ознаменовался появлением Чарльза Роберта Найта, выдающегося художника-анималиста. В 1897 году куратор Американского музея естественной истории, Генри Фейрфилд Осборн, поручил Чарльзу Р. Найту, неизвестному в то время живописцу, создать акварельные картины динозавров для залов музея. Его картины были чрезвычайно популярны среди посетителей и Найт продолжал работать с музеем до середины 1920-х годов, создавая знаменитые образы динозавров, доисторических млекопитающих и древних людей. К 1925 году Найт создал сложную роспись для Музея естественной истории округа Лос-Анджелес, где изображались птицы, саблезубые кошки и другие млекопитающие, чьи останки были найдены в близлежащих ямах в Ла Бреа. В следующем году Найт работал в Филдовском музее естественной истории в Чикаго, создав 28-серийную картинную галерею, проект, в котором рассказывается об истории жизни на Земле, на создание которой потребовалось четыре года.В Филдовском музее он создал одно из своих самых известных произведений — настенную роспись изображающую тираннозавра и трицератопса. В период с 1935-49 годы Найт опубликовал четыре книги с собственными иллюстрациями. Эти работы стали эталоном палеоарта, изображавшего вымерших животных в реалистичной манере письма и естественной среде обитания, вызвав последующий бум и подражание других художников.
На рубеже веков палеоискусство нашло отражение и в Германии, когда в 1913 году, в Берлинском зоопарке было построено здание Аквариума, немецкому художнику Генриху Хардеру было поручено нарисовать фрески вымерших существ на стенах нового здания. Хардер также создал рельефные скульптуры некоторых животных, главный вход в новый Аквариум был украшен скульптурой игуанодона в натуральную величину. Позже, шоколадная компания Теодора Рейхардта «Reichardt Cocoa company» заключила с Хардером контракт на создание двух серий, по 30 карточек, с иллюстрациями вымерших животных, для рекламы своей продукции. Вильгельм Больш написал краткое описание существ на обратной стороне карточек, а в 1915 году выпустил книгу под названием «Животные доисторического мира». Палеоискусство классического периода в России тесно связано с именем Константина Константиновича Флёрова, который с 1938—1973 годы, работа в Палеонтологическом институте АН СССР создал серию живописных и скульптурных работ, воссоздающих основные этапы эволюции животного мира Земли.
Чешский иллюстратор Зденек Буриан является единственным палеохудожником классического периода, который обладая реалистичной манерой письма превзошёл по популярности Чарлза Найта. За всю свою жизнь он произвел в общей сложности более 14 000 произведений, большинство из которых никогда не публиковались. Познакомившись в 1935 году с будущим профессором палеонтологии Пражского университета Йозефом Аугустой, в период с 1940-1979 годы они совместно опубликовали восемь книг, посвященных древнему миру млекопитающих, динозаврам, морским рептилиям и птерозаврам, а так же людям ледникового периода. Ретроспективный взгляд на карьеру этих и других художников, демонстрирует, как человечество представляло себе динозавров более ста лет назад и как эти взгляды развивались с течением времени.