История неудавшихся палубных истребителей Messerschmitt Bf 109 T. Часть 3 Возвращение в Норвегию
Предисловие редакции: Во время своего пребывания на островах Гельголанд «тони» смогли оправдать возложенные на них ожидания. Тем не менее, их пребывание в Немецком заливе закончилось в 1943 году, когда истребители Bf 109 T были отправлены в Норвегию для защиты судоходства. О неудавшихся немецких палубных истребителях рассказывают Фрэнсис Маршалл и Вольфганг Мюльбауэр.
В июле 1943 года в ожесточенных оборонительных боях с американскими бомбардировщиками эскадрилья «Гельголанд» напрягла свои силы до предела (см. Часть 2). В конце месяца, когда ВВС армии США нанесли массированный дневной удар по Касселю, эскадрилья не смогла принять участие в боевых действиях, поскольку не имела ни одного исправного «тони».
В течение следующих нескольких недель эскадрилья «Гельголанд» не принимала участие в оборонительных боях. 9 августа лейтенант Хондт, откомандированный в базировавшуюся в Хузуме (Husum) эскадрилью 2./JG 11, передал командование эскадрильей «Гельголанд» обер-лейтенанту (старшему лейтенанту) Фридриху Бартельсу (Oberleutnant Friedrich Bartels), перешедшему из эскадры JG 52. До первой половины сентября обычными боевыми задачами были патрулирование и отдельные рейды истребителей над Северным морем – и в том, и в другом случае без значительного боевого соприкосновения с противником. Тем не менее, совершенно неожиданным образом эскадрилья потеряла одного из своих самых перспективных пилотов – унтер-офицера Рудольфа Дёллинга, который со своей машиной рухнул в море после взлета с аэродрома Дюне.
Вскоре после этого трагического события Фридрих Бартельс был переведен в авиагруппу I./JG 11, и командовать эскадрильей «Гельголанд» было поручено обер-лейтенанту Гансу-Генриху Кёнигу (Hans-Heinrich König), который до этого служил лётчиком-инструктором в летной школе ночных истребителей №1 и очень хотел вернуться на фронт. Параллельно со сменой командования матчасть эскадрильи «Гельголанд» вновь была доведена до 16 «тони».
Последний крупный воздушный бой, в котором участвовало подразделение с аэродрома Дюне, произошел чуть позже – 4 октября. Две группы бомбардировщиков ВВС армии США – 38 тяжелых бомбардировщиков B-24 Liberator – совершили отвлекающий маневр над Немецким заливом с целью отвлечь подразделения немецких истребителей от главной цели – Франкфурт-на-Майне. Вместе с истребителями авиагрупп II./JG 11 и III./JG 11 вражеские бомбардировщики перехватили и «тони», и обер-лейтенант Кёниг претендовал на один сбитый «либерейтор». Остаток месяца не принес новых успехов. В любом случае время базирования на аэродроме Дюне подходило к концу из-за приближающейся зимы, и поэтому большая часть эскадрильи перебралась в Евер. С 25 октября эскадрилья «Гельголанд» получила новый приказ: защита судоходства в Скагерраке и у южного побережья Норвегии. Всего через три дня первые машины перебазировались на аэродром Листер, юг Норвегии. Таким образом, истребители Bf 109 T вернулись туда, где они были два года назад.
Тем не менее часть эскадрильи все еще оставалась на Гельголанде. При общей численности эскадрильи в 21 самолет это не было бессмысленным разделением, хотя на Гельголанде одновременно можно было перевести девять или десять пилотов. Эрих Ульмшнайдер хорошо помнит этот переезд:
«Теперь настала моя очередь короткого пребывания на полуострове Листер в Норвегии. Мало из этого осталось у меня в памяти, тем более что мы были там в основном в ноябре. Аэродром находился вдали от цивилизации, поблизости не было ни одного крупного города. Мы были не так мобильны, как на Гельголанде (…), нам этого очень не хватало.»
Большую часть времени сопровождение конвоев шло по суточному графику. Одно из немногих исключений произошло 18 ноября 1943 года, когда дальние бомбардировщики ВВС США атаковали авиаремонтный завод в Кьеллере (Kjeller). Эскадрилья «Гельголанд» вылетала с аэродрома Листер для участия в трех оборонительных боях, последний из которых принес долгожданный успех. В течение нескольких минут два унтер-офицера Вилли Вальбек (Unteroffizier Willi Walbeck) и Вальтер Киршнер (Unteroffizier Walter Kirchner) сбили по одному B-24 каждый. Унтер-офицер Эрнст Бретон (Unteroffizier Ernst Breton), принесший эскадрилье третью за день воздушную победу, вскоре после этого пал жертвой, по-видимому, оборонительного огня противника. Его «тони» бесследно пропал, а тело Бретона позднее было выброшено на берег шведского побережья.
В конце ноября командование переименовало эскадрилью «Гельголанд» в 11./JG 11. Вместе с базировавшейся в Ольборге 10-й эскадрильей она была объединена в командование «Скагеррак» (Kommando Skagerrak). 4 декабря обер-лейтенант Герберт Кристманн (Oberleutnant Herbert Christmann) сменил на посту командира эскадрильи обер-лейтенанта Ганса-Генриха Кёнига, который стал командиром эскадрильи 3./JG 11. К этому времени Королевские ВВС технически модернизировали свои подразделения, предназначенные для борьбы с кораблями, и оснастили их тяжелыми истребителями Bristol Beaufighter – будущим основным противником Bf 109 T.
Первое сражение «тони» с «бофайтерами» произошло 14 января 1944 года, когда небольшой конвой к северу от Листера был атакован двадцатью пятью этими мощными машинами. Эскадрилья 11./JG 11 вылетела сразу же после первого сообщения о противнике и нанесла ответный удар. Два сбитых истребителя Beaufighter были засчитаны унтер-офицеру Эмилю Колю (Unteroffizier Emil Kohl). Еще один «бофайтер» засчитали унтер-офицеру Паулю Роэ (Unteroffizier Paul Rohe), который чуть позже погиб в авиакатастрофе, когда у его Bf 109 T на малой высоте заглох двигатель.
Время от времени эскадрилье 11./JG 11 приходилось сражаться с американскими бомбардировщиками. В частности, во время «Большой недели» в феврале 1944 года, когда ВВС армии США сосредоточенными бомбардировками пытались нанести ущерб немецкой авиационной промышленности. 22-го числа был нанесен удар по авиазаводам в районе Хальберштадт-Бернбург; в тот день тридцать B-17 вылетели в сторону Дании в качестве отвлекающего маневра. Fw 190 базировавшейся в Эльборге (Älborg) эскадрильи 10./JG 11 и 11./JG 11, Листер, вылетели рано утром для сбора над Грове (Grove), Дания. Еще до того, как лишенные истребительного прикрытия машины достигли побережья Дании, немцы нанесли удар.
Кристманн одержал свою шестую победу, фельдфебель Ритшель (Feldwebel Ritschel) сбил пятый самолет противника, унтер-офицер Карл Мербет (Unteroffizier Karl Merbeth) размочил счет, а унтер-офицер Вальтер Киршнер (Unteroffizier Walter Kirchner) записал на свой счет вторую воздушную победу. Однако действия эскадрильи 11./JG 11 не остались безнаказанными. Двое ее пилотов – унтер-офицер Эрих Науйокат (Unteroffizier Erich Naujokat) и ефрейтор Курт Шварц (Gefreite Kurt Schwarz) – погибли.
Не менее трагическая потеря произошла 3 марта, когда во время переброски из Листера в Мандал (Mandal) у Bf 109 T унтер-офицера Карла Томанека (Unteroffizier Karl Tomanek) произошел отказ двигателя при заходе на посадку. Томанек попытался совершить аварийную посадку, но в условиях густого тумана разбился о скалу.
До конца мая эскадрилья 11./JG 11 в основном занималась сопровождением конвоев. При этом неоднократно происходили встречи с «бофайтерами» – часто «тони» взаимодействовали с соседними подразделениями, что венчалось единичными победами над британцами. Однако в начале июня пилотам 11./JG 11 было приказано вернуться в Германию, чтобы переобучиться на новую матчасть и чуть позже продолжить боевые действия на западном фронте.
К этому времени большинство истребителей Bf 109 T находились в резерве или использовались для обучения. Лишь немногие «тони» продолжали сражаться в составе авиагруппы IV./JG 5. Когда в августе подразделение, наконец, пришлось перебросить на Арктический фронт, с ними в Норвегию прибыли и последние «тони». Их активная боевая карьера окончательно завершилась. «Тони» находились в летных школах, но и там их эксплуатация постепенно сходила на нет.
Последний известный документ, в котором упоминаются самолеты данной модификации, датирован 31 марта 1945 года и исходит от Верховного командования немецких ВВС. Данный документ представлял собой ответ на запрос командования 6-го воздушного флота о том, до какой степени самолеты могут быть использованы для защиты судоходства в восточной части Балтийского моря. В частности, вопрос заключался в том, можно ли будет оснастить катапультой некоторые из многочисленных судов, использовавшихся для эвакуации из Курляндского котла. Это должно было обеспечить хотя бы какой-нибудь защиты с воздуха, поскольку воздушное сопровождение судов по причине все меньшего количества подразделений немецких ВВС в Восточной Пруссии стало невозможным.
Ответ командования гласил:
«Самолеты типа Bf 109 T, пригодные для запуска катапульты, уже не имеются в наличии. Имеющиеся в настоящий момент образцы Bf 109 по сравнению с ними примерно на тонну тяжелее. Характеристики имеющихся катапульт едва соответствуют требованиям, предъявляемым к Bf 109 T. Ввиду напряженной ситуации в оборонной промышленности разработка новой катапульты невозможна. То же самое относится и к самолету типа Fw 190. Изготовление достаточно мощной катапульты невозможно по указанным причинам.»
Таким образом, единственный немецкий палубный истребитель бесследно исчез со сцены, и о нем почти забыли. Даже если история его эксплуатации не является историей успеха, его пилоты, безусловно, не заслужили такой судьбы.
Загадочный экспериментальный проект
В 1943-44 годах компании Jacobs & Schweyer Segelflugzeugbau, расположенной в Грисхайме (Griesheim) и занимавшейся производством планеров, было поручено переоборудовать Bf 109 T для проведения испытаний. Точные обстоятельства неизвестны до сих пор. По-видимому, под фюзеляжем машины была установлена своего рода система распыления, которая, возможно, использовалась для проведения испытаний на обледенение на большой высоте. Связь с реактивным высотным самолетом-разведчиком DFS 228 возможна, поскольку компания Jacobs & Schweyer тесно сотрудничала с DFS, но является умозрительной.
источник: Francis L. Marshall und Wolfgang Mühlbauer «Technik. Messerschmitt Bf 109 T. Der Jäger für den Deutschen Flugzeugträger – Teil 3. Zurück in Norwegen» «Flugzeug Classic» 2015-06, Seiten 58-61
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-istoriya-neudavshihsya-palubnyh-istrebitelei-bf-109-t-03