В истории Второй Мировой войны относительно хорошо известно о самолетах, которые участвовали в боях на европейском ТВД и были захвачены противником. Французские самолеты с немецкими камуфляжем и опознавательными знаками, равно как и немецкие машины с французскими кокардами уже были героями ряда статей и книг. Однако судьба самолетов союзников, попавших в руки японцев, упоминается гораздо реже. Совершенно очевидно, что по сравнению с немцами японцы захватили значительно меньшее количество авиатехники союзников, да и период, в течение которого японцы могли захватывать самолеты противника, был коротким. Это было существенной причиной такого малого количества захваченных машин: японцы шли от победы к победе лишь несколько месяцев. Кроме того, в начале войны на Тихоокеанском ТВД военно-воздушные силы союзников количественно (за исключением Нидерландов) существенно уступали развернутым в Европе группировкам. Впоследствии у Империи Восходящего Солнца было гораздо меньше возможностей по захвату находящихся в удовлетворительном состоянии самолетов союзников…
Таким образом данная тема является малоизученной и полузакрытой, но, тем не менее, мы попытались собрать некоторую информацию и фотографии, чтобы выполнить это вызывающее серьезные трудности исследование. Это исследование до сих пор вызывает много вопросов, и возможно, что наши читатели помогут нам уточнить информацию.
Некоторые общие положения
Прежде чем подробно рассмотреть захваченные японцами самолеты нам представляется важным перечислить победы японцев на ранней стадии войны. Вкратце, после атаки Перл-Харбора японские войска атаковали британские владения, Филиппины (тогда «владение» США) и, наконец, Голландскую Ост-Индию. Большиство британских владений в Юго-восточной Азии (Гонконг, Малайзия, Сингапур и др.) и Голландская Ост-Индия быстро оказались в руках японцев. Так, например, Ява была захвачена 8 марта 1942 года, а над Сингапуром развивался флаг Императорского японского флота уже 15 февраля, в то время как бои на Филиппинах продолжались до мая 1942 года.
Большая часть «улова» японцев приходится на британские и голландские территории, в то время как на Филиппинах было захвачено лишь несколько самолетов (которые впоследствии нужно было восстанавливать). По дошедшим до нас сведениям из японских архивов более трехсот военных и гражданских самолетов (как целые машины, так и обломки) попали в руки японцев. И если на территории Голландской Ост-Индии японцами были захвачены 177 самолетов военного назначения, то об улове японцев на Филиппинах до сих пор было само известно.
Филиппины
Когда японцы напали на филиппинский архипелаг, их авиация с большим успехом атаковала американские аэродромы. Большим сюрпризом для американцев стала потеря в первые дни кампании большей части своей авиации, включая самые современные самолеты — Curtiss P-40 и Boeing B-17 — из числа находившихся на островах. На Филиппинах бои продолжались почти шесть месяцев, и японские войска смогли найти немного самолетов в летном состоянии.
Поэтому не удивительно, что на Филиппинах из числа захваченных японцами могли быть использованы только два тяжелых бомбардировщика Boeing B-17D (40-3069 и 40-3095 из 19-й бомбардировочной авиагруппы), причем эти машины были восстановлены за счет «каннибализации» оставшихся нелетными других машин. 8 декабря 1941 года оба четырехдвигателльных самолета были сильно повреждены в ходе налета вражеской авиации на аэродром Кларк-Филд (Clark Field) и после этого американцами не ремонтировались. Со своей стороны японцы, воспользовавшись обломками оставленных на аэродроме разбитых самолетов, смогли восстановить B-17. После восстановления эти два бомбардировщика были доставлены в Японию, где был представлен на нескольких выставках трофейной авиатехники союзников (в июле 1942 и апреле 1943 года).
Само собой разумеется, что технический институт Императорской армии самым тщательным образом изучил эти самолеты. Затем в июде 1942 года они использовались для обучения летчиков-истребителей ПВО. В частности один из бомбардировщиков Boeing B-17D совместно Ki-27 из 244-го сентая во время авиашоу, организованного на базе Тёфу (Chōfu), выполнили показательный воздушный бой. Другой B-17 (на этот раз модификации E) был захвачен в Голландской Ост-Индии и использован японцами (об этом самолете далее в статье).
Также на Филиппинах было захвачено несколько истребителей (Curtiss P-40 и Seversky P-35), но точное число пока установить не удалось. Истребителям P-40 японцы нашли применение, тогда как машины компании Александра Прокофьева-Северского, скорее всего, остались не у дел.
Сингапур и Голландская Ост-Индия
В конечном итоге в Сингапуре и на территирии голландских владений (в основном на островах Суматра и Ява) японцы захватили наибольшее число самолетов, о чем, кстати, свидетельствуют многочисленные фотографии. Небольшое количество машин, захваченных в Сингапуре, было восстановлено до летного состояния, хотя, возможно, среди них были трофейные самолеты с Явы.
В Сингапуре японцами были захвачены несколько поврежденных истребителей Brewster Buffalo, которые были отправлены на слом. Зато три скоростных двухмоторных бомбардировщика Glenn Martin 139 WH-3 из 1 и 2-VI.G.III военной авиации Королевской голландской Ост-Индской Армии (Militaire Luchtvaart van het Koninklijk Nederlands-Indisch Leger — ML-KNIL), направленные командованием в Сингапур для поддержки британцев, были отремонтированы японцами (включая машину M-576) и впоследствии были доставлены в Таиланд.
На аэродроме Палембанг 1 (Palembang 1), Суматра, британцы оставили два Lockheed Hudson, два Hawker Hurricane, два Brewster Buffalo (453-й эскадрильи) и несколько учебных Tiger Moth и Miles Master, в то время как голландцы бросили один связной Piper Cub. На момент захвата эти самолеты были в относительно хорошем состоянии, но затем были практически уничтожены в результате воздушных ударов союзников по этому аэродрому.
Наибольшее количество авиатехники было захвачено японцами на острове Ява, в котором находилась большая часть союзных войск. Японцами также были захвачены гражданские машины. Это были самолеты, эксплуатировавшиеся Королевской авиационной компанией Голландской Ост-Индии (Koninklijke Nederlandsch-Indische Luchtvaart Maatschappij — KNILM). Различные исследования (особенно голландских авторов) представляют следующую таблицу самолетов, захваченных в марте 1942 года японцами на Яве.
Тип самолета | Место захвата | Кол-во | Примечания | Национальная принадлежность |
Bristol Blenheim | Калиджати (Kalidjati) | 23 | в том числе 8 пригодных к полетам | Королевские ВВС (RAF) |
Lockheed Hudson | Андир (Andir) | 1 |
| Королевские ВВС Австралии (RAAF) |
Boeing B-17E | Джокьякарта (Djokjakarta) и Андир | 2 | в том числе 41-2471 | Авиационный Корпус армии США (USAAC) |
Glenn Martin 139 WH-1, 2, 3 и 3A | Диверс (Divers) | 18 | в том числе 12 в Андире: M523, M542, M549, M5105, M501, M502, M504, M507, M508, M509, M511, M513 | ML-KNIL |
Curtiss-Wright CW-21B | Андир | 2 | захвачены технической службой | ML-KNIL |
Curtiss-Wright CW-22/CW-22B | Диверс | 27(?) | в том числе 4 CW-22B (из 25 заказанных)в Магуво (Maguwo) | ML-KNIL |
Curtiss P-40E | Андир | ? | предназначались для переоснащения 1-VI.G.IV; 3 самолета были собраны | ML-KNIL |
Hawker Hurricane I | Калиджати и Андир | 2 | по одному на каждом аэродроме | ML-KNIL |
Ryan STM-2 | Калиджати | ? | в том числе R010, R026, R028, R044, R048 и R065. часть самолетов было в ящиках для эвакуации в Австралию | ML-KNIL |
Douglas DB-7B | Тасикмалая (Tasikmalaja) и Чилачьяп (Tjilatjap) | 1 или 2 | 6 доставлены на Яву 27.02.42 г. | Нидерландская авиационная служба ВМС (Marine Luchtvaart Dienst – MLD) |
Douglas DC-5 | Андир | 1 | PK-ADA | KNILM (гражданской) |
Brewster Buffalo | Андир | 7 | в том числе 2 из состава RAF | ML-KNIL |
Fokker F-XII | Семплак (Semplak) | 1 | PK-AFI | KNILM (гражданской) |
Grumman G-21a | Андир | 1 | PK-AKA | KNILM (арендован голландско-новогвинейской нефтяной компанией [Nederlandsche Nieuw Guinea Petroleum Maatschappij – NNGPM]) |
Большинство из этих самолетов после ремонта были отправлены в Японию, где приняли участие в нескольких выставках и публичных показах. Японские технические службы не стесняясь тщательно изучили захваченную авиатехнику. Японцы были особенно впечатлены компрессорами, установленными на B-17, поскольку они на протяжении всей войны серьезно отстсавали в этой области.
сверху вниз:
Douglas DC-5 (бывш. PK-ADA из KNILM) в испытательном центре авиации Императорской армии, Тачикава, Япония, 1942-1943 гг.
Douglas DB-7B (бывш. MLD) в испытательном центре авиации Императорского флота, Ацуги, Япония, 1944-1945 гг.
Lockheed Hudson (бывш. RAAF) в испытательном центре авиации Императорской армии, Андир, Ява, 1942 г.
Ryan STM-2 (бывш. ML-KNIL), захваченный в Калиджати (Ява) в марте 1942 года
снятая в 1942 году впечатляющая фотография летящего трофейного B-17D (все фотографии [если не указано иное] Мару [Maru])
на Филиппинах японские войска захватили некоторое количество истребителей Seversky P-35 (на фотографии трофейный P-35A 34-й истребительной авиагруппы). Представляется маловероятным, что самолеты данного типа летали с японскими опознавательными знаками (коллекция М. Люди [M. Ledet])
безмоторный B-17D на аэродроме Кларк-Филд. Вероятно именно эта машина была воостановлена японцами (коллекция М. Люди)
B-17D на аэродроме Тёфу. На этом аэродроме этот самолет использовался ждя обучения пилотов из частей ПВО, оснащенных Ki-27 и Ki-44
взлет B-17D с аэродрома Тёфу
в июле 1942 года неподалеку от Токио была проведена выставка трофейной авиатехники союзников. На переднем плане B-17D, за заднем плане одиночный Grumman G-2 из KNILM, также можно увидеть Glenn Martin и Hudson
семь Brewster Buffalo (включая два британских) были захвачены в Андире в марте 1942 года. На фотографии представлен B-339D (бывш. ML-KNIL) «2», чьи опознавательные знаки были грубо перекрашены
Boeing B-17D в прицеле кинофотопулемета выполнявшего учебный перехват японского истребителя. Японские пилоты многому научились во время имитации атак против этих самолетов, но бучившихся было слишком мало
Brewster Buffalo «1» на аэродроме Андир с нанесенным на фюзеляж хиномару
два Buffalo подготовлены к полетам; на переднем плане «2». Некоторые источники утверждают, что в Японию были доставлены четыре самолета этого типа, но до сих пор подтвержден захват только двух машин
Brewster Buffalo «1», но на этот раз в Японии в июле 1942 года; самолет подготовлен для показа японской общественности
две фотографии Hawker Hurricane Mk I (последнее серии) подготовлен к полетам; этот самолет принадлежал Нидерландам и оснащался тропическим фильтром
единственный захваченный японцами на Яве Lockheed Hudson; машина принадлежала RAAF и в марте 1942 года находилась в Андире
полностью перекрашенный Lockheed Hudson; обратите внимание на закрашенные на киле британские опознавательные знаки
две фотографии Curtiss P-40E, захваченного на расположенном на острове Ява аэродроме Андир. Самолет был восстановлен с помощью индонезийского технического персонала ML-KNIL
источник: Michel Ledet "Des avions alliés aux couleurs japanaise" Avion 109