Испытано в СССР. Средний бомбардировщик Martin B-26 Marauder

15

 Среди историков и любителей авиации о применении в СССР в годы Второй Мировой войны бомбардировщиков Martin B-26 Marauder ходят в основном непроверенные слухи, которые можно было бы причислить к авиационным мифам. Единственным реальным доказательством является утверждение финских авторов, утверждавших, что неизвестный бомбардировщик был сбит их истребителем. Самолет упал на территории, контролируемой финскими войсками, и по оставшимся от него обломкам был определен как Martin B-26B. Тем не менее, подробности поставки в СССР бомбардировщиков Marauder и их боевого применения окутаны непроницаемым туманом.

Только недавно нашей редакции удалось с помощью российских коллег открыть для себя сенсационную правду о применении в СССР бомбардировщиков Martin B-26 Marauder. Иван Апрелев – ведущий сотрудник ИРАОВВОВ (Исследование и реконструкция авиационных обломков времен Великой Отечественной войны), г. Санкт-Петербург – на время остановил работу по ремонту и приведению в летное состояние тяжелого бомбардировщика ТБ-3, предназначенного для авиационного музея славы. Помимо просьбы о сотрудничестве со стороны журнала L+K в поиске информации о бомбардировщиках Martin B-26 была другая уважительная причина: мощностей шлиссельбургского сталепрокатного завода имени М.В. Плеханова было недостаточно для поставки листов гофрированного металла для консолей крыла ТБ-3. Перед тем как появился дополнительный источник гофрированных листов металла (связано с отправкой Стивом Хинтоном [Steve Hinton] – директором расположенного в Китае сталепрокатнного завода – чека с солидной суммой), коллегам из ИРАОВВОВ удалось в нескольких архивах найти подробную информацию о B-26. Кроме того, в Мурманской области удалось обнаружить обломки русского Marauder-а!

Найденные в Мурманской области останки бомбардировщика B-26 Marauder

Найденные в Мурманской области останки бомбардировщика B-26 Marauder

По информации из архива до СССР не дошли один или два B-26; всего же в страну было поставлено 22 машины данного типа. Сначала в мае 1943 года в расположенный в Ахтубинске НИИ ВВС были доставлены два бомбардировщика модификации B-26B-2. Здесь машины прошли серию испытаний, которые подтвердили известные особенности самолетов данного типа: высокие летные характеристики и одновременно значительную техническую сложность самолета, большое количество отказов и далеко не идеальную управляемость.

По результатам испытаний было рекомендовано не заказывать бомбардировщики Marauder в больших количествах, как неподходящие для строевых частей ВВС РККА. В отчете по испытаниям было сказано, что самолеты данного типа могут успешно применяться в элитных подразделениях для проведения специальных операций.

B-26B-2 в Ахтубинске

B-26B-2 в Ахтубинске

Осенью того же года начали разворачиваться другие события. Британский военно-морской атташе уже давно просил советское командование, чтобы вооруженные силы СССР активно участвовали в пока еще не слишком эффективных усилиях британской стороны по нейтрализации опасности со стороны немецких надводных кораблей. Речь в первую очередь шла о линкоре «Тирпиц» и тяжелом крейсере «Шарнхорст», которые базировались в северной Норвегии и угрожали конвоям в северные порты Советского Союза. Советское руководство признало, что британский запрос оправдан, и, следовательно, было принято решение проявить некоторую инициативу.

Проблемы возникли, когда Северный флот начал предпринимать меры. Было установлено, что у флота нет никаких средств, которые могли бы угрожать немецкой броне. Слабый уровень подразделений фактически не выпускал их в море, подводные лодки не могли попасть к закрытым причалам Альтен-фиорда, бомбардировщики Пе-2 и штурмовики Ил-2 имели недостаточную дальность полета, A-20 Boston имели малую грузоподъемность, а Ил-4 относились к частям авиации дальнего действия. Попытка атаковать хорошо защищенную гавань на немногих оставшихся Hampden-ах была чистым самоубийством.

К счастью, кто-то вспомнил о докладе НИИ ВВС, и американской военной миссии был срочно доставлен запрос на поставку двадцати бомбардировщиков B-26. Американская сторона отреагировала почти мгновенно. На авиационном заводе было взято несколько экземпляров, другие были исключены из поставок Южно-Африканским ВВС; остальная часть заявки была удовлетворена за счет войск, дислоцированных в Соединенных Штатах. В течение месяца самолеты группами по пять машин выполнили перелет по сибирскому маршруту через Аляску и Берингов пролив.

Все самолеты (B-26F-6 42-96359 разбился под Новосибирском во время перелета) были собраны на расположенной под Мурманском авиабазе Полярное, после чего началась переподготовка выбранных экипажей 24-го МТАП (командир майор Н.П. Чужевский). Во время переподготовки экипажи старшего лейтенанта Д.У. Ракова (B-26B-55 42-96287) и капитана С.О. Бакевича (номер самолета неизвестен) разбились. Также был поврежден ряд других машин.

Майор Чужевский и капитан Бакевич на фоне B-26B-2; Полярное

Майор Чужевский и капитан Бакевич на фоне B-26B-2; Полярное

Для возмещения потерь из НИИ ВВС было доставлены два B-26B-2 (один из них имел номер 41-17863). После двух месяцев обучения 3-я эскадрилья 24-го МТАП была готова к действиям против немецких кораблей. Однако ситуация кардинально изменилась: тяжелый крейсер «Шарнхорст» был потоплен в новогоднем бою с британскими кораблями, а линкор «Тирпиц» получил тяжелые повреждения в результате атаки британской подводной мини-лодки. Основной причины приема бомбардировщиков Martin B-26 на вооружение авиации Северного флота больше не стало.

Сложные для советских экипажей самолеты с большим количеством дефектов (как врожденных, так и ставших результатом «нежного» обращения советских механиков и суровых условий Заполярья) не пользовались популярностью в ВВС Северного флота, отдававшим предпочтение гораздо более подходящим бомбардировщикам B-25 Mitchell, которые поставлялись по ленд-лизу в значительно больших количествах.

Это определило недолгое боевое применение B-26. В рядах ВВС Северного флота они выполнили несколько постановок мин и бомбовых ударов по целям в Ботническом заливе. От атак финских истребителей были потеряны два самолета. В течение нескольких недель все машины были практически доведены до нелетного состояния. После окончания войны бомбардировщики были отправлены на слом. Один фюзеляж, якобы, до середины шестидесятых годов использовался в Полярном в качестве клуба комсомольской организации. На этом история применения в СССР бомбардировщиков Martin B-26 Marauder практически закончилась.

В сентябре прошлого года группе ИРАОВВОВ удалось найти и извлечь обломки B-26B-55 42-96287. После испытаний ТБ-3 организация планирует начать восстановление американского бомбардировщика.

Журнал L+K благодарит за помощь Ивана Пантелеймоновича Апрелева из ИРАОВВОВ за помощь в подготовке статьи.


источник: VÁCLAV NĚMEČEK «Maraudery v SSSR» // L+K 07-2000, с. 64 (472)

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account